Тематический семинар для педагогов «Учение с увлечением» (использование инструментов технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ)
методическая разработка (подготовительная группа)

Тематический семинар для педагогов «Учение с увлечением»

(использование инструментов технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ)

 

Цель семинара: научить педагогов использовать метод каталога  в образовательном процессе.

Алгоритм семинара (хронологическая запись с пояснениями)

Микроцель: сформировать мотивацию педагогов на восприятие новой информации, исходя из личной позиции: «Да, это мне нужно!»

Ведущий: Каждый думающий и, тем более, творящий педагог использует ежедневно различные приемы и способы, чтобы привлечь и удержать внимание детей, активизировать их деятельность в образовательном процессе. Несколько лет практики дают возможность накопить такие приемы и собрать их в свой «маленький сундучок», к которому педагог обращается в случае появления педагогической проблемы или профессиональной задачи. Попробуем мысленно обратиться к таким приемам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_seminar_dlya_pedagogov.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический семинар для педагогов «Учение с увлечением»

(использование инструментов технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ)

Цель семинара: научить педагогов использовать метод каталога  в образовательном процессе.

Алгоритм семинара (хронологическая запись с пояснениями)

Микроцель: сформировать мотивацию педагогов на восприятие новой информации, исходя из личной позиции: «Да, это мне нужно!»

Ведущий: Каждый думающий и, тем более, творящий педагог использует ежедневно различные приемы и способы, чтобы привлечь и удержать внимание детей, активизировать их деятельность в образовательном процессе. Несколько лет практики дают возможность накопить такие приемы и собрать их в свой «маленький сундучок», к которому педагог обращается в случае появления педагогической проблемы или профессиональной задачи. Попробуем мысленно обратиться к таким приемам. Например,

Задача первая: как сделать так, чтобы ребенок сам хотел познакомиться с цифрами, буквами, звуками?

Задача вторая: как сделать так, чтобы без прямого указания педагога об упражнении (примере) дети сами смогли найти, запомнить или захотели это сделать?

Задача третья (но не последняя): как педагог, управляя произвольным и непроизвольным вниманием детей, избавится от чётких указаний: «Посмотрите!» или «Внимание!».

В такой формулировке задачи не кажутся простыми, но и не стали сложными, но мы попытаемся найти ответы на них.

Ведущий: Теперь вы, помогая друг другу соблюдать алгоритм метода каталога, решите первую задачу:

Как сделать так, чтобы ребенок сам захотел познакомиться с (какими-либо) буквами  алфавита или цифрами?

Участник 1: Перед нами задача - познакомиться с гласными буквами русского алфавита (занятие по обучению грамоте). Надо взять случайный объект.

Участник 2: Пусть будет ромашка!

Участник 1: Ромашка какая?

Участник 3: Живая.

Участник 4: Белая.

Участник 5: Желто-сердечная.

Участник 6: Растущая.

Ведущий: А давайте представим, что мы действительно принесли в группу ромашки. Раздали (на время) каждому ребенку по одной ромашке и таким образом дали возможность ее понюхать, потрогать, исследовать.

Участник 1: Шершавая.

Участник 2: Пахнущая.

Участник 3: Гладкоствольная.

Ведущий: А теперь можно по разному «подавать» эти буквы. Можно в первом варианте самому воспитателю показывать выбранную им букву, например букву «А», и говорить: «Вот ее и надо оживить, ведь вы только что со своей помощницей ромашкой сказали, что она живАя!

Участник 2: А можно подвести ребят ко второму туру исследования, что все слова-помощники, которые им помогла найти ромашка, спрятала в себя те буквы, которые сегодня и придут с ними знакомиться.

Ведущий: А завершить такое занятие-фантазию можно обратным применением метода каталога — спросить у ребят: «А буквы, которые вы сегодня узнали, какие? Веселые, яркие, дружные, познавательные?» И, чтобы замкнуть цепь (делая «свертывание» информации на образ  ромашки), переведя эти слова на ромашку: «Так ведь буквы сказали не про себя, а про ромашку! Это она у нас сегодня веселая, яркая дружная!» можно дать творческое задание — нарисовать живую букву, сделать шершавую букву «А» и т.д.

Ведущий:

Опираясь на приведённый  пример, еще раз повторим алгоритм метода каталога.

  1. Всегда ставится задача (проблема).
  2.  Выбирается случайная система (объект).
  3.  Подбираются несколько определений к случайной системе.

4. Определения направляются на задачу (проблему) для создания необычных словосочетаний, чтобы найти в переборе ответ.

Ведущий семинара:

Какой вывод можно сделать после таких результатов  и предложений? Только один: участники тренинга — творцы! Только теперь настала очередь посмотреть на нашу профессиональную деятельность через волшебную призму метода каталога.

Контроль или обратная связь

Микроцель: оперативно проверить уровень усвоения содержания семинара.

Подцель: выявить проблемы для дополнительных индивидуальных или групповых консультаций по содержанию семинара.

Ведущий: Предлагаю проверить свои знания по новой теме, выбрав правильный ответ в тесте.  

Тест

  1. Когда был опубликован метод каталога (выбрать год)?

а)     1962,    б)        1928,    в)        2002,    г)        1926.

        2.         Второй шаг в алгоритме построения метода каталога требует:

а)     определить проблему;

б)        найти определения к выбранной системе;

в)        выбрать случайную систему;

г)        соединить определения от случайной системы с задачей.

       3.            Кто является автором метода каталога:

а) Ч. Вайтинг;  б) Ф. Кунце; в) Г.С. Альтшуллер; г) Ю.П. Саламатов.

      4.        Метод каталога:

а)        активизирует мышление;

б)        дает нестандартные варианты решения;

в)      является улучшенным вариантом метода проб и ошибок;

 (примечание: выделенный текст является правильным ответом.)

Задание для самостоятельной работы, или Пища для размышления

Микроцель: способствовать самореализации педагога в творческом процессе.

Подцель: провести дополнительный контроль по выявлению уровня освоения содержания семинара.

Ведущий: Домашнее задание превращается в домашнюю творческую работу. Надо выбрать только одну педагогическую задачу, опираясь на свой профессиональный опыт, ситуацию, проблему (например, как привлечь внимание воспитанников к книгам; или как решить задачу быстрого «переключения» внимания ребят с одного пособия на другое и т.д.) и с помощью метода каталога попробовать ее решить. Сделать письменный набросок, опираясь на схему. Основные предложения по решению дать в виде краткого списка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение к семинару Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно–образовательном процессе МБДОУ

Закаливание — это система процедур, направленных на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции  организма и под влиянием которых повышается сопротивляемость организма неблагопр...

Мастер – класс Тема: «Использование технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ».

Целевые ориентиры ставят перед нами задачу развития способного, инициативного, самостоятельного ребенка, обладающего развитым воображением.А вот как развить данные качества, сегодня этот вопрос, перед...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Применение социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»

   Семинар-практикум для педагогов на тему:      «Применение социо-игровой технологии  в воспитательно-образовательном процессе        ...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Применение социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»

Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками.Авторы социо-игровой технологии – Е.Е. Шулешко, В.М. Букатов, (организация образовательной деятельности с ...

Использование технологий ТРИЗ в образовательном процессе

Мастер- класс для педагогов по использованию технологий ТРИЗ в образовательном процессе...

Семинар-практикум для педагогов "Использование ИКТ-технологий в воспитательно-образовательном процессе"

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации....

ГЦРО Диплом Использование технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ

Лауреат районного этапа конкурса проектов "Инновации в образовании в номинации" Обеспечение процесса реализации ФГОС"...