Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников.
рабочая программа (старшая группа) по теме

Леонова Елена Александровна

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников

 

Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения составлена на основе программы «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной.

Актуальность:

С каждым годом сложившаяся социально-экономическая и экологическая обстановка вызывает всё большее беспокойство у людей всей планеты. Рост количества машин на улицах наших городов, доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей, антропогенные изменения в природе, являющиеся причиной возникновения глобальных экологических проблем, таких как снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др. делает жизнь и деятельность человека травмоопасной. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей.

Современные тенденции жизни общества вызывают необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности детей. Большую роль в решении этой проблемы играет организация работы по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников в детском саду.Актуальность и востребованность проблемы безопасности в образовательном учреждении определяются потребностями системы  дошкольного образования и существующими противоречиями:

Объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения ими соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.

Потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников.

Знакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

В связи с этим одним особенно актуальным становится поиск новых подходов к моделированию системы по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников в детском саду.

В последние годы в российской системе дошкольного образования происходят изменения, направленные на повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, активное использование современных образовательных технологий. Одной из них может быть технология формирования основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста на основе программы «Безопасность» Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина.

Цель: формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения, чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

В ходе реализации данной технологии решаются следующие задачи:

создание условий для формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения;

осуществление систематической работы с детьми по формированию знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми, ценностей здорового образа жизни, знаний о правилах безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте;

вовлечение родителей в педагогический процесс по формированию навыков безопасного поведения у детей;

повышение профессиональной компетентности педагогов в формировании у детей знаний о правилах безопасного поведения.

Содержание работы может выстраиваться в соответствии с комплексно-тематическим планом. Различные формы работы с детьми органично вплетаются в образовательный процесс, обеспечивая достижение положительных результатов в овладении детьми знаниями о правилах безопасного поведения.

 

В ходе реализации программы используются различные формы образовательной деятельности:

  • экскурсии, целевые прогулки;
  • наблюдения за движением автотранспорта, поведением пешеходов;
  • рассказы воспитателя на тему безопасности жизнедеятельности;
  • анализ различных ситуаций;
  • чтение и обсуждение художественных произведений;
  • рассматривание иллюстраций;
  • беседы с детьми на темы безопасного поведения;
  • игровая и изобразительная деятельность на тему безопасности;
  • праздники и досуги.

Решение программных задач предусматривается в ходе непосредственно образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию, в совместную деятельность с детьми в утренний период времени, на прогулке, во второй половине дня.

Мониторинг овладения программой проводится два раза в год (в сентябре и мае).

Учебный план

Наименование разделов

Количество образовательных ситуаций

(по группам)

средняя              старшая              подготовительная

1

Ребёнок и другие люди

3

4

4

2

Ребёнок и природа

3

4

4

3

Ребёнок дома

4

6

5

4

Здоровье ребёнка

7

10

11

5

Ребёнок на улице

9

11

11

Итого

26

35

Планируемые результаты освоения программы

К пяти годам в результате освоения программы ребёнок:

«Ребёнок и другие люди»

  • имеет представление о том, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения;
  • понимает, кто является «своим» и «чужим» среди окружающих; знает, что с что не надо разговаривать с чужим человеком на улице;
  • знает, что нельзя открывать дверь незнакомому человеку.

«Ребёнок и природа»

  • представления о съедобных и несъедобных грибах;
  • знает, что нельзя гладить и брать на руки бездомных животных;
  • нельзя дразнить и мучить наших четвероногих соседей.

«Ребёнок дома»

  • знает предметы, опасные для жизни и здоровья, пользоваться которыми могут только взрослые;
  • знает предметы, которыми нужно пользоваться осторожно.

«Здоровье ребёнка»

  • знает о пользе овощей и фруктов для здоровья;
  • имеет представление о строении тела человека;
  • имеет представление о том, что такое здоровье и болезнь; о том, что врач лечит, помогая побороть болезнь и выздороветь;
  • имеет представление о полезных для здоровья продуктах;
  • знают о необходимости выполнения гигиенических процедур;
  • имеет представление о том, что нужно закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы не болеть;
  • знают, что купаться можно только в разрешённых местах и под присмотром взрослого.

«Ребёнок на улице»

  • имеет представление о правилах уличного движения: люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на перекрёстках опасно;
  • понимает значения сигналов светофора;
  • знает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети»;
  • различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
  • правильно называет элементы дороги; знает правила движения по обочине дороги;
  • имеет представление о безопасности игр во дворе (где можно кататься на велосипеде, играть в мяч и т.д.).

К шести годам в результате освоения программы ребёнок:

«Ребёнок и другие люди»

  • знает, что опасно доверять незнакомому человеку, нельзя поддаваться на его уговоры, идти с ним куда-либо, садиться в машину;
  • имеет представление о том, как вести себя дома, когда остаётся один, знает, что нельзя открывать дверь незнакомому человеку;
  • имеет представление о правилах поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице.

«Ребёнок и природа»

  • различает и правильно называет съедобные и несъедобные грибы;
  • знает, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы, а небрежное и жестокое обращение с ней ухудшает жизнь человека;
  • знает, что нельзя гладить и брать на руки бездомных животных, они могут быть агрессивны, больны; их можно и нужно кормить, но трогать и играть с ними опасно;
  • знает правила поведения во время грозы.

«Ребёнок дома»

  • знает о предметах, опасных для жизни и здоровья, о последствиях неосторожного обращения с такими предметами;
  • имеет представление о мерах пожарной безопасности;
  • имеет представление о работе милиции.

«Здоровье ребёнка»

  • имеет элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах);
  • знает о необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов;
  • имеет представление о назначении и работе сердца, органов дыхания;
  • имеет представление о том, что такое здоровье и болезнь; о необходимости своевременного обращения к врачу;
  • понимает, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной;
  • имеет представление о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра; чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться;
  • имеет представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья;
  • знает правила поведения на воде.

«Ребёнок на улице»

  • соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения;
  • понимает значения сигналов светофора, сигналы регулировщика;
  • имеет представление о предупреждающих, указательных, запрещающих дорожных знаках; умеет различать знаки;
  • узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
  • различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
  • знает правила игр во дворе (где можно кататься на велосипеде, играть в мяч и т.д.).

 

К семи годам в результате освоения программы ребёнок:

«Ребёнок и другие люди»

  • знает, как можно защититься в ситуации насильственных действий незнакомого взрослого на улице;
  • знает, что нельзя входить в подъезд дома с незнакомым взрослым; нельзя одному входить в подъезд, лифт; знает, как правильно вести себя, если чужой пытается войти в квартиру, при разговоре с незнакомым по телефону;
  • умеет сказать «нет» приятелям, пытающимся вовлечь его в опасную ситуацию;
  • знает, что доверят можно только близким людям; лучше не вступать в разговор с незнакомцем, нельзя поддаваться на его уговоры, идти с ним куда-либо, садиться в машину.

«Ребёнок и природа»

  • различает и правильно называет съедобные ягоды и ядовитые растения; знает, что нельзя трогать незнакомые цветы, кустарники;
  • имеет представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению;
  • знает правила поведения при контакте с животными.

«Ребёнок дома»

  • называет предметы, которыми детям пока нельзя пользоваться. А также предметы, которыми следует пользоваться осторожно;
  • имеет представление о том, что опасные предметы должны храниться в специально отведённых местах;
  • знает правила поведения при пожаре; имеет представление об истории пожарной службы;
  • умеет вызывать «скорую медицинскую помощь»;
  • знает, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там.

«Здоровье ребёнка»

  • знает о пользе витаминов и их значении для здоровья человека;
  • знает, что такое здоровье и болезнь, что необходимо своевременно обращаться к врачу, о важности прививок для профилактики заболеваний;
  • имеет представление о назначении и работе пищеварительной системы, о назначении мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела;
  • понимает, что здоровье зависит от правильного питания; называет полезные продукты;
  • имеет представление о характерных особенностях профессиональной одежды; об основном назначении одежды человека, в зависимости от времени года, его занятий в данное время;
  • знает, что для того, чтобы чувствовать себя бодрым и здоровым, нужно соблюдать правильный режим дня;
  • имеет представление о видах спорта и пользе занятий ими для здоровья.

«Ребёнок на улице»

  • имеет представление о правилах этичного и безопасного поведения в городском транспорте;
  • соблюдает элементарные правила поведения на улице, элементарные правила дорожного движения;
  • понимает значения сигналов светофора, сигналы регулировщика;
  • узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
  • различает проезжую часть, тротуар, подзетный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
  • знает, где можно кататься на велосипеде, а где нельзя, и какие правила при этом нужно соблюдать
  • знает, что если потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не клюбому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.

Литература:

1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

2. Белая К.Ю, Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет.сада. – М.: Просвещение, 2001.

3. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

4. Три сигнала светофора: Дидакт. Игры, сценарии вечеров досуга: Кн. для воспитателя дет.сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова и др. Сост. Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989.

5. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки; Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2004.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия формирования представлений о правилах безопасного поведения в общении с незнакомыми людьми детей 5-6 лет

Статья рассказывает о безопасном поведении детей при встрече с незнакомыми людьми....

Проектная деятельность как средство формирования представлений о правилах безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассмотрена проблема использования проектной дятельности для формирования представлений о правилах безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста. Даны описания этапов про...

Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников

Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников...

Педагогическая диагностика по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 4 – 7 лет

Педагогическая диагностика по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 4 -7 лет, которая разработана на основе программы «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л...