Главные вкладки

    Летний период в ДОУ
    учебно-методический материал на тему

    Лунева Светлана Евгеньевна

    Летний период в ДОУ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon letniy_period_v_dou.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Летний период в ДОУ.

    Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие.

    Основная задача взрослых при этом как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера.

    Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей.

    Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовился к ней весь коллектив дошкольного учреждения

    Учебные занятия в летний период не проводятся. Рекомендуется организовывать спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др., а также увеличивать продолжительность прогулок (в соответствии с СанПиН 2.4.1.124903 Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы дошкольных образовательных учреждений, п. 2.12.14). Любые виды детской деятельности (игра, труд, художественное творчество и др.) организуются на воздухе. Все это приносит дошкольникам много радости, улучшает их эмоциональное состояние, способствует умственной активности.

    Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбить удивительный, прекрасный мир растений и животных. Летом природа представляет большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников.

     Успех летней работы определяется, прежде всего, тем, насколько своевременно подготовился к ней коллектив детского сада.

    Нужны ли занятия с детьми в летний период? Не будет ли это препятствовать полноценному их отдыху? Надо иметь в виду, что организовать летний отдых детей не значит предоставить им полную свободу в выборе, их необходимо объединять для коллективных занятий, иначе они устают, излишне возбуждаются.

    Организация целевых прогулок

    Большое внимание в летний период уделяется всевозможным целевым прогулкам экологического содержания за пределы территории детского сада с детьми старшего дошкольного возраста. Это могут быть прогулки:

    на луг ("От рассвета до рассвета по лугам гуляет лето", "Зеленая аптека");

    к реке ("В речном царстве, в прибрежном государстве");

    в парк ("Люби и знай родной свой край") и др.

    Цель таких прогулок – способствовать умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на материале природного окружения, развивать любознательность, способность удивляться. С помощью взрослого дети учатся устанавливать простейшие закономерности и понимать взаимосвязи природных явлений. На каждой прогулке педагог учит замечать, наблюдать интересные явления природы, воспринимая окружающий мир всеми чувствами, воспитывает у детей способность любоваться зеленью травы, голубым небом, белыми облаками, радоваться пению птиц, жужжанию насекомых. Ожидание предстоящей прогулки и сама прогулка создают у ребенка радостное настроение.

    В ходе прогулки полезно использовать разнообразные дидактические игры, например: "Угадай цветок по описанию", "Узнай дерево по листу", "Следопыты". Наблюдения можно сопровождать песенками, загадками, чтением коротких рассказов, стихотворений. Детям очень нравится самим сочинять загадки, стихи, сказки о цветах, насекомых, явлениях, происходящих в природе летом. Дошкольникам будет интересно узнать народные приметы.

    Можно организовать соревнование "Кто больше заметит вокруг интересного и необычного", взять с собой фотоаппарат и по ходу прогулки фотографировать детей и то, что они наблюдают. После возвращения с прогулки воспитанникам необходимо дать возможность обменяться наблюдениями, нарисовать свои впечатления, смастерить поделки из природного материала, которыми можно будет украсить участок детского сада, оформить выставку детских работ. Знания, полученные детьми на прогулке, могут отражаться в лепке, аппликации, коллажах, в детском словотворчестве.

    Чтобы прогулка за пределы детского сада стала для воспитанников не только полезной, удивительной, неповторимой, но и безопасной, воспитателю необходимо соблюдать следующие основные правила:

    заранее наметить и проверить маршрут будущей прогулки, осмотреть участок, маршрут движения воспитанников с целью их безопасного пребывания за пределами ДОУ;

    определить, как можно использовать природные условия для упражнения детей в разных видах движений, где правильно организовать отдых, игру, наблюдение;

    чередовать виды деятельности в зависимости от плана проведения прогулки для предотвращения переутомления, перегрева воспитанников;

    принять во внимание физические возможности всех детей, заранее подготовить к прогулке новичков и дошкольников, физически недостаточно подготовленных (при этом необходим совет врача);

    организовывать пешеходные прогулки с детьми, начиная со старшей группы, на расстояние не более 2 км, продолжительностью 25–30 мин в один конец (для подготовительной группы – 40–45 мин в один конец);

    осматривать одежду, обувь воспитанников на соответствие погодным условиям перед началом проведения целевой прогулки;

    запастись свежей кипяченой водой в достаточном количестве для питья детям и др.

    Ответственные за сопровождение дошкольников проходят инструктаж с обязательной регистрацией в журнале инструктажей. В качестве примера в приложении 2 представлена Инструкция по охране жизни и здоровья детей при организации и проведении целевых прогулок за пределы детского сада в летний период.

    Таким образом, системное и последовательное планирование работы в летний период поможет использовать это время во благо детей, расширить их кругозор, развить любознательность, воспитать бережное отношение к природе.

    Инструкция  по охране жизни и здоровья детей при организации и проведении целевых прогулок за пределы детского сада в летний период

    1. Общие требования безопасности

    1.1. Проведение целевых прогулок за пределы детского сада (далее – Выход) разрешается только при наличии благоприятных погодных условий.

    1.2. Сотрудникам, сопровождающим детей, необходимо согласовать с администрацией ДОУ маршрут, время Выхода и возвращения, а также длительность прогулки.

    1.3. Заведующий ДОУ издает приказ о Выходе воспитанников за пределы детского сада с указанием количества детей и подписью ответственных лиц.

    1.4. Ответственный за Выход обязан пройти инструктаж у заведующего ДОУ или старшего воспитателя, с обязательной росписью в журнале регистрации инструктажей.

    1.5. При проведении Выхода воспитатель должен соблюдать установленный режим, длительность прогулки, смену видов деятельности воспитанников.

    1.6. Во время Выхода группу воспитанников должны сопровождать не менее двух взрослых.

    1.7. Для оказания первой медицинской помощи при травмах во время Выхода за территорию детского сада необходимо иметь с собой медицинскую аптечку с набором обязательных медикаментов и перевязочных средств.

    1.8. Ответственные за организацию Выхода детей должны знать Инструкцию по предупреждению несчастных случаев с воспитанниками и оказанию им первой доврачебной помощи и уметь оказывать первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.

    1.9. Воспитатель, допустивший невыполнение или нарушение Инструкции по охране жизни и здоровья детей при организации проведения целевых прогулок за пределы детского сада, привлекается к дисциплинарной ответственности, проходит внеплановый инструктаж и проверку знаний по охране жизни и здоровья воспитанников.

    2. Требования безопасности перед началом проведения целевой прогулки

    2.1. При проведении Выхода с целью безопасного пребывания детей за пределами ДОУ необходимо предварительно осмотреть участок, маршрут движения группы (территория должна быть очищена от мусора, битого стекла, сухостоя), исправность игрового оборудования, малых архитектурных форм.

    2.2. Перед Выходом нужно осмотреть одежду, обувь воспитанников на соответствие погодным условиям. В жаркие летние дни дети должны иметь светлые головные уборы (косынки, панамы).

    2.3. Необходимо запастись свежей кипяченой водой для питья детям в достаточном количестве.

    2.4. Перед началом прогулки ответственный педагог должен проверить количественный состав детей.

    3. Требования безопасности во время целевой прогулки

    3.1. Необходимо обеспечить спокойный выход воспитанников из помещения и спуск с крыльца.

    3.2. При переходе с воспитанниками улицы сопровождающий с красными флажками в руках перекрывает движение транспорта до полного перехода группой дороги и последним замыкает шествие колонны.

    3.3. Для предотвращения переутомления, перегрева воспитанников во время игр, труда необходимо чередовать виды деятельности (от подвижной к малоподвижной) в зависимости от плана проведения прогулки.

    3.4. Воспитатель обеспечивает контроль и непосредственную страховку детей во время скатывания с горки, лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания, игр с мячом и пр.

    3.5. Хождение босиком по траве, асфальту, песку детям разрешается только после осмотра воспитателем территории на безопасность.

    3.6. Воспитатель обеспечивает контроль соблюдения воспитанниками требований личной гигиены (запрещается брать в руки, рот грязные предметы, бросать друг в друга песком, землей и пр.).

    3.7. Воспитатель обязан постоянно пересчитывать детей, они должны находиться в поле его зрения.

    3.8. В теплое время года воспитанникам необходимо обеспечить питьевой режим.

    3.9. Воспитателю запрещается:

    оставлять детей без наблюдения;

    самостоятельно изменять маршрут, не поставив в известность администрацию детского сада;

    переходить дорогу с детьми при интенсивном движении, в неустановленных местах;

    организовывать игры с воспитанниками у водоемов, прогулки возле проезжей части;

    разводить костры на месте проведения целевой прогулки.

    3.10. Воспитанникам запрещается:

    лазать по ограждениям, перилам, деревьям, заборам;

    трогать руками животных, колючие растения, пробовать на вкус растения, грибы, плоды во избежание отравлений и желудочно-кишечных заболеваний;

    пить сырую воду, воду из водоемов, есть немытые корнеплоды, ягоды, фрукты;

    ломать ветки деревьев, уничтожать насекомых и птиц;

    поднимать свертки, пакеты и подозрительные предметы;

    приближаться к поврежденным электропроводам;

    входить в контакт с посторонними незнакомыми лицами.

    3.11. В случаях самовольного ухода воспитанника с прогулки воспитатель должен немедленно поставить в известность администрацию дошкольного учреждения, родителей (законных представителей), ближайшее отделение милиции. Немедленно организовать поиск ребенка, назвать его приметы: внешний вид, возраст, описать одежду.

    4. Требования безопасности по окончании целевой прогулки

    4.1. По возвращении группы с прогулки необходимо проверить по списку наличие воспитанников.

    4.2. Организовать спокойный заход воспитанников в помещение детского сада.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План летней оздоровительной работы на летний период 2012 г.

    В плане расписаны тематические недели, мероприятия для каждой недели, рекомендации по организации целевых прогулок....

    План летней оздоровительной работы в летний период во 2-й младшей группе

    Муниципальное автономное Дошкольное Образовательное Учреждение« Детский сад №1»   ПланЛетней – оздоровительной работыво 2-й младшей группе № 15 « Ягодка»  Воспитатель: Т...

    Консультации для родителей на летний период О летнем отдыхе детей

    Консультации для родителей на летний периодО летнем отдыхе детей...

    Летние деньки. Что необходимо знать родителям о прогулке в летний период.

    Рекомендации родителям как одевать ребенка во время летней прогулки, и какие опасности могут поджидать на улице летом....

    ОТЧЕТ О ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

    ЛЕТО, ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ В 2й младшей группе...