Анализ комплексных программ с точки зрения опытно-экспериментальной деятельности
методическая разработка на тему

Черникова Алла Николаевна

В помощь педагогам мной был проведен анализ программ по направлению опытно-экспериментальная  деятельность:

- комплексные: «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильева и др.; «Детство» В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.;  «Развитие» Л.А.Венгер, О. М.Дьяченко, Н. С.Варенцова и др.; «Детский сад – дом радости» Н. М.Крылова, В.Т.Иванова; «Радуга» Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Грузик и др.(Таблица 1)

- парциальные: «Наш дом- природа» Н.А.Рыжова; «Юный эколог» С.Н.Николаева; «Мы-земляне» Вересов К.Н. (Таблица 2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_programm.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Таблица 1. Анализ  комплексных программ с точки зрения опытно-экспериментальной деятельности

«Программа воспитания и обучения в детском саду»

 М.А.Васильева, Комарова Т.

«Детство»

В.И.Логинова,

Т.И.Бабаева,

Н.А.Ноткина и др.

«Развитие»

Л.А.Венгер,

О. М.Дьяченко,

 Н. С.Варенцова

и др.

«Детский сад –

 дом радости» 

Н. М.Крылова,

В.Т.Иванова

«Радуга»

Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик и др.

Младший и средний дошкольный возраст

(3-5 лет)

Цель

Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах (прочность, твердость и т.д.) и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала

Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением. Знакомить с объектами и явлениями  внешнего мира.

Знакомить с материалами и их свойствами

Не предусмотрено

Обогащение речи и кругозора через экспериментально-поисковую деятельность.

Продолжать обогащать представления детей о мире предметов их свойствах и качествах

Накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с объектами и явлениями внешнего мира, с другими людьми

Объекты

Дерево, бумага, ткань, глина

 Эксперименты: с водой, песком воздухом, со звуком , с зеркалом, магнитами и т.д.

Воздух, вода, глина, камни, лед, свет и др.

Запахи, звуки, предметы и объект которые окружают его дома и группе детского сада, растения

Вид деятельности

В свободной игровой деятельности, речевой деятельности

Экскурсия в лабораторию, знакомятся с его хозяином, оборудованием и правилами поведения. В игре

Не предусмотрено

Строится на основе взаимосвязи и взаимообогащения различных видов детской деятельности: художественно-творческой, речевой, игры, конструирования и др.

В свободной, речевой деятельности, через игры

Раздел программы

Ребенок и окружающий мир, развитие речи, экология

Проводятся опыты на занятиях по ознакомлению с окружающим миром

Развитие речи, конструирование, рисование, ознакомление с окружающим

На занятиях по развитию речи, ознакомление с окружающим

Методика

Выполняют несложные опыты с помощью воспитателя

Работают в лаборатории. Работают в группах по 6-8 человек (по интересам). Занятия организуются 1 раз в неделю по 15-20 минут. Проводится по 1-2 эксперимента

Экспериментальная деятельность проводится на занятиях окружающий мир, развитие речи, рисование

Занятия проводятся воспитателем в свободной игровой деятельности.

Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы

Старший дошкольный возраст

(5-7 лет)

Цель

Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы

Расширение представлений детей об окружающем мире чрез знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук (химических свойствах веществ, физических свойствах и явлениях); Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов

Развитие у детей умственных способностей: - развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- формирование способов познания путем сенсорного анализа;

Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникабельности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий при проведении экспериментов

Развитие речи, интенсивный интеллектуальный рост в индивидуальных и коллективных формах учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы. Углубить представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов

Систематизировать накопленную и полученную информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация);

Учить ребенка познавать предметы, явления, события («Что вижу, с чем действую, то и познаю»)

Объекты

Животные, растения, вкус, запах, звуки, микроскоп, солнце, воздух, вода

Сила тяготения, вода, воздух, молния, радуга, фонарик, извержение вулкана и т.д.

с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами

Разноцветные стеклышки, вода, звуки ит.д.

Наблюдения в природе, растения, телескоп, камни, вода, бумага и т.д.

Вид деятельности

В свободной игровой деятельности, речевой деятельности

Экскурсия в лабораторию. В игре

Разрешение проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов на всех занятиях предусмотренных в программе и вне занятий

Разрешение проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов на всех занятиях предусмотренных в программе и вне занятий, конструирования и др.

В свободной, речевой деятельности, через игры

-развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей

Раздел программы

Ребенок и окружающий мир, развитие речи, экология, рисование

Проводятся опыты на занятиях по ознакомлению с окружающим миром

На всех занятиях предусмотрена опытно-экспериментальная деятельность

Развитие речи, конструирование, рисование, ознакомление с окружающим

На занятиях по развитию речи, ознакомление с окружающим

Методика

Работают в уголке экспериментирования в свободной игровой деятельности. Самостоятельно выполняют несложные опыты.

На занятиях воспитатель выдвигает проблему, в интнресной игровой форме, а дети самостоятельно ищут пути его решения

Работают в лаборатории. Работают в группах по 6-8 человек (по интересам). Занятия организуются 1 раз в неделю по 25-30 минут. Проводится по 2-3 эксперимента

Занятия проводятся воспитателем в свободной игровой деятельности. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы. Разрешение проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов

Занятия проводятся в группе по подгруппам 10 - 12 человек. Такие занятия проводятся в игровой форме. Воспитатель ставит проблему перед детьми, которую они должны решить через проведение простейших экспериментов самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя

На занятиях по опытно-экспериментальной деятельности детей делят на подгруппы. Проведение экспериментов и выдвижение проблемных вопроов должно проводиться совместно с воспитателем, то есть проблему могут выдвинуть сами дети и попытаться найти пути решения этой проблемы


Таблица 2. Анализ  парциальных программ с точки зрения опытно-экспериментальной деятельности

«Ребенок в мире поиска»

О.В. Дыбина

«Юный эколог»

С.Н. Николаева

«Мы – земляне»

Н.Н. Вересова

«Наш дом – природа»

А.И. Рыжова

Младший и средний дошкольный возраст

 (3-5 лет)

Цель

Формировать первоначальные знания :

-о воде в природе, ее свойствах, состояниях, учить бережно относиться к воде как к важному природному ресурсу, экономное использование воды в быту;

- о воздухе. Значение воздуха в жизни человека и других организмов; воздух вокруг нас; свойства воздуха Ветер-движение ветра;

- свойства песка, глины, камни как их использует человек;

- растения. Виды растений в природе

Формирование начал экологической культуры у детей.

Развитие эстетического вкуса (глиняные игрушки); умение использовать природные материалы в жизни, в быту. Учить ухаживать за растениями. Формировать основы понимания необходимости бережного отношении к почве и ее обитателям и значения почвенных животных в природе. Воспитание бережного отношении к животным, правомочности их деления на вредных и полезных, красивых и некрасивых. Уход за домашними животными

Не предусмотрено

Не предусмотрено

Объект

Вода, воздух, камни, глина, песок

 Камни, песок, глина, почва, растения, животные

Вид деятельности

С основными занятиями ребята рисуют, читают, лепят, слушают музыку, смотрят слайды и видеофильмы, а также играют в предлагаемые им в каждом блоке, а то и по отдельным темам игры

Можно включать в игры, инсценировки, экскурсии

Разделы программ

Познаю мир, экология, развитие речи, рисование, лепка

Музыкальные занятия, развитие речи, познаем мир, экология и др.

Методика

В процессе общения учитель и ученик представляют из себя партнеров на пути изучения той или иной темы: оба могут задавать друг другу вопросы, искать на них ответы, формулировать правила поведения в быту и на природе, используя собственный опыт и наблюдения

На занятиях  всю работу выполняют с воспитателем. Работают в уголке экспериментирования в свободной игровой деятельности

Старший дошкольный возраст

(5-7 лет)

Цель

Продолжать расширять знания детей:- о воде. Водные растения, животные; их приспособленность к жизни в воде, использование воды человеком, вода в нашем доме, экономия воды;- о воздухе. Роль ветра в природе и жизни человека, волны, ураганы, бури. Воздух как среда обитании живых организмов, летающие животные;- о солнце-источник тепла и света и т.д.- о песке, глине, камнях:- о почве: верхний слой земли, ее роль;

- о растениях: связь растений с насекомыми. Влияние света, тепла и т.д.-животные, лес, человек и природа

Осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала.

основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоциональном взаимодействии с ней, элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ

Развитие в детях элементов экологического сознания.

Формирование и обобщение правил экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту. Эстетическое восприятие природы. Участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности

Воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним

Объект

Вода, воздух, солнце, камни, песок, глина, почва, растения, животные, человек и природа

Солнце, растения, животные, человек и природа и т.д.

Мир нерукотворный -  демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности

Я и природа, воздух, солнце, камни, глина, песок, почва, растения, животные, лес, человек и природа

Виды

Можно включать в игры, инсценировки, музыкальные занятия, литературные занятия и др. наблюдения в природе, экологические экскурсии и походы

Можно включать в игры, инсценировки, музыкальные занятия, развитие речи, познаем мир, экология и др.

Художественно-эстетической деятельности, экологии, познавательной деятельности

Методика

На занятиях в процессе экспериментирования ребенок (при помощи взрослого) выдвигает свою гипотезу, затем проверяет ее на практике и в заключение делает выводы, обобщает полученные результаты, сравнивает их со своими предположениями.

Занятия организовываются таким образом, чтобы дети могли, как можно чаще высказываться, актуализировать собственный опыт, предполагать, фантазировать.

Ребенок на занятии уже самостоятельно может сделать элементарное умозаключение, выдвинуть гипотезу.

Занятия организовываются таким образом, чтобы дети могли, как можно чаще высказываться, актуализировать собственный опыт, предполагать, фантазировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию "Детская опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС"

В данной программе определены цели и задачи, направленные на создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников,представлены используемые матер...

Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в старшей и подготовительной группах)

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его ...

Требования программы к организации детской опытно-экспериментальной деятельности.

Консультация отражает основные требования к организации детской опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с возрастом детей....

Рабочая программа дополнительного образования по опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста «Я умею!»

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирова...

АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ)

АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ)...

Рабочая программа кружка «Юный исследователь» опытно – экспериментальная деятельность в старших и подготовительных группах

Программа «Юный исследователь» разработана на основе программ И.Э.Куликовской и Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование» и программы С. Н. Николаевой «Юный эколог»...

Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в подготовительной группе)

Цель: формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность...