Главные вкладки

    Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса - основа образовательного стандарта дошкольного образования
    методическая разработка на тему

    Москвина Надежда Васильевна

    Данный материал представляет основы системно-деятельностного подхода в дошкольном образовании.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sistem_deyat_podhod_1.docx23.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар

    «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса - основа образовательного стандарта дошкольного образования»

    Подготовила

    Москвина Надежда Васильевна

    старший воспитатель

    МБДОУ «Путинский детский сад»

    Вводная информация

    Концептуальные идеи формирования универсальных умений и их предпосылок. Роль и место дошкольного образования в формировании умения учиться

    Специфика современного мира состоит в том, что он меняется все более быстрыми темпами и эти изменения  очень сложно прогнозировать. Объем научной информации стремительно растет: за каждые десять лет он удваивается. Поэтому сколь бы прочны и обширны ни были знания современного человека, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научиться учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

    При этом доказано, что дети, пришедшие в начальную школу с низким уровнем готовности к систематическому обучению, испытывают ряд затруднений при освоении содержания учебного материала, так как не успевают в заданном темпе осваивать новые способы добывания знаний.

    В силу этого формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности является одной из важнейших задач дошкольного образования и условий обеспечения непрерывности образовательного процесса на всех его ступенях, что нашло свое отражение в законе Российской Федерации «Об образовании» (гл.7, ст.64).

    (Достаточно полно проблема развития предпосылок учебной деятельности представлена в концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и их последователей).

    Традиционно среди предпосылок учебной деятельности выделяются умение слушать и слышать воспитателя; работать по его указаниям, планировать свои действия; способность самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач, отделять свои действия от действий других детей; развивать контроль за своими действиями и словами и др. Психолого-педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовку к учебной деятельности рационально начинать с формирования умений контролировать и оценивать свои действия (Н.Н. Поддъяков, Т.Г. Максимова).

    Сегодня благодаря достижениям в современной российской методологии появились новые возможности решения данной проблемы. В дидактической системе деятельностного метода Л.Г. Петерсон предложил путь формирования универсальных учебных действий (УУД), начиная с формирования их предпосылок (предпосылки УУД) на дошкольном уровне образования.

    В качестве предпосылок УУД в дидактической системе Л.Г Петерсон рассматривает опыт выполнения детьми таких универсальных действий, как: работа по правилу и образцу, фиксация затруднения в деятельности, выявление его причины, выбор способов преодоления затруднения, обдумывание и планирование своих действий, их контроль и оценивание, исправление ошибок.

    Известно, что формирование любых личностных новообразований – умений (в том числе универсальных учебных действий и умения учиться в целом), способностей, личностных качеств, возможно только в деятельности (Л.С. Выгодский).

    Из общей теории деятельности следует. Что формирование любого умения (в том числе, и универсального) проходит через последовательность определенных этапов.

    Задача дошкольного воспитания: Развитие ребенка, создавая каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его возрастного потенциала.

    Путь самопознания ребенка -  Накопление ребенком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижения им своих возможностей - Системно – деятельностный подход

    Системно - деятельностный подход  - это субъективно - ориентированная организация и управление педагогом детской деятельности при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики.

    Цель системно – деятельностного подхода: Воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

    Что значит быть субъектом жизнедеятельности?

    • Ставить цели
    • Решать задачи
    • Отвечать за результат

    Задачи педагога

    • Создавать условия для мотивированной деятельности детей
    • Помогать ребенку ставить перед собой цель, находить средства и пути достижения данной цели
    • Способствовать формированию у ребенка умений оценки и самооценки

    В рамках системно-деятельностного подхода для реализации ФГОС перед педагогом стоят следующие задачи:

    • научить получать знания (учить учиться)
    • научить работать и зарабатывать (учение для труда)
    • научить жить (учение для бытия)
    • научить жить вместе (учение для совместной жизни)

    Суть воспитания с точки зрения СДП Совместная деятельность детей и взрослых, в реализации вместе выработанных целей и задач

    Основная идея деятельностного подхода в воспитании Деятельность как средство становления и развития ребенка

    Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, оценивает себя, выбирает способы своей деятельности, контролирует ее ход и реализует, т.е. является субъектом – хозяином своей деятельности.

    Деятельностный подход позволяет

    • уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является умение человека действовать в нестандартных ситуациях
    • перейти на другой тип отношений между субъектами образовательного процесса
    • решить большее количество частных (конкретных) задач за более короткий промежуток времени

    Структура деятельности с точки зрения системно-деятельностного подхода.

    Деятельностный подход

    • наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели

    • выполнение детьми определѐнных действий для приобретения недостающих знаний;

    • выявление и освоение детьми способа действия, позволяющего осознанно применять приобретѐнные знания;

    • формирование у дошкольников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

    • включение содержания обучения в контекст решения конкретных жизненных задач.

    Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.

    Педагогическая задача:

    Организация условий, инициирующих детское действие

    Чему учить?

    Ради чего учить?

    Как учить?

    обновление

    содержания

    ценности

    образования

    обновление средств

     

    Организация деятельности с позиции системно - деятельностного подхода:

    - педагог создает проблемную ситуацию;

     - ребенок принимает проблемную ситуацию;

    - вместе выявляют проблему;

    - педагог управляет поисковой деятельностью;

    - ребенок осуществляет самостоятельный поиск;

    - совместное обсуждение результатов.

    Структура познавательной деятельности на основании деятельностного подхода:

    Создание проблемной ситуации

    Целевая установка

    Мотивирование к деятельности

    Проектирование (планирование) решений проблемной ситуации

    Выполнение действий (заданий)

    Анализ результатов деятельности.

    Рефлексия Подведение итогов.

    Структура познавательной деятельности на основании деятельностного подхода:

    • Создание проблемной ситуации
    • Целевая установка
    • Мотивирование к деятельности
    • Проектирование (планирование) решений проблемной ситуации
    • Выполнение действий (заданий)
    • Анализ результатов деятельности.
    • Рефлексия Подведение итогов.

    Практическая часть

    «Построение алгоритма деятельности детей по СДП»

    Этапы деятельности

    Содержание

    1. Создание проблемной ситуации

    Процесс вовлечения в деятельность: пробуждается мысль, познавательная потребность детей, активизируется мышление, ребенок хочет решить трудные для себя задания, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.

    2. Целевая установка

    Что? Для чего? Зачем?

    3. Мотивирование к деятельности

    Надо -хочу-могу

    4. Проектирование (планирование) решений проблемной ситуации

    1-способы (как?),

    2-последовательность (что за чем?),

    3-средства (чем?)

    5. Выполнение действий (заданий)

    В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей: «Зачем, почему ты это делаешь?», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. (Промежуточный самоконтроль). Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять что именно, можно на помощь отправить более смышленого ребенка

    6. Анализ результатов деятельности

    Не спрашивать у детей: понравилось или нет. Спросить надо: «Зачем вы все это сделали?», чтоб понять, осознал ли ребенок цель

    7. Подведение итогов

    Найти кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе)

    Источник: Петерсон Л.Г., Абдуллина Л.Э., Майер А.А., Тимофеева Л.Л. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 5. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2013г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО"

    Презентация "Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО" Данный материал будет полезен педагогам ДОУ, реализующим ФГОС ДО....

    Консультация для педагогов "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования"

    Совершенствование теоритической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельного подхода в образовании дошкольников...

    Консультация: «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования»

    Консультация: «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования»...

    Методическое объединение « Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»

    Цель: Систематизировать знания педагога о деятельностном подходе в воспитательно - образовательном процессе ДОО, показать необходимость использования данного метода в работе педагога на современном эт...

    Презентация « Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»

    Деятельностный подход - это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики....

    Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

    В методических рекомендациях кратко описывается реализация трудового воспитания в дошкольной организации: виды и компоненты трудовой деятельности детей, санитарно-эпидемиологические требования к...