Планирование контроля в ДОУ
статья на тему

Никифорова Анжела Владимировна

В материале раскрываются некоторые походы к контрольной деятельности без которой невозможно осуществлять  деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_kontrolya.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование контроля

Контрольную деятельность невозможно осуществлять без четкого плана. План-график контроля разрабатывается с учетом плана-графика, полученного от муниципального органа управления образованием, и доводится до сведения работников в начале учебного года. Работники должны быть предупреждены о проведении плановой проверки заранее.

Основные направления контроля за воспитательно-образовательной работой определяются годовым планом, на основе его составляется месячный, где намечаются конкретные мероприятия по контролю. Наиболее эффективным является комплексное планирование внутрисадовского контроля в виде графической схемы с указанием: когда, у кого, кто будет изучать состояние педагогического процесс, в каких видах деятельности, какие формы, методы контроля, способы сбора информации будут использованы (наблюдения, анализ планов, детских работ и т.д.)

Планировать контроль на месяц или год можно по следующим формам:

1) (13, с. 61)

Мероприятия и объекты, подлежащие контролю

Виды контроля

Цели контроля

Результаты проверки

Предложения по результатам проверки

Сроки

Отметки о выполнении

1

2

3

4

5

6

7

Заранее планируются 1, 2, 3, 6 графы; 4, 5, 7 – заполняются в ходе проведения намеренных проверок.

2) (6, с. 52)

Направления контроля

Вид

Объект проверки

Срок

Уровень контроля

Итоговый документ

Ответст-венный

1.

Физическое воспитание

Темати-ческий

Все возр. Группы

Ок-тябрь

Педагогический совет

Справка, протокол педсовета

 (Ф. И. О.)

2.

Организация воспитательно-образовательной работы

Комплексный

Ясельная группа «Солнышко»

Ян-варь

Совет трудового коллектива

Справка, протокол заседания СТК

(Ф. И. О.)

Перед проведением контроля руководителем ДОУ или старшим воспитателем составляется план-задание (план проведения проверки), которое определяет специфические особенности данной проверки (тема, цель, задачи, основание проведения, форма, методы, вопросы, рассматриваемые в ходе проверки). Каждое план-задание утверждается руководителем ДОУ. (4, с. 46)

Итоговый материал (справка, доклад) должен отражать:

  • основание проверки;
  • краткую характеристику объекта изучения;
  • источники получения информации (анкеты, перечень документов, беседы и т.п.);
  • количество посещенных занятий;
  • информацию по всем вопросам, поставленным в плане-задании;
  • выводы и предложения.

Информация о результатах проведенного контроля доводится до работников дошкольного образовательного учреждения в течение 7 дней с момента завершения проверки. Должностные лица после ознакомления с результатами контроля должны поставить подпись под итоговым материалом контроля, удостоверяющую о том, что они поставлены в известность о результатах. При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам.

Все формы контроля должны обязательно предусматривать методическую помощь педагогам, особенно молодым.

Если недочеты типичны для целого ряда воспитателей, целесообразно планировать проведение семинаров-практикумов, групповых консультаций.

5. Виды контроля

Виды контроля (по Белой  К. Ю.)

тематический                                   оперативный                                          итоговый

         предупредительный    сравнительный      экспресс-диагностика         и др.

Виды контроля (по Поздняк Л. В.)

предупредительный      фронтальный       тематический       сравнительный        итоговый

                                                      оперативный

Виды контроля (10, с.8)

Темати-ческий

Фронтальный

Самоконт-роль

Оперативный

Сравнительный

Итоговый  

Персональный

Предварительный

Текущий

Итоговый

Работа на доверии

Частичный контроль с коррекцией деятельности

Предупредительный

Экспресс-диагнсотика

Выборочный

Работа воспитателей 2-х параллельных  групп

Работа 2-х воспитателей одной групп

Взаимоконтроль

1. Тематический контроль (тематическая проверка) используется для проверки отдельных разделов педагогической работы, например, физического, музыкального развития и т.д. В ходе тематической проверки устанавливается как выполняются нормативные документы, как идет работа по решению задач годового плана, как устраняются выявленные за прошедший учебный год недочеты в воспитательно-образовательной работе, насколько эффективно воспитатели используют рекомендации методических объединений, консультаций, лучший опыт, представленный на открытых просмотрах.

Тематическая проверка проводится с целью выявления уровня работы дошкольного учреждения по задачам, намеченным в годовом плане. В зависимости от целей контроля тематическая проверка может быть проведена в одной, в нескольких или во всех возрастных группах. При изучении работы проверяющие оценивают деятельность воспитателя и знания, умения, навыки детей.

План тематической проверки доводится до сведения воспитателей. Это побуждает их к самоанализу и самооценке своего труда, к самостоятельному поиску и выбору правильных направлений в работе. Формы плана могут быть разные. Есть универсальная форма, в которой выделяется 5 блоков (3, с. 39):

  1. Выявление уровня знаний, умений, навыков, воспитанности детей.
  2. Оценка профессиональных умений воспитателя. Эффективность используемых им методов и приемов работы с детьми. Формы организации детского коллектива. Система профессионального роста педагогов.
  3. Уровень планирования режимных моментов, системность и последовательность. Соответствие возрастным особенностям детей и программе, по которой работает учреждение. Наличие в методическом кабинете ДОУ разработок, рекомендаций в помощь к планированию.
  4. Оценка предметно-развивающей среды, условий для организации педпроцесса по данному направлению, наличие разнообразных пособий.
  5. Взаимодействие с родителями для развития ребенка. Использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей. Оценка родителями результативности работы педагога.

План тематического контроля (вариант 1)

Цель:

Возрастные группы:

Воспитатели:

Проверка проводится с ____ по ______________.

Отбор содержа-ния к проверке

Методика проверки

Дни недели

Возрастные группы

П младшая

Средняя

Старшая

Выпуск-ная

ЗУН

детей

Понед.

Вторник

ЗУН воспитателей

Среда

Четверг

Планирование

Пятница

Понед.

Создание условий

Вторник

Среда

Работа с родителями

Четверг

Пятница

В тематическом контроле, кроме заведующей и старшего воспитателя, участвуют обычно и другие сотрудники: педагог-психолог, музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, наиболее опытные воспитатели. Для того чтобы распределить обязанности и четко спланировать тематическую проверку во времени, можно использовать следующую таблицу. (3, с. 41)

План тематического контроля (вариант 2)

Даты проведения контроля

Возрастные группы

Младшая

Средняя               и т.д.

1-я половина дня

2-я половина дня

1-я половина дня

2-я половина дня

Понедельник

Просмотр режимных моментов (зав.)

Проверка плана работы (ст. восп.)

Посещений занятий (зав.)

Анализ предметной среды (восп.)

Вторник

И т.д.

Посещений занятий (ст. восп.)

Проверка плана работы (зав.)

Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются на педагогическом совете. Материалы тематического контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете ДОУ. Они являются банком данных о состоянии педагогического процесса по одному из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ и используются при подготовке учреждения к аттестации. Поэтому важно их грамотно оформить: план тематической проверки, все материалы по изучению организации педпроцесса с выводами и предложениями, а также выписка решений из протокола педагогического совета, на котором заслушивалась аналитическая справка по итогам тематического контроля.  

Итоговый контроль, являясь разновидностью тематического, дает возможность подвести итоги работы педагогического коллектива за какой-то определенный период времени: за квартал, полугодие, год, летом и др.  Как правило, в процессе итогового контроля проводится анализ усвоения детьми знаний, сформированности умений и навыков, заложенных в образовательной программе. Во время этого вида контроля  оценивается выполнение программы в целом, а также каждым ребенком. При проведении контроля по итогам учебного года выделяются следующие элементы:

  • усвоение детьми образовательных программ;
  • условия, созданные для педагогической деятельности;
  • уровень педагогического мастерства.

Другая разновидность тематического контроля – персональный, который планируется при следующих условиях. Во-первых, с целью изучения системы работы и распространения передового опыта воспитателей, имеющих высокий уровень профессионального мастерства. Во-вторых, с целью выявления состояния работы по устранению недочетов в воспитательно-образовательной работе по определенной теме. При данном виде контроля, о намеченном посещении группы, воспитателя предупреждают заранее.

2. Фронтальный контроль (комплексная проверка) предусматривает проверку в полном объеме учебно-воспитательной работы в одной группе в течение нескольких дней. Эта форма контроля позволяет получить всестороннюю информацию о воспитании и обучении детей этой группы, о выполнении программы воспитания и обучения в целом, дает материал для глубокого педагогического анализа, выводов, помогает определить, в какой методической помощи нуждаются педагоги. В процессе фронтального контроля изучается работа двух воспитателей, работающих в группе, выясняется, есть ли преемственность в их работе, единство требований.

Фронтальная проверка как основной вид контроля позволяет установить, насколько правильно осуществляется воспитание детей и их развитие: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое.  Поэтому фронтальная проверка не может быть кратковременной, но в то же время ее продолжительность не должна быть более недели. Проводится она 1 раз в 2 года.

Для того чтобы фронтальная проверка прошла эффективно и в установленные сроки, составляется план:

Разделы программы

Дни недели

Вопросы, изучаемые в ходе наблюдений педпроцесса

Вопросы, изучаемые в ходе анализа календарных планов и другой документации группы

Изучение детских работ

Вопросы, изучаемые в ходе беседы с детьми

Разновидностями фронтального контроля являются предварительный контроль, который помогает выявить первичное представление о состоянии деятельности ДОУ при принятии его для управления, и итоговый контроль, который планируется при комплексной оценке деятельности ДОУ (самоанализе) в процессе аттестации и при выявлении готовности детей выпускных групп к обучению в школе.

Наиболее эффективными методами фронтального и тематического контроля являются: непосредственное наблюдение педагогического процесса в группах, изучение документации, оснащения педагогического процесса, анализ детских работ, беседы с педагогами, родителями, детьми, повышение педагогической квалификации и др.

Итоги фронтального контроля необходимо обобщать и обсуждать на педагогическом совете или производственном совещании.

3. Оперативный контроль и его виды направлен на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных воспитателей на каком-то определенном этапе, в какой-то момент. Например, может быть проверена подготовка воспитателей к проведению прогулки с детьми, к работе в первые дни нового учебного года и др.

Предупредительный контроль. Основное назначение – предупредить возможные ошибки в работе педагога; его смысл в профилактике возможных недоработок, отбор наиболее рациональных методов работы, повышение уровня управления. Эта форма также способствует улучшению педагогической деятельности воспитателя. Главное содержание предупредительного контроля – проверка готовности воспитателя к проведению занятий, прогулки, труда и др.

Предупредительный контроль в основном применяется по отношению к начинающим (или вновь поступившим) педагогам, а также к воспитателям, работающим в инновационном режиме (внедрение новых образовательных программ, педагогических технологий, передового педагогического опыта работы). О своем приходе в группу наблюдающий предупреждает воспитателя заранее. В содержание предупредительного контроля входят: выявление готовности педагогов к рабочему дню; определение, насколько они владеют методикой воспитания и обучения; анализ календарных планов (по планированию содержания образовательной работы на текущий день) и т.д. Такой контроль проводится в форме наблюдений за педагогическим процессом, беседы с воспитателем, анализе педагогической документации.

Оперативной контроль включает в себя экспресс-диагностику, которая способствует быстрейшему информативному сбору требуемых данных. Экспресс-диагностика включает в себя социологические исследования (анкетирование, тестирование и т.п.) по выявлению уровня педагогического мастерства и уровню развития ребенка–дошкольника в разных видах деятельности.

Разновидностью оперативного контроля является выборочный (или эпизодический) контроль. При выборочном контроле в содержание педагогического анализа включается:

  • оценка работы воспитателя за день;
  • выявление тех или иных причин, отклонений в качестве воспитания и обучения от существующих требований;
  • установление причин отклонения фактического уровня ЗУН детей от требований программы;
  • анализ воспитанности детей;
  • анализ производственной дисциплины воспитателя и помощника воспитателя, уровень их взаимодействия;
  • анализ педагогических условий в группе для работы с детьми данного возраста (наличие и состояние дидактических материалов, пособий, игрушек);
  • анализ санитарного состояния помещений.

Основными формами выборочного контроля являются просмотр занятий или других видов деятельности, беседы. Изучение документации, анализ планирования работы.

4. Сравнительный контроль проводится с целью сопоставления результатов работы воспитателей по различным направлениям программы. Он позволяет увидеть разницу в работе воспитателей параллельных групп. Сравнительный контроль используется и для сравнения работы двух воспитателей одной группы.

Широкое использование современными руководителями делегирования привело к появлению таких форм, как взаимоконтроль и самоконтроль.

Взаимоконтроль  возможен при четком определении его цели, содержания, которым может быть оценка состояния оснащения групп игровым, дидактическим материалом, оформления отдельных элементов образовательного пространства и т.д. Как правило, во избежание субъективности результатов, нецелесообразно объектом контроля в данном случае делать непосредственно деятельность педагога. Для проведения взаимоконтроля должны быть четко продуманы методы контроля и разработаны критерии, по которым воспитателями будет производиться оценка. Результаты взаимоконтроля могут быть представлены в общей справке, составление которой также можно поручить одному из воспитателей, в схемах, таблицах и в другом виде.

Литература

  1. Алямовская В. Г. Социально-психологический аудит – инструмент управления // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2003. - № 4. – с. 8.
  2. Белая К. Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М.: АСТ, 1997. – с. 104 – 108, 204 - 206.
  3. Белая К. Ю. Руководство ДОУ: Контрольно-диагностическая функция. – Москва: ТЦ «Сфера». – 2003.
  4. Блинова И. К., Чикурова М. В Примерные планы-задания для осуществляния инспекционно-контрольной деятельности //Практика административной работы в школе. – 2003 г. - № 4 . – с. 46 – 48.
  5. Блинова И. К., Чикурова М. В. Материалы по планированию инспекционно-контрольной деятельности // Практика административной работы в школе. – 2003 г. - № 4. – с. 50.
  6. Блинова И. К., Чикурова М. В. Организация инспекционно-контрольной деятельности в общеобразовательном учреждении //Практика административной работы в школе. – 2003 г. - № 3. – с. 46 – 53.
  7. Вестник образования
  8. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – Москва: ТЦ «Сфера». – 2003.
  9. Глушкова Г. В. Диагностический проект как форма тематической проверки // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 3. – с. 43 – 46.
  10. Корепанова Н. В., Липчанская И. А. Контроль функционирования и развития ДОУ .- Москва: ТЦ «Сфера». – 2004.
  11. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психологическая готовность ребенка к школе. – Москва: Владос. – 2001. - с. 101 – 103.
  12. Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  13. Поздняк Л. В. Основы управления дошкольным образовательным учреждением. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1994 г. – с. 57- 75.
  14. Поздняк Л. В., Лященко Н. Н. Управление дошкольным образованием. – Москва: Академия, 2000. – с. 204-206.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

годовая циклограмма планирования административного контроля на 2013 - 14 у.г.

Содержит план осуществления внутриучрежденческого контроля на учебный год, что позволяет систематизировать работу по ведению контроля за педпроцессом....

План контроля "Планирование образовательной деятельности"

Представлен план проведения тематического контроля "Планирование образовательной деятельности в ДОУ"....

Планирование контроля

План контрольой детяльности. Схемы анализа...

Перспективное планирование контроля на 2018-2019 учебный год

Контрольно-аналитическая деятельностьв ДОУ...

Перспективное планирование контроля на 2019-2020 учебный год

Контрольно-аналитическая деятельность в ДОУ...

Перспективное планирование контроля 2020-2021 учебный год

Контрольно-аналитическая деятельность в ДОУ...