Индивидуальный план самообразования
учебно-методический материал на тему

Документ содержит план самообразования, который соответствует приоритетным направлениям деятельности ДОУ на учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план самообразования на учебный год

воспитателя группы компенсирующей направленности

старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

Тема самообразования:

«Формирование временных представлений у детей с ТНР».

В формировании представлений о времени огромную роль играет слово. Именно в нём разделяются и обобщаются различные временные отрезки, наполняются особым смыслом. В основе формирования языковых средств обозначения временных категорий лежат такие характеристики, как последовательность (непрерывность следования каких-то явлений) длительность, одновременность определённых событий, явлений. Это способствует возникновению серьезных затруднений у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: дети  с трудом воспроизводят в нужном порядке какие-либо явления (называние дней недели, месяцев и т.д.), имеют  ошибочно сформированные  языковые обозначения временных представлений вследствие   нарушения процесса последовательности. Тем, не менее, дошкольник должен не только иметь представление о последовательности смены явлений,  их состоянии, но и уметь оформлять их в виде специальных речевых конструкций.

Цель деятельности:  формирование элементарных представлений о времени: его текучести, периодичности,  необратимости,  у детей с ТНР.

          Результаты педагогической диагностики показали наличие серьезных затруднений  у воспитанников при усвоении навыков ориентировки во времени. Вследствие чего, возникла необходимость поиска новых подходов для их преодоления.  Это послужило стимулом для преобразования моей педагогической деятельности: параллельно с  использованием коррекционных, игровых технологий, проектной и исследовательской деятельности применять более современные технологии для достижения планируемых результатов:

-  технологию деятельности, направленную на формирование навыков постановки проблемы, проведения исследования, формулирования выводов (н-р, изменение освещения со сменой частей суток);

- информационно-коммуникативные технологии, обогащающие образовательный процесс, делая его более ярким и зрелищным (слайды, презентации);

          -   личностно - ориентированную технологию, технологию сотрудничества, направленную на педагогическое воздействие на ребенка с учетом особенностей его личностных качеств;

- технологию деятельностного подхода, стимулирующую  ребенка на самостоятельное включение в  деятельность (н-р, работа с календарем).

Многолетний педагогический опыт послужил основанием для возникновения ряда идей с целью  совершенствования педагогической практики:

- познавательную деятельность по изучению времени следует  осуществлять через различные формы и виды  образовательной деятельности;

- в образовательную деятельность необходимо включать, как можно больше практических заданий, с учетом специфики нарушений внимания, характерных для детей с ТНР;

- темп деятельности должен быть достаточно энергичным, так как внимание детей быстро истощается;

- следует использовать соревновательные формы для создания мотивации в деятельности детей;

- систематически стимулировать детей для постоянного речевого опосредования своих действий и выводов;

- при закреплении образовательных задач нужно обращать внимание на форму вопросов: форма вопроса должна меняться при условии получения одного и того же ответа (Н-р, «Сколько дней в неделе?», «Назовите число дней в неделе»), т.к. для детей с ТНР характерна стереотипность мышления;

- создать условия для осуществления проектной, исследовательской  деятельности вместе с семьями воспитанников.

Думаю, что перечисленные активные средства будут способствовать преодолению затруднений, возникающих в процессе формирования представлений о времени у детей, имеющих речевые нарушения.

Для оказания всесторонней помощи детям с ТНР, в том числе,  и  по этому направлению, воспитатель должен прикладывать максимум усилий для своего профессионального роста: изучению передового педагогического опыта по проблемам развития детей с ОВЗ, организации образовательной деятельности в соответствие с ФГОС ДО, систематически проходить курсы повышения квалификации, посещать всевозможные мероприятия, направленные на диссеминацию идей педагогического сообщества.

Направление работы

Содержание

Сроки

Обучение на КПК

1.Изучение концепции государственной семейной политики в Российской Федерации до 2025 г., утвержденной распоряжением правительства РФ

от 25.08. 2014г. №1618-р для определения тематики и направления КПК.

2. Изучение комментариев к ФГОС ДО ОТ 28.02 2014г., утвержденных письмом Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249, для определения тематики и направления КПК. 

3. Изучение стратегии развития образования ХМАО-Югры до 2020 года для определения тематики и направления КПК.

4. Прохождение курсов повышения квалификации по применению личностно-ориентированных технологий познавательного и речевого развития детей.

5. Прохождение курсов повышения квалификации по изучению  технологии организации сопровождения детей с ОВЗ  в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Февраль

Апрель  

Мероприятия, направленные на реализацию приоритетного направления ДОУ на учебный год и темы

самообразования

В рамках реализации годовой  задачи: «Развивать познавательную активность воспитанников посредством внедрения в педагогическую практику активных методов обучения, как эффективного способа достижения высокого качества реализации ФГОС ДО»:

1.Изучение накопленного педагогического опыта по использованию активных методов обучения, в том числе и технологий деятельностного подхода, способов поддержки детской инициативы в образовательном процессе по направлению «познавательное развитие».    

2. Разработка долгосрочного проекта: «Формирование временных представлений у детей с тяжелым нарушением речи»  с  учетом методов активного обучения.

Октябрь

Ноябрь - март

В рамках реализации годовой  задачи: «Активизировать работу по обеспечению высокого качества реализации АОПДО посредством повышения профессиональной компетенции педагогических работников по использованию в работе с детьми и их родителями (законными представителями) новых образовательных практик»:

1. Изучение рекомендаций по  использованию новых образовательных практик в соответствии с требованиями ФГОС ДО в печатных изданиях, педагогических сборниках.

2. Составление цикла краткосрочных образовательных практик по формированию временных представлений у дошкольников с ТНР. 

Сентябрь

Декабрь

Мероприятия, направленные на реализацию дифференциации и индивидуализации в образовательном процессе1

1.Разработка консультации для педагогов с целью раскрытия методов обеспечения индивидуализации образовательного процесса.

2. Изучение методических рекомендаций: «Организация развивающей предметно-пространственной  среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»,  под редакцией О.А. Карабановой, Э.Ф. Алиевой, О.Р. Радионовой, П.Д. Рабиновича, Е.М. Марич, Федеральный институт развития образования, 2014 г.

3.Изучение новинок по развитию временных  представлений у детей с ТНР на интернет-ресурсах и в печатных изданиях.

Февраль

Ноябрь  

Февраль

1.Систематизация опыта  работы по развитию ориентировки во времени у детей, имеющих речевые нарушения.

Декабрь, январь

Мероприятия, направленные на организацию развивающей предметно-пространственной среды

1.Организация математического уголка в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

2. Создание картотеки игр по формированию представлений о времени у дошкольников.

Сентябрь - ноябрь

1.Создание банка данных  для взаимодействия с родителями с целью определения направлений выбора и разработки образовательных практик.

2.Изготовление разных видов календарей, макета часов.

Март

Другое

Изучение «Разъяснений по применению порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» с целью подготовки к прохождению аттестации.

Сентябрь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования

Индивидуальный план самообразования музыкального руководителя Федотовой Светланы Владимировны на 2009 — 2011 годы «Развитие музыкальных способностей дошкольников»...

Индивидуальный план самообразования

Индивидуальный план самообразования музыкального руководителя Федотовой Светланы Владимировны на 2009 — 2011 годы «Развитие музыкальных способностей дошкольников»...

Индивидуальный план самообразования муз.руководителя.

Развитие музыкальных способностей у дошкольников....

Примерная форма индивидуального плана самообразования педагога ДОУ

Формами  самообразования педагогов являются индивидуальная и коллективная. Индивидуальная форма предполагает  самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня....

Приложение 1 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ инструктора физической культуры на период с 2017 по 2019 уч. годы Тема самообразования: «Оздоровление детей дошкольного возраста посредством применения здоровьесберегающих технологий»

Приложение 1 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ инструктора физической культуры на период с 2017 по 2019 уч. годы Тема самообразования:«Оздоровление детей дошкольного возраста посредс...

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....