Педагогические условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа)

Лукьянова Вера Игоревна

Педагогические условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnost_v_bytu.docx34.97 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ безопасного поведения у детей – это ежедневная, сложная, но крайне важная работа. Подготовить дошкольника к умению выходить из различных опасных ситуаций возможно только при условии наличия основных знаний о безопасном поведении. Не зная правил поведения дома, даже самая обычная обстановка может стать крайне опасной.  

Педагогические условия, которые способствуют эффективному формированию основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста, следующие:

1) обогащение представлений о безопасном поведении в быту;

2) использование возможностей предметно-развивающей среды в применении детьми усвоенных правил о безопасном поведении в быту;

3) взаимодействие педагогов ДОО с семьей.

Сформировать представления об основах безопасного поведения в быту у старших дошкольников можно, благодаря различным видам деятельности и формам работы с ними.

Эффективными формами по формированию безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста выступают: организованная образовательная деятельность на занятиях, организованная образовательная деятельность в режимных моментах, дидактические и словесные игры и т.д.

По мнению Т.Г. Хромцовой различные формы деятельности должны быть направлены на систематизацию и накопление у детей знаний о правилах безопасного поведения в быту, а именно: представления о бытовых источниках опасности, возможных ситуациях, сопряженных с травматизмом, мерах предосторожности при обращении с предметами домашнего обихода и доступных приемах оказания первой помощи.

Обучение занимает ведущее место при накоплении и систематизации знаний у детей о безопасном поведении в быту.

Оно представляет собой систему дидактических игр, а также чтение и обсуждение художественной литературы, использование современных технологий (мультимедиа, презентации, отрывки из мультфильмов и фильмов). Л.И. Радзиевская, Л.П. Анастасова предлагают использовать художественную литературу для расширения и обогащения знаний у дошкольников.

В художественной литературе можно найти различные примеры поведения, а также, примеры того, как не стоит себя вести в типичных ситуациях.

В библиотеку по формированию основ безопасного поведения можно включить такую литературу как: К. Чуковский «Телефон», «Айболит»; Е. Харинская «Спичка-невеличка», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»; Е. Пермяков «Торопливый ножик» и др.

Кроме художественной литературы, можно включить и справочную литературу, а именно, такие справочники как: серия книг К. Люцис «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках»; Г. Зайцев «Уроки Айболита».

В связи с тем, что основным видом деятельности дошкольников является игра, то освоение опыта безопасного поведения, овладение соответствующими умениями и введение их в повседневную жизнь необходимо осуществлять на её основе.

Игры оказывают помощь детям с ознакомлением с источниками опасности в быту, уточнением и систематизированием данных представлений, умением различать потенциально опасные предметы; с формированием представлений о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения; с ознакомлением с необходимыми действиями в случае опасности.

Для это этого можно использовать следующие игры: дидактические игры («Если ты остался один дома», «Хочу быть пожарным», «Детям спички не игрушки»), настольно-печатные игры («Как избежать неприятности», «Источники опасности», «Правильно или неправильно»,«Как избежать неприятностей», «ОБЖ – экстренные ситуации»); сюжетно-ролевые игры («Потушим пожар», «Я пожарный», «Скорая помощь», «Спасатели»), игры-драматизации («Кошкин дом», «В лечебнице у Айболита», «Чужой хочет проникнуть в дом»), различные атрибуты для сюжетно- ролевых игр (газовые плиты, пожарные машины, костюмы, кухонные приборы) и др.

Некоторые исследования свидетельствуют о том, что для расширения представлений дошкольников о безопасном поведении в быту полезно использовать современные технологии (презентации, мультимедиа, отрывки из мультфильмов и фильмов).

В настоящее время существуют различные полезные обучающие мультфильмы, которые помогут детям усвоить правила безопасного поведения в быту: «Аркадий Паровозов спешит на помощь», «Азбука безопасности» (смешарики), «Фиксики», «Уроки тетушки Совы», «Вежливые уроки».

Для систематизации знаний детей о безопасном поведении в быту целесообразно проводить экскурсии в МЧС или в пожарную часть.

Наблюдение за работой спасателей, беседа с ними будут способствовать формированию навыков безопасного поведения в быту.

Также знакомство с особенностями работы спасателей заинтересует воспитанников, что приведет к формированию уважительного отношения к работникам данной профессии.

Эффективность образовательной деятельности во многом определяется средой, в которой осуществляется образовательный процесс.

Н. Ю. Шведовой среда трактуется как окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, которых связывает общность этих условий.

С. Новоселова считает, что предметно-пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Предметно-пространственная среда направлена на реализацию различных образовательных программ, учитывающих национально-культурные традиции, климатические условия, в которых происходит образовательная деятельность, а также возрастные особенности детей.

Одной из основных задач работы педагога является создание и обогащение предметно-развивающей среды по формированию основ безопасного поведения в быту.

С этой целью в группе организовывается уголок безопасности, который включает в себя обучающие, информационные и наглядные материалы по формированию безопасного поведения детей в быту.

Уголок безопасности должен располагаться в специально выделенном месте.

Он должен быть удобным, доступным детям, отвечать требованиям безопасности и санитарно-гигиеническим нормам.

Уголок безопасности должен быть оснащен разнообразными игровыми пособиями:

-атрибутами для организации и проведения сюжетно-ролевых игр по формированию основ безопасности: макет кухни и соответствующие атрибуты, куклы, отображающие профессии спасателя-пожарного, врача, модели одежды спасателей, крупными мягкими модулями-машин «Скорая помощь», «Полиция», «Пожарная машина», которые дошкольники активно использовали бы в процессе самостоятельной и совместной с педагогом деятельности, а также при организации непосредственно-образовательной деятельности  по теме безопасности жизнедеятельности в быту.

-разрезными картинками, пазлами и дидактическими играми: «Назови причины пожара», «Что сначала, что потом», лото «Острые предметы» и т.п.

-настольно-печатными играми, направленными на формирование у детей умений устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные ситуации в рамках формирования основ безопасного поведения в быту: «Позовём на помощь», «Опасные ситуации в доме», «Поучительные истории» и др;

-плакатами, альбомами для рассматривания: «Правила поведения при пожаре», «Правила личной безопасности», «Опасные предметы дома», «Причины пожара», «Полезные номера», «Что будет, если не выключить кран».

Многофункциональная, вариативная развивающая предметно-пространственная среда является одним из важнейших условий организации качественного образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста. Образовательная деятельность с воспитанниками дошкольных образовательных учреждений по формированию основ безопасного поведения в быту должна строиться строго с учётом их возрастных особенностей, с опорой на ведущий в дошкольном возрасте вид игровой деятельности и осуществляться, как в специально организованной, так и повседневной деятельности с детьми.

Большое значение в формировании безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста в быту имеет взаимодействие с родителями.

Безопасность ребенка- основная забота, как воспитателей детского сада, так и родителей. На их плечи ложится не только обязанность по обеспечению сохранности ребенка, но и обучение его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.  

Ребенок большую часть всего времени проводит с семьей. Именно в семье он учится взаимодействовать с окружающим миром, с предметами, окружающими его. А родители являются главным примером для подражания. Ребенок повторяет стиль поведения мамы и папы, стиль их общения, отношение к окружающему миру. Поэтому главная задача родителей не только научить своего ребенка безопасному поведению в быту, но и на своем примере продемонстрировать, как оно реализовывается.

Недаром В.А. Сухомлинский сказал: «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами своих родителей».

Поэтому педагогам детского сада очень важно сделать родителей своими союзниками в воспитании у ребенка осознанного безопасного поведения в быту.  

Основная цель работы с родителями по формированию основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста, это:

-создать условия для повышения образовательного уровня родителей по вопросам безопасного поведения детей дошкольного возраста;

-обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

Например, Л. Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реальности, сделать вывод о не правильном поведении персонажа.

С. Мартынов делает акцент на предупреждение бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов: создание безопасного дома для ребенка и повседневный кропотливый труд по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры).

Н. Григорьева утверждает, что между родителями и педагогами должно быть достигнуто полное взаимопонимание в вопросах безопасного поведения детей дошкольного возраста, так как разные требования к детям в детском саду и дома, могут вызвать у них обиду, растерянность или даже агрессию.

При выборе форм взаимодействия с родителями важно помнить, что следует отказаться от указаний, лучше привлекать родителей к нахождению общих правильных ответов, решению важных проблем.

Поэтому в детском саду при использовать различных форм работы с родителями, важно помнить, что им необходима не только теоретическая информация, но и практические навыки.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы работы педагога с семьями детей старшего дошкольного возраста, в основе которых лежит обогащение родителей педагогическими знаниями и умениями.

Родительские собрания- это действенная традиционная форма работы воспитателей с коллективом родителей.

В детском саду проводятся родительские собрания на темы: «Опасности дома», «Шалости с огнем», «Обращение ребенка с электроприборами» и др.

Цель таких мероприятий-ознакомление родителей с задачами, содержанием и методами формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

Беседы воспитателя с родителями-наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей. Она может использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма, а также в сочетании с другими формами: беседа на родительском собрании, консультации.

Цель такого взаимодействия-обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, а также выявление заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения в быту.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями пользуются в последнее время особой популярностью.

Благодаря таким формам взаимодействия родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Также, организовываются выставки совместных работ детей и родителей.

Еще одной формой по формированию безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста является участие родителей в театрализованных играх, в которых дети и родители являются равноправными участниками. Например «Одни дома», «Мы спасатели», «Юные пожарные». Целью таких мероприятий является укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми.

Еще одной нетрадиционной и эффективной формой работы с родителями является использование средств ИКТ. Здесь можно выделить следующие формы работы:

1.Размещение информации по формированию безопасного поведения в быту на сайте детского сада. Сюда же можно включить различные консультации с родителями по данной проблеме, различные презентации, наглядные материалы, которые родители могут использовать с детьми, список литературы как для взрослых, так и для детей.

2.Дистанционное общение с родителями (создание группы в социальных сетях с родителями воспитанников). Группу организует воспитатель, где размещает необходимую информацию и материалы (фото, видео, презентации) для родителей воспитанников.

3.Наглядные материалы- мультимедийные презентации. Использование мультимедийной презентации во взаимодействии с родителями воспитанников во время проведения родительских собраний решает следующие задачи:

-Возможность точной, доступной и яркой передачи информации;

-Удерживание внимания за счёт интересной и наглядной подачи информации;

-Повышение профессиональной компетентности педагога.

Таким образом, мультимедийные презентации, воздействуя через зрительный и слуховой каналы восприятия способствуют повышению качества образовательного процесса.

Положительной стороной подобных форм работы является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о безопасности в быту есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ безопасного поведения.

Итак, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон. Таким образом, формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями. А будет это более эффективно при соблюдении выше изложенных условий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Ящук Е. В. Педагогические условия формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Постановка проблемы. Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной. За многовековую историю сообщество людей накопило немалый опыт в этой об...

Формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема сохранения жизни и обеспечения безопасности детей является ключевой для всего мирового сообщества. Реалии современной жизни таковы, что количество несчастных случаев с детьми, в том числе с л...

Консультация для педагогов "Формирования основ безопасного поведения на улице у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Формирования основ безопасного поведения на улице у  детей старшего  дошкольного возраста"...

Методические рекомендации для педагогов "СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Методические рекомендации для педагогов - картотека сюжетно - ролевых игр как средство формирования  основ безапосного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста....

Роль дидактических игр в формировании основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой личности. Определить правильно или неправильно ведет себя ребенок в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Зачастую дети недо...

Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности в быту у детей старшего дошкольного возраста "Есть предметы разные: острые, опасные"

Проект по формированию у детей  основ безопасности жизнедеятельности в быту у детей старшего дошкольного возраста "Есть предметы разные: острые, опасные". В игровой форме, с помощью чте...

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством деятельности отряда «Юная пожарная дружина»

Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами человека является право на жизнь и неприкосновенность.  Проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников признается одной из приоритетных ...