Образовательная программа МКДОУ д/с № 1 "Сибирячок"
материал на тему

Кузьмищева Наталья Валерьевна

Образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и утверждена приказом заведующего МКДОУ.

Программа ориентирована на детей от 3 до 8 лет. И обеспечивает их разностороннее развитие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Образовательная программа100.64 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ БОГУЧАНСКОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 1 «СИБИРЯЧОК»

с. БОГУЧАНЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

с. БОГУЧАНЫ, 2015г.

ПРИНЯТО

 на педагогическом совете МКДОУ

 детского сада № 1 «Сибирячок»

 протокол № ___ от ___________2015г.

 УТВЕРЖДЕНО

 приказом заведующего МКДОУ

детского сада № 1 «Сибирячок»

 от «___»___________2015г., № ____

 _______________ Г.В. Захарченко

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение ..……………………………………………………………..............5

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка  …………………………………................ 6

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы ………………………… 6

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы ……… 7

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста  ………………….…………….. 9

1.2. Планируемые результаты освоения Программы ……………... 12

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях ………………………………………………..16

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов ........................................................... 21

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик  ..…………………………………………………….. 25

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы…27

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников ..………………………………………………… 29

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Описание материально – технического обеспечения Программы ……………………………………………………………………. 32

3.2. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания ..…………………………….……35

3.3. Распорядок и/или режим дня……………………………………… 35

3.4. Описание особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий ……………………………………………………………….… 37

3.5. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды ………………………………………….……… 39

IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Краткая презентация Программы……………………………………… 41


Введение

Образовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) предназначена для реализации в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 1 «Сибирячок» с. Богучаны (далее – ДОУ).

Программа разработана при активном участии всех субъектов образовательного процесса и направлена на достижение качества дошкольного образования воспитанников в условиях ДОУ.

Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте 3 - 8 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое.

Содержание Программы и технология ее реализации обеспечивает готовность детей к следующей образовательной ситуации развития в условиях школьного обучения, учитывает региональную специфику (географические условия, национальные и культурные традиции), обеспечивает право каждого ребенка на качественное и доступное дошкольное образование.

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) и с учетом парциальных программ, реализуемых участниками образовательных отношений ДОУ.

- программа «Музыкальные шедевры» О. Радыновой. М.: ВЛАДОС, 2009г., 398с.

- программа «Ритмическая мозаика» А. Бурениной, СПб-2015г., 75с.

Программа:

- характеризует модель процесса воспитания, обучения и развития детей в условиях ДОУ;

- охватывает все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетных видов детской деятельности в каждом возрастном периоде;

- определяет содержание, ведущие технологии, формы организации образовательного процесса ДОУ.

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

Цель – создание условий психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности, с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Задачи:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2. Обеспечение условий расширения индивидуального двигательного опыта ребенка, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности средствами нетрадиционных форм, методик физического воспитания детей;

3. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, этических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

6. Приобщение ребенка к культуре своей страны и региона, воспитание уважения к другим народам и культурам;

7. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

8. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.1.2.  Принципы и подходы к формированию Программы

Программа основывается на следующих научно обоснованных подходах:

1. Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), предполагающий активное взаимодействие ребёнка с окружающей его действительностью, направленное на её познание и преобразование в целях удовлетворения потребностей.

Основные идеи:

  • учет ведущего вида деятельности возраста;
  • организация образовательного процесса - в виде совместной деятельности  взрослого и детей и др.;
  • каждый ребёнок должен быть мотивирован на достижение цели (учиться добиваться ожидаемого результата).

2. Культурно-исторический подход к развитию человека (Л.С. Выготский) изучает личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры. Предполагает решение образовательных целей с учётом современной социокультурной среды, в том числе особенностей российского общества.

Основные идеи:

  • учёт интересов и потребностей ребёнка дошкольного возраста,
  • учет «зоны ближайшего развития» ребенка;
  • понимание взрослого как главного носителя культуры в процессе развития ребёнка;

3. Личностный подход предполагает отношение к каждому ребёнку как к самостоятельной ценности, принятие его таким, каков он есть.

Основные идеи:

  • приоритетное формирование базиса личности ребёнка;
  • мотивация всего образовательного процесса: ребёнок усваивает образовательный материал только тогда, когда тот для него становится личностно значимым;
  • утверждение в образовательном процессе субъект-субъектных (партнёрских) отношений между взрослыми и детьми.

4.Аксиологический подход предполагает формирование ценностных ориентиров личности, развитие её духовного, нравственного и творческого начал, на ценностные результаты во всех сферах жизнедеятельности.

Основные идеи:

  • необходимость формирования у детей общечеловеческих ценностей (добро, красота, справедливость, ответственность и др.);
  • необходимость формирования у детей чувства принадлежности в первую очередь к своей семье, ближайшему социуму (например, друзьям по дому, двору, группе), своей стране, малой Родины.

Одним из главных принципов реализации Программы является адекватность возрасту. В соответствии с указанным принципом ведущими видами деятельности детей являются: в младенческом возрасте — непосредственное эмоциональное общение, в раннем — предметная деятельность, в дошкольном — игра. Самостоятельными, самоценными и универсальными видами деятельности являются также чтение (слушание) художественной литературы, восприятие произведений музыкального и изобразительного искусства, общение, продуктивная, музыкально-художественная, познавательно исследовательская деятельности, элементарный труд. Формами реализации Программы, адекватными возрасту детей, могут быть: в младенческом и раннем возрасте — совместные со взрослым игры и игровые действия, в дошкольном — экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Вышеназванные формы работы и виды деятельности детей не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса. Содержание Программы в полном объёме может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей, а также через организацию самостоятельной деятельности детей.

Принцип интеграции содержания дошкольного образования — альтернатива предметному принципу построения образовательных программ. Основные задачи дошкольного образования каждой образовательной области могут и должны решаться и в ходе реализации других областей Программы. Предлагаемое деление на образовательные области является условным и вызвано удобством в организации материала, необходимостью его систематического изложения.

В основу реализации комплексно - тематического принципа построения Программы положен примерный календарь праздников.

Принцип тематический позволяет при построении образовательного процесса легко вводить региональный компонент программы (в части Программы, формируемой участниками образовательного процесса), учитывать специфику дошкольного учреждения.

Принцип «событийности» позволяет сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

1.1.3.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста, индивидуальные особенности контингента воспитанников ДОУ.

Полноценному развитию детей способствует индивидуальный подход, который невозможен без знания индивидуальных особенностей каждого ребенка. Организация образовательного процесса в учреждении осуществляется с учетом индивидуальных анатомо-физиологических и психических особенностей детей.

В ДОУ воспитываются дети 3-7 лет. По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПин и Типового положения. Все группы однородны по возрастному составу детей, общеразвивающей направленности.

Общее количество групп – 4.

Наименование группы

Направленность

Количество групп

Вторая младшая группа «Ромашка» 3-4 года

Общеразвивающая

1

Средняя группа «Солнышко»  4-5 лет

Общеразвивающая

1

Старшая группа «Сказка»  5-6 лет

Общеразвивающая

1

Подготовительная к школе группа «Радуга» 6-7 лет

Общеразвивающая

1

Анализ индивидуальных особенностей воспитанников ДОУ осуществляется в разрезе трех аспектов: особенности физического развития воспитанников, особенности психологического развития воспитанников и педагогические особенности развития.

Особенности физического развития воспитанников.

Оценка физического развития контингента воспитанников дошкольного учреждения, в том числе оценка состояние здоровья, проводится комплексно, с учетом ряда показателей:

  • показатели антропометрических исследований развития детей;
  • распределение воспитанников по «группам здоровья»;
  • уровень физической подготовленности.

Антропометрическое исследование показателей развития воспитанников, проводимое в ДОУ, включает два критерия - измерение длины тела и массы тела. Данные, полученные в ходе антропометрических исследований, служат основанием для оценки физического развития детей (сравниваются со средними показателями биологического развития, определенными для каждой возрастной группы), а также для подбора соответствующей росту ребенка мебели. Анализ антропометрических данных контингента воспитанников показал, что все дети имеют показатели в пределах возрастных норм.

Индивидуальные особенности детей ДОУ:

Характеристика детей

Количество

Группа здоровья

Первая группа

56

Вторая группа

55

Третья группа

0

Ребенок-инвалид

1

Особые возможности здоровья

ДЦП

0

ЧБД

0

ЗПР

0

РАС

1

Таким образом, большинство детей, посещающих детский сад, составляют дети первой и второй групп здоровья.

Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста оформлены в приложении к программе.

   (см. Приложение 1)

МКДОУ расположен в сельской местности, в чистом, отдаленном от магистральных улиц и крупных предприятий месте. Рядом - лесной массив. Детский сад находится в окружении жилых домов.

Климат резко континентальный, с коротким и жарким летом.  Наиболее теплый месяц – июль среднемесячная температура – (+21 С), наиболее холодный – январь (-24 С). Устойчивый, снежный покров образуется в ноябре и сходит в апреле.

По природно-сельскохозяйственному районированию территория населения отнесена к лесной зоне.

Окрестности села Богучаны живописны и интересны своим сочетанием рельефа.Село расположено на левом берегу реки Ангара. Здание детского сада находится в центре села, вблизи стадион «Ангара», музей, библиотека, школа.

Для обеспечения реализации задач Программы необходимо, чтобы детский сад был частью образовательного пространства, поэтому МКДОУ открытая социальная система, успешно сотрудничающая с различными организациями.

Взаимодействие с социальными институтами детства

Учреждение

Совместно решаемые задачи

Формы работы

Районная поликлиника

Мониторинг состояния здоровья, профилактика заболеваний, стратегия и тактика оздоровления

Осмотр врачом-педиатром,  назначения, сопровождение в период после болезни.

РДК «Янтарь»

Художественно-

Эстетическое воспитание,

социально-нравственное

развитие, поддержка

способных и талантливых

детей.

Участие в культурно-

массовых мероприятиях и конкурсах.

Районная библиотека

Приобщение детей к

культуре чтения.

Использование

передвижного фонда

библиотеки, совместные

тематические мероприятия,

посещение тематических

выставок, участие в

конкурсах.

Богучанская СОШ № 1

Обеспечение преемственности в обучении и воспитании

Экскурсии в школу,

знакомство с учителями,

совместные мероприятия для детей и педагогов.

Детская школа искусств

Художественно-

эстетическое воспитание,

социально-нравственное

развитие, поддержка

способных и талантливых

детей.

Участие в культурно-

массовых мероприятиях и

конкурсах.

ОГИБДД

Воспитание ответственного  участника дорожного движения

Встречи детей и родителей с  сотрудниками ОГИБДД,

участие в районных мероприятиях.

ДЮСШ

Физическое воспитание,

приобщение всех

участников

образовательного процесса

к здоровому образу жизни

Совместные спортивные

мероприятия, соревнования.

Детский сад работает по пятидневной рабочей неделе с 10,5-часовым пребыванием ребёнка.

Режим работы групп в детском саду с 7.30. до 18.00 с понедельника по пятницу включительно, за исключением выходных дней (суббота, воскресенье) и нерабочих, праздничных дней в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы.

Целевые ориентиры:

В программе, целевые ориентиры описаны для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

Образовательная  область

ФГОС ДО

ОП

Познавательное

развитие

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонен наблюдать, экспериментировать;

- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;

- обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания,  математики, истории и т.п.;

- ребенок способен к принятию

собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

- проявляет инициативу в разных видах деятельности;

- имеет представление о себе и своих близких;

- имеет представление о России, Красноярском крае как о своей Родине, проявляет интерес к другим культурам и народам;

- интересуется объектами и явлениями живой и

неживой природы, проявляет бережное отношение к природе, устанавливает простые причинно-следственные связи;

- имеет представление о труде окружающих его людей, может назвать несколько профессий, сказать, что этот человек делает;

- ориентируется в транспортных средствах своей местности, знает основные правила поведения на улице и в общественном транспорте, понимает смысл общепринятых символических обозначений;

- проявляет интерес к практическому

экспериментированию и любознательность;

- находит способы решения различных проблем с помощью пробующих действий поискового характера;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- обобщает представления и систематизирует объекты по выделенным свойствам и назначению;

- объединяет предметы на основе общих признаков и обозначает их обобщающим понятием;

- имеет представления об элементах универсальных знаковых систем;

- владеет логическими операциями: анализирует,

- выделяет свойства, сравнивает, устанавливает соответствие.

Социально –

коммуникативное

развитие

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; - способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,

-может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

- инициативен в общении и других видах деятельности с педагогами, родителями и детьми;

- поддерживает тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы и отзывается на просьбы, беседует на различные темы;

- умеет попросить о помощи и заявить о своих потребностях в приемлемой форме;

- в общении проявляет уважение к взрослому; - способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками;

- проявляет чувство самоуважения и собственного достоинства, может отстаивать свою позицию в совместной деятельности;

- умеет договариваться со сверстниками;

 - проявляет готовность посочувствовать, пожалеть, утешить, когда человек чем-то расстроен, огорчен, помочь ему, поделиться с ним;

- инициативен, активен, испытывает удовольствие от предстоящих событий; - хочет нравиться, отличается богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений, и в то же время некоторой сдержанностью эмоций;

 - способен к волевой регуляции поведения, преодолению своих непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, правилам, данному слову, общей договоренности, поддается уговорам воспитателя;

 - владеет навыками самообслуживания;

 - с уважением и терпимостью относится к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности и тд.;

 - владеет разными формами и средствами общения;

 - способен оценить достижения других и свои собственные, терпимо относится к чужим промахам и ошибкам, воспринимает доброжелательную критику со стороны.

Речевое развитие

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

- свободно владеет родным языком, высказывается простыми распространенными предложениями, может грамматически правильно строить сложные предложения;

- может построить связный рассказ по сюжетной картинке;

- употребляет обобщающие слова, антонимы, сравнения;

- использует речь для планирования действий;

- понимает ситуацию только на основе словесного описания по контексту;

- свободно участвует в диалоге со сверстниками и взрослыми, выражает свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств, владеет формами вежливости;

- по собственной инициативе запоминает и использует разные отрывки речи;

- рассказывает различные истории, пытается сочинять сказки, проявляет интерес к игре с рифмой и словом;

- имеет элементарное представление о языковой действительности.

Художественно-

эстетическое

развитие

- ребенок обладает развитым

воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;

-знаком с произведениями детской литературы;

- овладевает основными культурными способами деятельности.

- с удовольствием слушает доступные музыкальные

произведения и эмоционально на них отзывается;

- проявляет интерес к книгам и может назвать несколько

известных ему литературных произведений.

Физическое

развитие

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет

основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

-ребенок может выполнять правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание,

лазанье);

- прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега – 180 см; в высоту с разбега – не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;

- перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4–5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–12 м, метать предметы в движущуюся цель;

- перестраиваться в 3–4 колонны, в 2–3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на первый – второй, соблюдать интервалы во время передвижения;

-выполнять физические упражнения из разных исходных

положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;

-ходить на лыжах переменным скользящим шагом, подниматься на горку и спускаться с нее, тормозить при спуске;

- активно участвовать в играх с элементами спорта

(городки, бадминтон, баскетбол, футбол);

- способен проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрировать красоту, грациозность, выразительность движений.

II. Содержательный раздел

2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых в ДОУ программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию Программы.

Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Цели, задачи и конкретное содержание образовательной деятельности по каждой образовательной области определяются целями и задачами Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализуются:

- в процессе организованной образовательной деятельности с детьми (НОД),

- в ходе режимных моментов,

- в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах детской деятельности,

- в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации Программы.

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные

и нравственные ценности;

  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Перечень используемых методических пособий:

Автор составитель

Наименование издания

Издательство

Н.Н.Авдеева

О.Л.Князева

Р.Б.Стеркина

«Безопасность»

г.Санкт-Петербург

«Детство-Пресс», 2013г.

Т.Ф. Саулина

«Три сигнала светофора»

Г.Москва

«Мозаика-Синтез», 2012г

Н.Ф. Губанова

«Игровая деятельность в детском саду»

г.Москва

«Мозаика-Синтез», 2012г.

Л.Б. Фесюкова

«Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7лет»

г. Москва

«ТЦ Сфера»,2010г.

В.И. Петрова

Т.Д. Стульник

«Нравственное воспитание в детском саду»

г.Москва

«Мозаика-Синтез», 2012г.

М.Д. Маханева

«Нравственно-патриотическое

воспитание детей старшего возраста»

г.Москва

«Мозаика-Синтез», 2009г.

Познавательное развитие предполагает:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
  • о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Перечень используемых методических пособий:

Автор составитель

Наименование издания

Издательство

В.П. Новикова

«Математика в детском саду.

Подготовительная группа»

г.Москва

«Мозаика-Синтез», 2015г.

В.П. Новикова

«Математика в детском саду. Старшая группа»

г.Москва

«Мозаика-Синтез», 2015г.

В.П. Новикова

«Математика в детском саду. Средняя группа»

г.Москва

«Мозаика-Синтез», 2015г.

В.П. Новикова

«Математика в детском саду. Младшая группа»

г.Москва

«Мозаика-Синтез», 2015г.

О.В. Дыбина

«Ребенок и окружающий мир»

г.Москва

«Мозаика-Синтез», 2012г.

О.С.Матова

«Краеведение в детском саду»

г.Санкт-Петербург

«Детство-Пресс», 2014г

Речевое развитие включает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Перечень используемых методических пособий:

Автор составитель

Наименование издания

Издательство

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 3-5 лет»

г.Москва

«ТЦ Сфера», 2014г.

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 5-7 лет»

г.Москва

«ТЦ Сфера», 2014г.

О.С. Ушакова

«Знакомим дошкольников с

литературой»

г.Москва

«ТЦ Сфера», 2010г.

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Перечень используемых методических пособий:

Автор составитель

Наименование издания

Издательство

И.А. Лыкова

«Программа художественного

воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет»

г.Москва

«ТЦ Сфера»,2011г.

Л.В. Куцакова

«Творим и мастерим. Ручной

труд»

г.Москва

«Мозаика-Синтез», 2012г.

И. Каплунова

И. Новоскольцева

«Ладушки. Программа

музыкального воспитания детей»

г.Санкт-Петербург

«Детство-Пресс», 2010г

А.И.Буренина

«Ритмическая мозаика».

Программа по ритмической

пластике для детей.

г.Санкт-Петербург

«Детство-Пресс», 2011г

О.П. Радынова

«Музыкальные шедевры»

Авторская программа и

методические рекомендации.

г. Москва

ВЛАДОС, 2009г.

Физическое развитие включает:

  • приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
  • двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
  • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
  • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
  • становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Перечень используемых методических пособий:

Автор составитель

Наименование издания

Издательство

Э.Я. Степаненкова

«Физическое воспитание в

детском саду» (программа,

методические рекомендации)

г.Москва

«Мозаика-Синтез»,

2009г.

Э.Я. Степаненкова

«Сборник подвижных игр»

г.Москва

«Мозаика-Синтез»,

2011г.

Л.И.Пензулаева

«Оздоровительная

гимнастика» Комплексы

упражнений Для занятий с

детьми 3-7 лет.

г.Москва

«Мозаика-Синтез»,

2014г

2. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, предполагает реализацию содержания регионального компонента.

Региональный компонент включает:

  • развитие у детей познавательного интереса к родному селу (городу);
  • развитие способности чувствовать красоту природы своей малой родины и эмоционально откликаться на нее;
  • развитие представлений детей об особенностях и культурных традициях жителей родного края;
  • обогащение активного словаря с учетом региональной тематики;
  • развитие интереса детей к народной культуре (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм);
  • формирование умений отражать полученные знания, умения в разных видах художественно-творческой деятельности.

Содержание регионального компонента представлено в комплексно-тематическом плане образовательной деятельности, а также традиционными мероприятиями МКДОУ. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Необходимым условием для реализации данного направления является взаимодействие с учреждениями и организациями села, района, края.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Содержание образовательных областей реализуется в различных видах деятельности, специфических для каждого возраста (ФГОС ДО п.2.7.). Все формы носят интегративный характер, т. е. позволяют решать задачи двух и более образовательных областей, развития двух и более видов детской деятельности.

Виды детской деятельности и формы их организации.

Виды детской деятельности

Формы работы

Двигательная

Подвижные дидактические игры

Подвижные игры с правилами

Игровые упражнения

Соревнования

Игровая

Сюжетно-ролевая игры

Игры с правилами

Театрализованная игра

Продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Реализация проектов

Экспериментирование и исследование

Дидактическая игра

Коллекционирование

Коммуникативная

Беседа

Составление и отгадывание загадок

Рассказ, разговор

Проектная деятельность

Викторины, конкурсы

Рассматривание

Чтение

Игры с правилами

Сюжетно-ролевые игры

Трудовая

Совместные действия

Дежурство

Поручение

Задание

Реализация проекта

Сюжетно-ролевые игры

Экспериментирование и исследование

Познавательно-

исследовательская

Дидактическая игра

Наблюдение

Целевая прогулка, экскурсия

Решение проблемных ситуаций

Экспериментирование и исследование

Коллекционирование

Моделирование

Реализация проекта

Игры с правилами

Чтение

Викторина

Конкурс

Музыкально-

художественная

Слушание

Исполнение

Импровизация

Экспериментирование

Подвижные игры (с музыкальным

сопровождением)

Музыкально-дидактические игры

Праздник

Развлечение

Чтение

художественной

литературы

Чтение

Слушание

Обсуждение

Разучивание

Театрализация

Рассказ

Разговор

Викторина, конкурс

Составление и отгадывание загадок

Методы реализации Программы

В самом общем виде методы можно рассматривать как упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования. Несмотря на то, что само применение методов осуществляется в процессе взаимодействия всех участников образовательных отношений, их предварительный выбор определяется взрослым и зависит от ряда факторов: конкретной образовательной задачи, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, вида осуществляемой деятельности, реализуемой темы и логики её представления, применяемой методики и (или) технологии, наличия определённых условий и др.

В основании одной из первых и наиболее простых, перцептивных классификаций методов положен источник информации (Е. В. Перовский, Е. Я. Голант): слово — словесные методы (беседа, объяснение, рассказ, чтение), зрительный образ — наглядные методы (рассматриваниепредметов, картин и др., просмотр мультфильмов, наблюдения), практика — практические методы (исследование, экспериментирование).

Так же в основу Программы положена классификация методов целостного педагогического процесса Сластенина В.А.

Методы Сластенина В. А.:

Методы формирования сознания детей

объяснение, показ, личный пример, беседа, чтение, обсуждение и др.

Методы организации деятельности и

формирование опыта общественного

поведения

задание, поручение, требование, образовательная ситуация, демонстрация, наблюдение и др.

Методы стимулирования и

мотивации деятельности и поведения

соревнование, игра, дискуссия, поощрение, наказание и др.

Методы контроля эффективности

образовательного процесса

весь спектр диагностических методов.

Методы, способствующие осознанию

детьми первичных представлений и

опыта поведения и деятельности

рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение.

Средства реализации Программы

Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе должна быть создана развивающая среда с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Особое место занимают в ней средства реализации Программы — совокупность материальных и идеальных объектов. Общепринято их деление на:

  • демонстрационные (применяемые взрослым) и раздаточные (используемые детьми);
  • визуальные (для зрительного восприятия), аудийные (для слухового восприятия), аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия);
  • естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);
  • реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др.

С точки зрения содержания дошкольного образования, имеющего деятельностную основу, целесообразно использовать средства, направленные

на развитие деятельности детей:

  • двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);
  • игровой (игры, игрушки);
  • коммуникативной (дидактический материал);
  • чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
  • познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);
  • трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
  • рисования и конструирования, в том числе строительный материал, конструкторы, природный и бросовый материал);
  • музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).

Должны применяться не только традиционные (книги, игрушки, картинки и др.), но и современные, а также перспективные дидактические средства, основанные на достижениях технологического прогресса (например, электронные образовательные ресурсы). Также следует отметить, что они должны носить не рецептивный (простая передача информации с помощью ТСО), а интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребёнка и соответствующего средства обучения), поскольку наличие обратной связи повышает эффективность реализации Программы.

Деятельность взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы осуществляется в образовательном процессе, который выстроен следующим образом:

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная

деятельность детей

Взаимодействие с

семьями детей по

реализации основной

общеобразовательной

программы

дошкольного

образования

Непосредственно

образовательная

деятельность

Образовательная

деятельность,

осуществляемая

в ходе

режимных

моментов

Виды детской деятельности

Предметы,

объекты

окружающего

мира,

стимулирующие

игровую,

двигательную,

познавательную и

исследовательские

активности детей

Формы работы с

семьей, в том числе

посредством

совместных

образовательных

проектов

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

Культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.

Вместе с тем они включают обычные для него (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации тем самым обеспечивая реализацию культурных умений ребенка. Такие умения включают в себя готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают:

  • Содержание, качество и направленность его действий и поступков;
  • Индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий;
  • Принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;
  • Принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.

Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы определяется взрослыми. Спокойная обстановка, отсутствие спешки,разумная сбалансированность планов – необходимые условия для нормальной образовательной деятельности и развития каждого ребенка. Деятельность детей в детском саду должна быть интересной, насыщенной событиями, но не должна быть напряженной.

Чтобы обеспечить такую благоприятную атмосферу в группе, педагог дошкольного образования должен обладать необходимыми общекультурными

компетенциями. Манера поведения с детьми должна быть ровной, а отношения с каждым ребенком доброжелательными и безоценочными.

Методы и способы организации культурных практик

Методами реализации культурных практик в непосредственно образовательной деятельности с детьми являются:

  • Передача учебной информации педагогом и восприятие ее детьми средствами слушания, наблюдения, практических действий;словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.); наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.); практический;
  • Усвоение нового материала детьми путем активного запоминания, самостоятельных размышлений, исследований или решения проблемных ситуаций;
  • Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога.

Методы реализации культурных практик в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей делятся на несколько групп в зависимости от их направленности.

Первая группа – реализация системы творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений. Методы, используемые здесь: наглядно-практические, сериации и классификации, формирование ассоциаций и установление аналогий, выявление противоречий. Основными формами работы с детьми являются занятия и экскурсии.

Вторая группа – реализация системы творческих заданий, ориентированных на использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, обеспечивающая накопление опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Методы, используемые в этой группе словесные, практические и игровые. Основные формы реализации организация самостоятельной деятельности детей и подгрупповые занятия.

Третья группа – реализация системы творческих заданий, ориентированных на преобразование объектов, ситуаций, явлений. Среди традиционных методов – экологические опыты и экспериментирование, развитие творческого мышления и конструирования. Основные формы работы - конкурсы детско-родительского творчества, организация подгрупповой работы детей в лаборатории.

Четвертая группа – реализация системы творческих заданий, ориентированных на создание новых объектов, ситуаций, явлений. Методы, используемые в этой группе диалоговые и методы экспериментирования. Основные формы работы – организация детских выставок, организация проектной деятельности.

Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Совместная игра воспитателя и детей направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.

Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть:

  • реально-практического характера, где дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям (оказание помощи малышам, старшим), принимают участие в важных делах;
  • условно-вербальногохарактера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) – воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей;
  • имитационно-игровыми.

Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешениювозникающих проблем.

Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию.

Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и др.

Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) – форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

Сенсорный и интеллектуальный тренинг– система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов, способов интеллектуальной деятельности). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

Детский досуг – вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха.

Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы.

 Способы поддержки инициативы детей:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)

Возрастная группа

Направления

(вид деятельности)

Способы поддержки

детской инициативы

(создание условий)

Младшая группа

(3-4 года);

Средняя группа

(4-5 лет);

Старшая группа

(5-6 лет);

Подготовительная

группа (6-7 лет).

Игровая

Сюжетно-ролевые игры с современной тематикой, в том числе авторские; игры с правилами, игры-

драматизации, игры с

гендерной

направленностью.

Коммуникативная

Детская художественная

литература, наборы

сюжетных картин,

видеофильмы,

мультфильмы,

настольные игры,

дидактические игры,

кукольный театр.

Познавательно-

исследовательская

Оборудование для

экспериментирования,

компас, весы, песок,

вода, камни, магниты,

лупа, микроскоп,

природный материал,

карта края, макеты, фото родного края,

дидактические,

развивающие игры.

Восприятие

художественной

литературы и фольклора

Детская литература,

предметы русской

старины.

Самообслуживание и

элементарный бытовой

труд

Оборудование для

различных видов труда

(тазики, щетки, лейки,

салфетки, палочки-

рыхлители, лопатки и

др.)

Конструирование

Мягкие модули,

конструктор напольный

и настольный, мелкие

игрушки для

обыгрывания, схемы,

альбомы с образцами

сооружений, бумага,

природный и иной

материал.

Изобразительная

(рисование, лепка,

аппликация)

Гуашь, краска, кисти,

бумага, трафареты,

салфетки, бросовый и

игровой материал.

Музыкальная

(восприятие и понимание

смысла музыкальных

произведений, пение,

музыкально-ритмические

движения, игры на

детских музыкальных

инструментах)

Музыкальные

инструменты,

музыкально-

дидактические игры,

ложки, трещотки,

дудочки, синтезатор,

технические средства

обучения, подиум.

Двигательная (овладение

основными движениями)

Нестандартное и

спортивное

оборудование, модули,

инвентарь, атрибуты к

подвижным играм,

технические средства

обучения.

Направления поддержки детской инициативы:

- творческая инициатива – предполагает включенность ребенка в сюжетную

игру как основную творческую деятельность, где развиваются воображение,

образное мышление;

- инициатива как целеполагание и волевое усилие – предполагает включенность ребенка в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;

- коммуникативная инициатива – предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;

- познавательная инициатива – предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.

Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого -носителя знаний, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. Педагогу важно знать приоритетные сферы проявления

детской инициативы в каждом возрасте и соблюдать необходимые условия для поддержки детской инициативы.

2.5.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьямивоспитанников

 Целью взаимодействия детского сада и семьи является психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 Для реализации данной цели решаются следующие задачи:

1. Создание документационного обеспечения взаимодействия ДОУ и семьи на основе законодательных актов федерального, регионального и муниципального уровней;

2. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросу

взаимодействия с семьями воспитанников на основе социального партнерства;

3. Сбор и анализ сведений о родителях (законных представителях) и детях,

изучение семей, их трудностей и запросов; выявление готовности семьи

ответить на запросы дошкольного учреждения;

4. Создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально-организованных мероприятий;

5. Планирование и реализация психолого–педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи: правовой, воспитательной, рекреативной (досуговой), влияющих на качество семейного воспитания;

6. Внедрение эффективных технологий сотрудничества ДОУ с семьями в практику психолого-педагогического партнёрства, способствующих повышению потенциала взаимодоверительных и равноответственных отношений.

  Организация процесса взаимодействия основана на принципах:

- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями;

- сотрудничество, а не наставничество;

- значимость социального партнерства для каждой из сторон;

- единство реализации цели в вопросах развития личности ребенка;

- равноправие и равно ответственность родителей и педагогов;

- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

- открытость и добровольность;

- индивидуальный и дифференцированный подход к каждой семье;

- серьёзная подготовка;

- динамичность.

Модель сотрудничества родителей и детского сада

Участие родителей в деятельности ДОУ

Формы участия

Периодичность участия

В проведении

мониторинговых

исследований

Анкетирование.

Социологический опрос.

По мере

необходимости

В создании условий

Участие в субботниках по благоустройству

территории.

Помощь в создании

предметно-развивающей среды.

Оказание помощи в

ремонтных работах.

2 раза в год

Постоянно

Постоянно

В управлении ДОУ

Участие в работе

попечительского совета,

родительского комитета,

педагогических советах

По плану

В просветительской

деятельности,

направленной на

повышение

педагогической

культуры, развитие

родительской

компетенции,

расширение

информированности

родителей.

Наглядная информация

(стенды, папки-

передвижки, семейные и групповые фотоальбомы, памятки).

Создание странички на

сайте ДОУ.

Консультации,

конференции. Родительское собрание.

1 раз в квартал

Обновление постоянно.

1 раз в месяц

По годовому плану

1 раз в квартал

1 раз в квартал

В воспитательно-

образовательном

процессе, направленном

на установление

сотрудничества и

партнерских отношений

с целью вовлечения

родителей в

образовательный

процесс ДОУ

Дни открытых дверей.

Неделя здоровья.

Творческие выставки.

Совместные праздники,

развлечения, встречи с

интересными людьми.

Семейные клубы,

семейные гостиные.

Клубы по интересам для

родителей.

Участие в смотрах-

конкурсах. Мероприятия с

родителями в рамках

проектной деятельности.

2 раза в год

1 раз в год

По плану

По плану

По плану

Постоянно по

годовому плану

По плану

III. Организационный раздел

3.1 Материально-техническое обеспечение Программы.

В детском саду материально-технические условия соответствуют условиям

реализации Программы:

  • соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
  • соответствие правилам пожарной безопасности;
  • средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
  • оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
  • учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.

Вид помещения, количество

Функциональное использование

Оснащение

Групповые

помещения - 4

Непосредственно

образовательная

деятельность.

Проведение режимных

моментов, игровой

деятельности.

Самообслуживание,

трудовая деятельность.

Самостоятельная

творческая деятельность.

Ознакомление с природой, труд в природе.

Дневной сон.

Детская мебель, стульчики, столы, спальная мебель.

Игровые модули для сюжетно-ролевых игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игровая мебель.

Книжный и природный уголок, уголки изобразительной деятельности, патриотического воспитания,

экспериментирования,

физического развития, театрализованные.

Конструкторы, дидактические и

настольно-печатные игры.

Методические пособия в

соответствии с возрастом детей.

Стол воспитателя, методический шкаф (полка)

Приемная

комната

(раздевалки

для детей – 4)

Информационно-

просветительская работа с родителями.

Развитие у детей навыков самообслуживания.

Информационные стенды для родителей.

Наглядно-информационный

материал.

Выставки детского творчества.

Выносной материал для прогулки.

Шкафы для детской одежды.

Физкультурный

зал-1

Занятия по музыкальному

и физическому

воспитанию, ритмике.

Утренняя гимнастика.

Тематические досуги,

праздники и развлечения, театральные представления,

спортивные досуги.

Родительские собрания и мероприятия,

консультативно-

просветительская работа с родителями.

Выставки детского

творчества.

Музыкальный центр-1,

синтезатор, аудио и видео кассеты, CDдиски.

Стулья  для детей.

Спортивное оборудование по

направлениям работы, шведская стенка.

Детские тренажеры

Спальни - 4

Дневной сон.

Гимнастика после сна.

Кровати.

Стол для воспитателя, методический шкаф.

Физкультурное оборудование для

гимнастики после сна:ребристая дорожка, массажные коврики и мячи.

Кабинет

заведующего

МКДОУ

Индивидуальные

консультации, беседы с

педагогическим,

медицинским,

обслуживающим

персоналом и родителями.

Компьютер, принтер, сканер.

Документация по содержанию

работы в ДОУ (охрана труда, приказы, пожарная безопасность, договоры с организациями и пр.)

Медицинский

кабинет

Осмотр детей.

Учет состояния здоровья.

Профилактика

заболеваний.

Медико-педагогический

контроль.

Консультативно-

просветительская работа с родителями и

сотрудниками.

Шкаф для документации, стол и

стул для медсестры.

Электронные весы, ростомер, кушетка, лампа для кварцевания.

Стеклянный шкаф для медикаментов, тумбочка медицинская, шкаф для одежды

Методический

кабинет

Повышение

профессионального

уровня педагогов,

осуществление

методической помощи

педагогам, организация

консультаций, педсоветов,

семинаров и других форм повышения

педагогического

мастерства, планирование,

организация и контроль

образовательного

процесса,

консультативно-

просветительская работа с родителями.

Библиотека педагогической, методической, передовой и детской литературы.

Опыт работы педагогов, накопление передового педагогического опыта.

Документация по содержанию

методической работы.

Материалы по формам работы с педагогическим коллективом,

демонстрационный, раздаточный материал, пособия для занятий с детьми.

Ноутбук

Принтер

Стол- 1

Стул -5

Шкаф для методической литературы -3

Пищеблок

Приготовление и выдача горячего питания для детей

Ванны двухсекционные – 2 шт.,

стеллажи, разделочные столы, электроплита, электродуховой шкаф, холодильное оборудование, бойлер.

Прачечная

Прием и выдача мягкого инвентаря, стирка белья, глажение

Стиральная машина автомат,

производственная стиральная машина, ванна, бак для грязного белья, шкафы для хранения чистого белья, швейная машина, 2 утюга, гладильная доска.

Коридор

Информационно-

просветительская работа с сотрудниками ДОУ и родителями.

Выставки детского творчества.

Стенды для родителей, визитка ДОУ.

Стенды для сотрудников

(административные вести, охрана труда, уголок профкома,

пожарная безопасность и др.).

Территория

Прогулки и наблюдения.

Природоведческая работа.

Игровая деятельность.

физические занятия на

улице.

Самостоятельная

двигательная активность.

Праздники,развлечения,

спортивные мероприятия.

Трудовая деятельность

Игровые площадки для групп - 4, веранды-4, игровые малые формы, песочницы.

Спортивная площадка-1

Озеленение территории более 50%

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Методическое обеспечение образовательного процесса отвечает требованиям

комплектности обеспечения образовательного процесса с учетом достижения

целей и планируемых результатов освоения основной общеобразовательной

программы дошкольного образования; качество обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ осуществляется методической службой образовательного учреждения.

Методическое обеспечение включает в себя:

  • Методические пособия для педагогов ДОУ по всем направлениям развития детей (по образовательным областям);
  • Методические рекомендации для педагогов по планированию образовательного процесса в разных возрастных группах;
  • Методические рекомендации для педагогов по организации жизни детей в разных возрастных группах;
  • Комплекты развивающих пособий для детей по направлениям образования и по возрастным группам;
  • Комплекты дидактических и демонстрационных материалов;
  • Электронные образовательные ресурсы;
  • Детская художественная литература.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и

воспитания (см. Приложение 2)

3.3. Описание распорядка и режима дня

В ДОУ организован гибкий режим дня. Это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и

отдыха детей в течение дня. Основным принципом правильного построения

режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

Режим дня для детей дошкольного возраста разрабатывается с учётом возрастных норм и требований СанПиН 2.4.1.3049-13. На теплый и холодный периоды года составлены отдельные режимы дня. В целях планирования текущей педагогической деятельности и проектирования педагогического процесса в группах составляется гибкий режим дня. При этом соблюдаются следующие принципы:

1. Третье физкультурное занятие для детей старшего возраста проводится по

плану инструктора по ФК на улице при температуре воздуха до -20ºС,

соблюдая при проведении занятий.

2. В течение недели во всех возрастных группах инструктор по ФК проводит

3 занятия и музыкальный руководитель проводит 2 занятия.

 3. Для решения задач физического развития, связанных с зимними видами

спорта, занятия инструктора по ФК выносятся на улицу (при температуре воздуха не ниже -20ºС).

Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей составляет 5,5 – 6 часов. Самостоятельная деятельность занимает в режиме дня 3-4 часа.

Сон. Общая продолжительность суточного сна 12-12,5 часа, из которых 2,0-2,5 отводится дневному сну. Организации сна регулируется следующими правилами:

  • в момент подготовки детей ко сну обстановка спокойная, шумные игры исключаются за 30 минут до сна;
  • первыми за обеденный стол садятся дети с ослабленным здоровьем, чтобы затем они первыми ложились в постель;
  • спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3-5 градусов;
  • во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

Прогулка. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет около 4-4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину дня – перед уходом детей домой. Утренний прием детей ежедневно летом и при теплых погодных условиях в течение года осуществляется на свежем воздухе.

При температуре воздуха ниже -15ºС и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15ºС и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет – при температуре воздуха ниже -20ºС и скорости ветра более 15м/с.

Образовательная деятельность. Продолжительность основных видов организованной образовательной деятельности:

- в младшей группе (дети 4-го года жизни) – 15 минут;

- в средней группе (дети 5-го года жизни) – 20 минут;

- в старшей группе (дети 6-го года жизни) – 20-25 минут;

- в подготовительной (дети 7-го года жизни) – 30 минут.

 Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы

между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10

минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.

Двигательный режим. Двигательный режим включает в себя: физкультурно - оздоровительную деятельность, организованную образовательную деятельность по физической культуре, самостоятельную двигательную деятельность детей, физкультурно-массовые мероприятия.

Закаливающие мероприятия. Закаливание детей МКДОУ предусматривает строгое соблюдение рациональных гигиенических условий и требований: чистый воздух, оптимальное соотношение температуры воздуха в помещении и адекватная одежда, активный двигательный режим, полноценное питание и др.

Принципы реализации системы закаливания:

  • осуществляется только при полном здоровье детей;
  • увеличивается интенсивность закаливающих процедур постепенно, в соответствии с возрастающими компенсаторными возможностями организма;
  • соблюдается систематичность и последовательность закаливания.

3.4.Традиционные события, праздники, мероприятия

В основе лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ.Комплексно-тематическое планирование (Приложение 3)

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:

  • явлениям нравственной жизни ребенка;
  • окружающей природе;
  • миру искусства и литературы;
  • традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям;
  • событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (День народного единства, День защитника Отечества и др.);
  • сезонным явлениям;
  • народной культуре и традициям.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.

Для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое рассматривается как примерное. Педагоги вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем,

содержание работы, временной период в соответствии с особенностями своей возрастной группы, другими значимыми событиями.

Формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей. Единая тема отражается в организуемых воспитателем образовательных ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыке, в наблюдениях и общении воспитателя с детьми.

В учреждении в качестве традиционных определены следующие мероприятия:

Название праздника, мероприятия.

Время проведения

1.«Здравствуйте, Я

пришел»

Сентябрь

2. Что нам Осень подарила

Октябрь

3. Конкурс чтецов «Для любимой мамочки»

Ноябрь

4. Спортивные соревнования с учениками 1 класса.

Декабрь

5.Праздник песни и

строя.

Февраль

6. Неделя театра

Март

7. Неделя здоровья

Апрель

8. День рождения детского сада

Апрель

7. Конкурс чтецов ко дню Победы

Май

8. «Мы помним и гордимся»

Май

9. Вот и мы выпускники

Май

3.5. Особенности организации развивающей предметно –

пространственной среды

Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства МКДОУ, группы, а также территории, прилегающей к МКДОУ, материалов,оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

2. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:

  • реализацию различных образовательных программ;
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • учет возрастных особенностей детей.

При создании предметно-пространственной развивающей среды в МКДОУ

придерживались следующих принципов:

Насыщенность среды должна соответствовать содержанию Программы, в том числе при реализации комплексно-тематического принципа её построения (ориентирована на примерный календарь праздников, тематика которых отражает все направления развития ребёнка младенческого, раннего идошкольного возрастов), а также возрастным особенностям детей (учитывая ведущий вид деятельности в разные возрастные периоды дошкольного детства).

Образовательное пространство включает средства реализации Программы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование и инвентарь (в здании и на участке) для возможности самовыражения и реализации творческих проявлений.

Трансформируемость предполагает возможность менять функциональнуюсоставляющую предметного пространства в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей (так, предметно-развивающая среда меняется в зависимости от времени года, возрастных, гендерных особенностей, конкретного содержания Программы, реализуемого здесь и сейчас).

Полифинкциональность предполагает использование множества возможностей предметов пространственной среды, их изменение в зависимости от образовательной ситуации и интересов детей, возможности для совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной детской активности, позволяет организовать пространство группового помещения со

специализацией его отдельных частей: для спокойных видов деятельности (центры «Книги», «Театрализованная деятельность»), активной деятельности (двигательный центр (физкультурный инвентарь), центр  экспериментирования, центр конструирования, центр сюжетно- ролевых игр) и др.

Вариативность предусматривает возможность выбора ребёнком пространства для осуществления различных видов деятельности (игровой, двигательной, конструирования, изобразительной, музыкальной и т. д.), а также материалов, игрушек, оборудования, обеспечивающих самостоятельную деятельность детей.

Доступность обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам и пособиям в разных видах детской деятельности. (Используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребёнок мог дотянуться до них без помощи взрослых.Это помогает ему быть самостоятельным.)

Безопасность предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности (в помещении нет опасных предметов (острых, бьющихся, тяжёлых), углы должны быть закрыты).

При создании предметно-пространственной развивающей среды учтён гендерный принцип, обеспечивающий среду материалами и игрушками как общими, так и специфичными для мальчиков и девочек.

Дошкольное учреждение имеет материалы и оборудование для полноценного

развития детей в разных образовательных областях.

ДОУ самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические,

соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Описание части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Описание условий реализации парциальной образовательной программы представлены в Организационном разделе Программы, в полной мере позволяют осуществлять образовательную деятельность по парциальной образовательной программе.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Для реализации парциальной образовательной программы используются как

методические материалы и средства обучения и воспитания, представленные в Организационном разделе в Программы, так и дополнительные методические материалы, в том числе разработанные педагогическим коллективом учреждения самостоятельно.

IV. Дополнительный раздел

4.1 Текст краткой презентации Программы.

Образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и утверждена приказом заведующего МКДОУ.

Программа ориентирована на детей от 3 до 8 лет. И обеспечивает их разностороннее развитие.

Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Цели, задачи и конкретное содержание образовательной деятельности по каждой образовательной области определяются целями и задачами Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализуются:

- в процессе организованной образовательной деятельности с детьми (занятия),

- в ходе режимных моментов,

- в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах

детской деятельности,

- в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации Программы.

Содержание образовательных областей реализуется в различных видах деятельности, специфических для каждого возраста (ФГОС ДО п.2.7.).

Все формы носят интегративный характер, т. е. позволяют решать задачи двух и более образовательных областей, развития двух и более видов детской

деятельности.

Виды детской деятельности и формы их организации.

Виды детской деятельности

Формы работы

Двигательная

Подвижные дидактические игры

Подвижные игры с правилами

Игровые упражнения

Соревнования

Игровая

Сюжетно-ролевая игры

Игры с правилами

Театрализованная игра

Продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Реализация проектов

Экспериментирование и исследование

Дидактическая игра

Коллекционирование

Коммуникативная

Беседа

Составление и отгадывание загадок

Рассказ, разговор

Проектная деятельность

Викторины, конкурсы

Рассматривание

Чтение

Игры с правилами

Сюжетно-ролевые игры

Трудовая

Совместные действия

Дежурство

Поручение

Задание

Реализация проекта

Сюжетно-ролевые игры

Экспериментирование и исследование

Познавательно-

исследовательская

Дидактическая игра

Наблюдение

Целевая прогулка, экскурсия

Решение проблемных ситуаций

Экспериментирование и исследование

Коллекционирование

Моделирование

Реализация проекта

Игры с правилами

Чтение

Викторина

Конкурс

Музыкально-

художественная

Слушание

Исполнение

Импровизация

Экспериментирование

Подвижные игры (с музыкальным

сопровождением)

Музыкально-дидактические игры

Праздник

Развлечение

Чтение

художественной

литературы

Чтение

Слушание

Обсуждение

Разучивание

Театрализация

Рассказ

Разговор

Викторина, конкурс

Составление и отгадывание загадок

Для создания условий, обеспечивающих целостное развитие личности детей, в МКДОУ осуществляется взаимодействие с семьями воспитанников:

Модель сотрудничества родителей и детского сада

Участие родителей в деятельности ДОУ

Формы участия

Периодичность участия

В проведении

мониторинговых

исследований

Анкетирование.

Социологический опрос.

По мере

необходимости

В создании условий

Участие в субботниках по благоустройству

территории.

Помощь в создании

предметно-развивающей среды.

Оказание помощи в

ремонтных работах.

2 раза в год

Постоянно

Постоянно

В управлении ДОУ

Участие в работе

родительского комитета,

педагогических советах

По плану

В просветительской

деятельности,

направленной на

повышение

педагогической

культуры, развитие

родительской

компетенции,

расширение

информированности

родителей.

Наглядная информация

(стенды, папки-

передвижки, семейные и групповые фотоальбомы, памятки).

Создание странички на

сайте ДОУ.

Консультации,

конференции. Родительское собрание.

1 раз в квартал

Обновление постоянно.

1 раз в месяц

По годовому плану

1 раз в квартал

1 раз в квартал

В воспитательно-

образовательном

процессе, направленном

на установление

сотрудничества и

партнерских отношений

с целью вовлечения

родителей в

образовательный

процесс ДОУ

Дни открытых дверей.

Неделя здоровья.

Творческие выставки.

Совместные праздники,

развлечения, встречи с

интересными людьми.

Семейные клубы,

семейные гостиные.

Клубы по интересам для

родителей.

Участие в смотрах-

конкурсах. Мероприятия с

родителями в рамках

проектной деятельности.

2 раза в год

1 раз в год

По плану

По плану

По плану

Постоянно по

годовому плану

По плану

Мультимедийная презентация образовательной программы представлена на

сайте учреждения, по адресу:http://ds1-boguchan.gbu.su/

Образовательная программа муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Образовательной программы МКДОУ Березка на 2015 год

Проект Образовательной программы МКДОУ Березка на 2015 год...

Проект Образовательной программы МКДОУ Березка на 2015 год

Проект Образовательной программы МКДОУ Березка на 2015 год...

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Хабаровского муниципального района Хабаровского края

Представляю Вашему вниманию описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть Основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Х...

Основная образовательная программа МКДОУ "Детский сад "Солнышко" города Сухиничи

Основная образовательная программа МКДОУ "Детский сад "Солнышко" на 2015-2020 учебные года" разработана на основе примерной образовательной программы "От рождения до школы&quo...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет вторая младшая группа «Гномики» составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой, образовательной программы МКДОУ

Содержание ВведениеI.Целевой раздел1.Пояснительная записка.1.1.Цели и задачи реализации программы.1.2.Принципы и подходы к формированию программы.1.3.Характеристика особенностей развития детей до...