Проектная деятельность как средство формирования представлений о правилах безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста
статья по обж (старшая, подготовительная группа)

Миханкова Елена Валерьевна

В статье рассмотрена проблема использования проектной дятельности для формирования представлений о правилах безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста. Даны описания этапов проектов "Огонь - это опасно!" и "Безопасность в доме".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_bezopasnosti.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство формирования представлений о правилах безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

Использование проектной деятельности в ДОО для формирования безопасного поведения в быту помогает педагогам решить следующие образовательные задачи:

 - уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в быту;

- закрепить полученные дошкольниками знания и формировать на их основе умения безопасного поведения в быту;

- вызвать у детей желание соблюдать правила безопасности в доме путем познания, а не запретов;

- поддерживать активную позицию ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в домашней среде.

Со старшими дошкольниками можно провести следующие проекты для формирования безопасного поведения в быту:

- «Опасные предметы дома»

- «Огонь – друг, огонь – враг»

- «Безопасность на кухне»

- «Если ты остался дома один»

- «Электричество и электроприборы»

- «Опасные ситуации дома»

- «Пожар! Правила поведения при пожаре»

Для успешной реализации проектов необходимо четко определить их цели и задачи, распределить различные виды деятельности между всеми участниками совместной деятельности.

В развивающую предметно-пространственную среду добавляются различные дидактические игры, пособия, иллюстрации для рассматривания и составления рассказов, макеты, стенгазеты, художественная литература.

Как уже было рассмотрено выше, родители воспитанников активно включаются в проектную деятельность. Педагоги используют различные формы и методы работы: анкетирование, оформление наглядной информации, индивидуальные беседы, подготовка к выступлению на завершающем этапе проекта, выполнение домашнего задания.

На любом этапе реализации проекта родители могут активно включаться в жизнь группы – предлагать новую тему для исследования, подбирать информацию (из книг, энциклопедий, интернета), вместе с ребенком готовить поделки и экспонаты для музея группы, готовиться вместе с детьми к презентации результатов, оценивать творческий продукт совместной деятельности.

     В начале и после окончания проекта педагоги проводят диагностику знаний дошкольников, выявляя, таким образом, на что нужно обратить внимание и какие проблемы безопасного поведения в быту плохо усвоились детьми.

Проект «Огонь – это опасно!»

Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

   Задачи:

  1. Формировать у дошкольников представление об опасных для жизни и       здоровья предметах, которые встречаются в быту и могут привести к пожару;
  2. Научить соблюдать определенные правила поведения дома;
  3. Стимулировать у дошкольников развитие самостоятельности и     ответственности;
  4. Конкретизировать знания детей о правильном поведении во время пожара;
  5. Привлечь внимание родителей к данному вопросу и к участию в проектной деятельности.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Повышение уровня знаний у детей о пожаре (причинах его возникновения, способах действия в опасной ситуации);
  2. Появление практических навыков самостоятельного решения задач    безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях, что поможет детям сохранить их жизнь и здоровье;

3. Скоординирована деятельность по охране и безопасности жизни детей между родителями и сотрудникам ДОО.

4. Активное участие родителей в проектной деятельности, изменение отношения родителей к данной проблеме.

Тип проекта - информационно-практико-ориентированный.

Состав участников проекта – воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации проекта – 1 месяц.

План реализации проекта

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный

Срок проведения – 1 неделя.

На данном этапе были определены цель, задачи и содержание проекта, подобраны дидактические материалы, оборудование, художественная литература по теме «Пожар – это опасно!»; разработан план взаимодействия с родителями детей группы (проведена консультация, в ходе которой все участники проекта познакомились с основными задачами и планом проведения проекта).

2 этап – выполнение проекта – практическая часть

Срок проведения – 3 недели.

Во время проведения практической части проекта, дети и взрослые выполняли различные задания, проводили исследования по выбранной теме (ребенок совместно с родителями).

  1. НОД «Что может привести к пожару», беседа «Как действовать при пожаре»;
  2. Обсуждение ситуаций «Если ты остался дома один», «Какие предметы могут вызвать пожар», «Когда огонь может быть опасным», «Самые важные телефоны».
  3. Чтение художественной литературы и оформление выставки художественной литературы по теме:

- Г. Цыферов «Жил на свете слоненок»

- Е.Пермяк «Как человек с огнем подружился»

- Л.Н. Толстой «Пожарные собаки»

- Б.Житков «Пожар», «Дым»,

- С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

- Н.В. Дериглазова «Пожарный»

-  С.В. Савушкин «Коварный огонь»

- Т.Шорыгина «Незатушенный пожар»           

- К.Райдер «Пожарная команда»

- Т.Нуждина «История спички»

- пословицы, загадки об огне, пожароопасных предметах;

  1. Создание выставки «Огонь – это опасно»;
  2. Раскраски на тему «Пожар», «Огонь», «Пожарная служба спешит на помощь»;
  3. Сюжетно - ролевые игры «Пожарная служба»;
  4. Дидактические игры «Найди лишнее», «Пожар в городе» (с фишками), «Доскажи слово»

План работы с родителями

  1. Консультация для родителей «Помогите детям запомнить правила пожарной   безопасности»;
  2. Разработка и создание памятки для родителей «Правила пожарной безопасности»;
  3. Задание для родителей «Самые важные телефоны» - выучить с детьми телефоны для вызова пожарных, МЧС; научить детей набирать номер телефона пожарной части, уметь вести диалог с пожарными по телефону (четко знать и называть свой адрес);
  4. Участие родителей в создании выставки «Огонь – это опасно!»

3 этап – заключительный –подведение итогов проекта и организация родителей, воспитателей и детей группы в создании выставки «Огонь – это опасно!» - 1 неделя

Подведение итогов проектной деятельности, обмен мнениями между участниками проекта, диагностика знаний детей об обращении с огнем, пожаре, причинах его возникновения, о деятельности пожарных.

2. Проект «Безопасность в доме»

Цель проекта: формирование осознанного правильного поведения, позволяющего не допустить возникновения опасных ситуаций дома. 

   Задачи:

  1. Формировать у дошкольников представление об опасных для жизни и       здоровья предметах, которые встречаются в быту и могут привести к травме;
  2. Научить соблюдать определенные правила поведения дома;
  3. Закрепление знаний о правилах безопасности при общении с бытовыми приборами, острыми предметами;
  4. Конкретизировать знания детей о правильном поведении во время опасной ситуации, при травме;
  5. Привлечь внимание родителей к вопросу безопасности детей дома, при обращении с потенциально опасными для жизни предметами в быту.

Ожидаемые результаты проекта:

- Повышение уровня знаний у детей о правилах поведения дома, об обращении с опасными предметами в быту;

- Появление практических навыков самостоятельного использования различных предметов дома (нож, ножницы, оборудование на кухне);

- Скоординирована деятельность по охране и безопасности жизни детей между родителями и сотрудникам ДОО.

- Активное участие родителей в проектной деятельности, изменение отношения родителей к проблеме безопасного поведения детей в быту.

Тип проекта - информационно-практико-ориентированный.

Состав участников проекта – воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации проекта – 1 месяц.

План реализации проекта

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный – 1 неделя

На данном этапе были определены цель, задачи и содержание проекта, подобраны иллюстративный материал, рабочие тетради, предметы для выставки, художественная литература по теме «Безопасность дома», разработан план взаимодействия с родителями детей группы (проведена консультация, в ходе которой все участники проекта познакомились с основными задачами и планом проведения проекта).

2 этап – выполнение проекта – практическая часть – 2 недели

Во время проведения практической части проекта было запланировано и проведено следующее:

  1. НОД «Опасные предметы», беседа «Если случилась беда…», «Безопасность на кухне», «Уроки безопасности в сказках»;
  2. Обсуждение ситуаций «Опасные предметы», «Как позвать на помощь», «Скорая помощь», «Запомни эти номера!», «Как обращаться с лекарствами»;
  3. Чтение художественной литературы:

- И.А.Лыкова «Опасные предметы, существа и явления»

- Ю. А. Соколова «Правила безопасности»

- М.Хаткина «Веселые уроки безопасности для послушных девочек и мальчиков»

- М.Манакова «Школа безопасности»

- М.Дружинина «Уроки безопасности»

- пословицы, загадки об опасных предметах, о правилах поведения дома;

  1. Раскраски на тему «Безопасность в доме»;
  2. Создание творческих работ – коллаж «Правила поведения дома: можно и нельзя!», рисование плаката «Опасные предметы дома», создание книги «Если я остался дома один» (совместно с родителями);
  3.  Сюжетно - ролевые игры «Скорая помощь», «Семья», «Больница»;
  4.  Дидактические игры «Найди лишнее», лото «Хорошо - плохо», задание «Что может быть опасным дома».

План работы с родителями

1. Консультация «Проектная деятельность «Безопасность дома»;

2. Обсуждение заданий для выполнения с детьми на темы «Безопасность на кухне», «Это может быть опасно!», «Удивительные материалы»;

3. Разработка и создание памятки для родителей «Правила безопасного поведения дома»

4. Задание для родителей:

 «Готовим вместе» - вместе с детьми дома приготовить салат (ребенок под присмотром родителей режет овощи ножом), испечь печенье (вместе с родителями дети делают печенье, повторяют правила использования электробытовых предметов, газовой плиты);

3 этап – заключительный – подведение итогов проекта.

Результатом проекта стало итоговое задание для родителей: «Готовим вместе» - вместе с детьми дома приготовить салат (ребенок под присмотром родителей режет овощи ножом), испечь печенье (вместе с родителями дети делают печенье, повторяют правила использования электробытовых предметов, газовой плиты).

Подведение итогов проектной деятельности, обмен мнениями между участниками проекта, диагностика знаний детей об обращении с опасными предметами дома, о действиях в случае травмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг по теме "Безопасное поведение в быту" для детей старшего дошкольного возраста.

Лето. Самое время повторить, как вести себя в быту и заодно самое время поиграть и поразвлекаться....

Статья Ящук Е. В. Педагогические условия формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Постановка проблемы. Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной. За многовековую историю сообщество людей накопило немалый опыт в этой об...

План самообразования ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 Актуальность  воспитания у детей дошкольного возраста  начал безопасного  поведения в быту и социуме содержит в необходимости подготовки детей  к  безопасной жизн...

Формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема сохранения жизни и обеспечения безопасности детей является ключевой для всего мирового сообщества. Реалии современной жизни таковы, что количество несчастных случаев с детьми, в том числе с л...

Педагогические условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста...

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством деятельности отряда «Юная пожарная дружина»

Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами человека является право на жизнь и неприкосновенность.  Проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников признается одной из приоритетных ...