Загнанных лошадей пристреливают или "Польза вреда".
методическая разработка на тему

Моисеева Татьяна Александровна

Профилактика выгорания педагогов и психологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagnannyh_loshadey_pristrelivayut.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

 

             Загнанных лошадей пристреливают

                           или  Польза вреда

(психологическая игра по профилактике  эмоционального выгорания у  

                                    педагогов и психологов)

Цель игры: поиск ресурсных состояний и способов,

противодействующих эмоциональному выгоранию.

В игре могут принимать участие педагоги-психологи, воспитатели ДУ,

учителя школ. Не стоит объединять представителей этих профессий в одну группу – на этапе актуализации факторов, обусловливающих появление состояния эмоционального выгорания, в многосоставной группе трудно будет выйти на решения.

Необходимые материалы:

 2 теннисных мяча;

 бумага;

 ножницы;

 карандаши или фломастеры;

 конфеты с «секретом» в вазочке;

 воздушные шары;

 скотч;

 магнитофон.

Продолжительность игры – 2- 2,5часа.

Для игры ведущему целесообразно подготовить пространство: помещение

условно делится на три зоны: деловая, игровая и творческая.

В деловой зоне нужно расставить столы и стулья неподалеку от классной доски так, чтобы, расположившись за ними, участники могли оказаться в рабочей, формализованной, «производственной» атмосфере. Для усиления впечатления эту часть помещения можно оформить листами с различными надписями делового характера: «Режим работы», «Расписание»,  «План работы с…», «Программа реализации…» и т.п.

Игровая зона остается пустой (или, если это возможно, в ней вдоль стены могут стоять лавочки как в спортзалах школ, которые быстро можно поставить, например, треугольником), так как разминки, в основном, двигательного характера, а для решения задачи тоже можно остаться стоять или предложить присесть на лавочки.

В творческой зоне также столы со стульями в неформальной расстановке.

На столах карандаши, пластилин, не надутые шары, скотч, бумага и.т.п. Эту зону важно сделать насыщенной красочными элементами – цветные ленты, цветовые пятна на растяжках, яркие предметы, например, если в учреждении имеются крупные объемные геометрические фигуры – кубы, шары – ими хорошо было бы украсить это пространство.

Вся игра состоит из 5 частей:

1. Погружение, создание атмосферы, знакомство.

2. «Гонки».

3. Актуализация факторов, обусловливающих состояние эмоционального

выгорания.

4. Поиск ресурса.

5. Рефлексия.

Часть 1. Погружение, создание атмосферы, знакомство

Ведущий: у людей помогающих профессий высок шанс оказаться в

стрессовой ситуации. Из-за постоянного, длительного стресса развивается

синдром эмоционального выгорания: появляется чувство усталости, которое сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Далее неизбежно происходит изменение поведения человека, наступают психосоматические реакции, переходящие в серьезные заболевания, и как итог -потеря смысла жизни и внутреннее разрушение.

Синдром эмоционального выгорания имеет следующие признаки: чувство безразличия, эмоциональное истощение, изнеможение (человек не может работать так, как это было прежде); дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); негативное самовосприятие в профессиональном плане (ощущение недостатка профессионального мастерства).

Стресс с одной стороны работает на разрушение психики, с другой – вынуждает остановиться, разобраться – в чем причина – как сделать по-другому, как улучшить качество своей жизни. То есть –- можно найти в личностном арсенале какие-то средства и методы, позволяющие снивелировать разрушительную силу стресса.

  Сейчас вам предлагается принять участие в игре под названием

«Загнанных лошадей пристреливают или Польза вреда».

Упражнение «Знакомство»

Это действие целесообразно проводить в игровой зоне. Выходит, что все будут стоять. В этом нет ничего страшного – сразу за знакомством будут предлагаться упражнения, для выполнения которых нужно свободное пространство.

Предлагается назвать свое имя и сказать, чем больше всего нравится

заниматься.

Часть 2. «Гонки»

Цель – быстрой сменой заданий и оценочными суждениями ведущий

стремится создать атмосферу нагруженности, эмоционального и

интеллектуального пресыщения. В этой части фоном к упражнениям может вучать ритмичная тревожная музыка.

Ведущий: есть время, которое нам не принадлежит. Мы отдаем егодругим людям, работе, обстоятельствам, делам. Мы тратим себя, тратим,отдаем и растрачиваемся. Мы бежим, мы не имеем возможности оглянуться, мы обижаемся и сердимся. И в какой-то момент приходит ощущение, что

меня загнали, что больше я так не могу…

Я не могу спешить…

Я не могу делать то, что не могу

Я не вижу смысла в том, что происходит

Жизнь бессмысленна

Мне не на кого опереться

Дела мои – чем дальше, тем хуже

Я соревнуюсь с собой.

Ведущий предлагает образовать две команды и следующее упражнение

проводится в командах (вносится элемент соревнования – какая команда

быстрее).

Упражнение «Построение по ранжиру»

Участники подгрупп должны встать в шеренгу. По команде ведущего за минимальное время они должны молча перестроиться: по цвету глаз, по цвету

волос, по росту (с закрытыми глазами), по дням рождения от 1 января до 31

декабря (нельзя говорить и показывать числа на пальцах и рисовать цифры в

воздухе) и другим признакам.

Ведущий каждый раз должен четко обозначать, с какой стороны должны

встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой — «с

самыми темными».

 

Упражнение «Пишущая машинка»

   Цель в данном случае – создать ситуацию отсутствия успешности для

участников. Участники стоят в кругу. Делят между собой буквы алфавита. Может быть так, что каждому участнику достаются 2-3 буквы. Запоминают. Затем ведущий предлагает прохлопать известное всем четверостишие, заменяя свою букву  хлопком. Важно договориться, что в местах пробелов между словами все

хлопают одновременно. Для усиления эффекта можно играть на выбывание – ошибающиеся покидают круг. Обсуждение не проводится.

 

Часть 3. Актуализация факторов, обусловливающих состояние

эмоционального выгорания

Переход в деловую зону. Ведущий предлагает всем сесть за столы,

рассмотреть то, что располагается вокруг участников, попытаться погрузиться в рабочую атмосферу: «Вы собираетесь идти домой с работы, на вашем рабочем месте есть какой-то предмет. Найдите его в своем воображении.

…А теперь от лица этого предмета опишите состояние его хозяйки, т.е. ваше».

Цель: актуализация состояния, с которым участники уходят с работы.

Упражнение «Список проблем и решений»

1. Ведущий предлагает в тех группах, которые образовались за

столами, сформулировать список основных проблем, от которых участникииспытывают стресс на работе. (10 мин).

2. Представителю первой группы предлагается назвать трудности

(записываются на доске). Представители других групп дополняют список.

Примечание: целесообразно совместно этот список проанализировать:

сократить число пунктов (опыт показывает, что группе удобно работать со списком, включающим 7-11 пунктов).

3. Ведущий предлагает обсудить в подгруппах следующее: что

целесообразно сделать, чтобы эти трудности преодолеть, сделать так, чтобы

они не являлись стрессогенными.

Примечание: обычно, в процессе обсуждения возможностей участники

группы выходят на понимание того, что многие стрессы зависят от собственной

способности к самоорганизации, от влияния личностных отношений,

вносимых в производственные, от неоправданного ожидания

«поглаживаний» и необоснованного перфекционизма.

Часть 4. Поиск ресурса

Цель: актуализировать представления о ресурсной деятельности, ресурсные

состояния.

Упражнение « Ловец блага»

Ведущий: легче выживают те люди, которые во всем, что бы с ними нипроисходило, находят положительные стороны. Речь идет не о самообмане, а о том, чтобы во всем видеть хорошее. Есть положительное у дождя - онприбивает пыль, воздух становится чище. Поливает все живое -растительный мир предстает во всей красе. Дождь смывает грязь с улиц,

наполняет водой канавки в саду - теперь ее надолго хватит для полива.

Благодаря дождю вы можете, наконец-то, заняться насущными домашними

делами. Когда идет дождь хорошо читается, спится и т.д. Дождь

благотворно влияет на качество подземных вод - значит, не нужно искать

мастера, чтобы углубить колодец. От дождя растут грибы, лучше клюет

рыба. И еще - кое-кто перестанет придираться к тому, что вы моете машину

водой из водопровода. Так во многих вещах и явлениях можно найти плюсы.

Например, какие можно найти плюсы в опоздании на работу?

А теперь у нас есть трудности, стрессогенные факторы которые мы

отметили на доске. Давайте их переведем в позитив. Что есть позитивное в

этих стрессогенах, что они дают вам?

Группы некоторое время работают и затем предлагают свои решения.

Ведущий: посмотрите еще раз на этот список, вспомните все, что

предлагалось для нейтрализации этих факторов. Возможно, вы обнаружите вэтих списках то, что пригодится именно вам….Возможно, что-то осталось ини одно предложение не подходит к силе вашего стрессогена… Мы сейчас

продолжим работу с отношением к тому, что создает сложности в вашей жизни.

Переход в творческую зону. Ведущий предлагает участникам

расположиться в новом пространстве, почувствовать себя в нем, рассмотретьвсе, что их окружает. (На этом этапе также может звучать музыка – она может быть позитивно-медитативного характера).

Упражнение «Настроение»

Ведущий: возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги.

Вспомните ту из своих трудностей, которую вы не можете изменить.

Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет – линии, цветовыепятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением, мыслями о том, что вы не можете изменить. Попробуйте представить, что вы переносите ваше настроение на

бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с вашей стороны.

После этого ещё раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая своё состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте его в урну. Что-то с вами произошло? Может, что-то изменилось? Кто хочет поделиться?

Упражнение «Шары усталости и стресса»

Ведущий: если осталось еще впечатления тяжести от действия

стрессогена, давайте вдуем это состояние в воздушные шары изо всей нашей силы. Представьте себе, что с каждым вашим выдохом в шар уходит то, чтоне дает вам покоя…

Задания:

- вдуть усталость и тревогу;

- сделать скульптуру стресса по подгруппам;

- сразиться со «стрессом», предварительно обменявшись скульптурами.

Упражнение «Подарки»

Ведущий: когда говорят о поражениях, то рядом ставят слово «горечь», когда о победах – «сладость». Если считать нашу сегодняшнюю работумаленькой победой, то можно получить награду – конфету. Только конфета не простая – под каждым фантиком написаны помогающие качества и

позитивные мысли. Конфету можно вытащить из вазочки.

Участники вытаскивают конфеты, разворачивают их, прочитывают то, чтонаписано на бумажках. Можно предложить зачитать это для всех. Список возможных качеств и позитивных мыслей

Активность

Живость ума

Как все здорово!

Все под контролем!

А я - жизнерадостный пофигист!

Все плохое проходит

Жизнь прекрасна!

Часть 5. Рефлексия

Эта часть обычно получается весьма спонтанной, так как участники могут

оказаться в любой зоне. Лучше заканчивать в творческой или активной зоне,

предложив на некоторое время присесть на стулья и предложить подумать и

ответить на вопрос: что получили сегодня в процессе совместной работы?__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно – речевого занятия "Вред и польза жевательной резинки"

Цель данного занятия: познакомить детей с историей жевательной резинки, влиянием её на организм человека; воспитывать познавательный интерес к окружающему миру и осознанную потребность в правильном пи...

Консультация для родителей «Телевизор – это польза или вред?»

Телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже при самом дозированном просмотре многие детишки становятся его заложниками. Теле- и видео продукция является частью их мира, и компетентность в вопросах...

О пользе и вреде витаминов.

Консультация для родителей...

Детский познавательно-исследовательский проект "Мороженое: вред или польза?" (подготовительная группа)

Мороженое – очень древнее лакомство. О нем говорят очень много, особенно летом. В честь него организовываются конкурсы и праздники. Его любят и взрослые и дети, причем, достоверно неизвестно, кт...

Конспект занятия по экологии с использованием моделирования "Польза - вред"

В данном занятии с помощью моделирования дети познаютвзаимодействие человека и леса.Выясняют пользу и вред от этого взаимодействия....

«Степ-аэробика: польза, вред, эффективность для похудения, упражнения из степ-аэробики.»

Степ-аэробика — это низкоударная кардио-тренировка, в основе которой лежат простые хореографические движения на специальной возвышенности (степ-платформы). Степ-аэробика является очень популярны...