Семинар – практикум Тема: «ФГОС дошкольного образования в условиях современной социокультурной ситуации»
методическая разработка на тему

Полюхович Виктория Валерьевна

Перемены… Наверно большинство из нас боится перемен. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень непрерывного образования. Конечно, многие не готовы менять что-то в своей жизни добровольно, предпочитают за благо устоявшиеся крепкие жизненные позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_fgos_do.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26 «Росинка»

Семинар – практикум

Тема: «ФГОС дошкольного образования в условиях современной социокультурной ситуации»

                                                                  Автор-составитель: старший методист

                                                         Полюхович Виктория Валерьевна

Елизовский район, п.Нагорный, 2017 г.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих их готовность к работе по федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО).

Задачи:

  1. Продолжать изучать с педагогами ФГОС ДО;
  2. Активизировать деятельность воспитателей и специалистов в рамках внедрения ФГОС ДО;
  3. Содействовать развитию их педагогического кругозора по данной тематике.

Предварительная работа:

  1. Сформировать пакет нормативно-правовых документов по реализации ФГОС ДО.
  2. Оформить стенд «Изучаем ФГОС».
  3. Оформить методическую папку «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования».
  4. Участие педагогов в семинарах по изучению и внедрению ФГОС ДО.
  5. Оформление памяток для педагогов

Вступительное слово.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы проведем семинар – практикум на знание основ положений ФГОС Дошкольного образования. 

Для начала, я предлагаю вам вспомнить песню в исполнении легендарной группы «Машина времени» - «Поворот».

«Вот, новый поворот… что он нам несет, пропасть или взлет, омут или  брод…».  Слова этой песни как никогда актуальны сегодня, потому что в обществе идет становление новой системы образования. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень непрерывного образования.

Перемены… Наверно большинство из нас боится перемен. Конечно, многие не готовы менять что-то в своей жизни добровольно, предпочитают за благо устоявшиеся крепкие жизненные позиции.

Какие же нормативно-правовые документы стали отправной точкой перемен в нашей системе?

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (ДОО) (СанПиН 2.4.1.3049-13) № 26 от 15.05.2013
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования № 1014 от 30.08.2013;
  • Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования (от 17.10.2013 №1155)

Все эти документы требуют от педагогов ДОУ высокого профессионализма.

Современному воспитателю необходимо научиться адекватно, реагировать на происходящие изменения в образовании, уметь работать в команде единомышленников – всех участников образовательного процесса, грамотно и качественно работать с детьми и родителями в современных условиях, самому осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его на возрастную группу своих детей, сверяя с требованиями ФГОС ДО.

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Что является основными целями ФГОС ДО?

• обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

• обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;

• сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.

Какие требования выдвигает новый ФГОС ДО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

  • Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
  •  Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, которые включают в себя:

2.1. Требования к психолого- педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:

2.2.К развивающей предметно-пространственной среде;

  • предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
  •  доступность среды предполагает:

- доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

- свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

2.3. К кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

2.4. К материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

2.5. К финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3. Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

Содержание Программы должно охватывать следующие ОО:

1.Социально-коммуникативноеразвитие

2.Познавательно-речевое развитиепредполагает

3.Художественно-эстетическое развитие

4.Речевое развитиевключает

5.Физическое развитие

Каков должен быть выпускник ДОУ?

Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

Цель ДОУ - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это не те дети, что были вчера.

Разработчики стандарта красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку». Они указывают на то, что все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе.

Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

А сейчас я предлагаю вам разминочный тест-шутку, который разрядит обстановку и послужит поводом для более серьезного разговора. Но помните, что в каждой шутке есть доля шутки.

Все участники получают листок бумаги и ручку и записывают в столбик четыре буквы: Л, Д, Р.

К каждой букве необходимо добавить одну из цифр (от 1 до 3), не повторяясь (например, 1Л,4Р,  и т.д.)

Следующий этап – к каждому сочетанию буквы и цифры следует прибавить название какого-либо зверя, птицы или насекомого и по три качества, которые, на ваш взгляд, их характеризуют.

Может получиться следующая итоговая запись:

1Р – носорог, толстокожий, медлительный, непробиваемый.

2Л – пчела, резвая, трудолюбивая, неугомонная.

3Д – рыба, скользкая, юркая, красивая.

Пришло время дать расшифровку теста-шутки.

Л – любовь, Д – дружба, Р – работа. Цифры говорят о том, на каком месте в вашей жизни они находятся, ну а животные с совокупными качествами – это то, как мы представляем себя в соответствующих жизненных процессах.

А теперь вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания о ФГОС Дошкольного образования. Для этого мы с вами разделились на две команды.

Деловая игра «Знатоки ФГОС ДО»

Цель: активизация мыслительной деятельности педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО.

Задачи:

  1. Создать положительный эмоциональный настрой педагогов на работу согласно ФГОС.

  1. Активизация мыслительной деятельности педагогов в пере осмыслении ценностей детства и закрепление знаний основных нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста в период введения ФГОС.

  1. Развивать умение аргументированно отстаивать свою точку зрения.

1 задание 

Расшифруйте следующие аббревиатуры?

  • ФГОС ДО (федеральный государственный образовательный стандарт)
  • ООП ДО (основная образовательная программа дошкольного образования)
  • РППС (развивающая предметно-пространственная среда)

2 задание 

Ответьте на вопросы:

  • Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС? (5). 
  • Перечислите их (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие).

3 задание

Вставьте пропущенные слова:

ФГОС включает в себя требования:

1) к ______________________основной образовательной Программы и ее объему (структуре);

2) условиям__________________________основной образовательной Программы (реализации);

3) _________________________освоения основной образовательной Программы (результатам).

4 задание

Определите, к какой образовательной области относятся следующие задачи:

1) Развивать интересы детей, любознательность; развивать воображение и творческую активность; формировать первичные представления о себе и других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях. (Познавательное развитие)

2) Усваивать нормы и ценности, принятые в обществе; развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества. (Социально-коммуникативное развитие)

5 задание

Выберите верное из нижеперечисленного. На развитие личности оказывает влияние следующие факторы: 

а) наследственность

б) окружающая среда

в) воспитание. (Все верны)

6 задание

Найдите каждому принципу соответствующее значение и соедините их стрелками:

1)соответствие среды возрастным возможностям детей и содержанию Программы; наличие средств обучения и воспитания, разнообразие материалов для всех видов активности воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;

Полифункциональность

2)возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от  меняющихся интересов и возможностей детей;

Насыщенность

3)возможность разнообразного использования различных составляющих среды, пригодных для использования в разных видах детской активности,

Вариативность

4)наличие различных пространств(для игры, конструирования, уединения и прочие), разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, периодически сменяемость и появления новых предметов.

Транспортируемость

(1-насыщенность, 2-трансформируемость, 3-полифункциональность, 4-вариативность)

7 задание

В каких видах деятельности из ниже перечисленных, реализуется содержание образовательных областей в дошкольном возрасте? Выберите правильные ответы:

1) экспериментирование с материалами и веществами;

2) двигательная активность

3) общение со взрослыми;

4) познавательно-исследовательская деятельность;

5) рассматривание картинок;

6) действие с предметами-орудиями;

7) продуктивная деятельность;

8) игровая деятельность;

9) совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

10) коммуникативная деятельность;

(двигательная активность, познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная деятельность)

8 задание (для всех)

Упражнение для снятия напряжения и усталости:

  • Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт- похлопайте в ладоши;
  • Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая — по топайте ногами;
  • Если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения - дотроньтесь до кончика носа;
  • Если вы считаете, что дети тоже способны нас чему-то научить - кивните головой;
  • Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов - помашите рукой.
  • Если вы полагаете, что при обучении положительные эмоции важны - закройте глаза;
  • Если вы считаете, что работа воспитателя не уступает, а в чем-то и превосходит работу учителя- улыбнитесь. 

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали наши знания в области ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "«Внедрение ФГОС дошкольного образования в практику работы ДОУ»

Семинар-практикум "«Внедрение ФГОС дошкольного образования в практику работы ДОУ»...

Выступление на городском семинаре по теме: "ФГОС дошкольного образования"

Выступление из опыта работы на городском семинаре "Школа молодого педагога"....

Статья "Использование здоровьесберегающих приёмов Су-джок терапии в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ" в сборнике "Реализация ФГОС дошкольного образования как условие повышения качества дошкольного образования" 07 июня 2018г.

Одной из главных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому деятельность педагогов направлена на то, чтобы дети...

Презентация к семинару- практикуму для педагогов дошкольного образования по теме: "Читаем детям по технологии продуктивного чтения".

Данный материал предлагается использовать как сопровождение семинара- практикума для педагогов дошкольного образования.Тема продуктивного чтения актуальна в связи с запросом современного общества.Прод...

Презентация "ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ"

Цель презентации: обобщить опыт работы по воспитанию детей  старшего дошкольного возраста в условиях современной социокультурной ситуации развития в ДОУ....