Современные методы анализа макро-(pest-анализ) и микро- (swot-анализ) среды образовательной организации в контексте разработки её стратегии развития и повышения рейтинга
статья на тему

Морозова Елена Михайловна

Стремительная реорганизация системы образования города Москвы сопровождается кардинальными изменениями не только в содержании образовательных программ и методике преподавания, но и в системе управления образовательными организациями, изменениями в сфере нормативно-правового законодательства. Турбулентность внешней среды, развивающаяся конкуренция, повышение запросов потребителей образовательных услуг требует новых подходов к планированию деятельности современной образовательной организации (далее — ОО), навыков грамотного стратегического планирования, умения правильно определить индивидуальную траекторию развития образовательной организации. В связи с современными реалиями, когда корпуса образовательной организации в городе Москве расположены на некотором расстоянии, каждому руководителю необходимо анализировать факторы, непосредственно или опосредованно влияющие на эффективность работы.На сегодняшний день внешняя среда имеет определяющее значение для всех без исключения организаций. В целях развития в условиях чрезвычайно динамичной внешней среды образовательной организации необходимо гибко и профессионально реагировать на изменения, а также активно выстраивать стратегию развития. Методика PEST-анализа позволяет образовательной организации произвести оценку состояния важнейших факторов окружающей макросреды и прогноз их развития для выявления потенциальных рисков и открывающихся новых возможностей. Наиболее известным и распространенным методом анализа внутренней среды является SWOT-анализ . На основе проведенных PEST-анализа и SWOT-анализа, в ходе соотнесения слабых и сильных сторон ОО и сделанных выше выводов, можно сформулировать стратегию ОО относительно качества предлагаемых услуг, обеспечения конкурентоспособности, использования внутренних резервов и т.д., а также дать конкретные рекомендации. Стратегические пути развития ОО в дальнейшем можно сгруппировать в несколько направлений.

В настоящее время необходимо осознанное, комплексное применение достижений науки управления в соответствии с изменившимися требованиями внешней среды в виде стратегического управления, что позволит нашей образовательной организации успешно реализовать поставленные цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Современные методы анализа макро-(pest-анализ) и микро- (swot-анализ) среды образовательной организации в контексте разработки её стратегии развития и повышения рейтинга.

Морозова Е.М.,

руководитель структурного

подразделения ДО «Росток»,

методист

ГБОУ Школа № 830

Стремительная реорганизация системы образования города Москвы сопровождается кардинальными изменениями не только в содержании образовательных программ и методике преподавания, но и в системе управления образовательными организациями, изменениями в сфере нормативно-правового законодательства. Турбулентность внешней среды, развивающаяся конкуренция, повышение запросов потребителей образовательных услуг требует новых подходов к планированию деятельности современной образовательной организации (далее — ОО), навыков грамотного стратегического планирования, умения правильно определить индивидуальную траекторию развития образовательной организации.  Так, в соответствии со статьей 28 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ среди прочих компетенций в сфере деятельности образовательной организации выделена компетенция «7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации…».

В контексте общего представления о стратегическом управлении в науке имеется достаточный опыт исследований, как в зарубежной, так и в российской практике. Об этом свидетельствуют работы Чандлера А., Зельцника Ф., Ансоффа И., Друкера П., Мескона М.Х., Виханского О.С., Маленкова Ю.А., Веснина В.Р., Фатхутдинова Р.А. и др. Отраслевая специфика планирования стратегии образовательной организацией нашла отражение в научных трудах Глебовой Г.Ф., Поташника М.М., Прикота О.Г., Виноградова В.Н., Светенко Т.В., Галковской И.В., Шамовой Т.И., Щербакова Ю.И., Третьякова П.И., Яковлевой Е.Н., Беспалько В.П., Беляева А.В., Моисеева А.М. и др. Большинство учёных в своих исследованиях придерживаются позиции, что одним из начальных этапов стратегического планирования является этап исследования внешней и внутренней среды образовательной организации (стратегический анализ). Этот этап играет важную роль в стратегическом планировании, так как полученные результаты являются базой проблемно-ориентированного анализа деятельности образовательной организации и служат основой постановки стратегических целей.

В связи с современными реалиями, когда корпуса образовательной организации в городе Москве расположены  на некотором расстоянии, каждому руководителю  необходимо анализировать факторы, непосредственно или опосредованно влияющие на эффективность работы.

На сегодняшний день внешняя среда имеет определяющее значение для всех без исключения организаций. В целях развития в условиях чрезвычайно динамичной внешней среды образовательной организации необходимо гибко и профессионально реагировать на  изменения, а также активно выстраивать стратегию развития. Поэтому важное значение в рыночных условиях имеет стратегическое управление, информационной основой которого является анализ макро- и микроокружения учреждения. Способность адаптироваться к внешней среде - основное условие для успешной деятельности любой ОО. Вместе с тем, существует противоречие между назревшей необходимостью обеспечить своей ОО достойное место на рынке образовательных услуг и активным использованием для решения этой проблемы маркетинговых мероприятий на основе стратегического анализа. Для того, чтобы образовательная организация была конкурентоспособной в долгосрочной перспективе, её директор должен уметь предвидеть  риски и  трудности, которые могут возникнуть на её пути в  процессе реализации стратегии развития и, то, какие новые возможности могут открыться.

В современных условиях от образовательной организации требуется: постоянно повышать квалификацию и переподготовку  сотрудников, поддерживать репутацию на высоком уровне, внедрять инновации, совершенствовать методы маркетинга, устанавливать долговременные связи с органами власти, другими образовательными организациями, СМИ, учреждениями культуры и спорта, тем самым расширять спектр образовательных услуг для населения. Профессиональное использование актуальных методов стратегического анализа внешней и внутренней среды может стать одним из факторов укрепления положения образовательной организации в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг.

Существует несколько методов анализа маркетинговой среды (SWOT-анализ, PEST-анализ, метод Бостонской консалтинговой группы – БКГ-матрица и др.)

Методика PEST-анализа позволяет образовательной организации произвести оценку состояния важнейших факторов окружающей макросреды и прогноз их развития для выявления потенциальных рисков и открывающихся новых возможностей.

Факторы, которые, на мой взгляд, могут оказывать влияние на стратегию развития образовательной организации и рассматриваемые в ходе PEST-анализа, представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Факторы PEST(макро-)–анализа

Влияние на ОО (в том числе на ДО)

Политические:

− Текущее законодательство в области образования (Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации № 243-ФЗ от 29.12.2012 г., Федеральные Государственные Образовательные Стандарты и т.д.) обеспечивают государственное регулирование системы образования;

− Будущие изменения в законодательстве;

−Европейское/международное законодательство (Конвенция о правах ребенка);

− Регулирующие органы и нормы;

−Правительственная политика, Президентская программа;

- Государственная программа развития города Москвы;

− Торговая политика;

−Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции (госзакупки);

− Финансирование, гранты и инициативы;

− Экологические проблемы.

-Позволяет решать вопросы долгосрочного планирования, создавая стабильную обстановку в ОО- чётко обозначенный государственный заказ и государственные ориентиры по отношению к образовательной системе;

-Позволяет ОО выбрать собственную линию развития, выработать свою концепцию и одновременно диктует некоторые внутренние преобразования;

-В ОО возникает  необходимость регулярной правовой поддержки;

-ставит руководителя ОО перед необходимостью заниматься PR–технологиями, переосмысливать свою деятельность, осуществлять научно-методическую работу в этом направлении.

Экономические:
− Экономическая ситуация и тенденции в стране;

− Уровень инфляции;

− Инвестиционный климат в отрасли;

− Заграничные экономические системы и тенденции;

− Общие проблемы налогообложения;

−Сезонность / влияние погоды (заболеваемость детей, выполнение норм питания);

− Рынок и торговые циклы (госзакупки);

− Платежеспособный спрос;

− Специфика деятельности ;

− Потребности детей, посещающих/не посещающих ОО;

−Основные внешние издержки (на содержание и приобретение имущества).

-способствует формированию системы образования как рыночной сферы;

-позволяет самостоятельно определять и реализовывать финансовую политику, однако можно предвидеть и ряд негативных последствий (ликвидация логопедических групп, вынужденное  сокращение кадров);

-побуждает ОО к поиску альтернативных источников
финансирования (гранты, получение инвестиций от предприятий, оказание платных дополнительных образовательных услуг и др.);

-реализация маркетингового подхода к управлению, стратегическому и тактическому планированию

Социальные:

− Демография;

−Изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы;

− Структура доходов и расходов (сметы);

− Базовые ценности населения;

− Тенденции образа жизни;

− Бренд, репутация, имидж ОО;

− Модели поведения родителей;

− Мода и образцы для подражания («А вот у нас раньше в  другой школе (саду)…»);

− Главные события и факторы влияния;

− Предпочтения воспитанников;

− Представления СМИ;

− Этнические / религиозные факторы;

− Реклама и связи с общественностью.

-демографический рост способствует повышению спроса на вакантные места в дошкольных группах, классах школы, а следовательно — на увеличение набора детей;

- ведение целенаправленной работы по созданию привлекательного имиджа ОО для потенциальных и реальных потребителей услуг;

-расширение спектра социального партнерства;

- на выбор ОО влияет расположение около дома, престиж воспитателя или педагога, преемственность в работе на всех уровнях образования и слаженность в работе структурных подразделений образовательной организации;

-обеспечение ребенку психологического комфорта и безопасности.

Технологические:

−Финансирование внедрения современных образовательных технологий;

− Внедрение инновацинных технологий;

− Производственная ёмкость, уровень;

− Информация и коммуникации, влияние интернета;

− Законодательство по технологиям;

− Потенциал инноваций;

− Доступ к технологиям, лицензирование, патенты

С одной стороны

- повышается информативность образовательной среды,

с другой - ставит перед необходимостью качественной новой подготовки кадров в условиях применения  методов и приёмов воспитания на основе современных технологий и внедрения инновационных технологий.

Выводы по таблице факторов PEST–анализа:

В каждой из этих четырёх групп в качестве главных факторов, оказывающих наибольшее влияние, необходимо выделить:

  • политическую деятельность федеральных, региональных и местных органов власти, законодательное регулирование деятельности образовательных организаций в РФ, налоговую политику (среди политико–правовых факторов);
  • уровень и качество жизни населения, социальную дифференциацию населения, традиции, обычаи, привычки и социальную активность населения (среди социокультурных);
  • развитие инфраструктуры и направления инвестиционной политики (среди экономических факторов);
  • компьютерную грамотность, возможность подключения к интернету и другим средствам связи, уровень развития соответствующей техники и технологии (среди технико–технологических факторов).

Таким образом, развитие образовательной системы ОО, с одной стороны, должно ориентироваться на государственный заказ и государственную политику в области образования (ориентация на всеобщее среднее образование, реализацию компетентностного, системно-деятельностного походов, приоритет здоровьесберегающих и информационных технологий). С другой стороны – в сложившихся условиях администрация ОО должна чётко определить собственные цели, ценности, миссию, политику и тактику, которые обеспечат:

  • привлекательность для ближайших социальных заказчиков;
  •  стабильность и успешность функционирования и развития в изменяющемся социуме, в условиях рыночной экономики.

Для разработки стратегии образовательной организации отправным моментом является анализ внутренней среды, целью которого становится определение возможностей, на которые оно может опираться в своей деятельности, а так же выявление и устранение недоработок.

Наиболее известным и распространенным методом анализа внутренней среды является SWOT-анализ (SWOT— это аббревиатура английских слов: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности), threats (угрозы)). Проводится он в целях обобщения диагностики позиций образовательной организации, а также получения содержательной и наглядной картины состояния и тенденций развития организации и рынка образовательных услуг.

Результаты SWOT-анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2

Возможности (O):

− повышение демократизации общества;

− повышение роли, значения и численности контингента;

− расширение сферы услуг(возможность оказывать платные дополнительные образовательные услуги);

− появление новых технических возможностей (ИНТЕРНЕТ,,Информационно-Коммуникативные Технологии, современные средства связи и т. д.);

− развитие интеграции, стремление к объединению;

− повышение взаимодействия со всеми ветвями власти;

- распространение опыта инновационной работы через
различные формы (конкурсы, научно-практические конференции, форумы ит.д.) на городском, районном, федеральном уровнях;

−разработка конкретных проектов и программ деятельности ОО.

Сильные стороны (S):

− наличие у всех  педагогических работников высшего
образования, достаточного опыта;

− желание постоянных и добровольных работников

(волонтёров) жертвовать своим временем, силами, использовать формальные и неформальные связи;

− тесный контакт и постоянная работа с родителями детей ;

− график работы в соответствии с законодательством;

− рациональное использование рабочего времени;

− наличие новых, оригинальных идей решения острых социально-экономических проблем

− ориентация на высокое качество услуг и повышенное внимание к обучающимся;

− работники заинтересованы в конечных результатах труда.

Угрозы (Т):

− нарастание некоторых социально- экономических проблем;

−неразвитость благотворительности, добровольческого, волонтерского  движения, пассивность населения;−слабая информированность и осведомлённость местного населения о деятельности ОО ;

-формальные требования , форсирующие внедрение инноваций без учета потребностей и реальных возможностей;

− рост инфляции;

−снижение/рост доходов населения и предприятий;

-повышение тарифов на оплату коммунальных услуг и иные

Слабые стороны (W):

− низкая финансовая устойчивость; -несогласованность образов желаемого будущего  у педагогов на разных уровнях образования;

- низкий уровень развития управленческих компетенций у группы педагогических работников ;

-отсутствие необходимого опыта педагогов в инновационной, проектной деятельности;

-преобладание в коллективе педагогов с традиционным подходом к образовательному процессу;

−отсутствие сплочённости членов коллектива в достижении поставленных целей;

− отсутствие навыков по налаживанию связей с общественностью и прессой;

− отсутствие навыков по изучению рынка;

 -недостаточная техническая обеспеченность.

Представленная таблица лежит в основе SWOT – матрицы, в которой рассматриваются пути развития  с учетом влияния внешней среды

Таблица 3

SWOT-матрица: выявление мероприятий и путей развития с учетом влияния факторов внешней среды

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

Использование сильных сторон для реализации возможностей:

-Развитие системы дополнительного платного образования;

-Повышение качества обучения за счет доступности и вариативности образовательных услуг с использованием современных технологий;

-Организация сотрудничества с социальными партнерами;

-Формирование положительного имиджа;

-Использование PR- технологий для продвижения на рынке образовательных услуг, повышение конкурентоспособности.

Использование сильных сторон для избегания угроз:

 -Адаптивность образовательных программ в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами к требованиям рынка образовательных услуг;

-Проведение единой политики по рекламе и распространению PR-информации ;

- Проведение открытой образовательной политики ОО, информирование населения о своей деятельности (проводимых мероприятиях), взаимодействие с родителями воспитанников через повышение образовательных компетенций;

- расширение направлений взаимодействия с социальными партнерами школы , привлечение волонтерского движения, общественных организаций.

Слабые стороны

Преодоление слабых сторон за счет возможностей:

 -Апробация инновационных методов воспитания и обучения;

 -Работа по реализации социального заказа в  образовании;

 -Формирование научно-методической системы;

 -Организация инновационной образовательной деятельности, ориентированной на интересы обучающихся  и их родителей.

Минимизация слабых сторон для избегания угроз:

-Работа по переподготовке и
постоянному повышению квалификации педагогических кадров;

 -Повышение информированности педагогов о целесообразности предлагаемых перемен;

 -Детальное изучение ближайшего социального окружения , представление его целей и механизмов деятельности для реализации стратегии развития и расширения спектра образовательных услуг

Анализ SWOT-матрицы позволяет сделать несколько выводов:

  • специфика педагогического коллектива позволяет ,в целом,  планировать и реализовывать инновационные изменения;
  • однако для их внедрения необходимо вести научно-методическую  работу среди педагогических работников и информационно- разъяснительную работу среди родителей, социальных партнеров школы;
  • основные усилия должны быть сконцентрированы на применение инновационных технологий в образовательной деятельности;
  • большее внимание следует уделять повышению квалификации и переподготовки  педагогических кадров, формированию управленческих компетенций сотрудников;
  • следует уделить внимание организации деятельности по формированию положительного имиджа;
  •  ближайшая социальная среда ОО готова принять перемены, происходящие в ней;
  • существуют социально- культурные институты, заинтересованные в сотрудничестве с ОО. Развитие такого сотрудничества может существенно расширить возможности ОО;
  •  расширение спектра сотрудничества не должно затрагивать образовательной политики и  должно повысить  качество предоставляемых образовательных услуг;
  • ближайшая социальная среда должна быть информирована о деятельности ОО и изменениях, происходящих в ней;
  • администрация ОО должна проводить информационно-разъяснительную работу  о статегии развития  и других видах образовательной и управленческой  деятельности;
  • ОО заинтересована в создании положительного имиджа, необходимо содействовать этому,
  •  применение PR-технологий для продвижения на рынке образовательных услуг должно стать обязательным компонентом управленческой деятельности.

Данный вид анализа, выполненный по отношению к образовательной организации, показал, что, к наиболее важным благоприятным условиям внешней среды можно отнести:

  1. Повышение роли, значения и численности контингента ОО.
  2. Большую востребованность образовательных услуг.
  3. Расширение спектра и сферы услуг (платные дополнительные услуги).
  4. Появление новых технических возможностей.
  5.  Усиление взаимодействия с социальными партнёрами.

К неблагоприятным условиям следует отнести:

  1. Сохранение остроты многих социально–экономических проблем.
  2. Инфляцию, как низкую платежеспособность родителей  и отсутствие возможности использования предоставляемых для развития детей платных  дополнительных услуг.
  3. Низкий уровень информированности и осведомлённости местного населения о деятельности ОО.
  4. Снижение доходов населения и предприятий и т. д.

На основе проведенных PEST-анализа и SWOT-анализа, в ходе соотнесения слабых и сильных сторон ОО и сделанных выше выводов, можно сформулировать стратегию ОО  относительно качества предлагаемых услуг, обеспечения конкурентоспособности, использования внутренних резервов и т.д., а также дать следующие конкретные рекомендации:

Рекомендации для образовательной организации

Проведенный анализ на основе изучения переменных внутренней и внешней среды позволил объективно оценить сильные и слабые стороны. В ходе их соотнесения стало возможным выработать рекомендации и сформулировать стратегию дальнейшего поведения относительно качества предлагаемых услуг, обеспечения конкурентоспособности, использования внутренних резервов и т. д.

Для того, чтобы образовательная организация эффективно развивалась в современных условиях, необходимо:

  • развивать управленческие и профессиональные  компетенции педагогических работников;
  • развивать спектр образовательных услуг на основе государственной и региональной образовательной политики, с учетом запросов родителей,
  • развивать взаимодействие с социально-культурными организациями и учреждениями, волонтерским движением, общественными организациями для создания  единой развивающей образовательной среды комплекса;
  • выстраивать стратегию развития ОО так, чтобы быть современным, востребованными и открытым образовательным пространством для успешного развития.

Для выполнения этих задач рекомендуется создать в образовательной организации творческую группу (управленческую команду) под руководством директора ОО, в состав которой будут входить руководители структурных подразделений, заместители директора, кураторы по направлениям, председатель первичной профсоюзной организации  и др.

Целью работы управленческой команды будет являться разработка и реализация стратегии развития ОО:

  • ведение активного поиска социальных партнёров, установление долгострочных отношений по развитию образовательной среды комплекса (заключение договоров, непосредственное сотрудничество и т. д.) ,
  • информационно-разъяснительная работа  с  родителями и общественностью по включению их в организация образовательной деятельности ,
  •  совершенствование имиджа ОО, повышение  рейтинга на рынке образовательных услуг.

Эффективность такой творческой группы обусловлена задачами, принципами,
методами и результатами ее работы, представленными в таблице 4.

Таблица 4

Задачи

Принципы

Методы

Результаты

Повышение профессионального мастерства педагогов, работающих в режиме непрерывного развития, занимающихся инновационной деятельностью в ОО;

- Продолжать сотрудничество ОО с социальными партнёрами;

-Определить траекторию развития инновационной деятельности в ОО; -Разработать и внедрить систему мероприятий по изучению потребностей (спроса) родителей в дополнительных образовательных услугах (кружковая работа) и в оказании им квалифицированной помощи в вопросах воспитания, обучения и развития детей (родительское клубное движение) (через анкетирование, опрос, беседы)

-демократичность, -актуальность, -прогностичность, -оперативность, -динамичность управления,

-открытость ОО социально-образовательной инфраструктуре микрорайона и т.д..

- стимулирование творческой активности, инициативности педагогов; - воспитание чувства коллективной ответственности, группового самосознания;

- вовлечение педагогов в управление;

-развитие демократических начал в процессе обсуждения проблем, стратегии развития ;

-атмосфера здоровой конкуренции;

 -обеспечение разумной свободы каждого педагога

-повышение компетентности педагогов ОО, родителей, обучающихся;

-корректировка задач в  системе управления ОО; -накопление маркетингового опыта по организации и функционированию системы дополнительного образования;

 -повышение интереса педагогов к инновациям в образовании,активное участие в разработке инновационных технологий;

-позиционирование ОО  как открытого социально-педагогического комплекса, в результате тесного сотрудничества с культурными, образовательными и общественными организациями.

 

Стратегические пути развития ОО в дальнейшем можно сгруппировать в несколько направлений, представленных в таблице 5.

Таблица 5

Пути развития образовательной организации

№ п/п

Путь развития

Содержание

Мероприятия по выполнению

1

Аналитический -анализ возможностей и ресурсов ОО.

Систематическое изучение внешних (культурное, демографическое, политическое и др.пространство) и внутренних (потребители образовательных услуг, конкуренты, сотрудничество с другими организациями и т. д.) факторов, оказывающих влияние на развитие ОО с использованием современных методов  стратегического анализа.

- сбор и статистическую обработку данных по результатам анкетирования «Изучение потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах ОО», «Удовлетворенность родителей работой ОО»;

- исследование образовательной ситуации детей, не посещающих ОО на предмет  возможности посещать платные кружки в ОО;

- итоговый анализ повышения качества образования средствами организации кружковой работы в ОО (конец учебного года).

2

Рекламный-  трансляция передового опыта, представление полного спектра образовательных (дополнительных) услуг

Распространение опыта работы ОО, рекламирование оказываемых услуг

- Публикация статей в специальных районных изданиях об инновационной работе в ОО;

-Организация методических выставок, участие в конкурсах различного уровня; -Проведение (участие в) профессиональных конкурсах;

- Использование интернет-ресурсов для PR-акций и распространения инновационного опыта работы.

3

Дятельностный

- Какие имеющиеся у ОО достижения по направлениям могут получить дальнейшее развитие? Что для этого нужно сделать?

- какие ресурсы задействовать для достижения поставленных целей и решения текущих задач?

- Что нужно сделать для усиления благоприятных возможностей внешнего влияния на ОО?

- как противостоять внешним угрозам и рискам?

- Мастер-классы, семинары и консультации «Инновационные подходы к качеству образования», выстраивание системы качества по вертикали на всех уровнях образования ;

- постоянный контроль качества всеми доступными средствами (способами);

- систематизация практического педагогического опыта различными способами (портфолио и т. д.)

- повышение профессиональной компетентности педагогов через курсовую подготовку кадров в области внедрения инновационных технологий в педагогическую практику;

-использование интернет-ресурсов для распространения инновационного опыта;

- повышение мотивации педагогов к инновациям через повышение качества самообразования (творческая группа);

-определение конкретных направлений инновационной деятельности в ОО.

Для достижения стабильного и успешного функционирования и развития ОО в современных условиях необходимо постоянно анализировать внешнюю среду. Наблюдение за изменениями в среде следует проводить на основе специально разработанного комплексного анализа, учитывающего индивидуальные особенности ОО при сопровождении соответствующего кадрового, финансового и технического обеспечения.

Такими инструментами комплексного анализа внешней и внутренней среды могут стать PEST- анализ и SWOT-анализ.

В настоящее время необходимо осознанное, комплексное применение достижений науки управления в соответствии с изменившимися требованиями внешней среды в виде стратегического управления, что позволит нашей образовательной организации успешно реализовать поставленные цели.

Литература:

  1. Интернет-ресурсы
  2. Д.В. Арутюнова «Стратегический менеджмент».
  3. Н.М. Борытко, И.А. Соловцова. «Управление образовательными системами».
  4. О.Б. Алексеев «Стратегическое управление в государственном и муниципальном секторе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методы взаимодействия с семьей при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе в контексте ФГОС.

Презентация по теме"Современные методы взаимодействия с семьей  при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе в контексте ФГОС" и коментарии к презентации....

Современные методы взаимодействия с семьей при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе в контексте ФГОС.

Презентация по теме"Современные методы взаимодействия с семьей  при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе в контексте ФГОС" и коментарии к презентации....

ПРИКАЗ от 22.10.2015г. №242 Об участии в конкурсе профессионального мастерства среди образовательных организаций «Основная образовательная программа как проект повышения качества образовательных результатов в условиях реализации ФГОС дошколь

ПРИКАЗ  от  22.10.2015г. №242   "Об участии в конкурсе профессионального мастерства среди образовательных организаций «Основная образовательная программа как проект повышения качества о...

Статья Организация предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"

Предметно-пространственная среда группы детского сада выполняетразвивающую, информационную и стимулирующую функции. Сама по себе она существовать не сможет, а лишь с помощью детей и взрослых, которые ...

Повышение квалификации "Проектирование инклюзивной среды образовательной организации на базе новых педагогических и информационных технологий в рамках ФГОС ООО и ФГОС НОО, ФГОС УО и ФГОС ОВЗ для достижения новых образовательных результатов».

https://sch1985.mskobr.ru/edu-news/2155Учителя и воспитатели нашей школы обучались на курсах повышения квалификации «Проектирование инклюзивной среды образовательной организации на базе новых пе...

Методическая разработка. Инструменты анализа и планирования деятельности в практике работы руководителя дошкольной образовательной организации.

Методическая разработка посвяшена использованию в практике работы руководителя таких инструментов как SWOT-анализ и модель McKinsey 7S....

Моделирование развивающей предметно пространственной среды в дошкольной образовательной организации в контексте Государственной учебной программы.

В статье представлены результаты национального исследования, посвященного комплексному изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных организациях. Раскрываются основные направлени...