Деловая игра: «Повышение качества познавательно-речевого развития дошкольников путем совершенствования работы по развитию элементарных математических представлений»
методическая разработка на тему

Тренина Татьяна Викторовна

Предлагаемый материал поможет провести педагогический совет с педагогами ДОУ в форме деловой игры и повысить компетентность педагогов в данном вопросе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_po_matematike.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения педагогического совета в ДОУ

в нетрадиционной форме

 

Деловая игра: «Повышение качества познавательно-речевого развития дошкольников путем совершенствования работы по развитию элементарных математических представлений»

Повестка:

1. Умственное развитие детей – новые подходы (сообщение старшего воспитателя).

2. Отчеты воспитателей на тему: «Работа по развитию элементарных математических представлений у детей на занятиях и в повседневной жизни» по разделам:

- сенсорное воспитание (группы раннего возраста);

- количество, величина, форма (2 младшая, средняя группы);

- ориентировка в пространстве и во времени (старшая, подготовительная группы)

3. Итоги тематической проверки по ЭМП.

4. Деловая игра в форме «Конкурс находчивых и сообразительных»

Ход педсовета

1. Сообщение «Умственное развитие детей – новые подходы»

Умственное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. Умственные способности ребенка развиваются в процессе усвоения знаний. Именно в этом и заключается смысл широкого распространенного понятия «развивающее обучение». Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются.  

Степень активности взрослого при взаимодействии с детьми зависит от возраста детей. Для младших дошкольников взрослый является непосредственным участником деятельности. Для детей старшего дошкольного возраста взрослый становится советчиком, партнером, ориентиром в выборе преобразующей деятельности.

Современная педагогическая наука считает, что основными показателями умственного развития являются накопление системы знаний, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.
К концу дошкольного возраста у детей накапливается достаточно большой запас элементарных знаний об окружающем, они владеют основными мыслительными операциями (сравнением, обобщением и др.), способны выделять существенные и несущественные признаки предметов и явлений, устанавливать некоторые причинно-следственные связи, у них формируются зачатки учебной деятельности. Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности, поэтому задача педагогов заключается как в создании соответствующих условий для этого, так и в осуществлении целенаправленных воспитательных воздействий на ребенка.
Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.

Действия с моделями осуществляются в такой последовательности:

1) замещение (сначала модели предлагаются детям в готовом виде, затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);

2) использование готовых моделей (с 4 лет);

3) построение моделей: по условиям, собственному замыслу, реальной ситуации (старший дошкольный возраст).

Работа с алгоритмами также является эффективным средством умственного развития ребенка. Освоение дошкольниками алгоритмов способствует упорядочению детского мышления, восприятию определенной последовательности, что выражается в умении планировать свои действия. Так же способствует освоению детьми знаковых систем, схем, моделей, «расшифровке» и познанию логических связей между последовательными этапами какого – либо действия. Наиболее успешно эти умения формируются в логической игре. Выполнение действий по алгоритму в логических играх способствует развитию  умений контролировать ход решения игровой и учебной задачи, совершенствованию пространственной ориентировки детей, лучшему освоению ими правил (уличного движения, последовательности действий), успешному осуществлению трудовых и игровых действий, а для педагога – возможность определять затруднения, возникающие у детей. Для стимуляции активности детей на занятиях могут предлагаться проблемные ситуации. Это предполагает, что педагогом перед детьми ставиться какая-либо проблема, которую необходимо разрешить детям, найдя решение. В результате поисковой деятельности и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Педагог создает проблемную ситуацию, направляет дошкольников на ее решение, организует поиск решения (например: «Какой мост поострить через реку?», «Как угостить всех гостей?», «Как заселить всех зверей в дом?» и т.д.). Трудность управления проблемным обучением в том, что у детей разный уровень подготовки, поэтому от педагога требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребенок сознательно ставит цели, задачи самоизменения и творчески их достигает.

Весь комплекс заданий – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры, упражнения, опыты и эксперименты, проблемные ситуации – ее ступеньки. На каждую из этих ступенек дошкольник обязательно должен подняться. Если какую - то из них пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» - и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая ступенька, перед которой он приостановится. И возможно, что здесь ему надо будет помочь.

2. Отчеты воспитателей прилагаются.

3. Аналитическая справка по результатам проверки (прилагается).

4. Деловая игра

Конкурс 1. Работа с танграмом.

Членам команд предлагается набор геометрических форм разного размера, из которых они должны составить фигуру животного.

Конкурс 2. Педагогические ситуации

1) Дети собирают из геометрических фигур кошку. Но у Нелли, которая охотно принялась за выполнение задания, кошка не получается.

- Разве не видишь, - удивляется воспитатель, - что ты не так делаешь?

Девочка предпринимает еще несколько безрезультатных попыток собрать кошку и с надеждой смотрит на взрослого, но слышит:

- У тебя потому ничего не получается, что ты не думаешь головой и не хочешь потрудиться!

Назовите причину безуспешных попыток девочки. Какие приемы должен использовать педагог, чтобы ребенок выполнил это задание?

2) К воспитателю обратился отец, обеспокоенный тем, что его четырехлетний сын путает цвета: синий называет зеленым, желтый – красным, а квадрат путает с треугольником.

Чем, на ваш взгляд, могут быть вызваны подобные затруднения ребенка?

Что бы вы посоветовали отцу и чем бы помогли ребенку сами?

Конкурс 3. Кроссворд «Математические термины»  

Вопросы:

1. Результат сложения (сумма)

2. Игра с цифрами (пятнашки)

3. То, что нас окружает (пространство)

4. Геометрическая фигура (треугольник)

5. Пространственный признак предмета (форма)

6. Единица длины (сантиметр)

7. Математический знак (равенство)

8. Арифметическое действие (сложение)

9. То, что используется при измерении протяженности предмета (мерка)

10. Графическое выражение числа (цифра)

Конкурс 4. «Литературный»

Вспомнить художественные произведения (сказки, рассказы, стихи), в которых детям даются какие-либо математические представления.

Конкурс 5. Эрудитов

Придумать интересную проблемную ситуацию для детей и предполагаемые пути поиска по любой теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Второй год обучения

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образ...

Опыт работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Представлен опыт работы воспитателя МАДОУ Детский сад № 2 "Рябинка" Парфеновой Валентины Николаевны с детьми млашего дошкольного возраста: перспективный план, задания для диагностики, упражнения для р...

Организация и проведение экспериментальной работы с применением дидактических игр, способствующих ускорению процесса развития простейших логических структур мышления и формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников.

Теоретическая значимость данного опыта работы заключается в том, что конкретизация структуры логического мышления дошкольников составит основу для новых научных представлений о возможностях психическо...

Деловая игра на педсовете: «Познавательно-речевое развитие дошкольников» «Что, где, когда?»

Деловая игра на педсовете: «Познавательно-речевое развитие дошкольников» «Что, где, когда?»...

Создание условий в группе для повышения качества познавательно – речевого развития детей дошкольного возраста

      Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и ...

Консультация для воспитателей "Совершенствование работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников" 2016

Под математическим развитием дошкольников следует пони­мать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических пред­ставлений и связа...

Презентация консультации для воспитателей "Совершенствование работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников" 2016

Методика ФЭМП в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших предметов в школе и всесторон...