Педагогические технологии, применяемые в ДОУ.
материал на тему

Нигъматуллина Зульфия Галимзяновна

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskie_tehnologii_primenyaemye_v_dou.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ДОУ.

1. Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология- это вместе взятые формы, методы, способы, приёмов обучения, воспитательных средств;  (Б.Т.Лихачёв).

Основные требования  педагогической технологии:

Концептуальность – то есть опора на определенную научную концепцию.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы: - логикой процесса,  - взаимосвязью его частей,   - целостностью.

Управляемость – возможность планировать, диагностировать, с целью коррекции результатов.

Эффективность –  должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – , т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;  технологии проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технология портфолио дошкольника и воспитателя, игровая технология, технология «ТРИЗ» и др.

Здоровьесберегающие  технологии это всем известная технология, с которой мы каждый день работаем.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит: от типа дошкольного учреждения,  от продолжительности пребывания в нем детей,   от продолжительности пребывания в нем детей,  от программы, по которой работают педагоги, ·          конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагога,  показателей здоровья детей.

Выделяют  следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:                                                                                                                                         1.  медико-профилактические - сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами,  контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ

2.   физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);                                                                                                                  3.   обеспечения социально-психологического благополучия ребенка .,то есть, чтобы ребенок чувсвовал себя комфортно при общении со сверстниками и со взрослыми.

4.  здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов направленные на развитие культуры здоровья педагогов,  на развитие потребности к здоровому образу жизни;

5.  образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

6.  обучения здоровому образу жизни технологии использования физкультурных занятий,  самомассаж;  технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.

7.      К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды.

2. Технологии проектной деятельности

ЦельРазвитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Подробнее останавливаться на видах проектной деятельности я не буду т.к мы об отом на семинарах много раз уже говорили. скажу только  что мы в нашем детском саду несколько лет уже занимаемся проектной технологией единодушно отмечае, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников и их семей, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Вашему обозрению я предоставляю несколько наиболее удачных проектов, по которым мы работали.

Вот один из них: проектная работа .Тема: «Я хочу дружить с огнём»

Мы увидели проблемную ситуацию: любопытство детей часто ставят их перед реальными опасностями. С каждым годом возрастает число пострадавших детей от пожара, которые происходят по их вине. в рамках этого проекта мы провели непосредственно образ. деятельности.: «знакомство с профессией пожарного, куда пригласили ветерана МЧС ________________ , комплексное занятие –«Рисование отгадок на загадки», «Огонь добрый, огонь злой», провели много бесед : « Почему огонь полезен и опасен?», « Эти предметы таят в себе опасность», «Спички детям не игрушка»

Также провели много подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр на эту тему.

В конце совместно с родителями изготовили альбом из рисунков детей, выпустили стенгазету.

И .в самом конце совместно с командой Дубъязской пожарной части провели открытое мероприятие :»Огонь друг, огонь-враг» . Где после мероприятия со всей группой сфотографировались на пожарной машине. Э то очень надолго запомнилось ребятам. И мы надеемся , что по их вине никогда не случится пожар.А в случае обнаружения пожара они будут правильно действовать.

3. Технология исследовательской деятельности и технология ТРИЗ – об этом вам подробно рассказала и показала на деле воспитательница старшей группы Шарипова Энже

4.Информационно-коммуникационные технологии                                                                           Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.):

Преимущества компьютера:

  • предъявление информации на экране компьютера предъявляется в игровой форме , что вызывает у детей огромный интерес;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • обладает стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
  • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

В нашем детском саду также все воспитатели , как вы уже увидели активно исползуют ИКТ  в образовательном процессе. Во вех группах есть ноотбуки , проекторы , экраны, подключен wi-fi .В работе с родителями предлагают сайты наиболее интересные детям и родителям. Делятся информацией с родителями через группу в WhatsApp .

Но также бывают ошибки при использовании нформационно-коммуникационных  технологий:

  • Недостаточная методическая подготовленность педагога
  • Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
  • Бесплановость, случайность применения ИКТ.
  • Перегруженность занятия демонстрацией.

5      Личностно - ориентированная технология.

Раньше  в детсадах ребенка обучали все делать в коллективе: коллективно обучались,  в коллективе играли . А сейчас по новым стандартам

ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

·         гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

В нашем садике данная технология тоже хорошо реализуется , много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий.  Музыкальный и физкультурный залы, помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.

·         Технология сотрудничества реализует принцип демократизации - «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы  «От рождения до школы». по которой мы работаем.

6.Технология портфолио дошкольника

Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов  заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио Портфолио можно заполнять как в детском саду так и дома Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье.

.Вашему вниманию предлагаем портфолио  Аяза, которое заняло призовое место в конкурсе.

7. Технология «Портфолио педагога»

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности  и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога. На конкурс «Воспитатель года» наш логопед Усманова Эльвира отправила свое портфолио . И была признана комиссией одним из лучших. .Вашему обозрению также предлагаем это портфолио.

·

Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.

8. Игровая технология

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

.

Заключение: новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии,. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные здоровьесберегающие педагогические технологии, применяемые в МКДОУ Бутурлиновский детский сад№10

Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашем МКДОУ- это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры, или культуры здоровья детей. Цель этих технологий - становление осозн...

Современные педагогические технологии применяемые в ДОУ

Работа, поможет педагогам разобраться и применять различные технологии напрактике с детьми....

Анализ современных педагогических технологий, применяемых в МБДОУ « Детский сад общеразвивающего вида № 173».

Главная задача современной образовательной практики в МБДОУ №173 - развитие личности ребенка в деятельности. В связи с этим в практической работе педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, в...

Педагогические технологии применяемые в ДОУ.

Педагогические технологии применяемые в ДОУ.Педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образователь...

статья "Педагогические технологии, применяемые в ДОУ"

Педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, приводящий всегда к дости...

Педагогические технологии применяемые в ДОУ.

Педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психоло...

Педагогические технологии, применяемые при работе с детьми, обучающимися в школе VIII вида, в условиях индивидуального обучения

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются коррекционно- развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании....