Выступление из опыта работы "Инновационные образовательные технологии и мастерство педагогов ДОУ"
статья на тему

Карасева Ирина Владимировна

Материал из опыта работы МБДОУ детского сада "Ромашка" г.Урень Нижегородской области о применении инновационных технологий педагогами в группах детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные образовательные технологии и мастерство педагогов  ДОУ (из опыта работы д/сада)

      Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают, в первую очередь, систему дошкольного образования  как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка.

     Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в   широком спектре современных педагогических технологий.

      Все выше сказанное и составило предпосылки для совершенствования профессионального мастерства педагогов нашего детского сада. Поиск  новых форм педагогической работы, способствующих повышению профессиональной компетентности, привел к тому, что в практике  нашего дошкольного учреждения стали  широко использоваться  современные   интерактивные, коммуникативные и игровые технологии.       

     Для педагогов нашего детского сада  в течение года  проводились деловые игры, круглые столы, мастер-классы.

Такие технологии помогают поддерживать атмосферу сотрудничества, развивают способность взаимодействовать и постоянно находиться в режиме беседы, диалога  всех субъектов открытого образовательного пространства.    

     Практика показывает, что внедрение новых форм методического  сопровождения учебно-воспитательного процесса  позволяет повысить качество образования и мастерство наших педагогов, которые,  в свою очередь,   широко используют в своей работе инновационные образовательные технологии.

     В нашем дошкольном учреждении введены в практику следующие образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие
  • технологии проектной и исследовательской деятельности;
  •  информационно-коммуникационные и игровые технологии;

    Широкое применение в работе педагогов нашего учреждения нашли здоровьесберегающие технологии, которые позволяют организовать и распределить оздоровительные мероприятия на всё время пребывания детей в детском саду. Это физкультурные занятия, спортивные праздники и развлечения, физкультминутки, динамические паузы, элементы точечного массажа, утренняя гимнастика, гимнастика после сна.

     В группах созданы «Физкультурные центры», которые содержат  картотеку подвижных игр, физкультминуток  в соответствии с возрастом детей; дидактические игры о спорте, атрибуты для подвижных и малоподвижных игр, спортивное оборудование.

     Огромное внимание здоровьесберегающим технологиям уделяют педагоги старших и подготовительных к школе групп.  Смирениной Оксаной Рафаиловной  и Костровой Натальей  Михайловной  была разработана программа «Азбука здоровья».  В содержание программы входят беседы, игровые упражнения, индивидуальная  работа по следующим  темам«Я и мое тело»«Мой организм»«Глаза - орган зрения», и другие

    Педагог старшей группы Шубина Наталья Сергеевна  использует в своей работе  стретчинг  с элементами сказкотерапии, что превращает занятия физкультурой в увлекательную игру-сказку, где дети –  ее персонажи,  кроме того, понятные детям образы сказочного мира позволяют легко освоить непростые физические упражнения.  

     Учитель-логопед Пуртова Алена Алексеевна  использует в своей работе с детьми  логоритмику, которая  является наиболее эмоциональным звеном логопедической деятельности, сочетающим исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей.

     Воспитатели и специалисты дошкольного учреждения взаимодействуют с семьями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. Информационные стенды для родителей имеются в каждой возрастной группе. Мы активно приобщаем родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях детского сада: были проведены такие спортивные праздники, как  «Мама, папа, я – спортивная семья», «В здоровом теле – здоровый дух», организованы  Дни и Недели здоровья.

     Применение  здоровьесберегающих технологий повышает результативность  образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на укрепление здоровья, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

     Одной из инновационных образовательных технологий является технология проектной деятельности. Педагоги, активно использующие ее в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

     В течение учебного  года  педагогами было разработано и реализовано 16 проектов. Наиболее яркими и запоминающимися стали проекты  «Хлеб всему голова», «Мой детский сад» и другие

     В этом году на базе 2 младшей и  средней групп была организована муниципальная инновационная площадка по теме «Нравственно - патриотическое воспитание как компонент социального развития ребёнка -дошкольника через проектную деятельность»

    В рамках данной площадки   воспитателями  Голяковой С.Н., Ивановой И.Б.  в тесном сотрудничестве с родителями  были разработаны и реализованы следующие проекты : «Секрет  матрешки», «Урень – родной мой город», «Моя семья», и другие.

     Использование метода проектов  позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Кроме того,   делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

     Технология исследовательской деятельности способствует формированию у дошкольников основных ключевых компетенций, развивает способность к исследовательскому типу мышления.

     В группах детского сада созданы центры экспериментирования, которые представлены мебелью  со специально оборудованными стеллажами. На полочках для детского исследования  размещены самые разные природные материалы, микроскопы, лабораторное оборудование.

      В процессе экспериментирования педагоги применяют  компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.  

      Педагогами средней группы  был создан «Лэпбук»  по экспериментальной деятельности, который вызвал огромный интерес у детей.  «Лэпбук»  - интерактивная папка для детей на заданную тему. Все собранные в нем предметы двигаются, перемещаются, карточки открываются, каждый предмет можно потрогать, рассмотреть. «Лэпбук»  используется  в индивидуальной и самостоятельной деятельности  детей, а также в работе с родителями.

      С детьми и родителями в старшей группе был организован проект опытно-экспериментальной деятельности «Влияние «Кока-колы» на организм человека», который помог понять, что кока-кола вредна для организма.

     Технология исследовательской деятельности  положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, она даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.

     Применение игровых технологий в ДОУ тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Особенно актуальны игровые технологии в младшем дошкольном возрасте. Педагоги  с детьми двух - трех лет используют игровые ситуации, “Хоровод”, “Догонялки” ,  “Выдувание мыльных пузырей”, другие игры, которые позволяют сплотить детей, способствуют формированию эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

      Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить детей к школе. Педагоги старших и подготовительных к школе групп проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают с помощью игр, направленных на развитие психических процессов, а также специальных игр, которые развивают у детей  элементарные математические представления, готовят руку к овладению письмом «Сосчитай-ка», «Найди соседей числа», «Какие предметы нужны в школе»

     Обучение в форме игры интересно, занимательно, но в то же время не является развлечением. Для реализации такого подхода педагоги разрабатывают четко обозначенную  систему игровых заданий и различных игр с тем, чтобы в результате  получить гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

     Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками  следующие задачи:

  • идти в ногу со временем,
  • сформировать основы информационной культуры  личности ребенка
  • повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.        

    Для решения этих задач в нашем дошкольном учреждении нашли свое применение  информационно-коммуникационные технологии.

Педагоги используют  ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Компьютерная техника с её мультимедийными возможностями насыщает непосредственно-образовательную деятельность,  индивидуальную работу с детьми ярким иллюстрированным материалом.

     Игровые-развивающие занятия педагога-психолога Шестиперстовой Е.Л. сопровождаются релаксационной музыкой и демонстрацией успокаивающих пейзажей.   Использование интерактивных технологий создаёт ситуацию успеха для детей, снижает утомляемость, стабилизирует фон настроения, повышает интерес к заданиям, все это способствует положительному результату.

     Одним из показателей результативности использования инновационных образовательных технологий является участие педагогов  в конкурсах профессионального мастерства,  а так  же, участие воспитанников  в творческих конкурсах.

     Таким образом, инновационные педагогические технологии позволяют педагогам нашего ДОУ достигать целей обучения путем развития личности каждого дошкольника, и в дальнейшем способствуют их успешному обучению в школе.

Старший воспитатель МБДОУ детского сада «Ромашка» Карасева И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы "Инновационные технологии в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

  Процесс информатизации общества стремительно движется вперед, и у детского сада нет иного выбора, как адаптации его к информационному веку. По сравнению с традиционными формами музыкальн...

Инновационные образовательные технологии и мастерство педагогов (из опыта работы)

Инновационные образовательные технологии и мастерство педагогов (из опыта работы) ...

Статья на тему:"ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА НА ПРАКТИКЕ"

Статья на тему: "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА НА ПРАКТИКЕ"...

Выступление из опыта работы на зональном семинаре «Роль педагога в социально-коммуникативном развитии дошкольника»

Выступление из опыта работы на  зональном семинаре «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников в игровой деятельности»...

Выступление из опыта работы:"Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Использование технологии проектного метода позволяет мне создать условия для поддержки детской инициативы в условиях детского сада, семьи,  что способствует  получению следующих результатов:...