Деловая игра с педагогами ДОО «Преемственность: детский сад - школа»
материал на тему

Бондарева Оксана Валентиновна

Деловая игра с педагогами ДОО «Преемственность: детский сад - школа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_doo_i_shkoly.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра

«Преемственность: детский сад - школа»

Провела Бондарева О.В. – старший воспитатель

«Школьное обучение никогда не начинается с

пустого места, а всегда опирается на

определенную стадию развития, проделанную

ребенком».

Л.С. Выготский

Цель: способствовать активизации работы по решению проблем

преемственности МБДОУ, школы и родителей, выявить эффективные

механизмы сотрудничества.

Задачи:

1. Вспомнить основные понятия, нормативную базу вопроса

преемственности;

2. Проанализировать результаты работы по преемственности в звене

ДОУ, школа и родители будущих первоклассников. Выявить

достижения и проблемы, определить возможные причины

возникновения проблем, а так же наметить пути их решения.

3. Укреплять сотрудничество воспитателей, учителей и родителей;

способствовать взаимному эмоциональному расположению между

участниками, зарождению доверия.

Ход проведения:

Актуальность.

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это

переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную

категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого

перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной

школы.

Введение и принятие новых Федеральных Государственных

Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является

важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы.

Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования

существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности

повышения качества образования в целостной системе.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в

школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений,

сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных

интересов и познавательной активности ребенка. Осуществление

преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы

развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные

способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой

познавательной программой.

Преемственность в образовании – новое понятие. До недавнего времени речь

шла о преемственности в обучении. При этом считалось, что предыдущая

ступень обеспечивает готовность ребенка к обучению на следующей ступени

в части накопления знаний, умений и навыков. А обучение на новой ступени

строится с опорой на достигнутый уровень содержательной подготовки

обучающегося. Такое положение преемственности в настоящей ситуации

развития системы образования выглядит узко и не охватывает всей широты

образовательного процесса, как ситуации взаимодействия детей и педагогов,

педагогов и родителей. Именно поэтому сегодня становится принятым

говорить, о преемственности в образовании, а не только в обучении.

К настоящему времени в системе отечественного образования накоплены

многочисленные теоретические исследования и практический опыт

построения преемственности. Это труды Ананьева Б.Г. . А.В.Запорожца, А.П.

Усовой и др.

- Задание участникам круглого стола: Что вы понимаете под понятием

преемственность между ДОУ и школой в условиях ФГОС? (ответы

участников)

- Задание: Предлагается перевернуть карточки (этот же материал

выводится на слайд), где есть несколько понятий преемственности,

принадлежащие разным авторам, выбрать для себя наиболее правильное

и зачитать.

Проблемы современного общества, связанные с преемственностью ДОУ и

школы.

– Актуальность и своевременность решения проблемы преемственности

дошкольного и начального образования ни у кого не вызывает сомнений,

однако на практике до сих пор наблюдается нарушение преемственных

связей по основным компонентам образовательной системы.

– Задание для участников круглого стола: назовите трудности,

проблемы, с которыми сталкивались при подготовке детей к школе,

проблемы в начальный период обучения в школе.

– Задание: назовите причины, из-за которых, вы думаете, возникают эти

трудности.

– Выведение на экран нескольких причин.

 Отсутствие преемственных программ дошкольного и начального

образования

 Подготовка детей, не охваченных дошкольным образованием

 Большое многообразие видов и типов учреждений, где используют

самые различные программ, и реализация данных программ не

требует жестких стандартов.

 Тревожит и проблема завышенных требований родителей к

готовности ребёнка к школьному обучению. Родители хотят, чтобы

при поступлении в школу ребёнок бегло читал, оперировал цифрами. И приходится содержание дошкольного образования выстраивать в

"школьной" логике - практикуется раннее обучение детей

подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике,

вместо развития познавательных процессов.

Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования

игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая

перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации

детей.

– Как мы уже с вами увидели, преемственность это многоаспектная

проблема. Мы выделили для себя самое главное – это уровень готовности к

школе. Все, и родители, и учителя, и воспитатели хотят узнать ответ на

вопрос – готов ли ребенок к школе.

Школьная готовность складывается из нескольких показателей, это и

физическая, специальная (педагогическая), и психологическая, к которой

относятся мотивационная, интеллектуальная, эмоционально – волевая,

коммуникационная готовности.

-- Задание: Какая из перечисленных выше готовностей, наиболее важна

для подготовки к школе? А теперь можете перевернуть карточки

(приложение 1) и посмотреть, что входит в ту или иную готовность.

Это для вас небольшие памятки – рекомендации.

Итак, готовность к школе – это определенный уровень и социальных умений,

включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать

ситуацию и регулировать свое поведение; уровень развития тех функций, без

которых затруднено обучение или невозможно; и определенный уровень

личностного развития. Хочется сказать, что все показатели готовности

должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может

быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое

здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив

класса, если не научится коммуникации.

Сравните дошкольника –выпускника и окончившего первый класс

школьника. Что изменилось в характеристике?

Портрет выпускника ДОУ Портрет выпускника начальной

школы

Физически развитый, овладевший

основными культурно –

гигиеническими навыками.

Выполняющий правила поведения

здорового и безопасного образа

жизни

Любознательный, активный Любознательный, активно

познающий мир

Эмоционально отзывчивый Доброжелательный, умеющий

слушать и слышать собеседника,

обосновывать свою позицию,

высказывать свое мнение

Овладевший средствами общения и

способами взаимодействия со

Готовый самостоятельно

действовать и отвечать за свои взрослыми и сверстниками поступки

Способный управлять своим

поведением, планировать свои

действия соблюдать нормы и

правила поведения

Уважающий и принимающий

ценности семьи и общества

Имеющий первичные представления

о семье, себе, обществе и

государстве, мире, природе

Любящий свой народ, свой край, свою

Родину

Овладевший универсальными

предпосылками учебной

деятельности – умение работать

по правилу и образцу, слушать

взрослого и выполнять его

инструкции

Владеющий основами умения

учиться, способный к организации

собственной деятельности

Имеющий первичные представления

о семье, себе, обществе и

государстве, мире, природе

Метапредметные результаты

Задание всем участникам в чем заключается деятельностный подход

(сознание формируется в деятельности), который лежит в основе

государственных образовательных стандартов ДОУ.

Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо

важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять в

различных видах деятельности.

– Задание для всех: назовите формы осуществления преемственности.

– Вывести на экран формы:

Работа с детьми:

 Экскурсии в школу

 Посещение школьной библиотеки, школьного музея

 Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и

учениками начальной школы;

 Участие в совместной образовательной деятельности, игровых

программах;

 Выставки рисунков и поделок;

 Совместные праздники и соревнования.

Взаимодействие педагогов:

 Совместные педагогические совет;

 Семинары, мастер-классы, круглые столы;

 Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых

уроков в школе;

 Проведение диагностики по определению готовности к школе.

Сотрудничество с родителями:

 Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями

школы;

 Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»

 Консультации с педагогами ДОУ и школы, в том числе и заочные, с

использованием ИКТ

 Встречи родителей с будущими учителями;

 Дни открытых дверей;

 Творческие мастерские;

 Анкетирование и тестирование родителей.

Выводы-

1. В настоящей ситуации развития системы образования, с учетом ФГОС

ДОУ и ФГОС, преемственность в обучении слишком узкое понятие, и теперь

мы будем говорить о преемственности в образовании.

2. Несмотря на то, что данная тема давно и постоянно рассматривается,

некоторые проблемы преемственности до сих пор не решены, и требуют

пристального внимания.

3. Один из аспектов преемственности, готовность ребенка к школьному

обучению. Для того чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми

требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств,

которые тесно переплетены между собой, и должны формироваться в

совокупности.

4. Педагоги и школы, и детского сада должны работать в тесном

сотрудничестве, учитывая специфику организации деятельности друг друга,

обязательно привлекая родителей.

Заключительное слово, настрой на дальнейшее позитивное сотрудничество.

 

Используемая литература:

1. Астапов В.М. Определение готовности детей к обучению в школе. –

М., 1991.

2. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М., 1993.

3. Безруких М.М. Ступеньки к школе. – М., 2001.

4. Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе

ДОУ и школы. – М., 2006.

5. Венгер Л.А. как дошкольник становится школьником.// Дошкольное

воспитание. – 1995 - №8.

6. Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнѐрства./

Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.

7. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих

первоклассников./ Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М., 2006.

8. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе./ Под

ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.9. Черникова Т.В. Школа и детский сад: лицом друг к другу (организация

образовательной среды для выпускников детского сада).// Управление

ДОУ. – 2005 - №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов ДОУ «Взаимодействие детского сада и семьи по трудовому воспитанию дошкольников».

Цели игры: повысить интерес педагогов к рассматриваемой проблеме; формировать творческое мышление; наметить единые пути решения по изученной проблеме.Подготовка материального обеспечения: в аудитории ...

Деловая игра для педагогов ДОУ «Взаимодействие детского сада и семьи по трудовому воспитанию дошкольников»

Цели игры: повысить интерес педагогов к рассматриваемой проблеме; формировать творческое мышление; наметить единые пути решения по изученной проблеме....

Деловая игра для педагогов ДОУ "Дошкольник, детский сад, игра"

Деловая игра для педагогов ДОУ "Дошкольник, детский сад, игра"...

Деловая игра для педагогов ДОУ "Знатоки детской художественной литературы"

Деловая игра для педагогов ДОУ "Знатоки детской художественной литературы" проводится с целью повышения профессионального уровня педагогов и активизации применения устного народного творчест...

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»

Приветствие участников, объявление темы.Упражнение «Пожелание на сегодня» для снятия эмоционального напряжения, позитивного настроя на плодотворное общение: ведущий предлагает начать работ...

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»

Упражнение «Пожелание на сегодня» для снятия эмоционального напряжения, позитивного настроя на плодотворное общение: ведущий предлагает начать работу с того, что все высказывают друг другу...

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»

Упражнение «Пожелание на сегодня» для снятия эмоционального напряжения, позитивного настроя на плодотворное общение: ведущий предлагает начать работу с того, что все высказывают друг другу...