Программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения
рабочая программа по обж

Филимонова Вера Сергеевна

для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_obzh.docx581.12 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\GL_24_12_2015\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ Филимонова\тит2.jpg

Обоснование необходимости создания программы

На современном этапе развития человечества, педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности» как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности, на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения. Часто втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на его жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводит к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду. Уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению детей безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.

В исследаваниях (О.Дегтяренко, Н.Ковальковской, Э. Краснопольского, Л.И. Греховой, Т.В. Земцовой, Л.М Клариной, Н.Г. Комратовой, Н.Н. Никандрова, В.М. Федяевской, Э.Я. Степатенковой, М.Ф. Филенко и др.) была признана очень важной проблема охраны жизни и здоровья детей и находила практическое выражение в программных документах и методической литературе дошкольного воспитания.

Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности значительно расширяет социальный опыт ребенка, формирует социальную позицию, дает знания, усовершенствует навыки и умения, готовит к самостоятельной жизни, увеличивает возможность сохранить жизнь и здоровье.

В настоящее время имеется достаточное количество методической литературы, разработок, конспектов занятия по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников, но чаще всего это используется педагогами эпизодически, не в системе. Поэтому возникла необходимость в разработке системы педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения детей дошкольного возраста, включающей поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса(родителей, педагогов и детей) с учетом принципов региональности и преемственности содержания по возрастным группам.

  • Все выше указанное позволило сформулировать проблему о необходимости составления программы по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста..

Концептуальные идеи программы

Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).

Цель программы: Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности.

В основу программы положены принципы:

  • Развивающий принцип: суть его заключается в том, что в образовательной деятельности не только приобретаются знания, но и развиваются все познавательные процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы, то есть развивается личность ребенка в целом.
  • Воспитывающий принцип: отражает необходимость благоприятных условий воспитания ребенка, его отношении к жизни, к знаниям, к самому себе.
  • Принцип научности и доступности: он реализуется в содержании «от простого — к сложному». Детям даются достоверные знания по ОБЖ.
  • Принцип системности и последовательности: педагог распределяет материал таким образом, чтобы обеспечивалось его последовательное усложнение, связь последующего материала с предыдущим.
  • Принцип осознанности и активности направлен на повышение активности педагога и каждого ребенка.
  • Принцип интеграции: данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как часть комплексной программы. Ее содержание вплетается в содержание основной комплексной программы по изобразительной деятельности, окружающему миру, экологическому и физическому развитию, а также в свободной деятельности.
  • Принцип преемственности: изучение программы продолжается в школе.


Реализация поставленной цели требует поэтапного ознакомления и разрешения ряда задач:

Основные задачи:

  • формирование представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
  • Активизация родителей в реализации программы.

1-й период обучения— это реализация во второй младшей группе через решение следующих задач:

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности

Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; уходить из детского сада только с родителями; не разговаривать с незнакомыми людьми и не брать у них угощения и различные предметы, сообщать воспитателю о появлении незнакомого человека и т.д.

Продолжать объяснять детям, что нельзя брать в рот различные предметы, засовывать их в уши и нос.

Закреплять правила безопасного передвижения в помещении: осторожно спускаться и подниматься по лестнице; держаться за перила; открывать и закрывать дверь, держась за дверную ручку.

Формировать представления о том, что следует одеваться по погоде.

О правилах безопасности дорожного движения.

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения: переходить улицу только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора.

Расширять знания детей о светофоре. Закреплять знания о значении сигналов светофора (на красный свет пешеходы и автомобили стоят, на желтый — готовятся к движению, на зеленый — двигаются).

Формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину. Напоминать, что пешеходы должны переходить дорогу только со взрослыми по пешеходному переходу «Зебра».- и на зеленый сигнал светофора.

Закреплять знания о специальных видах транспорта: «Скорая помощь» (едет по вызову к больным людям), пожарная машина (едет тушить пожар).

Формирование предпосылок экологического сознания

Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями, животными и насекомыми: рассматривать растения, не нанося им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых; не гладить чужих животных; не приносить животных домой без разрешения взрослых; не брать на руки бездомных животных.

Объяснять детям, что нельзя без разрешения взрослых рвать растения и есть их — они могут оказаться ядовитыми.

Формировать привычку экономить воду — закрывать за собой кран с водой.

Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать, не ломать растения, не трогать животных).

2-й период — это реализация программы в средней группе через решение следующих задач:

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности

Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду.

Знакомить с правилами игр с песком: не ломать постройки, сделанные другими детьми; не кидаться песком т.д.

Формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх и при пользовании спортивным инвентарем.

Напоминать детям о том, что кататься на велосипеде можно только под присмотром взрослых, не мешая окружающим.

Учить правильно пользоваться ножницами (в присутствии взрослых).

Закреплять правила безопасного передвижения в помещении: осторожно спускаться и подниматься по лестнице; держаться за перила; открывать и закрывать дверь, держась за дверную ручку.

Продолжать знакомить с культурой поведения на улице и в транспорте.

О правилах пожарной безопасности.

Дать понятие детям о том, что в случае неосторожного обращения с огнем или электроприборами может произойти пожар.

Развивать умение выполнять элементарные правила поведения во время пожара.

О правилах безопасности дорожного движения.

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения: переходить улицу только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора.

Расширять знания детей о светофоре. Закреплять знания о значении сигналов светофора (на красный свет пешеходы и автомобили стоят, на желтый — готовятся к движению, на зеленый — двигаются).

Продолжать знакомить с элементами дороги (разделительная полоса, пешеходный переход, остановка общественного транспорта). Напоминать, что пешеходы должны переходить дорогу по наземному, подземному или пешеходному переходу «Зебра».

Закреплять знания о специальных видах транспорта: «Скорая помощь» (едет по вызову к больным людям), пожарная машина (едет тушить пожар), «Милиция» (едет на помощь людям, попавшим в беду), машина МЧС.

Познакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта».

Закреплять знания детей о правилах поведения в общественном транспорте (в общественном транспорте можно ездить только с взрослыми; разговаривать спокойно, не мешая другим пассажирам; слушаться взрослых; соблюдать чистоту и порядок; выходить из транспортного средства можно после того, как вышли взрослые и т.д.).

Рассказать детям о том, что общественный транспорт нужно ожидать на остановке.

Объяснять, что остановки общественного транспорта находятся вблизи проезжей части дороги, поэтому, ожидая транспорт, нужно вести себя спокойно (не бегать, не ходить по бордюрам, не толкаться, не выбегать на проезжую часть, не мусорить, не кричать).

Формирование предпосылок экологического сознания

Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых; не гладить чужих животных; не приносить животных домой без разрешения взрослых; не брать на руки бездомных животных.

Объяснять детям, что нельзя без разрешения взрослых рвать растения и есть их — они могут оказаться ядовитыми.

Формировать привычку экономить воду — закрывать за собой кран с водой.

3-й период — это реализация программы в старшей группе через решение следующих задач:

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности

Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду.

Знакомить умения соблюдать правила участия в играх с природным материалом: не ломать постройки, сделанные другими детьми; не кидаться шишками, песком и другими твердыми материалами.

Закреплять правила безопасного передвижения в помещении: осторожно спускаться и подниматься по лестнице; держаться за перила; открывать и закрывать дверь, держась за дверную ручку.

Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «01» (при пожаре), «02» (вызов милиции), «03» («Скорая помощь»).

Закреплять представления детей о правилах поведения с незнакомыми людьми9 не разговаривать с незнакомцами, небрать у них различные предметы; при появлении незнакомого человека на участке сообщить об этом воспитателю).

Закреплять умение называть свою фамилию и имя; фамилию и имя родителей, домашний адрес и телефон.

О правилах пожарной безопасности.

Расширять представления о причинах возникновения пожаров.

Добиваться выполнения элементарных правил соблюдения пожарной безопасности.

О правилах безопасности дорожного движения.

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице.

Расширять знания детей о светофоре, который регулирует движение на дороге

Закреплять знания о специальных видах транспорта: «Скорая помощь» (едет по вызову к больным людям), пожарная машина (едет тушить пожар), «Полиция» (едет на помощь людям, попавшим в беду), машина МЧС. Познакомить с действиями инспектора ГИБДД в различных ситуациях.

Познакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный переход», «Пункт медицинской помощи»

Объяснять, что остановки общественного транспорта находятся вблизи проезжей части дороги, поэтому, ожидая транспорт, нужно вести себя спокойно (не бегать, не ходить по бордюрам, не толкаться, не выбегать на проезжую часть, не мусорить, не кричать).

Формирование предпосылок экологического сознания

Продолжать формировать элементарные представления о правилах поведения во время различных природных явлениях, о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых; не гладить чужих животных; не приносить животных домой без разрешения взрослых; не брать на руки бездомных животных.

Дать представления о том, что в природе все взаимосвязано (например. Одно и то же растение может быть ядовитым для человека и лекарственным для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.).

Развивать умение классифицировать растения, грибы и ягоды на съедобные и ядовитые.

Методы, средства и формы.

Содержание данной программы может быть реализована через наглядные и словесные методы.

 Наглядные: демонстрации объектов и иллюстраций,

наблюдение, показ, рассматривание. Словесные: рассказывание, беседа, объяснение, пояснение, словесные дидактические игры.

Метод сравнения помогает дошкольникам выполнять задания на группировку и классификацию. Во время группировки и классификации у детей формируется умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки.

Метод моделирования ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле, развивает мышление, воображение, учит ребенка находить выход в экстренной ситуации. Развивает творческий потенциал ребенка.

Метод повторения способствует самостоятельному формулированию выводов, обобщению изученного материала, повышает познавательную активность.

Игровой метод используется в содержании программы наиболее чаще, чем другие методы, так как игра является ведущей деятельностью для детей в дошкольном возрасте.

Средства, используемые в программе, можно разделить на три группы:

Первая группа средств обеспечивает деятельность педагога и характеризуется тем, что взрослый ведет обучение в основном с помощью слова. Вторая группа — информационно-коммуникативные технологии. Третья группа - обучающее воздействие передается дидактическому материалу и дидактической игре.

В программе сочетаются различные формы:

Коллективная форма обучения - где взаимная помощь и взаимное обучение.

Дифференцированная форма обучения: по способностям и не способностям; по интересам; по объему материала и степени его сложности; по степени самостоятельности и темпу продвижения в обеспечении.

Индивидуальное обучение обеспечивает накопление личного опыта, развитие самостоятельности и активности.

Предполагаемый результат программы:

  • соблюдение дошкольниками осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
  • стабильность показателей по правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • активизация интереса дошкольников к деятельности по основам безопасности жизнедеятельности;
  • Активное участие родителей.

Критерии результативности.

Эффективность программы оценивается по результатам диагностики. На основе теоретического изучения и исследования проблемы были определены параметры, показатели и методика изучения основ безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Параметры, показатели и методика изучения основ безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Высокий уровень (3 балла) — ребенок самостоятельно выполняет задание Средний уровень (2балла) - иногда прибегает к помощи взрослого.

Низкий уровень (1 балл) — никакой самостоятельности, ребенок всегда опирается на помощь взрослого.

Методика исследования основ безопасности жизнедеятельности составлена на задачах программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Знание правил безопасного поведения

Умение принимать решение

Коммуникативность

Параметры и показатели исследования основ безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Знание правил безопасного поведения

Ребенок имеет элементарные представления о правилах поведения на природе, при встрече с животными и насекомыми

Ребенок имеет представления о природных явлениях и правилах поведения в природе; знает съедобные и ядовитые растения, грибы и ягоды.

Имеет представление о правилах поведения во время различных природных явлениях в лесу, на водоеме; при встрече с животными и насекомыми; классифицирует растения, грибы и ягоды на съедобные и ядовитые.

Имеет представления о правилах поведения на воде, в летние жаркие дни, во время грозы, метели, при встречи с животными и насекомыми. Различает и называет съедобные и ядовитые грибы, ягоды и растения.

Знание правил безопасного поведения

Ребенок знает, то пешеходы должны ходить по тротуару, машины ездить по дороге; действует в игре в соответствии сигналами светофора.

Ребенок знает значение сигналов светофора, действует в соответствии с ними. Знает что в случае неосторожного обращения с огнем или электроприборами может произойти пожар.

Ребенок знает назначение дорожных знаков «Пешеходный переход», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», умеет ориентироваться в дорожных знаках. Имеет представления о причинах появления пожара.

Знает назначение дорожных знаков «Место стоянки», «Въезд запрещен», Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Двухстороннее движение», умеет ориентироваться в дорожных знаках.

Умение принимать решение

Ребенок имеет элементарные представления о безопасном поведении (с незнакомыми людьми, при пожаре)

У ребенка сформулированы представления о том, как нужно вести себя в экстремальных ситуациях.

Ребенок выбирает правильное решение

Ребенок осознанно может видеть опасные события, умеет по возможности избегать их, а при необходимости действовать.

Коммуникативность

Ребенок проявляет интерес к деятельности взрослого, подражает ему, ориентируется на требование взрослого

Ребенок имеет представления о том, как надо (не надо) себя вести, вступает во взаимодействие с взрослыми.

Умеет выбрать правильную линию поведения, регулирует свое поведение на основе усвоенных норм.

У ребенка присутствуют саморегуляция поведения, отстаивание усвоенных норм и привил взаимодействия с взрослыми, помощь взрослым.

Оценка результатов исследования:

12-10 баллов — высокий уровень;

9- 7баллов — средний уровень;

6-4 балла — низкий уровень.


Перспективное планирование

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности

Сентябрь

Детский сад

Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду.

«Правила поведения в группе»

Октябрь

Участок

Знакомить с правилами игр с песком: не ломать постройки, сделанные другими детьми; не кидаться песком т.д.

«Правила поведения в песочнице»

«Опасный инвентарь»

Ноябрь

Игрушки

Воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам, желание оказать посильную помощь. Развивать эмоциональную отзывчивость.

«Как лечили жирафа»

Знакомство с правилами безопасного дорожного движения.

Сентябрь

Уточнить представления детей об улице, дороге, тротуаре, о грузовых и легковых машинах. Дать элементарные знания о поведении на улице

Целевая прогулка «Знакомство с улицей»

Рассматривание иллюстраций «На улице города».

Дидактические игры и упражнения:  «Собери картинку», «Собери машину»,

Чтение: Н. Павлова «На машине» ,О. Тарутин «Пешеход»

Октябрь

Познакомить детей с работой светофора

Целевая прогулка к светофору

Рассматривание иллюстраций «На улице города».

«Что мы видели на улице»

Дидактические игры и упражнения:  «Собери картинку», «Собери машину», « Светофор»,

Ноябрь

Познакомить детей с тем, что может произойти, если пойдешь гулять один.

«Где можно и где нельзя играть»

Формирование предпосылок экологического сознания

Сентябрь

Животные

Познакомить детей с домашними животными. С характерными особенностями домашних животных. Воспитывать заботливое отношение к животным, учить осторожно обращаться с ними. Учить выполнять упражнения в играх-имитациях.

«как надо обращаться с домашними животными»

Игры — имитации.

Октябрь

Лес

Обогащать представление детей о дарах осени в лесу. Закрепить умение описывать предметы, замечая характерные признаки. Развивать воображение детей, способность эмоционально откликаться, переживать радость от общения друг с другом.

Игра: «Идем в лес за грибами»

Ноябрь

Снег

Дать понятие о снеге, о том что его нельзя кушать. Нельзя целиться снежками в лицо и голову.

«Каким бывает снег»

Правила пожарной безопасности

Сентябрь

Формировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнем, об опасных последствиях пожара, познакомить с тушением пожара. Воспитывать ловкость и выносливость.

Игра: «Тушим огонь»

Октябрь

Дать понятие о том, какую опасность таят в себе спички. Воспитывать у детей чувство самосохранения.

Игра - ситуация: «Не играй со спичками — это опасно!»

Ноябрь

Знакомить детей с опасными предметами, которыми нельзя пользоваться самостоятельно. Учить осторожно обращаться с электроприборами.

«Не включай электрическую плитку»

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности

Декабрь

Семья

Углублять представления детей о семье, о правилах общения с незнакомыми людьми. «Знакомые и незнакомые люди»

«Опасность непослушания»

Январь

Лекарства и витамины

Формировать привычку не трогать лекарства и витамины без разрешения взрослых

Витамины и лекарства

Февраль

Мебель

Закреплять правила безопасного передвижения в помещении: осторожно спускаться и подниматься по лестнице; держаться за перила; открывать и закрывать дверь, держась за дверную ручку.

«Правила поведения в детском саду»

Формирование предпосылок экологического сознания

Декабрь

Кошки и собаки

Познакомить детей с домашними животными. С характерными особенностями домашних животных. Воспитывать заботливое отношение к животным, учить осторожно обращаться с ними. Учить выполнять упражнения в играх-имитациях.

«Кошки и собаки – соседи наши»

Наблюдения за живыми объектами.

Игра «Каждому животному свое место»

Дидактические игры: «Дикие и домашние животные», «Источники опасности»

Январь

Лёд

формировать у детей основы безопасности собственной жизнедеятельности на улицах города зимой и на льду

- ходить не спеша, не бегать и не толкаться на льду;

- осторожно вести себя на горке!

-тепло одеваться, чтоб необморозиться

- когда случается беда (несчастье), позвать на помощь взрослых

- вызывать по телефону скорую помощь 03

Беседы «Как на тоненький ледок», «Нам не страшен мороз!», проблемно – игровая ситуация «Случай на льду». Дид.игра «Хорошо- плохо» (правила поведения на улице зимой)

Упражнения с движением: скольжение по ледяным дорожкам; метание снежных комочков, хождение по снежным лабиринтам.

Рассматривание иллюстраций; фото, отгадывание загадок – описаний; детских рисунков «Зимние забавы».

Февраль

Зоопарк

Формировать у детей умение вести себя в общественных местах:

-Не заходи за ограждение!

-Не хулигань!

-Не дразни животных!

- Не сорить!

Воспитывать интерес и любовь к животным.

А УМЕЕШЬЛИ ТЫ ВЕСТИ СЕБЯ В ЗООПАРКЕ?»

«Что ни страница – то слон, то львица» В. Маяковский, «Как мы ездили в зоологический сад» Б. Житков

Правила пожарной безопасности

Декабрь

Познакомить детей с тем, что бывает тогда, когда ты решил «играть» с огнем.

-Не играй со спичками и зажигалкой!

-Если обнаружил дым, позови на помощь!

-Вызвать по телефону пожарную охрану 01

«Осторожно, огонь!», театр. игры «Лисичка со спичками», «Хитрые спички».

Игр. упражнение «Позовем на помощь, если в доме пожар», дид.игра «Источники опасности», рассматривание иллюстраций к произведению

С. Я. Маршака «Пожар»

Январь

формировать представления о безопасном обращении с электроприборами

-Не прикасайся мокрыми руками к проводам и электрическим приборам

-Не трогай руками висящий или торчащий провод, не наступай на него

-Не суй пальцы в электрические приборы, розетку

Игр. упражнение «Поучим зайчика»

Дидактические игры: « Для чего эти предметы», «Узнай по картинке», «Опасно – не опасно». Рассматривание иллюстраций из дидактического пособия «Электроприборы»

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности

Март

Болезни

Дать знания детям о здоровом образе жизни, о пользе спорта и закаливания, как бороться с болезнями. Объяснить, что такое бактерии, где они живут и почему опасны. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

«Мы растем сильными и смелыми!»,

игр. упражнения «На приеме у Айболита», «Таня простудилась»,«Приключения Грязнульки». Чтение «Юля – чистюля» С. Бялковской, «Купание» З.Александровой. Продуктивная деят-ть: посадка лука, «Мыло пенится в корыте, мы стираем – посмотрите»

Апрель

Здоровье

Формировать представления о здоровье и здоровом образе жизни.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовой платок, салфетка, полотенце, расческа).

Подчеркивать важность для здоровья хорошо кушать и содержать в чистоте свое тело. Познакомить с полезными продуктами, их значением для здоровья и хорошего настроения.

гровые ситуации «Помоем куклу Катю», « «Мишка заболел». Чтение А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», Ю. Тувим «Овощи», пословицы, загадки об овощах и фруктах.дид. игры: «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи», разложи на тарелках полезные продукты».Экскурсия в мед.кабинет. Сюж-рол. игра «Больница», «Магазин продуктов»

Беседа « О пользе овощей и фруктов»

Май

Дом

знакомить с предметами домашнего обихода, бытовыми приборами. Подвести детей в разговоре к тому, что:

-каждая вещь в доме должна иметь свое место

осторожно с краном, там горячая вода!

-не бегай по мокрому полу,

- осторожно с остроколющими предметами (ножницы, нож, вилка)

-продолжать объяснять детям, что нельзя брать в рот различные предметы, засовывать их в нос и уши

« Можно – нельзя».

Экскурсия на кухню, рассматривание электроприборов. Игровые ситуации «Наведем порядок», «Где что лежит»

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Л. Воронкова «Маша – растеряша».

Знакомство с правилами безопасного дорожного движения.

Март

Закреплять знание дорожных знаков

Дидактическая игра: «Какой знак спрятан»

Апрель

Познакомить детей с пешеходным переходом; помочь запомнить для чего он нужен

«Волшебные полоски»

Рисование «Зебры»

Май

Учить детей правильно вести себя в общественном транспорте

Сюжетно-ролевая игра «Поездка в автобусе»

Формирование предпосылок экологического сознания

Март

Природа

Знакомить с правилами поведения в природе. Объяснять детям, что нельзя без разрешения взрослых рвать растения и есть их – они могут оказаться ядовитыми. Наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых.

«Кошки и собаки – соседи наши»

Наблюдения за живыми объектами. Игра «Каждому животному свое место» Дидактические игры: «Дикие и домашние животные», «Источники опасности», «Съедобные и несъедобные грибы» Рассматривание картин, иллюстраций, фото с изображением растений, альбома «Наши любимцы»

Апрель

Вода

способствовать формированию знаний правил осторожного и осмотрительного поведения детей у водоемов, дать представление о пользе воды для человека.

Разучивание физминутки «Море», оздоровительные минутки «На берегу» – хождение босиком по камешкам, ракушкам. Упражнение «Ныряльщики» (на развитие дыхания). Игротренинг «Как вести себя на воде, у воды». Сюж – рол. игра «На корабле». Игра – эксперимент «Плавает – тонет» ( опыты с водой)

Май

Насекомые

Расширять представления детей о насекомых. Дать детям понятие о том, что насекомые бывают разные, некоторых нужно остерегаться. Учить детей не бояться насекомых, познакомить со способами защиты от них.

« Вредные и безвредные насекомые!», «Я укусов не боюсь»

Дид.игра «Спрячь жучков», «Узнай и назови насекомое» Разучивание народной заклички «Божья коровка», чтение К. Чуковский «Муха-цокотуха»; К. Бальмонт «Комарики – макарики» К. Рассматривание картин, иллюстраций, фото с изображением насекомых, отгадывание загадок. Игровые ситуации.

Перспективное планирование

в средней группе

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности

Сентябрь

Здоровье

Дать знания об органах слуха, уточнить. Что уши все разные. При помощи опытов учить различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить правила ухода заушами.

Игра -эксперимент: «Слушай во все уши»

Октябрь

Семья

Углублять представления детей о семье, о правилах общения с незнакомыми людьми. «Знакомые и незнакомые люди» «Опасность непослушания»

Ноябрь

Игрушки

Продолжать учить детей поддерживать порядок в групповой комнате, предвидеть опасность, скрытую в «опасных», ломанных и разбросанных игрушках.

«У нас в группе порядок», «Опасные игрушки»

Дидактические игры: «Что где лежит», «Каждой вещи свое место»

Знакомство с правилами безопасного дорожного движения.

Сентябрь

Расширять знания детей о светофоре. Закреплять знания о значении сигналов светофора (на красный свет пешеходы и автомобили стоят, на желтый — готовятся к движению, на зеленый — двигаются).

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения: переходить улицу только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора.

Целевая прогулка к светофору; по улице

Рассматривание иллюстраций «На улице города».

«Как переходить улицу по светофору»

Дидактические игры и упражнения:  «Собери картинку», «Собери машину», «Сломанный светофор», «Можно – нельзя»

Конструирование: «Наша улица»

Чтение: С. Михалков «Светофор»; М.Дружинина «Наш друг светофор».

Н. Павлова «На машине» О. Тарутин «Пешеход» Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»

Сюжетно-ролевые игры: «Улица»

Игровые ситуации: «Мишка заболел», «Улица»

Подвижные игры: «Светофор», «Стоп»

Езда на трехколесном велосипеде, повороты направо, налево.

Октябрь

Продолжать знакомить с элементами дороги (разделительная полоса, пешеходный переход, остановка общественного транспорта). Напоминать, что пешеходы должны переходить дорогу по наземному, или пешеходному переходу «Зебра», по светофору.

Целевая прогулка по улице

Рассматривание иллюстраций «На улице города».

«Что мы видели на улице»

Дидактические игры и упражнения:  «Собери картинку», «Собери машину», «Сломанный светофор», «Можно – нельзя»

Конструирование: «Наша улица»

Чтение:

С. Михалков «Моя улица»;

В.Лебедев – Кумач «Про умных зверюшек»

Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по улице города»

Игровые ситуации: «Мишка идет по улице», обыгрывание ситуации «Обзор закрыт 1», «Мы по улице шагаем»

Подвижные игры: «Автомобили – пешеходы», «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили»

Ноябрь

Познакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пункт оказания первой медицинской помощи»

Целевая прогулка пешеходный переход.

Рассматривание иллюстраций с дорожными знаками.

Беседа: «Как переходить дорогу»

Дидактические игры и упражнения:  «Собери знак»

Сюжетно-ролевые игры: «Улица»

Игровые ситуации: «Поучим зайку переходить дорогу»

Подвижные игры: «Автомобили – пешеходы»

Формирование предпосылок экологического сознания

Сентябрь

Растения

Учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые. Учить соблюдать осторожность, развивать любознательность.

Теневой театр: «Осторожно, ядовито»

Октябрь

Лес. Грибы. Ягоды

Продолжать знакомить детей со съедобными и ядовитыми грибами и ягодами; правилами поведения в лесу.

Беседа: «Съедобные и несъедобные грибы и ягоды»

Дидактическая игра: «Источники опасности в лесу»

Сюжетно-ролевая игра:«Поездка в лес»

Ноябрь

Животные

Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными: наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых; не гладить чужих животных; не приносить животных домой без разрешения взрослых; не брать на руки бездомных животных.

Игра -беседа: «Контакты с животными»

Правила пожарной безопасности.

Сентябрь

Познакомить с историей появления огня. Объяснить назначение доброго и злого огня. Формировать навыки поведения при пожаре

Чтение произведений:

В. Сухомлинский «Воробышек и огонь; Сказка — быль об огне «Огненный дракон»

Разучивание пословиц, поговорок об огне:

«Человеку друг огонь, только зря его не тронь»; Огонь- беда, и вода беда, а нет хуже беды, когда ни огня, ни воды»

Октябрь

Сформировать элементарные знания об опасности шалостей с огнем (электроприборы, спички, зажигалки и т.д.)

Чтение рассказов: Р. Акапаев «История спички»; Л. Толстой «Пожар»

Беседа по содержанию произведений.

Экологическая сказка «Два леса»

Подвижные игры: «Огонь», «Спички в коробке»

Ноябрь

Познакомить детей с первичными средствами тушения пожара, с пожарным щитом, огнетушителем

Чтение:

Т. Волынский «Кошкин дом»

Дидактические игры: «Собери пожарный щит»,»собери первичные средства тушения пожара»

Рассказы по картинкам о правилах пожарной безопасности.

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности

Декабрь

Новогодние праздники

Уточнить правила поведения вблизи ёлки.

Выяснить, какие елочные игрушки могут быть пожароопасными и почему

Формировать у детей навыки пожароопасного поведения в период новогодних и рождественских праздников

Обсудить с детьми опасные ситуации, которые могут произойти, и научить, что им делать в подобных ситуациях.

«Опасные огоньки. Правила поведения вблизи елки»

Дидактическая игра: «Украсим ёлку»

Рассматривание плакатов по пожарной безопасности

Январь

Зимние забавы

Учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки.

Развивать выдержку и терпение - умение дожидаться своей очереди.

Выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.

«Зимой на горке»

Февраль

Продукты

Закреплять правила безопасного поведения во время приема пищи

«Правила поведения во время еды»

Знакомство с правилами безопасного дорожного движения.

Декабрь

Закрепить знания о видах транспорта; ознакомить с правилами поведения пассажиров.

Презентация «какие бывают машины»

Сюжетно-ролевая игра «Пассажиры»

Презентация «Кто такой пассажир и правила его поведения»

Январь

Дать определение понятия светофор, закреплять знания о правилах перехода улицы

Целевая прогулка «Наблюдение за светофором»

Рассматривание иллюстраций «На улице города».

Беседа: «Что мы видели на улице»

Дидактические игры и упражнения:  «Собери картинку», «Сломанный светофор», « «Кто быстрее»

Аппликация «Светофор»

Февраль

Закрепить понятие «пешеход», объяснить, что для пешеходов существуют свои правила

Целевая прогулка «Правила пешехода».

Рассматривание иллюстраций с дорожными знаками.

Беседа: «Где можно ходить пешеходам»

Подвижные игры: «Автомобили – пешеходы»

Формирование предпосылок экологического сознания

Декабрь

Зима

Познакомить детей с правилами безопасности в зимнее время - в гололед.

Учить детей по картинкам определять опасную ситуацию, описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть.

«Осторожно! Скользко!»

Январь

Метель и пурга

Дать знания о правилах поведения во время метели.

«Осторожно метель»

Февраль

Животные

Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными: наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых; не гладить чужих животных; не приносить животных домой без разрешения взрослых; не брать на руки бездомных животных.

«Животные – это не игрушка» Обыгрывание игровых ситуаций.

Правила пожарной безопасности.

Декабрь

Дать представление об электроприборах их назначении для людей, о правилах пользования ими.

Чтение: «Как Гриша проказник испортил весь праздник»

Рассматривание картин по П.Б: «Электроприборы и Новый год»

Беседа «Что будешь делать, если загорится елка?»

Игра лабиринт»Какой электроприбор забыл выключить Кузя?»

Январь

Познакомить с профессиями связанными со спасением людей (пожарный, врач, спасатель) и номер телефона 01.

Чтение: О.Иоселиани «Пожарная машина»;т Л. Толстой «Пожарные собаки»;

Т. Фетисов «Пожарные тренируются».

Дидактические игры: «Что нужно пожарным»

Февраль

Рассказать об истории огня, о его пользе для человека. Закрепить элементарные знания об основной группе пожароопасных предметов. Продолжать учить правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнем.

Чтение: «Ложный вызов»

Тренировка «Эвакуация»

Конструирование пожарной машины.

Выставка рисунков «Пожарные машины»

Дидактическая игра:«Кому, что нужно для работы»

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности

Март

Простудные заболевания

Обобщать знания детей о профилактике и причинах простудных заболеваний. Установление причинно-следственных связей

Игра -эксперимент «Носы не только для красы».

Апрель

Компьютер и телевизор Рассказать детям о физиологических основах и нормативах просмотра телевизионных передач.

Дидактические игры : «Электроприборы».

Май

Продолжать знакомить с культурой поведения на улице, с правилами поведения в критической ситуации.

Продолжать учить детей правилам поведения с незнакомыми людьми на улице.

«Если ты потерялся на улице»

Безопасность возле дома: колодцы, ямы, доски с гвоздями, игры на стройке, опасность высоты, крыши, лестничные пролеты и др.

Знакомство с правилами безопасного дорожного движения.

Март

Познакомить со знаком «Движение пешеходов запрещено»

Экскурсия: к стройке

Дидактическая игра: «Собери картинку»

Апрель

Познакомить детей с правилами движения транспортных средств по проезжей части – с двухсторонним движением

Наблюдение за двухсторонним движением

«Зачем нужно знать свой домашний адрес?»

«Обзор закрыт» - обход транспорта спереди и сзади

Май

Познакомить детей со знаком «Подача звукового сигнала запрещена»

Прогулка к проезжей части, знакомство со знаком: «Подача звукового сигнала запрещена»

Конструирование: «Улица» - Т – образный перекресток

Формирование предпосылок экологического сознания

Март

Весна.

Формировать представления о том, как образуются сосульки, что сосульки могут быть опасны для человека.

Учить детей предвидеть опасность, и формировать навыки безопасного поведения на улице в весенний период

Наблюдение за сосульками

«Осторожно, сосульки!»

Апрель

Первые весенние цветы.

Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями: рассматривать растения, не нанося им. вред; не рвать растения.

«В поле и садочке выросли цветочки!!!»

Май

Насекомые

Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными (насекомыми): наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; не приносить насекомых домой без разрешения взрослых; не брать на руки насекомых.

«Осторожно, насекомые!»

Правила пожарной безопасности.

Март

Расширять и уточнять знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни, учить принимать правильное решение в экстремальных случаях. Загадывание загадок по правилам П.Б

Дидактические игры: Что я знаю о пожаре»

Апрель

Закрепить знания о правилах поведения и действиях во время пожара в квартире.

Дидактическая игра «Что чем тушить»

Сюжетно-ролевая игра «Пожар в квартире»

Май

Закрепить знания о правилах поведения и действиях во время пожара в детском саду.

Обыгрывание ситуации «пожар в д.с.»

Перспективное планирование

в старшей группе

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности

Сентябрь

Опасные ситуации дома

Знакомить с правилами безопасного поведения дома.

Если в квартиру позвонил чужой человек, не отвечай на его вопросы, не рассказывай что ты один дома, попроси перезвонить позже.

Нельзя высовываться из окна и перегибаться через подоконник и тд.

Сюжетно- ролевые игры.

Рассматривание иллюстраций.

Октябрь

Подвижные игры

Формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх и при пользовании спортивным инвентарем.

«Правила поведения в подвижных играх»

Ноябрь

Поведение на детской площадке.

Продолжать учить детей правилам безопасности на качелях. На каруселях, на гимнастических лесенках.

Рассматривание иллюстраций

Знакомство с правилами безопасного дорожного движения.

Сентябрь

Закреплять знания о правилах безопасного поведения на улицах

Целевая прогулка по улице

Рассматривание иллюстраций «На улице города».

Сюжетно-ролевые игры: «Улица»

Подвижные игры: «Светофор», «Стоп»

Езда на трехколесном велосипеде, повороты направо, налево.

Октябрь

Закреплять представления детей о правилах уличного движения (проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов). Продолжать знакомить с правилами дорожного движения по обочине, убедить в необходимости соблюдать их.

Целевая прогулка по улице

Рассматривание иллюстраций «На улице города».

« Мостовая для машин, тротуары для пешехода»»

Дидактические игры и упражнения:  «Собери картинку», «Собери машину», «Сломанный светофор», «Можно – нельзя»

Конструирование: «Наша улица»

Чтение: С. Михалков «Моя улица»; В.Лебедев – Кумач «Про умных зверюшек» Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по улице города»

Подвижные игры: «Автомобили – пешеходы», «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили»

Ноябрь

Расширять знания Правил дорожного движения (улицу можно переходить в специальных местах — наземный и подземный переход), напомнить о значении дорожного знака «Пешеходный переход». Дать представление о дорожном знаке «Движение пешеходов запрещено»

Целевая прогулка пешеходный переход.

Рассматривание иллюстраций с дорожными знаками.

Беседа: «Как переходить дорогу»

Дидактические игры и упражнения:  «Собери знак»

Сюжетно-ролевые игры: «Улица»

Игровые ситуации: «Поучим зайку переходить дорогу»

Подвижные игры: «Автомобили – пешеходы»

Формирование предпосылок экологического сознания

Сентябрь

Животные

Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными: наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых; не гладить чужих животных; не приносить животных домой без разрешения взрослых; не брать на руки бездомных животных.

«Животные – это не игрушка»

Обыгрывание игровых ситуаций.

Октябрь

Растения вокруг нас

Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями

«У бабушки в огороде»

Объяснять детям, что нельзя без разрешения взрослых рвать растения и есть их — они могут оказаться ядовитыми.

Ноябрь

Лес, грибы, ягоды

Воспитывать бережное отношение к природе, расширять представление о съедобных грибах и ягодах, закрепить знания о несъедобных ягодах и грибах.

Чтение сказки В. Даля «Война грибов с ягодами»

Дидактическая игра «Сбор грибов и ягод»

Правила пожарной безопасности

Сентябрь

Познакомить с историей появления огня. Объяснить назначение доброго и злого огня. Формировать навыки поведения при пожаре

Чтение произведений: В. Сухомлинский «Воробышек и огонь; Сказка — быль об огне «Огненный дракон»

Разучивание пословиц, поговорок об огне:

«Человеку друг огонь, только зря его не тронь»; Огонь- беда, и вода беда, а нет хуже беды, когда ни огня, ни воды»

Октябрь

Сформировать элементарные знания об опасности шалостей с огнем (электроприборы, спички, зажигалки и т.д.)

Чтение рассказов: Р. Акапаев «История спички»; Л. Толстой «Пожар»

Беседа по содержанию произведений.

Экологическая сказка «Два леса»

Подвижные игры: «Огонь», «Спички в коробке»

Ноябрь

Познакомить детей с первичными средствами тушения пожара, с пожарным щитом, огнетушителем

Чтение: Т. Волынский «Кошкин дом»

Дидактические игры: «Собери пожарный щит»,»собери первичные средства тушения пожара»

Рассказы по картинкам о правилах пожарной безопасности.

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности

Декабрь

Предметы быта

Формировать у детей представления об опасных предметах окружающего их мира, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. Предостеречь от несчастных случаев в быту.

«Опасные предметы дома»

«Правила обращения с опасными предметами»

Рассматривание предметов.

Опытно – исследовательская деятельность: что можно делать ножницами, иголкой, кнопками и другими опасными предметами.

Дидактические игры: «Можно – нельзя»; «Отбери предметы, которые нельзя трогать»

Новогодние праздники

Уточнить правила поведения вблизи ёлки.

Выяснить, какие елочные игрушки могут быть пожароопасными и почему

Формировать у детей навыки пожароопасного поведения в период новогодних и рождественских праздников

Обсудить с детьми опасные ситуации, которые могут произойти, и научить, что им делать в подобных ситуациях.

«Опасные огоньки. Правила поведения вблизи елки»

Дидактическая игра: «Украсим ёлку»

Рассматривание плакатов по пожарной безопасности

Январь

Гололед

Познакомить детей с правилами безопасности в зимнее время - в гололед.

Учить детей по картинкам определять опасную ситуацию, описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть.

«Осторожно! Скользко!»

Горка

Учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки.

Развивать выдержку и терпение - умение дожидаться своей очереди.

Выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.

«Зимой на горке»

Февраль

Продукты

Закреплять правила безопасного поведения во время приема пищи

«Правила поведения во время еды»

Профессии: почтальон, полицейский.

Учить детей правилам поведения с незнакомыми людьми дома, на улице

Познакомить детей с различными опасными ситуациями, которые могут возникнуть при играх во дворе дома. Научить их необходимым мерам предосторожности.

«Незнакомцы», «Если ты гуляешь один»

Рассматривание иллюстраций

Обыгрывание ситуаций

Детский сад

Учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке д/с.

Знать границы своего участка; напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.

Продолжать учить детей правилам безопасного передвижения по детскому саду.

Воспитывать выдержку, желание осознанно правильно вести себя в помещении д/с.

Познакомить детей с назначением спичек и других огнеопасных предметов в жизни человека.

Формировать представление об их опасности.

Учить правильному поведению во время бытового пожара.

«Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»

«Передвигаемся по детскому саду»

«Спички детям не игрушка»

Знакомство с правилами безопасного дорожного движения.

Декабрь

Экскурсия в библиотеку

Целевая прогулка: учиться определять, куда движется транспорт(влево, вправо, назад, прямо)

Дидактическая игра: «Собери знак»

Январь

Наблюдение за тем, что ограничивает обзор проезжей части дороги

Целевая прогулка к остановке: наблюдение за поведением пассажиров на остановке при посадке и выходе из транспорта

Дидактическая игра: «Собери знак»

Чтение: О.Таратунин «Для чего светофор?»

Февраль

Целевая прогулка: к проезжей части. Знакомство с Т-образным перекрестком, учить определять скорость движения транспорта (считать до 10)

Рассматривание пособия «Обзор закрыт» - выход из-за снежного вала

Просмотр фильма «Даша следопыт»

Формирование предпосылок экологического сознания

Январь

«Будем беречь и охранять природу»

Февраль

«Общение с незнакомыми животными»

Правила пожарной безопасности.

Декабрь

Дать представление об электроприборах их назначении для людей, о правилах пользования ими.

Чтение: «Как Гриша проказник испортил весь праздник»

Рассматривание картин по П.Б: «Электроприборы и Новый год»

Беседа «Что будешь делать, если загорится елка?»

Игра лабиринт»Какой электроприбор забыл выключить Кузя?»

Январь

Познакомить с профессиями связанными со спасением людей (пожарный, врач, спасатель) и номер телефона 01.

Чтение: О.Иоселиани «Пожарная машина»; Л. Толстой «Пожарные собаки»;

Т. Фетисов «Пожарные тренируются».

Дидактические игры: «Что нужно пожарным»

Февраль

Рассказать об истории огня, о его пользе для человека. Закрепить элементарные знания об основной группе пожароопасных предметов. Продолжать учить правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнем.

Чтение: «Ложный вызов»

Тренировка «Эвакуация»

Конструирование пожарной машины.

Выставка рисунков «Пожарные машины»

Дидактическая игра:«Кому, что нужно для работы»

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности

Март

Весна (капель, сосульки)

Формировать представления о том, как образуются сосульки, что сосульки могут быть опасны для человека.

Учить детей предвидеть опасность, и формировать навыки безопасного поведения на улице в весенний период

Наблюдение за сосульками

«Осторожно, сосульки!»

Апрель

Электроприборы

Воспитывать культуру поведения в быту с опасными предметами

«Домашние помощники человека, правила обращения с электроприборами»

«Правила пожарной безопасности»

«Огонь – результат беспечности людей. Чего нельзя делать, чтобы не возник пожар?»

Дидактическая игра: «Можно – нельзя»

Чтение: С. Маршак «Пожар»

Май

Продолжать знакомить с культурой поведения на улице, с правилами поведения в критической ситуации.

Продолжать учить детей правилам поведения с незнакомыми людьми на улице.

«Если ты потерялся на улице»

Безопасность возле дома: колодцы, ямы, доски с гвоздями, игры на стройке, опасность высоты, крыши, лестничные пролеты и др.

Лето и водоемы

Познакомить детей с правилами поведения у водоёма.

«Правила поведения у водоёма»

Знакомство с правилами безопасного дорожного движения.

Март

Познакомить со знаком «Движение пешеходов запрещено»

Экскурсия: к стройке

Дидактическая игра: «Собери картинку»

Апрель

Познакомить детей с правилами движения транспортных средств по проезжей части – с двухсторонним движением

Наблюдение за двухсторонним движением

«Зачем нужно знать свой домашний адрес?»

«Обзор закрыт» - обход транспорта спереди и сзади

Май

Познакомить детей со знаком «Подача звукового сигнала запрещена»

Прогулка к проезжей части, знакомство со знаком: «Подача звукового сигнала запрещена»

Конструирование: «Улица» - Т – образный перекресток

Формирование предпосылок экологического сознания

Март

Вода

Формировать у детей представления об опасностях, которые таит вода в водоёме, в стакане, в раковине.

Формировать привычку экономить воду - закрывать за собой кран с водой.

«Вода: может быть опасной, бережное отношение к воде»

Апрель

Первые весенние цветы.

Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями: рассматривать растения, не нанося им. вред; не рвать растения.

«В поле и садочке выросли цветочки!!!»

Май

Насекомые

Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными (насекомыми): наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; не приносить насекомых домой без разрешения взрослых; не брать на руки насекомых.

«Осторожно, насекомые!»

Правила пожарной безопасности.

Март

Расширять и уточнять знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни, учить принимать правильное решение в экстремальных случаях.

Загадывание загадок по правилам П.Б

Дидактические игры: Что я знаю о пожаре»

Апрель

Закрепить знания о правилах поведения и действиях во время пожара в квартире.

Дидактическая игра «Что чем тушить»

Сюжетно-ролевая игра «Пожар в квартире»

Май

Закрепить знания о правилах поведения и действиях во время пожара в детском саду.

Обыгрывание ситуации «пожар в д.с.»

Перспективный план работы с родителями

сентябрь

Папка -передвижка «малышам о безопасности»

Родительское собрание «Шалости детей с огнем»

Информационный стенд «Осторожно огонь»

Игра — КВН «Чтобы не было беды»

октябрь

Спортивный досуг «Смелые, быстрые, ловкие»

Папка передвижка «правила поведения при сезонных изменениях погоды»

Экскурсия в пожарную часть

Семейный круг «Огонь в руках детей»

ноябрь

Информационный стенд «Безопасность ребенка дома»

Анкетирование «Домашняя аптечка»

Консультация медсестры по оказанию первой помощи при ожогах

Родительские посиделки «Правила безопасности»

декабрь

Папка - передвижка «Не оставляйте детей без присмотра»

Игра КВН «Опасность дома»

Игра «Запрещается, разрешается»

Папка - передвижка «Капризы новогодней елки»

январь

Беседа «Как хранить колющие и режущие предметы»

Папка — передвижка «Если ребенок один дома»

Информационный стенд «Осторожно, грипп!»

Беседа «Лекарства и витамины»

февраль

Семейный клуб «чем занять ребенка дома»

Семейный клуб «что читать детям о безопасности»

Папка — передвижка « «Службы 01,02,03»

Игра КВН «Лучший пешеход»

март

Круглый стол « Дорожная безопасность»

Викторина «Личная безопасность»

Семейный клуб «работа с картой поселка Восточный»

Викторина «Общение с природой — это прекрасно или опасно»

апрель

Родительские посиделки «как провести лето с детьми»

Консультация «Умеем ли мы общаться с животными»

Диспут «Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания на улице»

Досуг «Если хочешь быть здоровым»

май

Игра «Папа, мама, я — здоровая семья»

Досуг «Путешествие в спортландию»

Игра КВН «Растения вокруг нас»

Папка — передвижка «Компьютер для здоровья ребенка»


Используемая литература:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. «Издательство Детство -Пресс», 2011г.
  2. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. Шорыгина Т.А. М.: ТЦ Сфера, 2011г.
  3. Занятия по правилам дорожного движения. Под редакцией Е.А. Романовой, А.Б. А.Б. Малюшкина. - М., ТЦ Сфера, 2011г.
  4. Безопасность для детей старшего дошкольного возраста. Н.Н. Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина. М, 1997г., 3 части.
  5. Формирование основ безопасности у дошкольников. К.Ю. Белая. - М, Мозаика — Синтез, 2011г.
  6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М., Мозаика — Синтез, 2010г.
  7. Книга про то, как уберечь себя и других от разных неприятностей и быть всегда здоровым и сильным. Н.Е. Шелегин. Новосибирск, 1997г.
  8. Все о знаках пожарной безопасности. И.В. Ронская. - Улан-Удэ, 2005г.
  9. Мы должны это знать. Т.А. Янькова. - Улан-Удэ, 2005г. 2 части.
  10. Детям о природе. Л.М. Потапова. - Ярославль, 2002г.
  11. Домашние животные. Какие они. Г.Л.Шорыгина. - М., Гном и Д, 2007г.
  12. Насекомые. Какие они. Г.Л.Шорыгина. - М., Гном и Д, 2007г.
  13. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. - М., Аванта, 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия формирования представлений о правилах безопасного поведения в общении с незнакомыми людьми детей 5-6 лет

Статья рассказывает о безопасном поведении детей при встрече с незнакомыми людьми....

Проектная деятельность как средство формирования представлений о правилах безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассмотрена проблема использования проектной дятельности для формирования представлений о правилах безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста. Даны описания этапов про...

Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников

Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников...

Статья на тему: Формирование представлений о правилах безопасного поведения в общении с незнакомыми людьми у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...