Главные вкладки

    Актуальные вопросы осуществления образовательной деятельности и возможные пути их решения в дошкольной организации
    материал на тему

    Артеменко Елена Валерьевна

    Возможные пути решения актуальных вопросов осуществления образовательной деятельности на примере конкретной дошкольной организации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_aktualnye_voprosy.docx38.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Артеменко Е.В., заведующий ГБДОУ ЦРР - детский сад № 111

     Фрунзенского района СПб, тел.268-86-16,sad.111@mail.ru

    Горцева О.В., старший воспитатель ГБДОУ ЦРР - детский сад № 111

     Фрунзенского района СПб, тел.268-86-16,sad.111@mail.ru

    Актуальные вопросы осуществления образовательной деятельности  и возможные пути их решения в дошкольной организации.

    Образовательный процесс в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) – это целенаправленный процесс разностороннего развития,  воспитания детей раннего и дошкольного возраста  с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

    Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Она включает в себя:

    -Совместную (партнерскую) деятельность педагога с детьми (основная модель организации образовательного процесса)

    - Образовательную деятельность в режимных моментах

    - Организованную образовательную  деятельность

    -Самостоятельную деятельность воспитанников.

    Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает все пять образовательных областей,

    а содержание образовательных областей, в свою очередь, может реализовываться в различных видах деятельности.

    К актуальным вопросам  осуществления  образовательной деятельности  в  дошкольной организации относятся:

    1. Создание психолого-педагогических условий развития детей в ДОО (информационно-образовательная среда,  в том числе развивающая предметно-пространственная  среда ДОО).

    На наш взгляд в нашем детском саду  грамотно организована  информационно-образовательная среда, которая  позволяет неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребёнку исследовать и познавать мир, открывать что-то новое, способствует полноценному проживанию ребёнком дошкольного детства, помогает конструктивному общению и взаимодействию со взрослыми для достижения общего результата. Кроме того среда постоянно меняется  в зависимости от  событий в дошкольной организации. То есть активизация среды осуществляется в соответствии с событийным принципом.

    1.  Содержание и организация образовательной работы с детьми в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС  ДО).

    Образовательный процесс в нашей ДОО, в соответствии с ФГОС ДО, носит характер не прямого, а опосредованного обучения, и осуществляется  в совместной деятельности ребёнка и взрослого, адекватной возможностям детей дошкольного возраста. Изменяются организационные формы образовательного процесса, они становятся более гибкими, вариативными, приближенными к возрастным особенностям, возможностям и потребностям дошкольника.  Одной из приоритетных задач  нашей образовательной организации является повышение статуса игры (основного вида деятельности дошкольника), включение в образовательную деятельность таких эффективных форм работы с детьми, как – проектная деятельность, использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

    1. Деятельность дошкольников в образовательном процессе.

    Это специально организованная детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое общение и взаимодействие, накопление детьми определенной информации об окружающем мире.

    В ФГОС ДО определена целевая установка дошкольного образования, которая ориентирует педагогов на формирование общей культуры дошкольника, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность дошкольника. Ключевой идеей дошкольного образования является акцент на развитие дошкольника, где знания, умения, навыки выступают не как самоцель, а как средство развития.

    1. Социальное партнерство ДОО  и семьи. 

    В нашем детском саду  ведется активная  работа с семьей. Наряду с традиционными (собрания, консультации) используются нетрадиционные формы работы – «клуб выходного дня», выставки, мастер-классы, семейные уголки в группах, дистанционное взаимодействие, творческие совместные проекты: фестивали, семинары,  досуги,  тематические акции,    где родители являются полноправными участниками образовательных отношений.

    1. Дети с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ)  в группе общеразвивающей направленности.   

    В нашей образовательной организации частично созданы условия для детей с ОВЗ (сложности вызывает организация доступной среды). Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в группах общеразвивающей направленности предполагает одновременное использование нескольких форм организации образовательного процесса:

    1. в  организации функционируют: психолого-медико-педагогическая  комиссия,  логопункт, психологическая служба,
    2. разрабатываются  индивидуальные образовательные  маршруты,
    3. осуществляется дифференцированный подход.

    При организации данной работы практикуется система  взаимодействия всех педагогов ДОО.

    1. Качество дошкольного образования должно соответствовать современным требованиям общества и государства, отражать образовательную направленность системы дошкольного образования, учитывать специфику дошкольного образования.

    В дошкольном образовании с введением ФГОС ДО происходят существенные изменения, обусловленные требованиями  времени, общества и семьи в обновлении понимания и достижения качества дошкольного образования. В нашем детском саду проводится внутренний мониторинг качества образования (разработаны локальные акты, критерии оценки качества образования; проводится самообследование организации: анализ условий, необходимых для реализации и освоения воспитанниками ОП ДО), что позволяет нам  выявить:

    • Степень удовлетворенности уровнем образовательных услуг всех участников образовательного процесса.
    • Уровень освоения ОП ДО, дополнительных программ  соответствующей направленности.
    • Степень соответствия полученных результатов деятельности ДОО прогнозируемым результатам.
    • Соответствие системы управления и контроля задачам развития ДОО.
    • Продвижение позитивного имиджа ДОО (Благодарности, положительные отзывы в адрес ДОО).
    1. Поддержка и развитие кадрового потенциала.

    Одним из важнейших условий эффективного развития дошкольников выступает изменение позиции педагога, осуществление деятельностного и личностного подходов. У педагогов должна быть сформирована мотивация к освоению инноваций в современном дошкольном образовании, формированию положительного отношения к реализации новых требований образования в условиях реализации ФГОС ДО.

    В нашей организации разработана программа методического сопровождения, ориентированная  на формирование мотивационной, когнитивной и деятельностной готовности педагогов ДОУ к реализации ФГОС ДО.

    Педагоги  нашего детского сада повышают свои  профессиональные компетенции  не только на курсах повышения квалификации, но и  проходят корпоративное обучение (мастер-классы, семинары, практикумы, деловые игры, тренинги,  круглые столы, работа в творческих группах), представляют свой опыт на мероприятиях различного уровня.

    1. Управление ДОО в условиях реализации ФГОС ДО.  

    От профессиональных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учреждения, его социальный статус и полноценное содержание управленческой деятельности по введению ФГОС ДО.

     На наш взгляд, управление  включает в себя:

    • видение перспективы развития дошкольной организации;
    • целенаправленное управление качеством образовательной деятельностью;
    • создание команды единомышленников, четкое распределение полномочий между участниками образовательных отношений;
    • привлечение всех сотрудников и общественности в образовательную деятельность и принятия ответственности за свою деятельность;
    • повышение авторитета и конкурентоспособности образовательной организации;
    • создание информационно-образовательной среды, материально-технической базы;

    Решение этих задач делает процесс управления более прозрачным и более эффективным.

    Необходимость решения всех рассмотренных выше  вопросов обусловлена  совершенствованием и развитием  системы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО. В  нашей организации решение этих вопросов  носит планомерный характер, задачи решаются комплексно, что, в конечном итоге, ведет к положительному  результату.

    Список использованных источников:

    • Сайт министерства образования и науки РФ:

    http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B?keywords=124 

    • Журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения", №8,  Москва, 2014.
    • Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах под общей ред.М.Е.Верховкиной, А.Н.Антаровой СПБ,  КАРО, 2014.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    1. Общие положения.1. Настоящее Положение регулирует порядок организации и  осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования (далее – Поря...

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования”

    Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок) регулирует организаци...

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования”

    Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования....

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования”

    Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок) регулирует организаци...