Методическое объединение
статья на тему

Синицына Элла Григорьевна

Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ДО ЦПМСС «Живые потоки»

 Методическое объединение воспитателей

Тема:

Роль народной культуры в воспитании детей дошкольного возраста

                                                               Выступающий:

                                                               Синицына Элла Григорьевна

Дата: 23.09.2015

Москва

"Роль народной культуры в воспитании детей дошкольного возраста"

     Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры.                        

      Ведь среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура.

     В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

  • приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям;
  • приобщение детей дошкольного возраста к духовным ценностям русского народа, воспитание национального достоинства детей.

     Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни  человека — в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего  эстетического воспитания детей. В настоящее время русский народ знает свое прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции и т.п.  очень поверхностно.       

     Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.    

   Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

     Необходимо  донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к  истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.  Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.  

     Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые  незримо смогут связать его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребенок, в его песнях, музыке, играх и игрушках, которыми он забавляется.  Немаловажную роль играют  также впечатления от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.

     С раннего детства  ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несет  в себе народное творчество

      Трудно сказать, какому виду народного творчества нужно отдать предпочтение в его влиянии на ребенка. И прибаутки, и песни, и небылицы, и сказки – все вместе приобщает детей к истокам нашей жизни.

     Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.

     Для нравственного и культурного воспитания дошкольников в детских садах целесообразно проводить русские народные праздники. С помощью подобных мероприятий открывается отличная возможность приобщения детей к истокам русской народной культуры. Это крайне важно в условиях современного времени, когда так не хватает добрых, гармоничных человеческих отношений, единения человека с природой и понимания особенностей и ценности русского национального характера.

     Наши предки свято чтили традиции, часть которых отмечалась путем проведения обрядовых игр, тематических увеселительных развлечений. Народные праздники на Руси отмечались с песнями и плясками. Их проведение в наши дни дает возможность окунуться детям в мир духовного и земного бытия прадедов.

      Масленица, пожалуй, единственный праздник, сохранивший истинный дух древней Руси. Шумные веселые народные гуляния, яркие наряды, богатый стол - воплощение широкой русской души. 
      Семидневное веселье посвящено проводам холодной зимы и заканчивается символической встречей весны.

     Перед собой как педагог, я поставила задачу – помочь детям найти пути возвращения традиций и обычаев. Одним из приемлемых путей является изучение истории возникновения русской народной куклы. Ее главная ценность в том, что она, являясь частью культуры, сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.

     Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».

     С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Она носитель народной культуры и родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек детей всегда была кукла.

     Работая над этим проектом, мы вместе с детьми и их родителями совместно попытались изучить, сохранить, в какой-то мере возродить, русскую традицию изготовления куклы.

     Таким образом, в нашей группе была создана благоприятная обстановка,  подобраны наглядные пособия для воспитания и изучения народной культуры.

     Мы вместе с детьми рассматривали куклы из «Бабушкиного сундучка», сами изготавливали тряпичных кукол.

         В заключении хочется сказать, без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Русской фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"

Предлагается вариант оформления  итогового буклета по деятельности городского методического объединения  в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы,  рекомендации)...

Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.

Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.Автор-разработчик...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Презентация методического комплекса для детей дошкольного возраста "Изучаю тело человека"

Данное выступление раскрывает принципы систематической работы с детьми 4-7 лет по вопросам ознакомления с внешним и внутренним строением человеческого организма и формированию принципов ЗОЖ. Данный ма...

«Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста» сообщение из опыта работы на городском методическом объединении воспитателей групп старшего возр

laquo;Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста»сообщение из опыта ра...

Музыкальная пауза на методическом объединении для воспитателей младших и средних групп по теме «Музыкальные игры с родителями для объединения родительской общественности»

Музыкальная пауза на методическом объединении для воспитателей младших и средних групп по теме «Музыкальные игры с родителями для объединения родительской общественности»...

заседание методического объединения воспитателей «Сказки» и педагогов групп компенсирующей направленности МБДОУ ЦРР ДС №58, ставших в этом учебном году участниками поофессионального объединения.

1 июня в МБДОУ ДС №53 состоялось очередное заседание методического объединения воспитателей «Сказки» и педагогов групп компенсирующей направленности МБДОУ ЦРР ДС №58, ставших в этом учебном году участ...