«Расширение социального пространства детского сада через развитие взаимодействия ДОУ с социумом, как залог успешной реализации ФГОС ДО»
статья на тему

Доклад опрактике работы ДОУ с  социальными партнёрами с целью обогащения знаний, умений детей в различных видах спорта, искусства, художественного творчества,  развиваем личностные качества.

 Подготовка жизнеспособного, свободомыслящего и активнодействующего человека – гражданина новой России может осуществляться только в условиях социального партнерства.

Организация сотрудничества с социумом формирует устойчивую систему ценностей ребенка выступающих в качестве внутренних регуляторов его поведения в любых ситуациях, делает успешной подготовку к школьному обучению, оптимизирует взаимодействие взрослого и дошкольника, способствует успешной социализации личности дошкольника, дает возможность реализации личностно ориентированного подхода к воспитаннику, совершенствует профессиональную компетентность педагога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл социальное партнёрство36.33 КБ

Предварительный просмотр:

Окружной семинар для руководителей ДОО

Тема: «Расширение социального пространства детского сада

через  развитие взаимодействия ДОУ  с социумом,

 как залог успешной реализации ФГОС ДО»

Подготовил: руководитель СП «Детский сад № 42»

 ГБОУ ООШ № 18 г. Сызрани

Заболотских Юлия Александровна


Современное образование находится на новом этапе развития - идет его модернизация. Этому способствуют экономические и социальные перемены, происходящие в обществе.  Важный показатель эффективности модернизации российского образования – повышение открытости сферы образования. Расширение общественного участия в формировании образовательной политики рассматривается как приоритет развития образования во всех стратегических документах российского образования двух последних десятилетий:

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ,
  • Федеральная целевая программа развития образования,
  • Государственная программа развития образования,
  • Федеральный закон «Об образовании»,
  • ФГОС.

В программе развития ДОО делается акцент на качество, инновационность и открытость. Понятие «открытое дошкольное учреждение» включает широкий спектр признаков. Открытое дошкольное учреждение – это, прежде всего, «окно в мир»; оно открыто для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти. Наше дошкольное образовательное учреждение является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Оно:

  • предоставляет широкий спектр образовательных услуг.
  • осуществляет взаимодействие со средой;
  • гибко реагирует на изменяющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы;

При этом задействованы два направления:

  • использование средств и возможностей детского сада;
  • взаимодействие педагогического коллектива с различными социальными институтами

Открытость образовательной организации требует перехода от монолога к конструктивному диалогу во взаимоотношениях между представителями образовательного сообщества и потребителями образовательных услуг. Такой диалог не может состояться без создания системы информирования о деятельности организации всех участников образовательного процесса, социальных партнёров ОУ и широкой общественности. С возникновением и бурным развитием информационных технологий открылись новые возможности для повышения качества информационного обмена между ДОО и социумом.  Одним из наиболее эффективных инструментов, обеспечивающих информационную открытость ДОО, является сайт ОУ и публичные доклады, цель которых заключается в информировании и получении обратной связи для достижения тесного взаимодействия, партнёрских отношений ОУ с родителями и социумом в вопросах гармоничного развития ребёнка.

Сайт учреждения – основная и самая главная форма общения, содержащая наиболее объёмную и важную часть информации об учреждении, цель которой – информирование общественности о деятельности ДОУ, создание и развитие единого информационного пространства. Сайт несёт

  • Образовательно-воспитательную,
  • Консультативную,
  • Новостную,
  • Справочную,
  • Просветительскую и другие виды информации.

Сайт нашего учреждения содержит в себе следующие разделы:

  • Новости,
  • Нормативная документация,
  • Ссылки на полезные сайты,
  • информация об администрации и пед. Коллективе
  • контакты ОУ, режим работы,
  • образовательный ресурс,
  • странички педагогов и специалистов, (так же персональные сайты в НС портале)
  • обратная связь (форум, гостевая книга)

Наше учреждение не стоит на месте, мы находимся в режиме развития и в наших ближайших планах создание на сайте онлайн-журнала, как источника информации образовательного, методического и воспитательного характера, а так же создание коллекций выступлений, материалов и творческих работ воспитанников и педагогов, создание медиатеки. Так же в планах у нас дальнейшая реализация проекта «Книга Памяти», - перевод её из печатного формата в онлайн-формат, с возможностью дополнения  и привлечения широкой аудитории.

Если ДОО хочет, чтобы представители широкой общественности узнали о её достижениях, планах, необходимо ежегодно готовить публичный доклад – важнейший инструмент обеспечения информационной открытости и прозрачности деятельности. В письме Минобрнауки России от 28.10.2010. № 13-312 «О подготовке Публичных докладов» публичный доклад рассматривается как аналитический документ в форме периодического отчёта ОУ перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития ОУ.

Цели Публичного доклада:

  • обеспечение информационной основы для организации диалога и согласования целей участников образовательного процесса
  • информирование потребителей образовательных услуг о приоритетных направлениях развития ДОО, планируемых мероприятиях и ожидаемых результатах деятельности

В своём ежегодном публичном докладе мы делаем акцент на условиях реализации ФГОС ДО. Это и кадровые,  и методические, и психолого-педагогические,  и материально-технические, и финансовые условия, о которых мы  информируем общественность.

Для детского сада в условиях внедрения ФГОС ДО  очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения еще не до конца осознаются и используются образовательными учреждениями. Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.

Для того чтобы понять, как максимально полно использовать потенциал социального партнерства в условиях введения ФГОС ДО, руководству дошкольного образовательного учреждения необходимо

  • четко осознавать миссию и ценности конкретного ДОУ, цели его развития и возможности привлечения социальных партнеров для их достижения;
  •  владеть методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами;
  •  предвидеть возможные результаты партнерства для развития ДОУ, повышения качества образовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной деятельности  совершенствование процесса социального и личностного становления дошкольника).

Установление прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования является одним из путей повышения качества дошкольного образования. Я считаю, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования.

Коллектив нашего детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов:

  • учета запросов общественности,
  • принятия политики детского сада социумом,
  • формирования содержания обязанностей детского сада и социума,
  • установления коммуникаций между детским садом и социумом
  • сохранения имиджа учреждения в обществе.

Работая в таких условиях, мы создаём возможность расширять культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.

В сотрудничестве с социальными партнёрами мы обогащаем знания, умения детей в различных видах спорта, искусства, художественного творчества, учим делать правильный выбор по интересам, развиваем личностные качества.

Практика работы нашего учреждения с социальными партнерами показывает, что подготовка жизнеспособного, свободомыслящего и активнодействующего человека – гражданина новой России может осуществляться только в условиях социального партнерства. Организация сотрудничества с социумом формирует устойчивую систему ценностей ребенка выступающих в качестве внутренних регуляторов его поведения в любых ситуациях, делает успешной подготовку к школьному обучению, оптимизирует взаимодействие взрослого и дошкольника, способствует успешной социализации личности дошкольника, дает возможность реализации личностно ориентированного подхода к воспитаннику, совершенствует профессиональную компетентность педагога.

Приоритетным направлением сотрудничества является: создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ базовой культуры личности, творческого потенциала, воспитанников, подготовка ребенка к жизни в современном обществе

  Выбор наиболее оптимальных для нас форм,  раскрывающих творческий потенциал участников, опирается на несколько факторов:  

  • учет интересов и склонностей, творческих предпочтений  детей;
  • реальное сопоставление своих возможностей с предлагаемыми условиями проведения;
  • соответствие тематики мероприятия возрастным особенностям детей;
  • смежность темы выставки, конкурса с лексическими темами, реализуемыми в ДОУ, социальной действительности, окружающей ребенка-дошкольника.

Социальными партнерами в воспитании и развитии детей нашего ДОУ являются:

  • семья;
  • образовательные учреждения: ГБОУ ООШ № 18 г. Сызрани, «ГК» г.Сызрани
  • культурно-общественные учреждения: детская  библиотека № 6 им. И.Крылова, Дом культуры «Строитель», «Краеведческий музей г.о. Сызрань»;
  • медико-оздоровительные организации: детское поликлиническое отделение ГБУЗ СО ЦГБ № 2.
  • СТЭЦ
  • ГИБДД
  • МЧС

       Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию ребенка и конкретной деятельности. Организация социокультурной связи между детским садом и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.

 Поскольку о качестве дошкольного образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствуют здоровье сберегающая и здоровье укрепляющая составляющие, одной из задач педагогического коллектива является налаживание тесного сотрудничества детского сада с детской поликлиникой. Построено четкое взаимодействие этих институтов детства: с одной стороны, врач-педиатр, информирует родителей и педагогов о необходимости оказания помощи детям, с другой - медсестра детского сада активно включается в деятельность поликлиники. Медицинский персонал контролирует физическую нагрузку на занятиях, которая варьируется в соответствии с состоянием здоровья и темпом физического развития ребенка на основе медицинских показаний и наблюдений за самочувствием. В тетрадях здоровья прослеживается физическое и психическое состояние ребенка с момента поступления в детский сад до выпуска в школу: антропометрия, динамика заболеваемости, переход из одной группы здоровья в другую, данные осмотра врачами и педагогами-специалистами.

Взаимодействие детского сада и школы носит гуманистический характер, основывается на взаимопонимании, сотрудничестве, доверительности. Нами разработана стратегия совместных действий по развитию познавательной активности ребенка, творческих способностей, инициативы и самостоятельности, коммуникативности, любознательности, исследовательского интереса, ответственности, произвольности, которые являются основаниями преемственности для дошкольного учреждения и начальной школы. Методическую работу координируют совместные педагогические советы, участниками которых являются учителя, воспитатели, медицинские работники, педагог-психолог. На них рассматриваются проблемы развития связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, ФЭМП, серьезное внимание уделяется таким направлениям работы:

  • развитие любознательности у дошкольников как основы познавательной активности будущего ученика, познавательная активность будет выступать не только необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивать его интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.
  • развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной.
  • сформированность способностей ребенка перед вхождением в школьную жизнь к пространственному моделированию; использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей.
  • через использование сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, детского экспериментирования достижение сформированности у старших дошкольников и первоклассников творческого воображения как направления интеллектуального и
    личностного развития ребенка.
  • сформированность у старших дошкольников и первоклассников коммуникативных навыков (умение общаться с взрослыми и сверстниками) как необходимого условия успешности учебной деятельности

методической и образовательной работы мы проводим экскурсии, совместные досуги, праздники, мероприятия по профилактике ДДТТ

 Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры мы установили тесные связи с  филиалом № 6 ЦБС г. Сызрани. Данное учреждение в своем пространстве совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности. Тесное взаимодействие работников библиотеки и воспитателей дошкольного учреждения позволяет добиться эффективного педагогического результата. Мы организуем экскурсии в библиотеку различной тематической направленности, литературные чтения, всевозможные конкурсы (чтение стихов,  творческие конкурсы, выставки книг, рисунков и т.п., кроссвордов)

     Задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников успешно решаются в процессе приобщения детей к театральной и музыкальной культуре, развития представлений о различных жанрах искусства. Сотрудничество с ДК «Строитель» позволяет развивать творческие способности наших воспитанников, привлекая их к участию в различных представлениях, концертах, создавая для них настоящий праздник. В этом году коллектив нашего ДОУ  «Воробушки» стал победителем городского конкурса  детской песни Мы маленькие звёзды. Как победители, наши дети приняли участие в городском празднике Мороженого.

      Разорвав нить с православием в начале прошлого столетия, наше общество потеряло духовную связь времен. Когда от дедов крупицы духовной мудрости переходили к внукам, свято соблюдавшим традиции веры и благочестия. За все эти годы в нашей стране, утеряно, то, что прежние поколения впитывали с детства и потом становилось естественными правилами поведения: любовь к ближним, учтивость к старшим, сострадание и милосердие к немощным и больным. Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. К сожалению, мы не сотрудничаем на постоянной основе с различными духовными организациями, т.к. образование в нашей стране носит светский характер. Но, учитывая то, что Рождество Христово является государственным праздником, мы иногда устраиваем встречи с послушником мужского монастыря, бывшим воспитанником нашего ДОУ, отцом Стефаном. С помощью проводимых совместных мероприятий наши дети усваивают ценности православной культуры: ощущение причастности к культуре, историческому прошлому Отечества, христианским духовным традициям, бережному отношению к миру.

Расширять и совершенствовать знания о правилах пожарной безопасности позволяют нам сотрудничество с  пожарной частью  № 6 МЧС г.о. Сызрани. встречи с работниками пожарной части, конкурсы по ППБ (конкурсы рисунков, конкурсы музыкально-театрализованных постановок), консультации, инструктажи

Целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих ДТП обеспечивает постоянная активное взаимодействие в сотрудниками ИДПС ОРДПС МУ МВД России «Сызранское» встречи с работниками ГИБДД, беседы, праздники, мастер-классы конкурсы по ПДД; консультации; инструктажи ГИБДД

       Существенным признаком качества современного дошкольного образования является налаживание взаимодействия с семьями воспитанников, включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равно ответственных партнеров, формирование у них чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребенка и изменение их завышенных ожиданий от детей и детского сада           Повышению активности участия родителей в жизни детского сада, осознанию ими доминирующей роли семейного воспитания и роли ДОУ как "помощника" семьи в развитии и воспитании детей способствует открытость учреждения для родителей, стремление педагогического коллектива к диалогу. Родители с каждым годом активнее принимают участие в жизни дошкольного учреждения, в укреплении и расширении материально-технической базы.

Наряду с традиционными, всем известными формами работы с родителями:

  • общие родительские собрания, конференции
  • заключение договоров о сотрудничестве
  • групповые собрания
  • анкетирование и тестирование
  • открытые показы НОД с детьми по разным видам деятельности
  • участие в подготовке и проведении детских праздников и развлечений
  • консультации специалистов и педагогов по вопросам воспитания и обучения детей
  • совместное создание предметно-развивающей среды для детей и педагогов
  • наглядная информация
  • библиотека для родителей
  • индивидуальные беседы собеседование
  • дни открытых дверей
  • посещения детей на дому
  • встречи с педагогами школы,
  • просмотр видеозаписей

мы стараемся как можно эффективнее использовать средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Современные родители достаточно грамотны, информированы, но вместе с тем, очень заняты, поэтому ИКТ могут оказать им неоценимую помощь. Преимущества ИКТ очевидны:

  • оперативное получение информации,
  • обеспечение круглосуточного доступа к информации,
  • индивидуализированная подача информации,
  • заказной принцип консультирования,
  • создание и распространение методических пособий,
  • работа в системе онлайн,
  •  расширение информационных потоков

Для того, чтобы работа с родителями средствами Икт проходила успешно необходимо решить следующие задачи:

  • Повышение информационно-коммуникационной компетентности всех участников данной работы,
  • Интеграция ИКТ в процесс взаимодействия ДОУ и семьи,
  • Формирование потребности в использовании ИКТ с целью оптимизации взаимодействия,
  • Создание условий для использования ИКТ,
  • Создание информационно коммуникативной службы в ДОУ,
  • Популяризация информационной деятельности ОУ,
  • Повышение интереса родителей к взаимодействию с ОУ,
  • Реализация механизма и форм публичной отчётности.

Эти задачи носят стратегический характер и решаются на общегосударственном уровне. Целенаправленное системное информационное воздействие с использованием ИКТ, направленное на родителей, позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия между семьями и специалистами ОУ.

Мы в ДОУ активно используем следующие формы такой работы.

  • Электронная почта представляет не меньше возможностей для общения с родителями, чем сайт. Цель её использования -  организация оперативного взаимодействия с родителями, построение индивидуального диалога с семьёй. По электронной почте возможна рассылка текущей информации: срочных новостей, сведений об индивидуальных особенностях ребёнка, результаты диагностик, рекомендации специалистов, приглашения на родительские собрания, семинары, консультации, фото и видео материалы.
  • Мобильный телефон – одно из самых доступных средств ИКТ

 Повышению профессиональной компетентности педагогического персонала детского сада по проблемам взаимодействия с социумом способствует использование разнообразных форм и методов методической работы с педагогическими кадрами: семинары-практикумы, "круглые столы", заседания в педагогическом клубе, деловые игры, устные журналы, и др. Только взаимодействие всех взрослых, объединенных общей заботой о развитии ребенка, может обеспечить разумный выбор и сочетание основных и дополнительных образовательных услуг, которые способно предоставить дошкольное учреждение, гарантируя их качество и социальную защиту ребенка от всех проявлений некомпетентных педагогических воздействий.

Система повышения квалификации педагогов:

  • новинки методической литературы
  • творческие группы
  • семинары - практикумы
  • обобщение, распространение передового опыта
  • конференции
  • методические объединения,
  • аттестация
  • консультации
  • курсы повышения квалификации

.            


                                   

РЕЗУЛЬТАТ

  • Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума на основе договоров и совместных планов.
  •  Становление уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на активное освоение мира.
  • Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.
  • Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.
  • Системное повышение мотивационной готовности всех субъектов образовательного процесса к изменению содержания работы по формированию эмоционально чувственного восприятия окружающего мира в рамках сотрудничества, равенства и партнерства в отношениях ребенка и взрослого, социальных институтов;
  • создание условий для профессионального развития педагогов дошкольного образовательного учреждения в целях повышения рейтинга и формирования положительного имиджа детского сада;
  • обеспечение информационной осведомленности социальных институтов  о деятельности дошкольного образовательного учреждения;
  • создание единой воспитательной системы

  Мы согласны с исследователями, которые утверждают, что  конструктивное, взаимовыгодное взаимодействие институтов государства, общества и образования создаёт условия для заинтересованности каждой из сторон, ведь  так гораздо эффективнее можно достичь свои цели, чем в  одиночку. Я ещё раз хотела бы подчеркнуть, что такое взаимодействие имеет большой потенциал, значительные перспективы и способно оптимизировать сферу дошкольного образования, помочь ей стать более современной, продуктивной, готовой к ответам на социальные вызовы.        Мы будем и дальше развивать эти отношения. Открытость нашего учреждения, участие общественных организаций – это барометр, который позволяет понимать, что мы делаем правильно, а что в ряде случаев необходимо скорректировать                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Развитие сетевого взаимодействия ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО»

Для детского сада в условиях внедрения ФГОС ДО  очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является инстит...

ПРОЕКТ «Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО»

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства....

«Развитие сетевого взаимодействия ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО».

В новом законе об образовании установлено, что образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их ре...

«Развитие сетевого взаимодействия ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО».

В новом законе об образовании установлено, что образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их ре...

«Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО»

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства...

МБДОУ "Щебетовский детский сад "Семицветик"старший воспитатель Горелова Л.Р.-П. Доклад презентация "Развитие взаимодействия детского сада с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО"

quot;Развитие взаимодействия детского сада с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО"Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных...