Семинар-практикум: "Артикуляционная гимнастика в детском саду"
учебно-методический материал на тему

Носова Евгения Александровна

Семинар-практикум для педагогов: "Артикуляционная гимнастика в детском саду".

1. Введение. Актуальность вопроса.

2. Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.

3. Практическая часть:

упражнения для мышц мягкого нёба и глотки,

упражнения для нижней челюсти

упражнения для щёк

упражнения для губ

упражнения для укрепления кончика языка, расслабления корня языка, растягивание подъязычной складки ("Уздечки").

4. Сказка и артикуляционная гимнастика.

5. Творческая игра.

6. Итог семинара-практикума.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработка презентации: Носова Е.А., учитель-логопед Одесский детский сад. Артикуляционная гимнастика в детском саду

Слайд 2

План работы 1. Введение. Актуальность вопроса. 2. Рекомендации к проведению гимнастики. 3. Практическая часть: Упражнения для мышц мягкого нёба и глотки . Упражнения для нижней челюсти . Упражнения для щёк . Упражнения для губ . Упражнения для укрепления кончика языка, расслабления корня языка, растягивания подъязычной складки («уздечки »). 4. Сказка и артикуляционная гимнастика . 5. Творческая игра . 6. 6. Итог семинара – практикума

Слайд 3

Введение. Актуальность вопроса. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики : выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Слайд 4

Рекомендации к проведению гимнастики. Целенаправленными Точными Плавными Эмоциональными систематичными

Слайд 5

Практическая часть : Упражнения для мышц мягкого нёба и глотки . 1. Позёвывание . 2. Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребёнку на мягкое нёбо, стимулируя глотание. 3. Полоскание горла. 4. Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ . 5. Покашливание .

Слайд 6

Упражнения для нижней челюсти. 1. Открывание и закрывание рта. Причём как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого. 2. Жевательные движения. 3. Движения нижней челюсти влево – вправо.

Слайд 7

Упражнения для щёк. 1. Надувание щёк: обеих одновременно и попеременно. 2. Перегонка воды из одной щеки в другую. 3. Втягивание щёк в ротовую полость между зубами. 4. «Футбол». Толкаем щёки язычком попеременно.

Слайд 8

Упражнения для губ . 1. Улыбнуться, не обнажая зубы. 2. «Заборчик», улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. 3. «Волчонок», выполнить упражнение «заборчик» и приоткрыть рот на расстояние 2-3 см. При этом видны верхние и нижние зубы. 4. «Трубочка». Вытянуть губы вперёд, при этом челюсти сомкнуты. 5. «Окошко». Выполнить «трубочку» и приоткрыть рот. 6. «Прячем губки». Втянуть губы к зубам. 7. Вибрация губ (фырканье лошади). 8. «Трубач». Из положения «трубочка» - движения губ влево – вправо. 9. Чмоканье. 10. Удержание губами карандашей, стеклянных трубочек, пуговиц, фасоли. 11. Выплёвывание губами семечек, риса, гороха .

Слайд 9

Упражнения для укрепления кончика языка, расслабления корня языка, растягивания подъязычной складки («уздечки »). 1. «Лопатка - блинчик». Широкий язык спокойно лежит на нижней губе. 2. «Часики». Отведение кончика языка к углам рта вправо – влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна. 3. «Месим тесто». Покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая. 4. «Качели». Рот широко открыт, движения языка вверх – вниз (к носу – к подбородку), или за верхние зубы – за нижние зубы. 5. Вялый, спокойный язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт. Произносим пя-пя-пя , похлопывая верхней губой язык. 6. Сплёвывание с кончика языка риса, гороха, семечек. 7. Слизывание капель сладкой воды кончиком языка с вогнутой поверхности ложек. 8. «Расчёска». Пропускаем язычок, через сближенные зубы – вперёд. 9. «Чистим зубы» .Кончиком языка обводим с лево – на право верхние и нижние зубы. 10. Пересчитывание зубов, упираясь кончиком языка в каждый. 11. «Вкусное варенье». Слизывание варенья с верхней губы. Или круговое облизывание губ .

Слайд 10

12. «Иголочка – змейка».суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу. Острый язычок заводим вправо – влево. 13. «Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык. 14. «Грибок». Улыбнуться, присосать язык к нёбу, опустить нижнюю челюсть вниз, язык не отрывать. 15. «Гармошка». Улыбнуться, присосать язык к нёбу, опускать и поднимать нижнюю челюсть, язык не отрывать. 16. «Чашечка – лодочка». Рот открыт, края языка округлены. 17. « Индюк»улыбнуться , открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперёд – назад, влево – вправо, произнося бла-бла-бла . 18. «Горка – кошка сердится». Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы. 19. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперёд – назад по нёбу. 20. «Дятел - барабан». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося д-д-д.

Слайд 11

4. Сказка и артикуляционная гимнастика. 5 . Творческая игра . 6 . Итог семинара – практикума.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика - Сказка Подготовила учитель – логопед Носова Евгения Александровна

Слайд 2

Жили были дедушка и бабушка.

Слайд 3

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),

Слайд 4

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

Слайд 5

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

Слайд 6

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

Слайд 7

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

Слайд 8

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

Слайд 9

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ, С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ

Слайд 10

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ

Слайд 11

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ

Слайд 12

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

Слайд 13

ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО

Слайд 14

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ

Слайд 15

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ

Слайд 16

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ

Слайд 17

НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ

Слайд 18

ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).

Слайд 19

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ

Слайд 20

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ, ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ

Слайд 21

ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ

Слайд 22

ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО, ЗВОНКО ЗВЕНЯТ НА КОПЫТАХ ПОДКОВКИ

Слайд 23

ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ

Слайд 24

ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ

Слайд 25

ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА , ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА»

Слайд 26

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Вот и закончился день, пора спать. Завтра опять будем гулять.



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Артикуляционная гимнастика в детском саду».

  1. Введение. Актуальность вопроса.

Начнём с разминки, внимание на экран

Раз - мы песенку запели (бегемотик)

Два - уселись на качели (качели)

Три - на лошади скакали (лошадка)

На четыре - поболтали (индюк)

Пять - по зубкам постучали (барабанщик)

Шесть - мы в часики играли (часики)

Семь - лакали словно кошка (лакает кошечка)

Восемь - спела нам гармошка (гармошка)

Девять - сделали грибок. (грибок)

Десять - ротик на замок.

По современным нормативам ребенок должен овладеть всеми звуками своего родного языка к 6-7 годам. Однако, статистика показывает, что далеко не все  дошкольники  к этому возрасту успешно овладевает правильным произношением звуков.

Нарушение произношения может быть вызвано следующими причинами:

1. Дефектами строения артикуляционного аппарата.

2. Недостаточной сформированностью артикуляционных движений.

3. Недостатками в развитии фонематического слуха.

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции, а именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого неба, маленького язычка.

На важность и необходимость своевременного формирования артикуляционной моторики у детей  указывали многие отечественные исследователи - Роза Ефимовна Левина, Михаил Ефимович Хватцев, Федор Федорович Рау, Татьяна Борисовна Филичева, Мария Федоровна Фомичева, Галина Васильевна Чиркина и другие.

Поэтому  успешное формирование правильного звукопроизношения невозможно без предварительной подготовки, а именно проведения артикуляционной гимнастики.

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка  полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных  упражнений, мы стремимся выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы  и используя многообразие вспомогательного материала.

Таким образом, артикуляционные  упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

  1. Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.

При проведении артикуляционной гимнастики нужно учитывать следующие  моменты:

—упражнения должны быть целенаправленными: важно не  их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения;

—движения должны быть точными;

—плавность и лёгкость движения предполагают движения без толчков, подёргиваний, дрожания органов; движение должно  совершаться  без вспомогательных  или сопутствующих движений в других органах.

—темп движений вначале должен быть замедленный, можно регулировать  при помощи отстукивания рукой или счёта вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп должен стать произвольным – быстрым или медленным.

—переключение к другому движению и положению должен совершаться  плавно и достаточно  быстро.

—дозировка количества повторений упражнения зависит от возраста ребёнка и его  индивидуальных особенностей. Если на первых занятиях иногда приходится ограничиваться несколькими повторениями, то  в дальнейшем можно доводить количество повторений до 15-20.
—артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в этом положении спина у ребёнка прямая, тело не  напряжено, руки и ноги находятся  в спокойном состоянии

—проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Каждому  упражнению даётся название, к нему подбирается картинка - образ. Картинка служит образцом для подражания какому-нибудь предмету или его движениям

—не все дети овладевают двигательными навыками одновременно. Нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнение неверно – это может привести  к отказу выполнять упражнение.

—артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепится. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа).

  1. Практическая часть.

Упражнения для мышц мягкого нёба и глотки.

1.        Позёвывание.

2.        Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребёнку на мягкое нёбо, стимулируя глотание.

3.        Полоскание горла.

4.        Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.

5.        Покашливание.

Упражнения для нижней челюсти.

1.        Открывание и закрывание рта. Причём как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.

2.        Жевательные движения.

3.        Движения нижней челюсти влево – вправо.

Упражнения для щёк.

1.        Надувание щёк: обеих одновременно и попеременно.

2.        Перегонка воды из одной щеки в другую.

3.        Втягивание щёк в ротовую полость между зубами.

4.        «Футбол». Толкаем щёки язычком попеременно.

Упражнения для губ.

1.        Улыбнуться, не обнажая зубы.

2.        «Заборчик», улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

3.        «Волчонок», выполнить упражнение «заборчик» и приоткрыть рот на расстояние 2-3 см. При этом видны верхние и нижние зубы.

4.        «Трубочка». Вытянуть губы вперёд, при этом челюсти сомкнуты.

5.        «Окошко». Выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.

6.        «Прячем губки». Втянуть губы к зубам.

7.        Вибрация губ (фырканье лошади).

8.        «Трубач». Из положения «трубочка» - движения губ влево – вправо.

9.        Чмоканье.

10.        Удержание губами карандашей, стеклянных трубочек, пуговиц, фасоли.

11.        Выплёвывание губами семечек, риса, гороха.

Упражнения для укрепления кончика языка, расслабления корня языка, растягивания подъязычной складки («уздечки»).

1.        «Лопатка - блинчик». Широкий язык спокойно лежит на нижней губе.

2.        «Часики». Отведение кончика языка к углам рта вправо – влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

3.        «Месим тесто». Покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык  и снова его втягивая.

4.        «Качели». Рот широко открыт, движения языка вверх – вниз (к носу – к подбородку), или за верхние зубы – за нижние зубы.

5.        Вялый, спокойный язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт. Произносим пя-пя-пя, похлопывая верхней губой язык.

6.        Сплёвывание с кончика языка риса, гороха, семечек.

7.        Слизывание капель сладкой воды кончиком языка с вогнутой поверхности ложек.

8.        «Расчёска». Пропускаем язычок, через сближенные зубы – вперёд.

9.        «Чистим зубы» .Кончиком языка обводим с лево – на право верхние и нижние зубы.

10.        Пересчитывание зубов, упираясь кончиком языка в каждый.

11.        «Вкусное варенье». Слизывание варенья с верхней губы. Или круговое облизывание губ.

12.        «Иголочка – змейка».суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу. Острый язычок заводим вправо – влево.

13.        «Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.

14.        «Грибок». Улыбнуться, присосать язык к нёбу, опустить нижнюю челюсть вниз, язык не отрывать.

15.        «Гармошка». Улыбнуться, присосать язык к нёбу, опускать и поднимать нижнюю челюсть, язык не отрывать.

16.        «Чашечка – лодочка». Рот открыт, края языка округлены.

17.        «Индюк»улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперёд – назад, влево – вправо, произнося бла-бла-бла.

18.        «Горка – кошка сердится». Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы.

19.        «Маляр». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперёд – назад по нёбу.

20.        «Дятел - барабан». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося д-д-д.

  1. Сказка и артикуляционная гимнастика.

Я предлагаю вам выполнить артикуляционную гимнастику, которую с удовольствием выполняют наши воспитанники. Слайды с фотографиями наших детей нам помогут. Итак, внимание на слайд.

  1. Творческая игра.

Уважаемые воспитатели и педагоги, я предлагаю и вам побывать режиссёрами таких же сказок – гимнастик. У вас на столах есть картинки образы всех артикуляционных упражнений. Я предлагаю вам, разделиться на 3 группы, и сочинить свою сказку – гимнастику, а потом показать всем нам. Один будет воспитателем, будет показывать, а остальные будут участниками. Итак, в вашем распоряжении 15 минут. Если будут вопросы не стесняйтесь.

  1. Итог семинара – практикума.

Итак, регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

— улучшить подвижность артикуляционных органов;

— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

— увеличить амплитуду движений;

— уменьшить спастичность (напряжённость артикуляционных органов);

— подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

А сейчас я бы хотела вам предложить оценить наш семинар – практикум. У меня на столе лежат фишки:

  • Красная – семинар понравился,
  • Жёлта – семинар не очень понравился,
  • Синяя – семинар не понравился.

Я предлагаю вам каждому взять фишку и проголосовать в коробочку. Большое спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Артикуляционная и пальчиковая гимнастика как средство развития звуковой культуры речи"

      Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности  органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точ...

Семинар-практикум « Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность форм ее проведения»

·       упражнения для развития дыхания детей;·       упражнения для губ;·       упражнения для щек;·...

Семинар - практикум "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

Семинар- практикум для родителей: " Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"...

Семинар-практикум "Артикуляционная гимнастика"

Семинар-практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика»Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцирован...

Семинар-практикум "Артикуляционная гимнастика-первый шаг к правильной речи"

ЗАЧЕМ НУЖНА ГИМНАСТИКА?Дефекты речи могут серьёзно испортить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей.Неправильное произношение звуков происходит из-за несовер...

семинар-практикум "Артикуляционная гимнастика-первый шаг к коррекции звукопроизношения"

Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участ...

Логопедическая гостиная Семинар - практикум "Артикуляционная гимнастика - основа постановки звуков"

Логопедическая гостиная Семинар - практикум "Артикуляционная гимнастика - основа постановки звуков"...