Здесь живет игра
статья (младшая группа) на тему

Дидактические игры  дошколькольного возраста

Без игры нет и неможет полноценного  умственного развития. Игра-это огромное  светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений. Игра-это искра, зажигающая огонек, пытливости и любознательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdes_zhivet_igra.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Здесь живет игра

                        (дидактические игры  дошколькольного возраста)

Без игры нет и неможет полноценного  умственного развития. Игра-это огромное  светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений. Игра-это искра, зажигающая огонек, пытливости и любознательности.

                                                                                                                   В. А.Сухомлинскй

Игра-основное и любимое  занятие детей, их работа. В игре часто сложное становиться доступным. Не отказывайте ребенку в просьбе поиграть с ним. Предложите  игру сами, помогите в познании окружающего мира. Воспитывайте ребенка сильным,находчивым,здоровым.Играя с ребенком, вы сами получите огромное удовольствие.  Вспомните свое детство, почувствуйте себя моложе и станете лучше  понимать своих детей. Одними из таких игр являются  дидактические игры. Дидактическая игра-игра позновательная,направленная на расширение, углубление, представлений детей об окружающем, воспитание познавательных процессов, развитие познавательных способностей. Дидактические игры это обучающие игры. Дидактическая игра, содержит в себе большие возможности в обучении  и воспитании дошкольников. Дидактическая игра представляет собой многопланово, педагогическое явление. Сущность дидактической игры заключается в том ,что дети решают умственные задачи, сами находя решения, преодолевая при этом определенные трудности. Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к  решениюумственных  задач: успешный результат, преодоление трудностей, принося им улевлетворение. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. Очень велико значение дидактических игр для умственного воспитания. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Выполнение условий игры, главным образом соблюдение правил, решение игровых задач-требует от ребенка сосредоточенного внимания, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию, что приближает игру к дошкольному обучению. Все это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.Улекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность. Умственное воспитание тесно связанно с нравственным. В играх со словами тесно учатся  тонкостям родного языка начинают чувствоватьего красоту. Дидактические игры развивают речь детей. Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников к решению умственных задач преодоление трудностей, принося им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все это делает дидактическую игру важным средством подготовки к школе. Дидактические игры   развивают речь детей, пополняется, активизируется словарь, формируется правильное произношение, развивается связанная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях природе и общественной жизни.

Для дидактической вытекают следующие требования к ним:

  1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания.
  2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которое требует умственного  усилия, преодоление некоторых трудностей(  «Игра без усилия, игра без  активной деятельности всегда плохая игра»-А.С.Макаренко)
  3. Увлечение игрой мобилизирует умственную деятельность, облегчает выполнение задач.

Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенных задач. Но и в этих играх содержание черпается из представлений детей об окружающем мире и связано с задачами воспитания.

Последовательный ход игры, действия играющих определяются задачей и правилами игры. Правила указывают путь решения задачи, определяют метод предстоящей умственной работы. В некоторой степени правила диктуются материалом ( игрушками, лото, разрезными картинками) Но и с этим материалом могут быть различные игры. Правила игры должны быть строго оговорены. Объяснять правила и создавать к ним интерес необходимо до начала игры. Если правила понятны и интересны детям, они сами строго следят за их выполнением, контролируют действия товарищей. Усваивают дети правила постепенно. Когда у детей имеется достаточный игровой опыт, то можно вводить новые правила в игру, менять прежние. Это делается с общего согласия.

В распоряжении детей находится разнообразный материал , с которым они могут играть по своему желанию индивидуально, небольшими группами, а иногда и всем коллективом.

В плане предусматривается подбор игр и материала для них, в соответствии с общим планом педагогической работы. Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень умственного развития, особенности поведения. Это подсказывает воспитателю, какие игры полезны ребенку, в чем он силен, в чем отстает. Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов.
  • установление соответствия отобранной игры возрасту детей.
  • определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры .
  • выбор места игры
  • определение количества играющих
  • подготовка необходимого материала для игры
  • подготовка самого воспитателя ( ход игры, методы руководства)
  • подготовка к игре детей: обогащение знаниями, необходимыми  для решения игровой задачи.

Проведение дидактической игры включает в себя:

  • ознакомление с содержанием игры, с дидактическим материалом, используемым в игре:
  • объяснение хода и правил игры ( четкое выполнение правил);
  • показ игровых действий;
  • определение роли воспитателя в игре ( это определяется сложностью задачи, игровых правил, возрастом детей, уровнем их подготовки)
  • подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве игры, т. к. по результатам, которых  дети добиваются в игре, можно судить о ее эффективности.

В дидактических играх применяются разные приемы обучения: наглядные, практические и словесные. Но методика дидактической игры своеобразна. Важно во время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей. В игре неуместны требования, не связанные с ее задачей и правилами.

Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.) и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Нельзя допускать, чтобы решением задачи был занят один ребенок, а остальные бездействовали.

Руководство дидактическими играми в разных возрастных группах имеет некоторые особенности. В младших группах воспитатель сам играет с детьми.  дети до начала должны. При выполнении игровой задачи от них требуется полная самостоятельность.

Нужно воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу во время игры, вызывать желание хорошо выполнить задание. Надо внушить проигравшему ребенку веру в свои силы, учить детей радоваться успехам товарищей.

Играйте с детьми и дети будут благодарны вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Комнаты терапевтического досуга и психологической помощи для детей и родителей, находящихся на стационарном лечении, на отделении детской онкологии, гематологии и генетических болезней. Название проекта: «Здесь живет радость»

Представленный материал является авторской разработкой проекта "Комнаты терапевтического досуга" для детей и родителей, находящихся на стационарном лечении. В нем отражены цели и задачи проекта, напра...

презентация "кто здесь живет?"

Презентация  по ознакомлению с окружающим миром для детей 1 младшей группы "Кто здесь живет?" Детский сад № 211 ОАО "РЖД"...

проект "Здесь живет сказка"

Территория ДОУ – это огромная составляющая в жизни каждого ребенка дошкольного возраста , ведь здесь он проводит половину своего времени.От того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланиро...

Проект «Здесь живет игра»

Проектирование развивающей предметно пространственной  среды для свободной игровой деятельности...

Проект "Здесь живет игра"

В самых разных системах обучения игре всегда отводилось и отводится особое место. Игра для ребенка не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его в...

Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему "Здесь живет тепло, здесь живет забота"

Конспект занятия содержит  материал по закреплению представления детей о труде сотрудников детского сада. Образовательные области: познавательно-коммуникативная, художественно-эстетиче...