ЭКО-РИНГ интерактивная игра для педагогов ДОУ
учебно-методический материал на тему

Межова Светлана Леонидовна

Цель: формирование экологической культуры (сознания, этики эстетики).

Задачи: развивать эколого-просветительскую деятельность; закреплять и расширять экологические знания; формировать экологические представления через взаимодействие друг с другом.

Мероприятие состоит из нескольких частей, взаимосвязанных по содержанию. Используются фото материалы, презентация с заданиями для интерактивной доски.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКО — РИНГ

интерактивная игра для педагогов ДОУ

Подготовил: ст. воспитатель МБДОУ № 188 Межова С.Л.

        Цель: формирование экологической культуры (сознания, этики эстетики).

            Задачи: развивать эколого-просветительскую деятельность; закреплять и расширять экологические знания; формировать экологические представления через взаимодействие друг с другом.

Пояснительная записка: мероприятие состоит из нескольких частей, взаимосвязанных по содержанию. Используются фото материалы, презентация с заданиями для интерактивной доски.

Ход мероприятия.

Педагоги делятся на 2 команды. Предварительно взяв фишку с животным или растением.

        Вступительное слово ведущего: человек и природа неразделимы: на всех континентах, на всех территориях планеты люди живут и выживают в единстве с окружающей их природой, ее конкретными факторами: погодно‐климатическими, растительным и животным миром, особенностями почвы. Тесная взаимосвязь человека с природой проявляется во всем: в образе жизни, питании, обустройстве быта и культуре. Природа – это космопланетарная основа существования человека и абсолютная ценность для него. Именно поэтому в истории развития образования, педагогики «природа» становится мощным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Хорошо известны педагоги‐классики (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский и др.), которые учили и воспитывали детей «через природу», «на природе», «с помощью природы», закладывали основы тонкого мироощущения и понимания законов правильного взаимодействия с природой.

        Советская дошкольная педагогика с самого начала была ориентирована на окружение детей природой и использование ее в воспитании и обучении. Престижным для детского сада были хорошие уголки природы в каждой группе, густо и разнообразно озелененная территория учреждения. Главными методами приобщения детей к природе были наблюдения за растениями, животными, погодными явлениями и труд в живом уголке, в цветнике, огороде на участке детского сада.

        Напрашивается вопрос: почему сейчас при таком высоком общем уровне цивилизационного (технического и технологического) развития человечество так трудно и долго осознает экологическую беду планеты? Ответы простые: во‐первых, человечество поражено бездуховностью, ориентировано на материальные ценности и максимальное их потребление («общество потребителей»); во‐вторых, оно высокомерно и малограмотно в отношении природы – живя за ее счет, сообщество не пытается как следует изучить законы ее жизни. Поэтому выход из планетарного тупика один – экологическое образование людей всех возрастов и на протяжении всей жизни. И в сфере вышесказанного педагог прежде всего сам должен знать и чувствовать то, чему обучает своего воспитанника.

        Сейчас предлагаем поиграть в интерактивную игру ЭКО-РИНГ, чтобы закрепить имеющиеся знания, получить новые и затем принести эти знания своим детям.

1 тур. Теоретические основы методики.

1 вопрос.

Умственному развитию способствует не только содержание, но и педагогические формы работы с детьми. Соотнесите форму работы по экологическому воспитанию и ее содержание:

• циклы наблюдений в природе – совершенствуют восприятие, умения сравнивать, соотносить;

• работа с календарями природы – их заполнение, затем рассматривание и обсуждение – развивает наглядно‐схематическое мышление, способность к использованию символики, способность сопоставлять явления и делать выводы;

• образовательная деятельность на занятиях – ведет к пониманию закономерностей природы, развивает обобщающую функцию мышления.

2 вопрос.

Есть направления в экологическом воспитании мало или совсем не исследованные, но имеющие большое значение для становления личности дошкольника. Соотнесите направление и его содержание

 • эколого‐экономическое – формирование уже в детском возрасте понимания необходимости экономного расходования чистой воды, чистой бумаги, электричества, бережно‐ хозяйственного отношения к своему дому, предметам, изготовленным из дерева (дере‐ вянным игрушкам, мебели, книгам);

• эколого‐краеведческое (патриотическая направленность) – познание природы и до‐ стопримечательностей места проживания, привитие любви к малой Родине;

 • эколого‐этическое – воспитание благоговения перед жизнью, развитие способности со‐ чувствия и сопереживания живому;

• эколого‐оздоровительное направление - экологический подход к созданию оптимальной окружающей среды в ДОО, ее мониторинг , который поможет положительно влиять на самочувствие и здоровье детей. Данную проблему следует решать при участии специалистов‐медиков.

2 тур. «Планета Земля».

1 вопрос.

В нашей стране в настоящее время много внимания уделяется охране животных и растений, а также их изучению и защите. Сейчас на территории РФ существует 109 заповедников и 46 национальных парков. Объясните чем они отличаются они друг от друга. Назовите если знаете.

Заповедники находятся под охраной государства, в них ведут научно-исследовательские работы. Цель: сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений.

Заповедники — Большой Арктический(41 тыс.км.2 — самый большой, Белогорье (21 км2). Кавказский, Черные земли (Калмыкия), Баргузинский на Байкале - самый старый(1916 г.).

Национальный парк — учреждаются в целях защиты объектов, имеющих экологическую, историческую и культурную ценность. Это природные ландшафты, климатич. Зоны, источники чистой воды. Их можно свободно посещать, но ограничена деятельность с использованием природных объектов.

Национальные парки — Смоленское поозере, Лосиный остров, Сочинский (в середине 60 г. 20 в.)

2 вопрос.

Командам предлагается (найти)описать или изобразить эмблемы заповедников:

Баргузинский — Эмблема представляет собой стилизованные изображения основных природных объектов, для сохранения которых создавался государственный природный заповедник, - баргузинского соболя, Баргузинского хребта и озера Байкал. Под графическим изображением размещена надпись "Баргузинский государственный природный биосферный заповедник 1916", цифра означает год создания Баргузинского заповедника - первого заповедника в России. Цветовая гамма эмблемы - градиент от глубокого синего к ярко-зеленому, символизирует воды озера Байкал и леса на территории заповедника.

Хоперский — Эмблема представляет собой стилизованное силуэтное изображение выхухоли – редкого вида животных, обитающего на территории Хоперского государственного природного заповедника. Изображение располагается в круге. Цвет поля эмблемы – яркий светло-зеленый, выхухоли – белый. Цвет поля эмблемы также может быть коричневым. Вокруг графического изображения размещена надпись «Хопёрский заповедник».

Сихоте-Алинский — Эмблема представляет собой стилизованное изображение амурского тигра – редкого особо ценного вида животных, охраняемого на территории заповедника. Изображение тигра сформировано из стволов и ветвей деревьев и лиан, символизирующих влажные хвойно-широколиственные леса горной системы Сихотэ-Алинь. Цвет эмблемы - травянисто-зеленый на белом фоне. Рядом с графическим изображением размещена надпись «Сихотэ-Алинский / государственный природный / биосферный заповедник»

Воронежский — фигуры бобра и оленя в обрамлении ветвей. Олень выглядит внушительно, но своим созданием заповедник обязан бобру.

3 вопрос. Красная книга — страницы каких цветов есть в красной книге и что они обозначают?

Страницы Красной книги имеют разные цвета. Какие? Сделано это для того, чтобы можно было быстро определить по цвету страницы, на которой содержится информация о каком-либо животном, в каком оно находится положении.

  • Страницы чёрного цвета. На таких страницах содержатся списки тех животных, которые исчезли с лица Земли.
  • Страницы красного цвета. На таких страницах находится информация о видах, которые находятся на грани исчезновения.
  • Страницы жёлтого цвета. На таких страницах информация о животных, популяция которых быстрыми темпами уменьшается.
  • Страницы серого цвета. На таких страницах размещена информация о малоизученных животных, места обитания которых труднодоступны.
  • Страницы белого цвета. На таких страницах находится информация о видах, численность которых и так всегда была небольшой.
  • Страницы зеленого цвета. На таких страницах располагается информация о видах, численность которых восстановлена и на данный момент находится вне опасности исчезновения.

4 вопрос. Распределите животных по цветам страниц Красной книги.

Черный  - Стеллерова корова, Фолклендская лисица, Квагга, Странствующий голубь.

Красная — Лошадь Пржевальского, Синий кит, красный волк, амурский тигр

Желтые — амурский тигр, карликовый тушканчик, пятнистый олень, пеликан

Белые - белка-летяга, панда, белый медведь,снежный барс

Серые — слоновая черепаха, лопатень, анаконда, императорский пингвин

Зеленые — речной бобр, лось, зубр, морж

5 вопрос.

Венерин башмачок, ландыш майский, лотос, женьшень — растения которые тоже занесены в красную книгу. Сейчас вопросы про первоцветы:

Отгадайте цветок по народному названию (это могут быть садовые и лесные, полевые цветы):

1. Фиалка душистая — маткина душка, подлисок, тройничный цвет, веселые глазки.

(эмблема оживающей весенней природы, греки считали ее символом весны — кроткая, скромная, застенчивая, имеет нежный, ни с чем не сравнимый запах).

2. Мать-и-мачеха — качужная трава, подбел, белокопытник, лопушник лесной, ранник, колоречная трава. (лекарственное растение, в полеводстве считают сорняком)

3. Ландыш майский — мытная трава,, заячья соль, виновник, ванник, язык лесной, гладыш.(используют в лечебных целях, в парфюмерии).

4. Нарицисс — главная причина известности этого растения, считают сложившийся в глубокой древности миф. Название этого цветка как известно, может охарактеризовать человека, влюбленного в самого себя.

5. Тюльпан -цветок в форме фонаря или кубка носил название «дульбаш» - турецкая чалма. Именно от этого слова сначала появилось слово «тюрбан», а потом и название цветка.

6. Ирис — носит название богини греческой мифологии — вестницы богов Ириды. Отправляясь с очередным посланием, Ирида надевала семицветную шаль, поэтому след на небе превращался в радугу, а осколки радуги на земле в эти цветы. В Германии цветок называют «мечь-лилией». Народные названия — касатик, петушок, косички, радужница.

3 тур: человек и природа. Задания без оценивания.

1 вопрос:  в современном мире общество пришло к выводу, что мусор необходимо разделять, чтобы в дальнейшем правильно его утилизировать. Перечислите виды отходов, которые вы знаете? (бытовые, бумага, стекло, пластик, пищевые, металл)

Нарисуйте условные обозначения для контейнеров с данным видом мусора и распределите «мусор»: Бумага, стекло, пластик, бытовые , пищевые, металл.

2 вопрос:

Что можно сделать, чтобы отходов было меньше?

5 простых правил помогут делать мир чище и помогут сэкономит семейный бюджет. Итак ищем замену:

1 — если вы пользуетесь батарейками их можно заменить на аккумуляторы. Вы даже не представляете сколько вреда приносит даже одна маленькая батарейка, выброшенная в мусор. Подобное устройство экономит семейный бюджет и значительно уменьшает количество отходов от использованных батареек.

Вывод: Замените батарейки на аккумуляторы.

2 — ходя в магазин за покупками вы пользуетесь полиэтиленовыми пакетами — их можно заменить сумками. Эко сумка бережет не только семейный бюджет, но и значительно уменьшает количество кульков в отходах. Учитывая тот факт, что за покупками мы ходим достаточно часто, то и кульков будет куплено, а затем выброшено, намного меньше.

Вывод: За покупками - с сумкой.

3 – когда мы едем на природу, то в основном берем с собой одноразовую посуду - это удобно. И только время показало, сколько одноразовой посуды сейчас в отходах и сколько еще земля будет ее переваривать.

Вывод: Максимально сократите использование одноразовой посуды.

4 — а вы собираете маулатуру? Задумайтесь, сколько  бумаги мы выбрасываем, а ведь ее можно легко отправить на переработку.

Вывод: Собирайтемакулатуру.

5 — А вы задумываетесь, прежде чем что-то выбросить,  как можно это использовать и можно ли это отдать кому-то, кому это будет нужно.

Речь не идет о том, чтобы складировать у себя много хлама, а о том, чтобы использовать вещи с пользой, но в другом предназначении.

Вывод: Дайте вторую жизнь вещам.

И последний совет - Прежде, чем покупать что-то, стоит задавать себе вопрос "А это мне действительно нужно?". Такой вопрос может не только сэкономить деньги, но и уменьшить количество хлама и конечно сделать планету чище!

4 тур: обзорный эко-блиц-турнир. (воспросы задаются командам по очереди)

Короткий вопрос и быстрый ответ:

1. Какой колокольчик не зенит? (цветок)

2. Кто слышит ногами? (кузнечик)

3. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (У гриба)

4. Чем зудит комар? (крыльями)

5. Какое дерево умеет плакать? (ива)

6. Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)

7. Сколько месяцев в году имеют 28 дней?(все)

8. Какое растение летало в космос? (традесканция)

9. Какое растение носит название щучий хвост? (сансевиерия)

10. Из какого растения добывают кайчук? (фикус)

11. Какое растение назвали Ванька мокрый? (бальзамин)

12. Какое растение носит название месяца? (декабрист)

Рефлексия.

        Подводятся итоги игры — подсчет очков у команд.

Заключительное слово ведущего:

        Настало время подвести итог- так что же такое экология? Экос — дом, логос — наука. Экология — наука о нашем общем доме Земля. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря всё более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду. Но в дошкольном возрасте наряду с этим  педагоги дают базовые знания о природе: животных, растениях, явлениях природы частях света, эко-системах и взаимосвязях в них.

        Сегодня вы поиграли, вспомнили то, что знали и наверное узнали что-то новое.

Каждой команде предлагаем подвести небольшой итог по следующим формулам:

Выбор позиции

Сегодняшний Эко-ринг был для нас:

легким — трудным

интересным — скучным

полезным — ненужным

Наша команда:

старалась — ленилась

была внимательна — невнимательна

получили новые знания— вспомнили что знали!

ПОПС — формула

Позиция: «Мы считаем, что …...»

Объяснение: «Потому что …...»

Пример: «Я могу доказать это на примере…»

Следствие: «Исходя из этого мы делаем вывод о том, что…...»

        Для оценки сегоднящнего мероприятия предлагаем разместить свои магнитные фишки на лесенке успеха. ( каждый участник оставляет свою фишку на лесенке, обсуждают свои впечатления).



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

ЭКО — РИНГ

интерактивная игра для педагогов ДОУ

Подготовил: старший воспитатель

МБДОУ «Центр развития ребёнка —

детский сад № 188»  

Межова Светлана Леонидовна

        Каким будет мир, в котором мы живем? Через пять, десять, двадцать лет? На этот вопрос ответить непросто, но мы верим, что он будет еще лучше современного. Этой верой в лучшее живет человек, этой неосознанной верой, подсознательным чувством полны дети. А кто наполнит детские души этой верой, знанием о том, как надо жить сейчас, чтобы было еще лучше в будущем?  Конечно педагоги!

        Я - старший воспитатель, я веду за собой педагогов, а они поведут за собой детей — наших воспитанников. Многие истины, о которых мы начинаем вспоминать сегодня, известны человечеству уже тысячелетия. Наша задача  - вспомнить о них и претворить их в своей жизни с новой энергией, в новых сочетаниях.

        Воспитать благородного, нравственного, творческого человека без Красоты невозможно. Красота пробуждает в ребенке лучшие чувства, энергию радости, которая активизирует творческую активность, положительно влияет на здоровье. Но для этого мы сами должны уметь замечать Красоту, быть способными ее чувствовать, эмоционально переживать. Ребенок через нас взрослых, постигает мир, учится видеть, слышать, чувствовать, понимать. Чем больше мы способны на это, тем больше умеет ребенок. До семи лет дети особенно восприимчивы. Первые яркие, радостные впечатления откладываются в них на всю жизнь, во многом определяя дальнейее развитие.

        В чем же мы видим Красоту, где ее находим? Конечно же, прежде всего это природа. Не стоит говорить, сколько Красоты в ней можно найти, сколько вдохновения, очищения и прекрасных ощущений она в себе несет. Воспитание в новом веке без природы невозможно представить.

        Цель моей работы - научить воспитателя, сформировать вначале у него экологическую культуру, направить, чтобы он смог передать полученные знания своим питомцам.  В нашем учреждении ведется очень обширная эколого-просветительская деятельность — проведение экологических акций совместно с родителями  на уровне ДОУ - «Елочка-живи!», «Защитим первоцветы!», «Берегите воду!» Постоянно участвуем в городских и областных мероприятиях экологической направленности таких как «Живому - жить!», «Юные друзья природы», «Цвети, Земля!». А так же тесно взаимосотрудничаем с областной станцией юных натуралистов, где ежегодно наши воспитанники имеют возможность общения с животными и знакомятся с многообразием растительного мира по программе «Образовательный туризм».

        Именно поэтому задачами моей работы по проведению с педагогами интерактивной игры «Эко-ринг» является дальнейшее развитие  эколого-просветительской деятельности;  закрепление и расширение экологических знаний педагогов; формирование экологических представлений через взаимодействие друг с другом.

        Ведь человек и природа неразделимы: на всех континентах, на всех территориях планеты люди живут и выживают в единстве с окружающей их природой, ее конкретными факторами: погодно‐климатическими, растительным и животным миром, особенностями почвы. Тесная взаимосвязь человека с природой проявляется во всем: в образе жизни, питании, обустройстве быта и культуре. Природа – это космопланетарная основа существования человека и абсолютная ценность для него. Именно поэтому в истории развития образования, педагогики «природа» становится мощным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Хорошо известны педагоги‐классики (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский и др.), которые учили и воспитывали детей «через природу», «на природе», «с помощью природы», закладывали основы тонкого мироощущения и понимания законов правильного взаимодействия с природой.

        Советская дошкольная педагогика с самого начала была ориентирована на окружение детей природой и использование ее в воспитании и обучении. Престижным для детского сада были хорошие уголки природы в каждой группе, густо и разнообразно озелененная территория учреждения. Главными методами приобщения детей к природе были наблюдения за растениями, животными, погодными явлениями и труд в живом уголке, в цветнике, огороде на участке детского сада.

        Напрашивается вопрос: почему сейчас при таком высоком общем уровне цивилизационного (технического и технологического) развития человечество так трудно и долго осознает экологическую беду планеты? Ответы простые: во‐первых, человечество поражено бездуховностью, ориентировано на материальные ценности и максимальное их потребление («общество потребителей»); во‐вторых, оно высокомерно и малограмотно в отношении природы – живя за ее счет, сообщество не пытается как следует изучить законы ее жизни. Поэтому выход из планетарного тупика один – экологическое образование людей всех возрастов и на протяжении всей жизни. И в сфере вышесказанного педагог прежде всего сам должен знать и чувствовать то, чему обучает своего воспитанника.

        Именно поэтому разработанная интерактивная игра для педагогов ЭКО-РИНГ, создана для закрепления имеющихся знаний, получения новых и затем передачи этих знаний своим детям. Специально разработанная в программе Elite Panaboard Book презентация для интерактивной доски к данной игре, помогает усилить эффект использования современных технологий для данного мероприятия — визуально увидеть, осознать, поиграть. Предлагается к обсуждению не только содержание экологического воспитания и образования, но и педагогические формы работы с детьми, которые способствуют умственному развитию: циклы наблюдений в природе;  работа с календарями природы;  образовательная деятельность на занятиях. Предлагается обсудить мало или совсем не исследованные направления и содержание работы по экологическому воспитанию, но имеющие большое значение для становления личности дошкольника:  эколого‐экономическое,  эколого‐краеведческое,  эколого‐этическое и  эколого‐оздоровительное.

        В соревновательной форме в разделе «Планета Земля» педагогам предлагается вспомнить и освежить свои знания о заповедных местах России и животных и растениях, находящихся под их охраной. А так же обсудить страницы красной книги и «полистать» цветные страницы, рассказывающие об исчезнувших животных.

        В разделе «Человек и природа» педагогам предлагается совместными усилиями обсудить в теории проблему сокращения и утилизации мусорных отходов планеты.

        В итоге педагоги, взаимодействуя друг с другом закрепляют свои знания по экологическому воспитанию своих воспитанников и в результате рефлексии делают выводы о пользе таких знаний для детей и даже для себя.

        И я, как старший воспитатель, как мать, как житель планеты Земля, уверена, что человек, способный жить в гармонии с окружающим миром, познавать и совершенствовать этот мир на основе принципа «Не навреди», сыновнего отношения к нему — такой Человек достоин стать целью воспитания в новом веке педагогом современности и будущего.

        

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Цель: формирование экологической культуры (сознания, этики, эстетики) Задачи: Развивать эколого-просветительскую деятельность; Закреплять и расширять экологические знания; Формировать экологические представления через взаимодействие друг с другом.

Слайд 3

Эколого-просветительская деятельность "Елочка живи!" "Защитим первоцветы!" "Берегите воду!" "Живому жить!" "Юные друзья природы" Цвети, Земля!" Программа "Образовательный туризм"

Слайд 6

Актуально: Неосознанность экологических проблем "общество потребителей" Экологическое образование на протяжении всей жизни

Слайд 7

ЭКО - РИНГ Закрепление Получение Передача

Слайд 8

Визуально увидеть! Осознать, размышляя! Поиграть и сделать вывод!

Слайд 9

Теоретические основы методики

Слайд 11

Планета Земля

Слайд 14

Человек и природа

Слайд 16

Эко-блиц-турнир Рефлесия Выбор позиции ПОПС - формула Легко - трудно Позиция: «Мы считаем, что...» Интересно - скучно Объяснение: «Потому что...» Полезно — не нужно Пример: «Я могу доказать это на примере... Команда: Следствие: «Исходя из этого мы делаем вывод….» Старалась - ленилась Была внимательна - нет Получили знания - вспомнили

Слайд 18

Итог – познавать и совершенствовать воспитание достойного человека будущего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра для педагогов ДОО «Что я знаю о Федеральном государственном стандарте дошкольного образования?"

Интерактивная игра для педагогов ДОО «Что я знаю о Федеральном государственном стандарте дошкольного образования?»Интерактивная игра для педагогов ДОО "Что я знаю о Федеральном государственном стандар...

интерактивная игра для педагогов по ПДД

Качество образования и его эффективность – одна из актуальных проблем отечественной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно – образовательного процесса играет педагог, его п...

Интерактивная игра для педагогов "Мы - патриоты"

Данна игра может быть использована в работе с педагогами ДОУ - на семинаре, педагогическом совете по теме "Патриотическое воспитание дошкольников"...

Интерактивная игра для педагогов по формированию умения эффективного взаимодействия с родителями воспитанников

Данная игра направлена на формирование у педагогического коллектива умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; поиск оптимальных путей разрешения конфликтов, новых способов ...

Интерактивная игра для педагогов по формированию умения эффективного взаимодействия с родителями воспитанников

Интерактивная игра для педагоговпо формированию умения эффективного  взаимодействия                               ...

Интерактивная игра с педагогами на тему «Организация проектной деятельности с дошкольниками»

Цель: систематизирование и обобщение знаний воспитателей о проектной деятельности в детском саду и повышение уровня компетентности педагогов в вопросах проектирования педагогического процесса на ...

Сценарий интерактивной игры для педагогов дошкольного образования

Сценарий интерактивной игры для педагогов дошкольного образования "Своя игра" по эффективным технологиям  профессионального развития педагогов: за и против....