Анализ комплексных программ с точки зрения опытно-экспериментальной деятельности
методическая разработка на тему
В помощь педагогам мной был проведен анализ программ по направлению опытно-экспериментальная деятельность:
- комплексные: «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильева и др.; «Детство» В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; «Развитие» Л.А.Венгер, О. М.Дьяченко, Н. С.Варенцова и др.; «Детский сад – дом радости» Н. М.Крылова, В.Т.Иванова; «Радуга» Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Грузик и др.(Таблица 1)
- парциальные: «Наш дом- природа» Н.А.Рыжова; «Юный эколог» С.Н.Николаева; «Мы-земляне» Вересов К.Н. (Таблица 2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_programm.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Таблица 1. Анализ комплексных программ с точки зрения опытно-экспериментальной деятельности
«Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильева, Комарова Т. | «Детство» В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др. | «Развитие» Л.А.Венгер, О. М.Дьяченко, Н. С.Варенцова и др. | «Детский сад – дом радости» Н. М.Крылова, В.Т.Иванова | «Радуга» Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик и др. | ||
Младший и средний дошкольный возраст (3-5 лет) | Цель | Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах (прочность, твердость и т.д.) и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала | Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением. Знакомить с объектами и явлениями внешнего мира. Знакомить с материалами и их свойствами | Не предусмотрено | Обогащение речи и кругозора через экспериментально-поисковую деятельность. Продолжать обогащать представления детей о мире предметов их свойствах и качествах | Накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с объектами и явлениями внешнего мира, с другими людьми |
Объекты | Дерево, бумага, ткань, глина | Эксперименты: с водой, песком воздухом, со звуком , с зеркалом, магнитами и т.д. | Воздух, вода, глина, камни, лед, свет и др. | Запахи, звуки, предметы и объект которые окружают его дома и группе детского сада, растения | ||
Вид деятельности | В свободной игровой деятельности, речевой деятельности | Экскурсия в лабораторию, знакомятся с его хозяином, оборудованием и правилами поведения. В игре | Не предусмотрено | Строится на основе взаимосвязи и взаимообогащения различных видов детской деятельности: художественно-творческой, речевой, игры, конструирования и др. | В свободной, речевой деятельности, через игры | |
Раздел программы | Ребенок и окружающий мир, развитие речи, экология | Проводятся опыты на занятиях по ознакомлению с окружающим миром | Развитие речи, конструирование, рисование, ознакомление с окружающим | На занятиях по развитию речи, ознакомление с окружающим | ||
Методика | Выполняют несложные опыты с помощью воспитателя | Работают в лаборатории. Работают в группах по 6-8 человек (по интересам). Занятия организуются 1 раз в неделю по 15-20 минут. Проводится по 1-2 эксперимента | Экспериментальная деятельность проводится на занятиях окружающий мир, развитие речи, рисование | Занятия проводятся воспитателем в свободной игровой деятельности. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы | ||
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Цель | Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы | Расширение представлений детей об окружающем мире чрез знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук (химических свойствах веществ, физических свойствах и явлениях); Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов | Развитие у детей умственных способностей: - развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; - формирование способов познания путем сенсорного анализа; Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникабельности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий при проведении экспериментов | Развитие речи, интенсивный интеллектуальный рост в индивидуальных и коллективных формах учебной и экспериментально-поисковой деятельности. Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы. Углубить представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов | Систематизировать накопленную и полученную информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация); Учить ребенка познавать предметы, явления, события («Что вижу, с чем действую, то и познаю») |
Объекты | Животные, растения, вкус, запах, звуки, микроскоп, солнце, воздух, вода | Сила тяготения, вода, воздух, молния, радуга, фонарик, извержение вулкана и т.д. | с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами | Разноцветные стеклышки, вода, звуки ит.д. | Наблюдения в природе, растения, телескоп, камни, вода, бумага и т.д. | |
Вид деятельности | В свободной игровой деятельности, речевой деятельности | Экскурсия в лабораторию. В игре | Разрешение проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов на всех занятиях предусмотренных в программе и вне занятий | Разрешение проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов на всех занятиях предусмотренных в программе и вне занятий, конструирования и др. | В свободной, речевой деятельности, через игры | |
-развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей | ||||||
Раздел программы | Ребенок и окружающий мир, развитие речи, экология, рисование | Проводятся опыты на занятиях по ознакомлению с окружающим миром | На всех занятиях предусмотрена опытно-экспериментальная деятельность | Развитие речи, конструирование, рисование, ознакомление с окружающим | На занятиях по развитию речи, ознакомление с окружающим | |
Методика | Работают в уголке экспериментирования в свободной игровой деятельности. Самостоятельно выполняют несложные опыты. На занятиях воспитатель выдвигает проблему, в интнресной игровой форме, а дети самостоятельно ищут пути его решения | Работают в лаборатории. Работают в группах по 6-8 человек (по интересам). Занятия организуются 1 раз в неделю по 25-30 минут. Проводится по 2-3 эксперимента | Занятия проводятся воспитателем в свободной игровой деятельности. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы. Разрешение проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов | Занятия проводятся в группе по подгруппам 10 - 12 человек. Такие занятия проводятся в игровой форме. Воспитатель ставит проблему перед детьми, которую они должны решить через проведение простейших экспериментов самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя | На занятиях по опытно-экспериментальной деятельности детей делят на подгруппы. Проведение экспериментов и выдвижение проблемных вопроов должно проводиться совместно с воспитателем, то есть проблему могут выдвинуть сами дети и попытаться найти пути решения этой проблемы |
Таблица 2. Анализ парциальных программ с точки зрения опытно-экспериментальной деятельности
«Ребенок в мире поиска» О.В. Дыбина | «Юный эколог» С.Н. Николаева | «Мы – земляне» Н.Н. Вересова | «Наш дом – природа» А.И. Рыжова | ||
Младший и средний дошкольный возраст (3-5 лет) | Цель | Формировать первоначальные знания : -о воде в природе, ее свойствах, состояниях, учить бережно относиться к воде как к важному природному ресурсу, экономное использование воды в быту; - о воздухе. Значение воздуха в жизни человека и других организмов; воздух вокруг нас; свойства воздуха Ветер-движение ветра; - свойства песка, глины, камни как их использует человек; - растения. Виды растений в природе | Формирование начал экологической культуры у детей. Развитие эстетического вкуса (глиняные игрушки); умение использовать природные материалы в жизни, в быту. Учить ухаживать за растениями. Формировать основы понимания необходимости бережного отношении к почве и ее обитателям и значения почвенных животных в природе. Воспитание бережного отношении к животным, правомочности их деления на вредных и полезных, красивых и некрасивых. Уход за домашними животными | Не предусмотрено | Не предусмотрено |
Объект | Вода, воздух, камни, глина, песок | Камни, песок, глина, почва, растения, животные | |||
Вид деятельности | С основными занятиями ребята рисуют, читают, лепят, слушают музыку, смотрят слайды и видеофильмы, а также играют в предлагаемые им в каждом блоке, а то и по отдельным темам игры | Можно включать в игры, инсценировки, экскурсии | |||
Разделы программ | Познаю мир, экология, развитие речи, рисование, лепка | Музыкальные занятия, развитие речи, познаем мир, экология и др. | |||
Методика | В процессе общения учитель и ученик представляют из себя партнеров на пути изучения той или иной темы: оба могут задавать друг другу вопросы, искать на них ответы, формулировать правила поведения в быту и на природе, используя собственный опыт и наблюдения | На занятиях всю работу выполняют с воспитателем. Работают в уголке экспериментирования в свободной игровой деятельности | |||
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Цель | Продолжать расширять знания детей:- о воде. Водные растения, животные; их приспособленность к жизни в воде, использование воды человеком, вода в нашем доме, экономия воды;- о воздухе. Роль ветра в природе и жизни человека, волны, ураганы, бури. Воздух как среда обитании живых организмов, летающие животные;- о солнце-источник тепла и света и т.д.- о песке, глине, камнях:- о почве: верхний слой земли, ее роль; - о растениях: связь растений с насекомыми. Влияние света, тепла и т.д.-животные, лес, человек и природа | Осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала. основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоциональном взаимодействии с ней, элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ | Развитие в детях элементов экологического сознания. Формирование и обобщение правил экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту. Эстетическое восприятие природы. Участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности | Воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним |
Объект | Вода, воздух, солнце, камни, песок, глина, почва, растения, животные, человек и природа | Солнце, растения, животные, человек и природа и т.д. | Мир нерукотворный - демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности | Я и природа, воздух, солнце, камни, глина, песок, почва, растения, животные, лес, человек и природа | |
Виды | Можно включать в игры, инсценировки, музыкальные занятия, литературные занятия и др. наблюдения в природе, экологические экскурсии и походы | Можно включать в игры, инсценировки, музыкальные занятия, развитие речи, познаем мир, экология и др. | Художественно-эстетической деятельности, экологии, познавательной деятельности | ||
Методика | На занятиях в процессе экспериментирования ребенок (при помощи взрослого) выдвигает свою гипотезу, затем проверяет ее на практике и в заключение делает выводы, обобщает полученные результаты, сравнивает их со своими предположениями. Занятия организовываются таким образом, чтобы дети могли, как можно чаще высказываться, актуализировать собственный опыт, предполагать, фантазировать. | Ребенок на занятии уже самостоятельно может сделать элементарное умозаключение, выдвинуть гипотезу. Занятия организовываются таким образом, чтобы дети могли, как можно чаще высказываться, актуализировать собственный опыт, предполагать, фантазировать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по самообразованию "Детская опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС"
В данной программе определены цели и задачи, направленные на создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников,представлены используемые матер...
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в старшей и подготовительной группах)
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его ...
Требования программы к организации детской опытно-экспериментальной деятельности.
Консультация отражает основные требования к организации детской опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с возрастом детей....
Рабочая программа дополнительного образования по опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста «Я умею!»
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирова...
АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ)
АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ)...
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» опытно – экспериментальная деятельность в старших и подготовительных группах
Программа «Юный исследователь» разработана на основе программ И.Э.Куликовской и Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование» и программы С. Н. Николаевой «Юный эколог»...
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в подготовительной группе)
Цель: формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность...