ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка

Корсакова Екатерина Алексеевна

Методическая разработка по организации здоровьесберегающей деятельности педагогов в работе с детьми предшкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predshkola.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Корсакова Екатерина Алексеевна, старший воспитатель ГБДОУ №47 Красногвардейского района  г. Санкт-Петербурга

Работа дошкольных образовательных учреждений в области здоровьесбережения является приоритетным направлением в деятельности всего педагогического коллектива. Предпосылки этого направления обусловлены несколькими факторами. Во-первых, специфическими причинами ухудшения здоровья детей предшкольного возраста, а именно: введением в образовательный процесс дошкольного учреждения школьных форм обучения; вытеснением игры как основного вида деятельности и развития личности ребенка предшкольного возраста; недостаточным вниманием к проблемам эмоционального развития детей и др. Во-вторых, неблагополучным психосоматическим статусом детей предшкольного возраста, вызванным объективными условиями нашей жизни.

В связи с этим процесс формирования здоровья и здорового образа жизни детей предшкольного возраста мы рассматриваем как систему комплексных интегративных воздействий педагогов образовательного учреждения всех специальностей, направленных на оптимизацию ресурсных возможностей в физическом, психическом и социальном развитой личности ребенка.

Вся работа по данному направлению строится на определенных принципах:

        Первый принцип – системность. Имеется в ввиду превращение комплекса воспитательно-образовательных мер в единую логически обоснованную систему.

Второй принцип – профессиональная компетентность Качественной характеристикой профессиональной компетентности является личная готовность педагогов к работе по данному направлению, наличие знаний о развитии потенциалов здоровья и здорового образа жизни и их применение.

Третий принцип – гуманизация отношений. Чуткое и внимательное отношение к личным чувствам и эмоциям каждого ребенка. Педагогическое общение должно быть направлено на эффективность обучения, на установление гуманных отношений между детьми, на создание здорового психологического микроклимата в группе.

Четвертый принцип – индивидуализации. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Создание максимальных возможностей для индивидуализации ребенка и формирования адекватного восприятия себя самого, своих сил, возможностей, стремлений, желаний

Пятый принцип – бинарность взаимодействия. Активность воспитанника в  познании себя и активность взрослых в помощи ребенку.

Шестой принцип – гарантия безопасности. (Хартия прав человека, Конвенция о защите прав ребенка). По формуле: не навредить ни действием, ни бездействием.

Седьмой принцип – единства требований. Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований ДОУ и семьи в ворсах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей.

Основным условием деятельности педагогов в работе с детьми предшкольного возраста выступает организация здоровьесберегающей среды, под которой мы понимаем следующее:

  • реализацию личностно-ориентированного подхода с учетом индивидуальных возможностей ребенка;
  • регламентацию режимов жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении с учетом индивидуальных возможностей организма;
  • подобранные в соответствии с возрастной физиологией двигательные режимы;
  • партнерский стиль педагогического общения;
  • организацию системы повышения квалификации работников по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей;
  • обеспечение должных санитарно-гигиенических условий;
  • создание мотивации, обучение и привитие навыков ЗОЖ у всех субъектов образовательного процесса;
  • организацию систем оздоровительных и коррекционных мероприятий по сохранению здоровья детей (ЛФК, оздоровительная гимнастика, массаж, закаливание, фитотерапия и т.д.);
  • работу с семьей по формированию грамотности родителей в вопросах укрепления здоровья и развития детей.

Особая роль в организации педагогического процесса здоровьесберегающей направленности в ДОУ принадлежит педагогу как носителю определенных качеств личности, культуры и профессионализма. Личность педагога является ключевым фактором развития современного ДОУ, поскольку создает условия не только способствующие повышению адаптационных возможностей детей предшкольного возраста, но и обеспечивает развивающую и здоровьесберегающую среду, как необходимое условие для успешного воспитания и обучения детей, для удовлетворения познавательных и жизненных потребностей каждого ребенка.

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области здоровьесбережения рассматривается нами с нескольких позиций:

  • осведомленность педагогов в вопросах связанных с сохранением и укреплением здоровья детей предшкольного возраста, позволяющая влиять на факторы определяющие состояние здоровья;
  • способность формировать личность ребенка предшкольного возраста с учетом предписаний и ограничений к организации воспитательно-образовательного процесса;
  • реализация личных инициатив, привлечение личностного опыта при решении профессиональных задач;
  • отношение к проблемам здоровья самих педагогов.

К содержательной стороне компетентности педагогов в области здоровьесбережения относится следующие показатели:

1.        Профессиональные знания педагога: теоретические – знание принципов, содержания и форм работы в области здоровьесбережения; методические – знание основ методики формирования здорового образа жизни; технологические - знание педагогических оздоровительных технологий;

2.        Профессиональные умения и качества педагога: способность грамотно осуществлять взаимодействие с детьми с целью достижения определенного педагогического результата и реализации знаний;

3.        Коммуникативная культура педагога: умение конструировать предстоящее общение с детьми, вступать в контакт с каждым ребенком и подгруппой детей, умение организовывать общение не «от себя», а «от детей»;

4.        Личностно-педагогическая саморегуляция: способность к самоконтролю и самодисциплине, иметь чувство юмора, хорошее настроение, обладать выдержкой и терпением, готовность к самосовершенствованию и самовоспитанию.

Таким образом, организационно-педагогические условия здоровьесберегающей деятельности педагогов в работе с детьми предшкольного возраста способствуют:

  • повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей предшкольного возраста;
  • формированию потребностно-мотивационной сферы детей предшкольного возраста в области формирования здорового образа жизни;
  • согласованию действий субъектов образовательного процесса ДОУ;
  • устранению факторов риска, замедляющих развитие детей и повышение адаптационных возможностей организма ребенка к неблагоприятным условиям окружающей среды.

Литература:

  1. Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н.А. Алексеев. Тюмень: ТГУ, 1997 - 216 с.

Бариленко, Н.В. Становление взаимоотношений старших дошкольников в совместной деятельности / Н.В. Бариленко // Вопросы психологии.- 1996.-№4. С.24-31.
   2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду // Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. СПб.: Детство-Пресс, 2002. - 244 с.

    3. Диагностика умственного развития дошкольника / Под ред. JI.A. Вен-гера, В.В. Холмовской. М.: Просвещение, 1978. - 248 с.

    4. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. М.: ВЛАДОС, 2001. -256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы и методы работы с детьми предшкольного возраста

Интерактивные методы являются на­дёжным способом достижения успеха, по­зволяют управлять коммуникативными процессами, воздействовать на процесс принятия решений и обучения через прак­тику ...

Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста

Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста...

Словарная работа с детьми предшкольного возраста

Речевые игры и упражнения по расширению словарного запаса у детей предшкольного возраста...

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста...

Мастер - класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста» «Дышите на здоровье!»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29247202","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29247232","attributes":{"alt":"","class"...