Проект "Здесь живет игра"
проект

Паршукова Татьяна Алексеевна

В самых разных системах обучения игре всегда отводилось и отводится особое место. Игра для ребенка не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_igrovaya_sreda_._gotovyy.docx56.97 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный Конкурс

«Организация игровой деятельности дошкольников»

Конкурсная работа

 Проект «Здесь живет игра».

название

Проектирование развивающей предметно пространственной        

среды для свободной игровой деятельности

номинация

  Авторы:

Воскресенская С.А. - старший воспитатель

Богомолова И.Н. – воспитатель

Позднякова М.А. – воспитатель

Куканова Е.В. – воспитатель

Палочкина Е.В. – воспитатель

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад п. Ермаково                                      

2016

Вид проекта: практико-ориентированный

Срок проекта: 1 год

Участники проекта: администрация ДОУ, педагоги, дети, родители

 Цель: Обогащение предметно-игровой среды в соответствии с ФГОС.

Задачи:

  1. Изучить и внедрить новые подходы к организации игровой среды в рамках ФГОС, Основной Общеобразовательной программой (далее ООП);
  2. создать игровую среду в группах и территории Доу с учетом индивидуальных особенностей детей;
  3. создать условия для обеспечения различных видов игровой деятельности дошкольников;
  4. привлечь родителей к созданию предметно-игровой среды в ДОУ.

 Ожидаемые результаты:

  1. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах формирования и использования предметно-игровой среды для развития свободной игровой деятельности детей
  2. Создание модели    предметно-игровой среды для каждой возрастной группы
  3. Формирование предметно-развивающей среды групп, в соответствии с требованиями   ФГОС и ООП, реализуемой в дошкольном учреждении.
  4. Формирование позитивного отношения родителей к вопросам создания предметно-игровой среды в учреждении.
  5. Обеспечение оптимального эффекта обратной связи «коллектив ДОУ -родители».

Этапы:

1 этап - подготовительный

2 этап - основной

3 этап – заключительный

Актуализация проблемы

        В самых разных системах обучения игре всегда отводилось и отводится особое место. Игра для ребенка не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.

        С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Наравне с образовательными областями игра способствует физическому, психическому, нравственному, волевому и творческому развитию детей.  Для возникновения и развития игры необходима правильно организованная предметно-игровая среда, которая позволяет воспитанникам не только найти себе занятие по душе, но и способствует формированию ключевых компетенций дошкольников.

Теоретические основы преобразования

предметно – игровой   среды ДОУ.

 Среда в ДОУ - пространство, организованное для детей в образовательном учреждении

            Развивающая предметно-пространственная среда - система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка.

            Предметно-игровая среда - более узкая характеристика среды, фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка, побуждающий к игре.

  При создании предметно-игровой   среды   следует учитывать:

  1. Принципы построения развивающей среды,

                         определенные  ФГОС  ДО:

 Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Большое значение имеют игрушки. Их тематическое разнообразие напрямую связано с имеющимися впечатлениями об окружающем мире и игровыми интересами детей. Представления об окружающем мире обогащаются постепенно, в соответствии с этим постепенно расширяется набор образных игрушек. Следовательно, игровые уголки не должны быть укомплектованы одними и теми же игрушками с начала учебного года и до конца. В группах образовательной организации создаются центры сюжетно-ролевых игр: «Дом», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Мастерская» и др. центр театрализации; различные виды театров; ширмы; атрибуты, центр ряженья, музыкальный центр, размещается мягкая мебель, игрушки: куклы, машинки и др. Мелкие игрушки для режиссерских игр, настольно-печатные игры, лото, домино. Конструкторы разных видов, кубики, строительный материал. Дидактический материал для образовательной деятельности. Макеты, карты, модели, муляжи, схемы групп, предметы-заместители.

 Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.

 Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). Так наряду с образными игрушками должен быть представлен обобщенный материал, прежде всего, предметы-заместители. Их сочетание позволяет детям реализовать в игре самые смелые замыслы.

 Вариативность среды предполагает: наличие в ДОУ или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

 Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность. Используя крупный игровой материал, дети замещают в игре не один предмет, а целый комплекс объектов. Вносят разнообразие в оформление и помогают в реализации замысла съёмные панно - картины.

Также это свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

 Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т.п.

2. Целевые ориентиры

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;

 ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

3. Классификацию игр детей дошкольного возраста

(по Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой )

  1. Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей):

Самостоятельные игры:

Игра – экспериментирование

Самостоятельные сюжетные игры:

Сюжетно – отобразительные, сюжетно – ролевые, режиссёрские, театрализованные

  1. Игры, возникающие по инициативе взрослого:

Игры обучающие:

Сюжетно-дидактические, подвижные, музыкально-дидактические

Досуговые игры:

Игры – развлечения, интеллектуальные, празднично – карнавальные, театрально – постановочные

3.  Игры, идущие от исторически сложившихся традиций:

Традиционные или народные

4. Этапы развития игровой деятельности детей.

Алгоритм создания предметно-игровой среды в группах и прогулочных участках ДОУ

1. Провести оценку и анализ предметно-игровой среды группового помещения и прогулочного участка, определив проблемное поле.

 2. Сформулировать цели и задачи работы на основе оценки и анализа, в соответствии с возрастными особенностями детей.

3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.

4. Составить план - схему, модель, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежесткого зонирования.

 5. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.        

 7. Продумать последовательность внесения изменений в предметно-игровую среду в течение года, с учётом ООП, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.

Первый этап: подготовительный (сентябрь-ноябрь)

Цель первого этапа: обеспечить основные информационные, кадровые, организационные, методические и материально-технические условия для создания предметно-игровой среды  

Мероприятия

Срок

Ответственный

Спланировать в годовом плане мероприятия, направленные на повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах создания предметно- развивающей среды.

Сентябрь

Старший воспитатель

Организовать встречи родителей со специалистами ДОУ

Сентябрь

Педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, физкультурный работник

Разработать Положение о Временном творческом коллективе   педагогов (ВТК) по разработке Проекта преобразования предметно-игровой среды ДОУ

Октябрь

Старший воспитатель

Создать временный творческий коллектив по разработке Проекта преобразования предметно-игровой среды ДОУ

Октябрь

Заведующий ДОУ

Организовать работу ВТК в соответствии с планом работы

В течение года

Старший воспитатель

 Провести анализ компетентности педагогов в вопросах организации игровой деятельности (Приложение 3, 5)

Октябрь

Старший воспитатель

Провести анализ осведомленности родителей о значении игры в жизни ребенка. (Приложение 2)

Октябрь

Педагоги

Выявить предпочтения детей в игровой деятельности. (Приложение 1)

Октябрь

Педагоги

 Провести анализ предметно-игровой среды групп.  (Приложение 4)

Октябрь

Старший воспитатель члены ВТК

Разработать проекты по преобразованию предметно-игровой  среды в каждой возрастной группе на основе анализа.

Октябрь- ноябрь

Старший воспитатель члены ВТК

Разработать проект преобразования предметно- развивающей среды ДОУ

Ноябрь

Старший воспитатель

члены ВТК

Провести мониторинг   предметно-игровой среды  

Октябрь,

февраль, май

Заведующий ДОУ

Старший воспитатель

Второй этап: основной (декабрь – апрель)

Цель второго этапа: создать предметно-игровую среду в группах и на территории ДОУ

 Мероприятия

Сроки

Ответственные

 Представить творческие проекты по преобразованию предметно-развивающей среды в группах и на территории ДОУ

Декабрь

Старший воспитатель члены ВТК

Психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников ДОУ с целью педагогической компетентности в вопросах организации игровой среды

В течение года

Педагоги и специалисты ДОУ

Обновление предметно-игровой среды совместно с детьми и родителями

 Февраль- апрель

Руководитель и члены ВТК, педагоги, родители, дети

Третий  этап: заключительный.

Цель: Оценить деятельность коллектива ДОУ в данном направлении.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Анализ предметно-развивающей среды   ДОУ в соответствии с «Проектом преобразования     предметно – игровой  среды ДОУ»

Май

Старший воспитатель, Заведующий ДОУ

 Представления опыта по созданию предметно-игровой среды в соответствии с ФГОС в рамках семинара на муниципальном уровне

Май

Старший воспитатель и члены ВТК

Приложение 1.

Беседа с ребенком.

Цель: выявить игровые интересы детей 4-7 лет

Примерные вопросы для беседы:

  1. В какие игры ты любишь играть с другими ребятами?
  2. В какие игры ты играешь дома?
  3. Кем ты любишь быть в играх?
  4. С какими игрушками ты любишь играть? (ребенку предлагаются реальные игрушки). Пожалуйста, покажи.
  5. Если бы мы играли в мультик, то кем бы ты был?
  6. Если бы мы играли в сказку, то кем бы ты был?
  7. С кем ты любишь больше играть: с мальчиками или девочками?

 Приложение 2

Анкетирование родителей

Цель: выявить особенности отношения к игровой деятельности детей и игровые интересы мальчиков и девочек  в семье.

1.Отметьте, пожалуйста, любимые игры вашего ребенка дома:

       Подвижные игры.

       Сюжетно-ролевые игры («Дочки-Матери», «Доктор», «Подводная   лодка», «Магазин», «Войнушка», «Гонки» и др.).

       Игры-драматизации (постановка спектаклей, разыгрывание сказочных сюжетов).

       Игры-фантазирование, игры-сочинялки.

       Дидактические игры (лото, фишки, кубики и др.).

       Компьютерные игры.

       Ребенок играет мало, практически не играет.

2.Какие игрушки наиболее интересны для него?

3. Каковы источники сюжетов игры Вашего ребенка:

Телесериалы, кинофильмы. Телепередачи. Реклама. Рассказы   взрослых . Сверстники. Мультфильмы. Сказки. Книги.

4.Назовите, пожалуйста, любимые игровые роли Вашего ребенка.

5. Играете ли Вы с ребенком?

         Да. Нет. Редко.

6. Какие роли Вы исполняете в играх?

7. Каково содержание игры Вашего ребенка?

8.С кем чаще ребенок играет дома?

           С мамой. с папой. с братом. с сестрой. с бабушкой. с дедушкой.

 9.   Предлагаете ли вы ребенку игры своего детства? Какие?

 10. Предлагаете ли вы ребенку новые игры, роли? Какие?

 11. Во время прогулки, с кем из детей предпочитает играть Ваш ребенок:

        С мальчиками.

        С девочками.

        С мальчиками и девочками.  

При анализе ответов родителей обращается внимание на то какие игры, роли предпочитает ребенок дома, каковы источники происхождения игр, с родителем или ребенком, какого пола, он больше всего любит играть, повторяются ли сюжеты и особенности игры ребенка в детском саду и семье.

Приложение 3.

 Анкетирование  для воспитателей

1.Диагностируете ли Вы особенности игровой деятельности детей? Как Вы это делаете и с какой целью?

2.Как Вы учитываете игровые интересы детей при организации сюжетно-ролевых игр?

 а) Организовываю сюжетно-ролевые игры в соответствии с игровыми интересами разного пола: для мальчиков- игры технической и общественной тематики, для девочек- игры социально- бытовой тематики.

 б) Организовываю совместные сюжетно-ролевые игры мальчиков и девочек на основе их игровых интересов.

 в) Организовываю сюжетно- ролевые игры детей в соответствии с образовательной программой детского сада.

 г) Другой вариант.

3.Какие Вы чаще используете приемы руководства сюжетно-ролевой игрой детей?

 а) Прямые приемы руководства сюжетно- ролевой игрой

(ролевое участие в игре, участие в сговоре детей на игру, разъяснение, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и другие, то есть целенаправленное влияние педагога на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих).

б) Косвенные приемы руководства сюжетно-ролевой игрой (направлены на обогащение детских представлений об окружающем мире через экскурсии, чтение книг, рассказы педагога).

в) Никакие.

г) Другой вариант.

4.Продолжите, пожалуйста, предложение: педагог в игровой деятельности — это...

5.Продолжите, пожалуйста, предложение: ребенок в игровой деятельности...

а) Субъект социальных отношений.

б) Объект окружающей действительности.

в) Объект воспитания, обучения, развития.

г) Другой вариант.

6.В какие сюжетно-ролевые игры Вы играете с детьми?

7.Предлагаете ли Вы детям новые игровые сюжеты, роли? Назовите, пожалуйста, некоторые из них.

8.Кто принимает участие в оснащении игровой среды группы детского сада?

а) Педагог.

б) Дети.

в) Старший воспитатель.

г) Другой вариант.

9.Продолжите, пожалуйста, предложение: при организации игровой деятельности важно учитывать...

а) Игровую субкультуру мальчиков и девочек.

б) Уровень развития игровых умений.

в) Уровень познавательных способностей и кругозор детей.

г) Другой вариант.

10. Из предложенных ниже качеств выберите те, которые, на ваш взгляд, необходимы ребенку в игровой деятельности (напротив любого качества напишите букву «Р» — ребенок):

ценностное отношение, избирательность, послушание, высокий интеллект, интерес, желание играть, репродуктивность, подражательность, свобода выбора, инициативность, активность, творчество, целеустремленность, самостоятельность.

Приложение 4.

Вопросы для изучения

Ранний и младший дошкольный возраст

п/п

Вопросы для изучения

Даты изучения/оценка

__________

(число, месяц)

__________

(число, месяц)

__________

(число, месяц)

1,5-2 ГОДА

2-3 ГОДА

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей

1.2

Игрушки транспортные (тележки, машины разных размеров и назначения)

1.3

Игрушки, изображающие предметы труда и быта (телефон, сумочки, корзинки и т. д.)

1.4

Предметы-заместители (счетные палочки пластмассовые круги, и т. д.)

1.5

Дидактическая кукла (ростом 40–50 см) – кукла, снабженная всеми предметами нижней и верхней одежды ребенка, используемой в разные сезоны, а также аксессуарами.

1.6

Куклы, представляющие различные профессии

1.7

Куклы, изображающие представителей разных народов

1.8

Русские народные игрушки и дидактические игрушки.

1.9

Игрушки-двигатели (коляски и тележки; автомобили и пр.)

1.10

Многофункциональные ширмы для разграничения игрового пространства

1.11

Модули-макеты игрового пространства

1.12

Большие и маленькие коробки с прорезями в виде окон

1.13

Разграниченные зоны для разнообразных сюжетных игр – приготовления куклам еды, купания игрушек, игры в больницу и т. д.

1.13.1

«Кукольный уголок»: 

Комната (для игровых действий  с куклами): стол, стулья, сервант, мягкая мебель; атрибутика для создания интерьера: полный сервиз столовой и чайной посуды, соразмерной величине кукол, пластмассовые вазочки, телефон, часы, картины с героями сказок (1–2) на уровне роста детей, торшер, фотоальбомы и т. п.; куклы мягконабивные и  пластмассовые, имитирующие ребенка 2–3 лет (рост 40–50 см), с подвижными частями тела – мальчик, девочка; куклы, имитирующие ребенка-младенца (голыши); животные из пушистых тканей; коляски для кукол

Спальня (для игровых действий с куклами): кроватки разных размеров, с постельными принадлежностями по размеру кроваток (матрац, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало), люлька-качалка с постельными принадлежностями для нее; куклы-младенцы в конвертах; шкаф для одежды с комплектами постельного белья, пеленки для кукол-младенцев, одежда для кукол-мальчиков и кукол-девочек

Кухня (для игровых действий с куклами): кухонный стол, стулья, кран, плита, шкаф для посуды, холодильник, набор кухонной посуды (маленькая кастрюлька, ковшик и т. д.), набор овощей и фруктов (из папье-маше)

Ванная комната (для игровых действий с куклами): ванночка для купания кукол, тазик, ведро, ковшик, полотенце, заместитель мыла (деревянный кубик, кирпичик), пеленальный столик, пеленки, веревка (не леска) для белья, прищепки, веник, щеточка, совок для уборки помещения, игрушечный пылесос и т. д.

1.13.2

«Прачечная»: гладильная доска, утюжки

1.13.3

«Парикмахерская» (для игровых действий, игры с куклами): трюмо с зеркалом (из картона, фанеры, линолеума), игрушечные наборы для парикмахерских (зеркало, ножницы, расчески, щетки, накидки)

1.13.4

«Магазин»: весы; баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика, картона, наборы продуктов, овощей, фруктов из пластмассы, картона, фанеры; сумочки, корзиночки из разных материалов (пластмассовые, плетеные, матерчатые, плоскостные из картона, клеенчатые и т. д.)

1.13.5

«Больница»: кукла-доктор в профессиональной одежде, игрушечные фонендоскоп, градусник и т. д.

1.13.6

«Гараж»: различные машины, набор «инструментов»: гаечный ключ, молоток, отвертки, насос, шланг

1.13.7

«Мастерская»: набор инструментов: молоток, ножницы, отвертки и т. д. (игрушечные)

1.14

Одежда для ряжения (для одевания на себя) – узорчатые цветные воротники, различные юбки, платья, фартучки, кофточки, ленты, косынки т. д.

1.15

Стойка, плечики для одежды, можно сундучок, расписанный в народном стиле

1.16

Зеркало (в рост или в полроста ребенка)

1.17

Бижутерия из различных (но не опасных для жизни и здоровья ребенка) материалов

1.18

Игрушки-забавы (клюющие курочки, дерущиеся бараны, мишка, играющий на балалайке, танцующая собачка, пингвин, машущий крыльями, скачущая лошадь, медведь-дровосек, скоморохи и пр.)

1.19

Заводные игрушки

1.20

Мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками и пр.)

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

Использование приема одушевления кукол в кукольном уголке (каждая кукла имеет имя, свой характер, свой гардероб)

2.2

«Центр игры» располагается вблизи «Центра конструирования», чтобы иметь возможность использовать постройки в игре

2.3

В «Центре игры» используются разные виды игрушек:

•  реалистические, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов (например, игрушечная плита, представляющая собой уменьшенную копию настоящей плиты, у которой открывается духовка, поворачиваются вентили и т. д.);

•  прототипические – условно воспроизводящие детали предметов (например, плита, у которой лишь обозначены конфорки, духовка, вентили, с которыми нельзя манипулировать);

•  предметы-заместители, практически не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении

2.4

Игрушки – предметы оперирования (посуда, постельные принадлежности, муляжи овощей и т. д.) для детей от 2 до 3 лет должны быть довольно крупного размера (соразмерными самому ребенку или большой кукле) и готовы к использованию

2.5

Игрушки – маркеры условного пространства (кукольный стол, кровать, плита и т. д.) являются прототипическими, крупными и готовыми к использованию

2.6

Игрушки-персонажи  представляют собой прототипические по облику игрушки, крупные, средние и мелкие по размерам (крупная – 35–50 см, средняя – от 10 до 30 см, мелкая – от 5 до 10 см)

2.7

Соблюдается существенное требование к кукле: возможность придавать ей соответствующие функциональные позы: она должна «уметь» менять положение – стоять, сидеть, лежать, ее можно взять за руку и «вести» рядом с собой

2.8

В качестве заместителей используются элементы строительных  наборов,  природный  материал

2.9

Игровые материалы размещаются на низких стеллажах, в пластмассовых емкостях, передвижных ящиках на колесиках и т. п. Все материалы, находящиеся в поле зрения,  доступны детям

2.10

Игрушки размещены по тематическому принципу

Выводы:

Рекомендации:

Вопросы ля изучения.

Средний и старший дошкольный возраст

п/п

Вопросы для изучения

4-5                                                                5-7                                  

Даты изучения/оценка

__________

(число, месяц)

__________

(число, месяц)

__________

(число, месяц)

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей

1.2

Игрушки транспортные разного вида и назначения (легковые, грузовые, автофургоны, пожарная машина, «скорая помощь» и т. д.)

1.3

Игрушки, изображающие предметы труда и быта (телефон, сумочки, корзинки и т. д.)

Предметы-заместители (счётные палочки вместо ложек, пластмассовые круги вместо тарелок и т. д.)

1.4

Шаржеобразные и мультяшные игрушки

1.5

Дидактическая кукла (ростом 40–50 см) – кукла, снабженная всеми предметами нижней и верхней одежды ребенка, используемой в разные сезоны, а также аксессуарами (носовые платки, бусы, ленты, броши и пр.)

1.6

Куклы, представляющие различные профессии (клоун, врач, солдат, моряк, повар и др.)

1.7

Куклы, изображающие представителей разных народов (имеющие характерные черты лица, цвет кожи, одежду)

1.8

Русские народные игрушки и дидактические игрушки, выполненные в народном стиле (матрешки, деревянные шары, яйца и пр.)

Куклы разного пола, со сгибающимися руками и ногами, пальцами на руках

1.9

Игрушки-двигатели (автомобили, коляски и тележки и пр.)

Куклы разного возраста (ребенок, дедушка и т. д.)

1.10

Набор посуды, соответствующий размеру куклы

1.11

Коробки-комнаты для кукол Барби

1.13

Многофункциональные ширмы

1.14

Модули-макеты игрового пространства

1.15

Большие и маленькие коробки с прорезями в виде окон, из которых можно сделать поезда, туннели, дома и пр.

1.16

Разграниченные зоны для разнообразных сюжетных игр – приготовления куклам еды, купания игрушек, игры в больницу и т. д.

1.16.1

 «Кукольный уголок»: 

Комната (для игровых действий с куклами): стол, стулья, сервант, мягкая мебель; атрибутика для создания интерьера: полный сервиз столовой и чайной посуды, соразмерной величине кукол, пластмассовые вазочки, телефон, часы, картины с героями сказок (1–2) на уровне роста детей, торшер, фотоальбомы и т. п.; куклы мягконабивные и  пластмассовые, имитирующие ребенка 2–3 лет (рост 40–50 см), с подвижными частями тела – мальчик, девочка; куклы, имитирующие ребенка-младенца (голыши); куклы-животные из пушистых тканей; коляски для кукол

Спальня (для игровых действий с куклами): кроватки разных размеров, с постельными принадлежностями по размеру кроваток (матрац, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало), люлька-качалка с постельными принадлежностями для нее; куклы-младенцы в конвертах; шкаф для одежды с комплектами постельного белья, пеленки для кукол-младенцев, одежда для кукол-мальчиков и кукол-девочек

Кухня (для игровых действий с куклами): кухонный стол, стулья, кран, плита, шкаф для посуды, холодильник, набор кухонной посуды (маленькая кастрюлька, ковшик и т. д.), набор овощей и фруктов (из папье-маше)

Ванная комната (для игровых действий с куклами): ванночка для купания кукол, тазик, ведро, ковшик, полотенце, заместитель мыла (деревянный кубик, кирпичик), пеленальный столик, пеленки, веревка (не леска) для белья, прищепки, веник, щеточка, совок для уборки помещения, игрушечный пылесос и т. д.

1.16.2

 «Прачечная»: гладильная доска, утюжки

1.16.3

 «Парикмахерская или салон красоты» (для игровых действий, игры с куклами): трюмо с зеркалом (из картона, фанеры, линолеума), игрушечные наборы для парикмахерских

(зеркало, ножницы, расчески, щетки, накидки, парфюмерные наборы)

1.16.4

 «Магазин»: весы; баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика, картона, наборы продуктов, овощей, фруктов из пластмассы, картона, фанеры; сумочки, корзиночки из разных материалов (пластмассовые, плетеные, матерчатые, плоскостные из картона, клеенчатые

и т. д.)

1.16.5

 «Больница»: кукла-доктор в профессиональной одежде, игрушечные фонендоскоп, градусники т. д.

1.16.6

 «Гараж»: различные машины, набор «инструментов»: гаечный ключ, молоток, отвертки, насос, шланг

1.16.7

 «Мастерская»: набор инструментов: молоток, ножницы, отвертки и т. д. (игрушечные)

1.16.8

 «Моряки» (штурвал, матросские шапочки, бинокли, флажки)

1.16.9

 «Космонавты» (шлемы, пульты передач)

1.16.10

 «Телестудия, телепередача» (микрофоны, ширмы)

1.16.11

 «Редакция газеты/журнала» (необходимые атрибуты)

1.16.12

 «Школа» (школьные принадлежности, ранец)

1.16.13

 «Кафе» (посуда, столы, стулья, меню, касса, деньги)

1.16.14

 «Гипермаркет» (муляжи продуктов, коробки, касса, деньги, одежда для продавцов, витрины)

1.16.15

 «Экскурсионное бюро» (экскурсионные буклеты, слайды, касса, чеки)

1.16.16

 «Почта» (посылки, штемпели, печати, письма, открытки, почтовые ящики, сумка почтальона, квитанции, бланки)

1.17

Большое количество реальных предметов

1.18

Одежда для ряжения (для надевания на себя) – узорчатые цветные воротники, различные юбки, платья, фартучки, кофточки, ленты, косынки т. д.

1.19

Стойка, плечики для одежды или сундучок, расписанный в народном стиле

1.20

Зеркало (в рост или в полроста ребенка)

1.21

Бижутерия из различных (не опасных для жизни и здоровья ребенка) материалов

1.22

Игровые коврики

1.23

Набор атрибутов для разнообразных игр: сотовые телефоны, наушники, диски, бинокли, пульт дистанционного управления и т. д.

1.24

Полные сюжетообразующие наборы-макеты

Игрушки-самоделки

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

Использование приема одушевления кукол в кукольном уголке (кукольной семье) (каждая кукла имеет имя, свой характер, свой гардероб)

2.2

«Центр игры» располагается вблизи «Центра конструирования», чтобы иметь возможность использовать постройки в игре

2.3

В «Центре игры» используются разные виды игрушек:

•  реалистические, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов (например, игрушечная плита, представляющая собой уменьшенную копию настоящей плиты, у которой открывается духовка, поворачиваются вентили и т. д.);

•  прототипические – условно воспроизводящие детали предметов (например, плита, у которой лишь обозначены конфорки, духовка, вентили, с которыми нельзя манипулировать);

•  предметы-заместители, практически не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении

2.4

Игровые материалы размещаются на низких стеллажах, в пластмассовых емкостях, передвижных ящиках на колесиках, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов, и т. п.; все материалы, находящиеся в поле зрения, доступны детям

2.5

Воссоздана обстановка, похожая на настоящую

2.6

Отказ от принципа  зонирования игрового пространства, так как это тормозит воображение детей; создание такой творческой предметно-развивающей среды, которая может вариативно использоваться детьми: легкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты (например, белый халат пригодится для игр на разные темы: «Больница», «Магазин», «Столовая»

и т. д.)

2.7

Отказ от принципа «чем больше, тем лучше», так как в этом случае игра может превратиться в манипулирование предметами

2.8

Своевременное изменение игровой среды

2.9

Динамичность игровой среды

2.10

Привлечение детей к оформлению игрового пространства (наклеить обои в кукольном уголке и т. д.)

2.11

Наличие запаса дополнительного материала (коробок разного размера и формы, бечевок, катушек и т. д.) для изготовления недостающих по сюжету атрибутов

2.12

Наличие альбомов с описанием последовательности изготовления различных атрибутов из бросового материала для расширения содержания игр

Выводы:

Рекомендации:

Приложение 5

Анализ организации игровой деятельности детей

Вопросы

Контроль старшего воспитателя

Самоконтроль

положительные моменты

недостатки педагогического процесса

рекомендации

положительные моменты

недостатки педагогического процесса

Соответствуют ли игры возрасту детей, их индивидуальным возможностям и способностям, современным требованиям к организации?

Обогащается ли опыт детей, формируются ли новые знания, умения и навыки в процессе игровой деятельности?

Все ли виды игр систематически проводятся в процессе работы с детьми (сюжетные игры, подвижные игры, игры с дидактическим материалом, с предметами-орудиями, строительные игры, игры на развитие речи, музыкальные игры и т. п.)?

Соответствуют ли предлагаемые игрушки гигиеническим, педагогическим требованиям и особенностям психического развития ребенка?

Наблюдается ли достаточное количество одинаковых игрушек?

Разные ли виды игрушек (и разнообразный ли материал) используются для организации игровой деятельности?

Насколько предлагаемые игрушки интересны детям?

Проводит ли педагог работу по воспитанию у детей бережного отношения к игрушкам, формирует ли умение и потребность убирать игрушки после игры на место?

Список используемой литературы:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Как быть ребенком.
  2. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: Рос. пед. агенство.1997.
  3. Деркуновская В.А. Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2012

4. Деркуновская В.А. Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение    сюжетно-ролевой игры детей 5-7 лет. Учебно-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2015

5. ФГОС ДО: Организация игровой деятельности детей: хрестоматия, Е.В. Коточигова и др. – Ярославль.: ГАУ ДПО ИРО, 2016

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов "Живет повсюду доброта"

На сегодняшний день является очень важным сохранение положительного психологического климата коллектива, создание позитивной дружеской атмосферы общения между педагогами. Использование вежливых слов, ...

Интерактивная музыкально - дидактическая игра "Кто в теремочке живет"

Возрастная адресованность: младший дошкольный возрастЦель игры: Содействовать расширению музыкального кругозора и формированию музыкальной культуры. Изучение особенностей музыкально- звукового о...

Дидактическая игра "Кто где живет"

Презентация подготовлена  для занятия по чтению художественной литературы "Лесные домишки" В.Бианки....

Здесь живет игра

Дидактические игры  дошколькольного возрастаБез игры нет и неможет полноценного  умственного развития. Игра-это огромное  светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жи...

Проект «Здесь живет игра»

Проектирование развивающей предметно пространственной  среды для свободной игровой деятельности...

Конспект спектакля для детей старшего дошкольного возраста "Кто на дереве живет, кто под деревом живет?"

Спектакль "Кто на дереве живет, кто под деревом живет?" (для детей старшего дошкольного возраста)....

Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему "Здесь живет тепло, здесь живет забота"

Конспект занятия содержит  материал по закреплению представления детей о труде сотрудников детского сада. Образовательные области: познавательно-коммуникативная, художественно-эстетиче...