Формирование тьторской позиции педагога.
методическая разработка на тему

Романова Ирина Владиславовна

В помощь старшему воспитателю ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_tyutorskoy_pozitsii_pedagoga.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Система методической работы

дошкольного образовательного учреждения

по формированию тьюторской позиции педагога

В современной науке и практике все большее признание приобретает концепция педагогического процесса, предусматривающего взаимно направленное взаимодействие участников коммуникации. В процессе любого социально-коммуникативного взаимодействия, к которому относится и педагогический процесс, происходит акт человеческой коммуникации как необходимое для осуществления какой-либо совместной деятельности воздействие на собеседника. Воздействие одного человека на другого опирается на три модели: 1) объектную (императивное воздействие);   2) субъектную (манипулятивное воздействие); 3) субъект - субъектную (развивающее воздействие).  Подчеркнем, что мы рассматриваем коммуникацию в профессиональном педагогическом общении только как субъект - субъектный процесс [2].

Отличительной особенностью Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к обеспечению психолого-педагогических условий развития детей дошкольного возраста является совместное согласованное взаимодействие окружающих его взрослых, поэтому важным направлением методической работы с кадрами в образовательном учреждении становится поиск рациональных форм и способов общения педагогов, детей и родителей.

Ведущей стратегией речевого поведения педагога в тьюторской позиции по отношению к собеседнику является диалог, а коммуникативную направленность его профессиональной речевой личности, по нашему мнению,  отличает:

-  стремление   к двусторонним субъект - субъектным отношениям с адресатом, отказ от авторитарного стиля речевого поведения, которому свойственно субъект - объектные отношения;

- стремление  к достижению коммуникативного согласия, принятие взаимоприемлемых решений, направленных на общее благо;

- стремление к  гармонизирующему  диалогу, на  основе  учета,  как общих закономерностей общения, так и индивидуальных особенностей адресата речи.

Специфика общения педагога, прежде всего, проявляется в частотности ситуаций диалога в профессиональном взаимодействии. Исследования, проведенные отечественными учеными [5],[1],[4], посвященные изучению психологических характеристик личности позволил установить типологическое разнообразие направленности в общении.  Результаты проведенных исследований убеждают в правильности нашего тезиса о том, что  ценностное отношение профессиональной речевой личности    к  общению  и  партнеру  по  общению определяет выбор стратегий и тактик ее речевого поведения. Так, для диалогической направленности в общении характерен демократический стиль педагогического общения (мы считаем его основной характеристикой тьюторской позиции педагога), а для авторитарного стиля педагогического общения (когда педагог находится в позиции обучающего – то есть в роли учителя)   свойственны признаки манипулятивной направленности в общении.

        Цель работы дошкольного образовательного учреждения стоит в гармонизации отношений взрослых для создания благоприятных условий развития ребенка-дошкольника, поэтому доминирующей установкой в речевом поведении педагога по отношению к участникам общения в условиях ДОУ является способность к кооперации. Соответственно, наша методическая работа по формированию у воспитателей тьюторских компетенций строилась с учетом типологии языковой личности по наличию этой способности: конфликтный тип, центрированный тип, кооперативный тип [4].

Языковые личности взрослого и ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения сосуществуют, развиваются и совершенствуются в системе отношений ребенок-ребенок, взрослый-взрослый, взрослый-ребенок. Система нашей методической работы [3] была направлена на становление и развитие языковой личности всех участников педагогического процесса в ДОУ и схематично представлена на рисунке.

Рисунок 1

Схема

  становления языковой личности

участников педагогического процесса в системе дошкольного образования

                 

 

         

                                                       

В целях активизации тьюторской позиции воспитателей к процессу развития языковой личности ребенка дошкольного возраста нами была разработана и внедрена в практику методической работы ДОУ комплексная программа, содержательные характеристики которой представлены в Таблице 1.   Программа строилась с  учетом  основных  принципов  и положений гуманистической педагогики и психологии, проводилась в течение двух лет  и проходила в  три этапа.

                                                                                         Таблица 1.

Содержание

Принципы, методы, формы

Результат

Этап первый

Знакомство с техниками тьюторского сопровождения в системе   образования  

Принципы: индивидуализации, открытости,

субъектности, рефлексивности, сотрудничества, самоактуализации

Методы:

дискуссии, анализ ситуаций

Формы:

тренинг,    семинар-практикум

Освоение технологии тьюторского сопровождения, овладение основными моделями и техниками тьюторского сопровождения

Этап второй

Разработка и реализация индивидуальной программы педагога, направленной на становление тьюторской позиции

Принципы: диалогизма, непрерывности и комплексности

Методы:

дискуссии, анализ ситуаций общения

Формы:

беседы, тренинги

Социально-психологическая адаптация к новым условиям работы и смены педагогической позиции, построение программ профессионально-личностного развития

Этап третий

Тьюторское сопровождение разработки и реализации воспитателями программ профессионально-личностного развития, организация и проведение образовательных событий

Принципы: доверия, поддержки, сотрудничества, свободы выбора

Методы:

беседы, дискуссии, метод примера и др.

Формы:

деловая и ролевая игра, консультации

Реализация воспитателями профессиональных интересов и намерений, овладение теоретическими знаниями и приобретение практического опыта исследовательно-проектной и рефлексивной деятельности

      На  всех  этапах   наряду   с   погружением   в   концепцию тьюторской деятельности актуализировались  личные  проблемы  и  затруднения  педагогов  в профессиональном общении; применялись открытые образовательные технологии тьюторского сопровождения (метод «портфолио», кейс-технология, педагогическое проектирование и т.п.); создавалась  доверительная творческая атмосфера и поддерживался благоприятный морально-психологический климат  в коллективе. Выбор форм, методов, технологий зависел от личностных возможностей и профессиональных интересов старших воспитателей ДОУ, внедряющих данную программу  в практику работы с педагогами.

Кратко остановимся на результатах каждого этапа работы.

На начальном этапе работы с педагогами  результатом деятельности старшего воспитателя является:  выявление специфики имеющихся трудностей (барьеры, установки, нежелание и т.п.); составление базы данных о коммуникативно-речевых умениях воспитателей; организация наставничества опытных педагогов для молодых специалистов.

На этапе планирования работы с педагогами – определение цели самообразования педагогов и необходимой методической помощи; разработка индивидуальных образовательных маршрутов развития педагогов в процессе методических мероприятий ДОУ.

На этапе реализации работы с педагогами: создание условий для творческой атмосферы и благоприятного морально-психологического климата в коллективе; оптимизация среды и расширение образовательного пространства совершенствования коммуникативно-речевых умений педагогов; оказание индивидуальной методической помощи педагогам.

На контрольном этапе результат работы старшего воспитателя - это определение  осознанности педагогом актуальных (важных, необходимых)   коммуникативно-речевых умений по личным наблюдениям за процессом реального общения с участниками педагогического процесса.

Результативность методической помощи педагогу на наш взгляд зависит от точности формулировки вопросов, касающихся построения и реализации его индивидуального образовательного маршрута. Представим эту взаимозависимость  в виде таблицы.                                                                                 

Таблица 2.

 Модель сопровождения индивидуального образовательного маршрута

 

Структурные

       компоненты              

            деятельности                      

                      тьютора

Этапы

тьюторского  

действия

 

(по Е.А. Волошиной)

Постановка вопроса

Направление действий

Рабочая задача

 

Возможный

продукт взаимодействия

  1. Обнаружение интереса

Что мне интересно?

Какова моя цель? Каким я вижу свое будущее? 

Предмет    

выявление

познавательного интереса  

формулировка образовательного запроса -

«опредмечивание» интереса

  1. Оформление образова-тельного запроса

Что мне нужно для этого нужно?

Среда

обогащение содержания образовательного пространства

создание средовых условий

для углубления интереса

  1. Создание «инфраструк-туры развития»

Как я могу это сделать?

Событие

совместное приобретение нового опыта

Освоение способов эффективной деятельности  и переходу к истинному вопросу по реализации своего познавательного интереса

  1. Выявление ситуации продуктив-ного действия

Какие еще есть возможные пути достижения моей цели?

Движение (мониторинг)

обеспечение автономности в обучении и образовании

проявление инициативного и рефлексивного отношения к собственному образованию при анализе возможных источников и методов работы с ними  

  1. Определение направлений дальнейшего образователь-ного движения

Каков будет результат моей деятельности?

Как я определю, что цель достигнута?

Программа

создание новых образовательных пространств и пространств индивидуализации

развитие социальной и коммуникативной компетентностей по   векторам тьюторского действия: социальному, культурно-предметному и антропологическому

  1. Открытие нового пространства возможнос-тей

Хочу ли я достижения этой цели?

Могу ли я двигаться дальше?

Карта достижений

проектирование образовательного результата  в виде расширения вопроса  

проявление устойчивого интереса к процессу саморазвития

        Главным результатом нашей работы мы считаем профессиональный рост речевой личности педагога ДОУ, который сопровождается расширением сферы его профессиональной активности, например,  участие в семинарах и конференциях разного уровня (на уровне ДОУ, района, города, республики и т.п.).

        Процесс самоактуализации  имеющихся коммуникативно-речевых умений как основного ресурса профессиональной речевой личности и самоопределение уровня своего профессионализма в организации диалогового взаимодействия с участниками педагогического процесса способствуют становлению субъектности педагога по отношению к своему образованию и развитию способности к рефлексии собственного образовательного движения. В комплексе с навыками самоорганизации  эти процессы ведут профессиональную речевую личность к саморазвитию и установлению диалогических отношений  с участниками педагогического процесса, свойственных особой в педагогическом взаимодействии тьюторской позиции.

Использованная литература:

  1. Габдулина Л.И. Взаимосвязь направленности педагогов в общении и их ценностно-смысловых отношений // Психол. вести. РГУ. Вып. 2. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов.-1997.
  2. Романова И.В. Речевая культура воспитателя. Народная школа  («Халặх шкулĕ»). - 2007. - № 2-3. С. 72-75.
  3. Романова И.В. Система методической работы с педагогами. Дошкольное воспитание.- 2011. - № 3. С. 97-107.
  4. Романова И.В. Тактики речевого поведения воспитателя в кризисных ситуациях педагогического общения / под ред. З.И. Курцевой. – Чебоксары: ЦДИП «INet», 2014. С.45.
  5. Рюмшина Л.И. К вопросу о методах экзистенциальногуманистических исследований личности // Психол. вестн. РГУ. Вып. 3. Ростовн/Д.: Издво Ростов. унта, 1988. С. 507-510.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные формы работы с семьей, как средство формирования активной позиции родителей в развитии игровой деятельности детей»

О создании семейного клуба, как нетрадиционной форме взаимодействия родителей и дошкольного учреждения...

Современные подходы к формированию гражданской позиции детей дошкольного возраста

Выступление "Современные подходы к формированию гражданской позиции детей дошкольного возраста" для воспитателей ДОУ...

Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем вз...

Фасилитация как способ формирования инновационной позиции педагога.

Термин «фасилитатор» широко употребляется в англоязычном мире, но пока что малоизвестен в России. Например, ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitator...

рецензия на проект "Формирование субъектной позиции родителей в триаде "педагог-ребенок-родитель"

Рецензия на проект кандидата психологических наук, руководителя городского методического объединения педагогов-психологов образователных учреждений ЗАТО Северск Садиевой М.С....

«Формирование субъектной позиции родителей в триаде «педагог – родитель –ребёнок» в условиях ДОУ»

Проект, в котором подробно прописаны условия и технология формирования субъектной позиции у родителей воспитанников...

Консультация для педагогов на тему «Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС»

Одним из условий реализации системы патриотического воспитания в ДОУ является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. Необходимо со...