Взаимодействие с педагогами
материал

Волченко Виктория Анатольевна

Взаимодействие с педагогами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов по теме:

«Техническое конструирование как средство формирования творческих умений дошкольников»

Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской креативности, начиная с самого раннего возраста, игнорирование или формальный подход к решению этой проблемы в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы.

В настоящее время особое внимание уделяется детскому конструированию. В современных программах дошкольного воспитания и обучения эта деятельность рассматривается как одна из ведущих. Под детским конструированием подразумевается целенаправленный процесс создания ребенком различных изделий и построек, в которых взаимосвязь частей конструкции определяется способом их соединения в осмысленное целое.

В ребенке от рождения заложены изобретательские нотки. Эти, природой заложенные задатки, реализуются и совершенствуются в конструировании.

Еще А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками- материалами, из которых он конструирует, ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру.

В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется: умственное развитие, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание

Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к успешному обучению в школе.

Занятия по художественному конструированию при определенной организации обучения создают условия для экспериментирования с материалом, что позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей у детей, а также делает воспитание и обучение при помощи художественного конструирования актуальным. Процесс конструирования позволяет формировать у детей ассоциативные связиспособствующие развитию воображениютворческого начала, обобщенных способов создания объемных макетов, построек, без чего не возможно развитие конструктивной деятельности, интеллектуальных и сенсомоторных способностей.

Анализ процесса детского конструирования показывает, что для создания конструкций из строительного материала, бумаги, природного и бросового материалов ребенку необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть сконструированыразвития воображения и других психических процессов, с другой – умения выразить эти представления в конструктивной форме, в листе бумаги, в природном материале. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей в целях образования нужных представлений, но и развитие навыков конструирования.

Конструирование из строительного материала позволяет ребенку создать целостную картину, опираясь на детали различные по форме. Абстрактное мышление развивается в процессе усложнения построек. Графические модели и планы позволяют дошкольникам проводить анализ и синтез построек.

Конструкторы с разными видами крепления позволяет в основном отображать реально существующие объекты. Собирая разные модели по рисункам и схемам, имеющиеся практически в каждом конструкторском наборе, дети занимаются достаточно трудоемкой деятельностью сборно-разборного характера. Для успешного воспроизведения схемы детям необходимо уметь правильно их «читать».

Крупногабаритные конструкторы вовлекают в процесс весь организм ребенка. Такое конструирование предоставляет детям уникальную возможность осваивать большие площади помещений, что существенно влияет на развитие их пространственных ориентировок.

Конструирование из бумаги и картона развивает мелкую моторику рук, логическое мышление и математические способности. Словесное комментирование работы по выполнению в техники «оригами» позволяет запомнить алгоритм изготовления поделок и развивает речь.

Конструирование из природного материала позволяет ребенку комбинировать различные материалы: природный и бросовый материал, природный и пластилин, материалы разные по фактуре, семена растений и т. д. Такой вид работы позволяет ребенку находить оптимальное решение для своих поделок, развивает фантазию и мышление.

Все виды конструктивной деятельности ребенка развивают творческие способности дошкольника, активируют мыслительные процессы и развивают мелкую моторику.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов по теме:

«Обучение детей дошкольного возраста типовым приемам фантазирования»

Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований, названия приемам даны в виде имен волшебников с различными возможностями.

  • Прием "Увеличение - уменьшение"
  • Прием "Деление - объединение"
  • Прием "Преобразование признаков времени"
  • Прием "Оживление - окаменение"
  • Прием "Специализация – универсализация"
  • Прием "Наоборот"

Прием "Увеличение - уменьшение"

Суть приема - в изменении по убывающей или возрастающей любого признака объекта.

  • размер
  • количество
  • специфический признак

Прием представлен волшебником: Волшебник Увеличение-Уменьшение.

Прием "Деление - объединение"

Цельный объект раздробить на части или, наоборот, раздробленный сделать цельным. Составить объект из частей других объектов. Предназначен для фантастического преобразования с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов или их частей.

Прием представлен волшебником: Волшебник Деления-Объединения.

Основной принцип их действия – отсутствие всяких правил, несовместимое с логикой деление и комбинирование.

За действиями Волшебника Деления всегда следуют фантастические преобразования, произведенные с помощью Волшебника Объединения, и наоборот. Ребята сами должны догадаться и объяснить волшебные преобразования с точки зрения практического применения.

Прием "Преобразование признаков времени"

Суть приема- перенести объект во времени в прошлое или будущее.

Представлен волшебником: Волшебник Времени.

Фантазирование основано на изменении признаков времени.

Волшебник Времени может:

Убыстрить процессы, протекающие, в самом объекте (Волшебник Быстрых Минут), замедлить процессы (Волшебник Замедления).

Поменять местами временные отрезки, в которых протекали определенные события (Волшебник Перепутывания Времени).

Заставить протекать события в обратной последовательности (Волшебник Обратного Времени).

Переместить объекты на дальние временные отрезки (Машина Времени), на ближние - относительно жизни данного объекта (Зеркало Времени).

Остановить время для объекта, его частей или места нахождения (Волшебник, остановивший Время).

Прием "Оживление - окаменение"

Придать неживому объекту свойства живого и наоборот.

Представлен волшебником: Волшебник Оживления-Окаменения.

При воздействии Волшебника Оживления неживое становится живым и подвижным, живые организмы становятся более динамичными.

При воздействии Волшебника Окаменения живое становится неподвижным, а неживое – абсолютно статичным.

Использование приемов позволяет изменять объект, его часть или место обитания по признаку динамичности или статичности.

Прием "Специализация – универсализация"

Сделать объект универсальным (способным выполнять различные функции) или, наоборот, ограничить действия объекта.

Представлен волшебником: Волшебник Всемогу.

Прием Универсализации дает возможность объекту выполнять множество функций, даже ему не свойственных.

Прием Специализации позволяет ограничить возможности объекта в рамках типичной для него функции.

Прием "Наоборот"

Заменить действия или свойства объекта на противоположные.

Представлен волшебником: Волшебник Наоборот.

Суть приема заключается в выявлении определенного признака или значения признака объекта и замене их на противоположные.

Приемы и волшебники

Приемы

(как применяем?)

Имена признаков

(что меняем?)

Увеличение – уменьшение

Цвет, размер, части, место, действие, форма.

Дробление – объединение

Цвет, размер, части, место, действие, форма.

Наоборот

Цвет, размер, части, место, действие, форма.

Смещение во времени

Ускорение, замедление, машина времени (смещение во времени), зеркало времени, обратное время, смешанное время.

Оживление – окаменение

Вещество, существо, части.

Простое – сложное (ограничение – универсализация)

Питание, действие.



Предварительный просмотр:

 

Мастер класс для педагогов по теме:

«Формирование у детей младшего дошкольного возраста конструктивных умений и навыков в процессе технического конструирования с использованием модели ОИЗ(признаки)».

Целью моей темы является формирование у детей конструктивных умений и навыков с использованием модели оиз(признаки).

Конструирование в детском саду – это создание ребенком различных поделок из конструктора. Кроме того, в процессе создания самой поделки, ребенок получает еще и немало пользы.

Практические навыки которые приобретают дети от занятий конструированием:

• развитие мелкой моторики;

• знакомство с формой и текстурой предметов на практике;

• развитие фантазии и воображения;

• обогащение речи новыми понятиями (пирамида, куб и т. д.);

• выработка технических навыков в процессе задумки и реализации поставленной задачи;

• стимуляция образного и логического мышления.

Виды конструирования в детском саду.

Выделяются два вида конструирования: техническое и художественное.

К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов (деревянных окрашенных или неокрашенных деталей геометрической формы, из деталей конструкторов имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков, некоторые способы конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также свои ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют основные структурные и функциональные признаки объектов и образов: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п.

В зависимости от используемых материалов для конструирования, определяется его вид.

1. Из строительных материалов. Самый простой вид конструирования, который доступен самым маленьким. При помощи различных фигур геометрической формы (куб, призма, цилиндр и т. д.) выстраиваются самый простые строения – башни, домики.

По мере приобретения опыта, конструкции могут постепенно усложняться добавлением новых элементов.

2. С применением специальных конструкторов. Они могут быть деревянные, металлические, пластмассовые, но обязательно содержат крепления на винтах. Это расширяет возможности, позволяя создавать подвижные игрушки (экскаватор, подъемный кран и т. д.)

Основные приемы обучения конструированию:

Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами. Выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании.

Основными приемами обучения являются следующие:

1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки.

2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.

3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций.

4. Анализ и оценка процесса работы детей для выяснения, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.



Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов по теме:

«Формирование у детей младшего дошкольного возраста конструктивных умений и навыков в процессе технического конструирования с использованием метода матриц».

Целью моей темы является формирование у детей конструктивных умений и навыков с использованием метода матриц.

Что такое матрицы? Большой энциклопедический словарь дает следующее определение матрицы: Матрица в математике - это прямоугольная таблица каких- либо элементов (чисел, математических выражений), состоящая из строк и столбцов. Над матрицей можно производить действия по правилам матричной алгебры. Толковый словарь Ожегова сообщает, что Матрица – это таблица каких-нибудь математических элементов, состоящая из строк и столбцов. Автор морфологического анализа, частью которого является метод матриц - швейцарский астрофизик Фриц Цвикки. Суть метода матриц состоит в том, что мыслительные операции осуществляются с помощью таблицы, в которой по вертикали и горизонтали выставляются какие - либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. Морфологическая таблица может выглядеть в виде матриц. Работу с матрицами можно начинать с 3-х летнего возраста, постепенно увеличивая количество рассматриваемых объектов и их признаков. С детьми 3 - 4 лет организуется работа по «волшебной дорожке» с одним вертикальным показателем и двумя-четырьмя горизонтальными показателями (форма, цвет, размер). На первом этапе работы с матрицами детям были представлены плоскостные изображения какого - либо объекта рукотворного мира. Например: дом, части дома: крыша – по форме треугольная, по цвету желтая, по количеству – 1, окно – по форме квадратное, по цвету красное, по количеству – 2, корпус – по форме квадратный, по цвету синий, по количеству
Затем дети «читают» полученную матрицу.  Работа основана на зрительном восприятии волшебной дорожки (дорожек). Для обозначения показателей используются картинки – схемы объектов. Постепенно работа с морфологическими таблицами усложняется: вводятся новые показатели, увеличивается их количество. На втором этапе детям раздаются готовые матрицы, они их считывают, набирают нужные геометрические фигуры, опираясь на значение признаков: форма, цвет, количество и составляют объект. По мере усвоения детьми счета и геометрических фигур, матрицы усложняются. Таким образом, была создана картотека матриц.
Так как малыши еще не умеют читать, очень хорошо использовать моделирование для обозначения необходимых элементов или использовать предметные картинки. Данный метод развивает умение систематизировать материал по нескольким параметрам, развивает аналитическое мышление, конструктивные умения и навыки, способности к моделированию и воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план работы взаимодействия с педагогами

Перспективны план работы с педагогами по развитию интелллектуальных компенций детей старшего дошкольного возраста...

перспективный план работы взаимодействия с педагогами

Перспективны план работы с педагогами по развитию интелллектуальных компенций детей старшего дошкольного возраста...

Система занятий "Картинки помогают говорить" во взаимодействии детей, педагогов и родителей

 Презентация рассказывает о методике использования рисуночного письма в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками. Предложенная система работы помогает закреплять навык плавной и с...

Доклад "Необходимость взаимодействия между педагогами и мед.персоналом"

Доклад "Необходимость взаимодействия между педагогами и мед.персоналом"...

План физкультурно-оздоровительной работы по взаимодействию с педагогами и родителями воспитанников на 2013 – 2014 гг

План физкультурно-оздоровительной работы по взаимодействию с педагогами и родителями воспитанников на 2013 – 2014 гг...

Методическая работа в МБДОУ по направлению "Эффективные формы взаимодействия с педагогами в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога"

Цель: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентир...