Семинар – практикум Тема: «ФГОС дошкольного образования в условиях современной социокультурной ситуации»
методическая разработка на тему
Перемены… Наверно большинство из нас боится перемен. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень непрерывного образования. Конечно, многие не готовы менять что-то в своей жизни добровольно, предпочитают за благо устоявшиеся крепкие жизненные позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_fgos_do.docx | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26 «Росинка»
Семинар – практикум
Тема: «ФГОС дошкольного образования в условиях современной социокультурной ситуации»
Автор-составитель: старший методист
Полюхович Виктория Валерьевна
Елизовский район, п.Нагорный, 2017 г.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих их готовность к работе по федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО).
Задачи:
- Продолжать изучать с педагогами ФГОС ДО;
- Активизировать деятельность воспитателей и специалистов в рамках внедрения ФГОС ДО;
- Содействовать развитию их педагогического кругозора по данной тематике.
Предварительная работа:
- Сформировать пакет нормативно-правовых документов по реализации ФГОС ДО.
- Оформить стенд «Изучаем ФГОС».
- Оформить методическую папку «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования».
- Участие педагогов в семинарах по изучению и внедрению ФГОС ДО.
- Оформление памяток для педагогов
Вступительное слово.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы проведем семинар – практикум на знание основ положений ФГОС Дошкольного образования.
Для начала, я предлагаю вам вспомнить песню в исполнении легендарной группы «Машина времени» - «Поворот».
«Вот, новый поворот… что он нам несет, пропасть или взлет, омут или брод…». Слова этой песни как никогда актуальны сегодня, потому что в обществе идет становление новой системы образования. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень непрерывного образования.
Перемены… Наверно большинство из нас боится перемен. Конечно, многие не готовы менять что-то в своей жизни добровольно, предпочитают за благо устоявшиеся крепкие жизненные позиции.
Какие же нормативно-правовые документы стали отправной точкой перемен в нашей системе?
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (ДОО) (СанПиН 2.4.1.3049-13) № 26 от 15.05.2013
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования № 1014 от 30.08.2013;
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования (от 17.10.2013 №1155)
Все эти документы требуют от педагогов ДОУ высокого профессионализма.
Современному воспитателю необходимо научиться адекватно, реагировать на происходящие изменения в образовании, уметь работать в команде единомышленников – всех участников образовательного процесса, грамотно и качественно работать с детьми и родителями в современных условиях, самому осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его на возрастную группу своих детей, сверяя с требованиями ФГОС ДО.
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.
С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Что является основными целями ФГОС ДО?
• обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
• обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;
• сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.
Какие требования выдвигает новый ФГОС ДО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
- Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
- Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, которые включают в себя:
2.1. Требования к психолого- педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:
2.2.К развивающей предметно-пространственной среде;
- предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
- доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
- свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
2.3. К кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
2.4. К материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
2.5. К финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
3. Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
Содержание Программы должно охватывать следующие ОО:
1.Социально-коммуникативноеразвитие
2.Познавательно-речевое развитиепредполагает
3.Художественно-эстетическое развитие
4.Речевое развитиевключает
5.Физическое развитие
Каков должен быть выпускник ДОУ?
Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.
Цель ДОУ - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это не те дети, что были вчера.
Разработчики стандарта красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку». Они указывают на то, что все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе.
Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
А сейчас я предлагаю вам разминочный тест-шутку, который разрядит обстановку и послужит поводом для более серьезного разговора. Но помните, что в каждой шутке есть доля шутки.
Все участники получают листок бумаги и ручку и записывают в столбик четыре буквы: Л, Д, Р.
К каждой букве необходимо добавить одну из цифр (от 1 до 3), не повторяясь (например, 1Л,4Р, и т.д.)
Следующий этап – к каждому сочетанию буквы и цифры следует прибавить название какого-либо зверя, птицы или насекомого и по три качества, которые, на ваш взгляд, их характеризуют.
Может получиться следующая итоговая запись:
1Р – носорог, толстокожий, медлительный, непробиваемый.
2Л – пчела, резвая, трудолюбивая, неугомонная.
3Д – рыба, скользкая, юркая, красивая.
Пришло время дать расшифровку теста-шутки.
Л – любовь, Д – дружба, Р – работа. Цифры говорят о том, на каком месте в вашей жизни они находятся, ну а животные с совокупными качествами – это то, как мы представляем себя в соответствующих жизненных процессах.
А теперь вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания о ФГОС Дошкольного образования. Для этого мы с вами разделились на две команды.
Деловая игра «Знатоки ФГОС ДО»
Цель: активизация мыслительной деятельности педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО.
Задачи:
- Создать положительный эмоциональный настрой педагогов на работу согласно ФГОС.
- Активизация мыслительной деятельности педагогов в пере осмыслении ценностей детства и закрепление знаний основных нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста в период введения ФГОС.
- Развивать умение аргументированно отстаивать свою точку зрения.
1 задание
Расшифруйте следующие аббревиатуры?
- ФГОС ДО (федеральный государственный образовательный стандарт)
- ООП ДО (основная образовательная программа дошкольного образования)
- РППС (развивающая предметно-пространственная среда)
2 задание
Ответьте на вопросы:
- Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС? (5).
- Перечислите их (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие).
3 задание
Вставьте пропущенные слова:
ФГОС включает в себя требования:
1) к ______________________основной образовательной Программы и ее объему (структуре);
2) условиям__________________________основной образовательной Программы (реализации);
3) _________________________освоения основной образовательной Программы (результатам).
4 задание
Определите, к какой образовательной области относятся следующие задачи:
1) Развивать интересы детей, любознательность; развивать воображение и творческую активность; формировать первичные представления о себе и других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях. (Познавательное развитие)
2) Усваивать нормы и ценности, принятые в обществе; развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества. (Социально-коммуникативное развитие)
5 задание
Выберите верное из нижеперечисленного. На развитие личности оказывает влияние следующие факторы:
а) наследственность
б) окружающая среда
в) воспитание. (Все верны)
6 задание
Найдите каждому принципу соответствующее значение и соедините их стрелками:
1)соответствие среды возрастным возможностям детей и содержанию Программы; наличие средств обучения и воспитания, разнообразие материалов для всех видов активности воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; | Полифункциональность |
2)возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; | Насыщенность |
3)возможность разнообразного использования различных составляющих среды, пригодных для использования в разных видах детской активности, | Вариативность |
4)наличие различных пространств(для игры, конструирования, уединения и прочие), разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, периодически сменяемость и появления новых предметов. | Транспортируемость |
(1-насыщенность, 2-трансформируемость, 3-полифункциональность, 4-вариативность)
7 задание
В каких видах деятельности из ниже перечисленных, реализуется содержание образовательных областей в дошкольном возрасте? Выберите правильные ответы:
1) экспериментирование с материалами и веществами;
2) двигательная активность
3) общение со взрослыми;
4) познавательно-исследовательская деятельность;
5) рассматривание картинок;
6) действие с предметами-орудиями;
7) продуктивная деятельность;
8) игровая деятельность;
9) совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
10) коммуникативная деятельность;
(двигательная активность, познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная деятельность)
8 задание (для всех)
Упражнение для снятия напряжения и усталости:
- Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт- похлопайте в ладоши;
- Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая — по топайте ногами;
- Если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения - дотроньтесь до кончика носа;
- Если вы считаете, что дети тоже способны нас чему-то научить - кивните головой;
- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов - помашите рукой.
- Если вы полагаете, что при обучении положительные эмоции важны - закройте глаза;
- Если вы считаете, что работа воспитателя не уступает, а в чем-то и превосходит работу учителя- улыбнитесь.
Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали наши знания в области ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "«Внедрение ФГОС дошкольного образования в практику работы ДОУ»
Семинар-практикум "«Внедрение ФГОС дошкольного образования в практику работы ДОУ»...
Выступление на городском семинаре по теме: "ФГОС дошкольного образования"
Выступление из опыта работы на городском семинаре "Школа молодого педагога"....
Статья "Использование здоровьесберегающих приёмов Су-джок терапии в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ" в сборнике "Реализация ФГОС дошкольного образования как условие повышения качества дошкольного образования" 07 июня 2018г.
Одной из главных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому деятельность педагогов направлена на то, чтобы дети...
Районный семинар-практикум Тема: «Модернизация математического образования на дошкольном уровне общего образования в соответствии с Концепцией развития математического образования в России на основе комплексной программы математического развития «Мате:
14 декабря 2017 г. на семинаре - практикуме сотрудники детского сада им.Ю.А.Гагарина поделились промежуточными результатами своей деятельности с п...
Презентация к семинару- практикуму для педагогов дошкольного образования по теме: "Читаем детям по технологии продуктивного чтения".
Данный материал предлагается использовать как сопровождение семинара- практикума для педагогов дошкольного образования.Тема продуктивного чтения актуальна в связи с запросом современного общества.Прод...
Статья "Эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями и детьми в процессе консультирования в ДОО" в сборнике Реализация ФГОС дошкольного образования как условие повышения качества дошкольного образования г. Белгород, 27 мая 2020г.
В статье проанализированы и представлены эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями и детьми в процессе консультирования в ДОО...
Презентация "ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ"
Цель презентации: обобщить опыт работы по воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях современной социокультурной ситуации развития в ДОУ....