Аналитическая справка паспорта групп, логопедического кабинета, музыкального зала (оборудование для физического развития) МКДОУ детский сад №196 комбинированного вида «Подснежник» г. Новосибирск Составила ст.воспитатель Саранова Е.А. сентябрь 2017 г.
статья на тему

Саранова Елена Анатольевна

Предметно-пространственная развивающая среда в ДО организованна   с учетом требований ФГОС, Законом об образовании в Российской Федерации, СанПиН 2.4.1.3049-13.

 

Цель:

   Организовать многофункциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении, во всех возрастных группах.

Задачи:

  Групповые помещение условно подразделяется на три сектора (активный, спокойный, рабочий), что позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка паспорта групп, логопедического кабинета, музыкального зала (оборудование для физического развития)

МКДОУ детский сад №196 комбинированного вида «Подснежник»

г. Новосибирск

Составила ст.воспитатель     Саранова Е.А.

сентябрь 2017 г.

         В ДОУ функционируют 12 групп из них:

-логопедические группы №1,2

-ясельные группы №3, 6

-1я младшая №12

-2я младшая №7

-средняя №5,8,4,10

-старшая № 11

-разновозрастная группа круглосуточного пребывания № 9

Предметно-пространственная развивающая среда в ДО организованна   с учетом требований ФГОС, Законом об образовании в Российской Федерации, СанПиН 2.4.1.3049-13.

Цель: 

   Организовать многофункциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении, во всех возрастных группах.

Задачи:

  Групповые помещение условно подразделяется на три сектора (активный, спокойный, рабочий), что позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.

Включающие следующие активные центры:

«Мы играем»

«Музыкальный уголок»

«Уголок художественного творчества»

«Театральный уголок»

Центр природы»

«Центр безопасности»

«Центр книги»

«Дидактические игры»

«Центр речевого развития»

«Центр эксперементировая»

Во всех группах имеются спальные комнаты, оснащенные отдельными спальными местами на каждого ребенка. Самую большую площадь занимает активный сектор, который включает в себя: «Центр двигательной активности», «Центр театра и музыки», «Центр игры», «Центр конструирования», «Центр дежурства»,

Спокойный сектор включает: «Центр грамотности и книги», «Центр дидактических игр», «Центр природы».

         В рабочем секторе размещено оборудование для организации совместной и регламентированной деятельности (центр «Мы познаём мир», «Центр творчества», «Центр экспериментирования», «Логопедический уголок - говорим правильно»)

В приемной группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, доска для детского творчества.

При входе в группы есть уголок творческих работ, где в конце дня дети совместно с родителями могут порадоваться своим достижениями.

     При организации предметно- развивающей пространства  учитывались принципы построения развивающей среды:

      Содержательность и насыщенность - в РППС присутствуют средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей. Экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.      

       Содержательность и насыщенность пространства соответствует и меняться в зависимости от возрастных особенностей и потребностей детей, а так же периода обучения, образовательной программы и лексической темы или темы проекта. Например, с введением в образовательный процесс новой лексической темы меняется и содержание развивающего пространства. в уголок творчества подбираются доступные для детей схемы лепки и изготовления поделок, в книжный уголок – соответствующая литература, в уголок познания – дидактические и настольные игры и т. д. ППРС имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Среда не только развивающая, но и развивающаяся.

Трансформируемость –  обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей. Трансформируемость  выражается в таких предметах как скакалки, кегли, верёвки, которые могут быть разделителями пространства.

       Присутствуют полифункциональные предметы: жёлтый мячик может превратиться в яблоко, красный мячик – в помидор и т. д.

«Центр природы» содержит в себе: различные виды комнатных растений (бегония, фиалка, фикус, хлорофитум), на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения; инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют:

• серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир»,

• набор «домашние и дикие животные»

         Центр экспериментирования представлен многообразием коллекций (почва, песок, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности:

• набор для экспериментирования с водой (плавающие и тонущие игрушки и предметы: губки, дощечки, предметы из пластмассы, дерева, резины, металла)

• набор для экспериментирования с песком (формочки, совочки, грабельки, ведёрки)

Деятельность в данном центре осуществляется под руководством воспитателя. Стеклянный материал размещён в закрытом контейнере, а пластмассовый на открытых полках и предназначен для самостоятельного пользования детьми. Центр расположен в непосредственной близости от «Центра природы»

Оформлены макеты (домашние и дикие животные)

      Строительный уголки сосредоточены на одном месте , занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещать в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально.  Воспитанники самостоятельны при реализации своих замыслов используют схемы построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами.

• настольный конструктор (мелкий)

     В группе есть игры, которые интересны в первую очередь, мальчикам. Это «Уголок безопасного дорожного движения». Он оснащен необходимыми ролевыми атрибутами и материалами для закрепления правил дорожного движения. Так же он содержит:

-организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;

-создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников;

-комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним;

-содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной ППРС;

-приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

      Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

       ДОУ посещаю 323 воспитанника, от 1года 6 месяцев до 7 лет.

Информационная справка о приемных помещениях:

Во всех возрастных группах приемные оснащены:

-информационный стенд для родителей.

-советы воспитателя/психолога/

-информационный стенд /с названием каждой группы/

-расписание непосредственно образовательной деятельности

-индивидуальные шкафчики для переодевания детей.

-полка для уличной обуви детей.

-шкаф для верхней одежды воспитателей.

       Расположена информация для родителей, чем дети занимались в течение дня, рассмотреть их творческие работы, проследить, как ребенок справился с заданиями в прописи. Стенд обновляется ежедневно.

        В  развивающей среде существует уютное место для отдыха, уголок уединения и релаксации. Здесь ребёнок может отдохнуть. Пространство уголков уединения также трансформируется детьми в какую- либо сюжетно ролевую игру.

      Одним из способов уединения является волшебная шапка- невидимка.

Полифункциональность - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности.

      В уголке природы присутствует природный материал, который полифункционален, дети могут использовать его как дополнительный материал при лепке, для развития мелкой моторики, ну а так же как любой предмет.

• дидактические игры экологической направленности,

• муляжи овощей и фруктов,

• семена цветочных растений,

• иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растения,

• иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод)

• иллюстрации животных, насекомых, птиц, овощей, фруктов.

• иллюстрации взаимодействия живых организмов в сообществах,состава сообществ (водоёма, леса, луга)

• схемы, изображающие цепи питания.

         Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды, дневники наблюдений, схемы по уходу за растениями. Оформлены макеты леса и огорода.

• лупа,

• мензурки,

• мерные стаканчики,

• лейки,

• песочные часы

• ёмкости для измерения, пересыпания, хранения

• трубочки для продувания

• волшебный мешочек

• подносы

• мыльные пузыри

• леечки, брызгалки

Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.

• конструкторы разного размера

• образцы построек различной сложности

• мелкие игрушки, наборы солдатиков, фигурки домашних и диких животных.

• макеты домов

• напольный пластмассовый конструктор

• машинки, светофор

• разные виды мозаики

• лего

           Ребята всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.

          При создании ППРС  учитывалась гендерная специфика .Обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

• макет проезжей части

• макет светофора, дорожных знаков

• иллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты опасные ситуации

• наглядно-дидактические пособия

• иллюстрации по ОБЖ

          Подобраны игры по правилам дорожного движения и безопасному поведению.

В игровом центре каждый ребёнок может самостоятельно заняться любимой игрой. Для мальчиков это различные конструкторы, набор солдатиков, военные фуражки, разные виды и размеры машинок.

         Игровой материал помещен в контейнеры с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства.

        Центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками,- макет. Он содействует общему развитию дошкольников, раскрывает творческие способности, подчёркивает индивидуальность

Со второй половины года атрибуты для игр не выставляются, а хранятся в специальных контейнерах. На каждом контейнере наклеена картинка - маркировка. Дети самостоятельно подбирают атрибуты.

Рядом с царством кукол – театр Сказок и уголок ряжения, способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления.

Играя в театр, дети объединяются интересной идеей и демонстрируют неожиданные грани своего характера.

Здесь в свободное время ребята рисуют, лепят, вырезают и мастерят.

• бумага разной формы и цвета

• картон,

• трафареты,

• краски, гуашь

• кисти,

• клей,

• цветные и простые карандаши, фломастеры

• раскраски для девочек и мальчиков

• пластилин

• палитра

• цветные и восковые мелки

• дощечки для лепки

• ёмкости для промывания ворса кисти от краски

• заготовки для рисования, вырезанные в какой-либо форме

• наборы цветной бумаги

• дымковская игрушка

• филимоновская народная игрушка

• хохлома

• городецкая роспись

• гжель

            Рядом с уголком творчества размещен книжный уголок, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации.

Все книги и иллюстрации обновляются по мере прохождения материала. Один раз в 3 месяца проводится тематическая выставка произведений какого либо автора, вывешивается его портрет, детей знакомят с его творчеством.

           Спортивный уголок необходимо обеспечить игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности.

• мячи разных размеров по количеству детей

• обручи

• ленточки

• кегли

• мешочки для метания

• скакалки

• шарики пластмассовые

• дорожки массажные

• тоннель

• косички

• иллюстрации с видами спорта

• ростомер

Данный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

                 Патриотический уголок способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, города. Поможет попутешествовать с детьми по родной стране, познакомиться с окружающим миром, символикой родного края, узнать на что дошкольник имеет право.

• государственная символика родного города и России,

• портрет президента нашей страны,

• флаг России,

• фотографии нашего города,

• карта  Российской Федерации

          Уголок дидактических игр периодически обогащается новыми играми, пособиями, красочным материалом. В игровом центре размещены настольные, дидактические игры, пазлы в соответствии с возрастом и интересами детей.

Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений  создан уголок сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений.

                   Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами.

• музыкальные инструменты (металлофон, маракасы, бубны, колокольчики, дудочки, свистульки, погремушки, ложки)

• иллюстрации музыкальных инструментов

• портреты композиторов

• музыкально-дидактические игры

• музыкальный центр,

• микрофоны

• коллекция дисков со сказками

• карточки разных эмоций

            Весёлые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений используем во время режимных моментов.

            В детском саду создана имитация русской избы.

Народная игрушка привлекает внимание своей простотой. В ней нет ничего лишнего. Ребёнок сам силой своего воображения и фантазии наполняет игрушку тем или иным духовным содержанием. Кроме того, это наша история. Поэтому у каждого малыша должны быть в коллекции русские народные игрушки, картинки с их изображением и понятие о том, что это такое.

Мы стараемся использовать современные информационно-технические технологии в учебно-воспитательном процессе. Дети с удовольствием работают на таких занятиях, активно включаются в выполнение заданий, так как технические средства позволяют включать в процесс воспитания и звук, и действие, и мультипликацию, что повышает интерес и внимание детей.

Все игрушки и игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.

     Главой задачей воспитания дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

     Уголки  «Пожарная безопасность для детей»,  «Будьте осторожны на дорогах» оснащены макетами дорог, светофоров, дидактическими играми.

      Девочки мечтают стать хорошими хозяйками и артистами, модницами. В игровом центре для них: сумочки, коробочки с украшениями, куклы, наборы для сюжетно-ролевых игр «больница», «парикмахерская», «магазин», «школа», «семья». В кукольном уголке любят играть наши девочки, ведь они будущие хозяйки и мамы, им надо многому научиться: приготовить обед, перепеленать.

     Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).

      Уголку творчества выделено отдельное самое светлое место в группе.

В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации

Большинство из перечисленных материалов размещено в специальном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ. Наглядно-дидактические пособия, серия «Мир в картинках» выставляются в соответствии с изучаемой темой:

Одним из любимых элементов группы у детей является мобиль, с помощью которого ребята закрепляют представление о временах года и праздниках.

          Родители внесли огромный вклад в оснащение групп - изготовили большое количество нестандартного оборудования. Ребята нашей группы с большим интересом занимаются с ним.

Спортивный уголок содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное, изготовленное руками педагога и родителей:

• атрибутика к подвижным играм (шапочки, медальоны)

• «кирпичики» для перешагивания

• игра «рыбалка»

• игра «ловушки»

• игра «Поймай паучка»

В центре размещены материалы:

• альбом для закрашивания «Любушка»,

• иллюстрации «Народы России»

• альбом «Моя маленькая родина»

Содержание материалов в данном центре обновляется в зависимости от календарных дат и изучаемых на данный момент тем. Центр расположен вдали от «Центра игры»

Он наполнен играми, раскрасками, фотографиями по теме «Наш город»

       Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Этому способствуют:

• в аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора

     Коллекции игрушек располагаются на полках в групповой комнате. Большая часть экспонатов была куплена на выставке художественных промыслов, часть экспонатов подарена семьями воспитанников, некоторые игрушки изготовлены воспитателем и детьми.

       Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства в группе есть центр дежурства, где дети сами видят, кто дежурный. В данном центре имеются специальные фартуки и колпачки для дежурства, набор принадлежностей для дежурных

        В группе обеспечен свободный доступ воспитанникам к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; материал на уровне глаз детей и вытянутой руки.

И конечно, нельзя не сказать о безопасности предметно-пространственной среды. Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. С целью приближения обстановки дошкольного учреждения к домашней активно используются ковровые покрытия. Поглощая звук, они создают благоприятные возможности для восприятия естественных звуков (ветра, дождя, голосов птиц и др.)

В группе ежедневно по утверждённому графику функционирует бактерицидный облучатель. Вся мебель в группе изготовлена из безопасных сертифицированных материалов, дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов, мебель закреплена, игрушки не сломанные.

Игра - основной вид деятельности дошкольника, развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа инструктора по физической культуре МКДОУ детский сад №466 комбинированного вида

Рабочая программа по физической культуре составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность ДОУ:Законом «Об образовании в Российской Федерации», №...