«Формирование субъектной позиции родителей в триаде «педагог – родитель –ребёнок» в условиях ДОУ»
проект

Проект, в котором подробно прописаны условия и технология формирования субъектной позиции у родителей воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_formirovanie_subektnoy_pozitsii_u_roditeley.docx31.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №45»

Проект

«Формирование субъектной позиции родителей

в триаде «педагог – родитель – ребёнок»»

База реализации проекта:

Родители и воспитанники группы ДОУ (55 человек – детей, педагогов, родителей)

Авторы проекта:

педагоги МБДОУ «ЦРР – детский сад №45»

воспитатели группы №4 Киваева Н.Н., Кукинова А.А.,

руководитель физического воспитания Плачкова Я.А.,

педагог-психолог Толмачева Ю.В..

Сроки реализации проекта:

начало: сентябрь 2010г.

окончание: май 2015г.

Северск – 2015

Пояснительная записка.

Современная семья продолжает оставаться важнейшим институтом воспитания и развития детей дошкольного возраста. Пункт 1 ст. 44 Закона РФ «Об образовании» гласит, что родители являются первыми педагогами и обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в дошкольном возрасте.

ФГОС ДО ориентирует перестраивать отношения внутри образовательного процесса с учётом субъектной позиции педагога, ребёнка и родителей (законных представителей): создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности  (п.3.1.), обеспечивать поддержку родителей в воспитании детей, охране и укреплению их здоровья (3.2.1.), вовлечения семьи непосредственно в образовательную деятельность, в т.ч. создания образовательных проектов совместно с семьями на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (п.3.2.5).

В основе концептуальных положений данного проекта, его научной психолого-педагогической основы – фундаментальные зарубежные и отечественные психолого-педагогические исследования в области традиционных форм сотрудничества с родителями (К.Г.Юнга,Э. Эриксона, Л.С.Выгодского и др.). В научных трудах российских психологов (Е.О. Смирновой, М.И.Лисиной и др.) отмечается, что взрослый (особенно «значимый» – родитель)  выступает для ребёнка не только как носитель средств и способов деятельности, но и как живое олицетворение тех мотивационных и смысловых уровней, которыми ребёнок ещё не владеет, но на которые он может подняться с помощью взрослых. Способ же передачи смысловых уровней, по Е.О.Смирновой, имеет «свою специфику: здесь невозможно прямое усвоение или подражание.  В этой сфере действуют другие механизмы: вовлечение, заражение, которые требуют не только «активности присвоения» со стороны ребёнка, но и «активной отдачи» со стороны взрослого, т.е. его (родителя)  субъективной включённости».

Поэтому, говоря о формировании у детей смысловых уровней всех линий воспитания (экологического, патриотического, нравственно-моральных установок, здоровьесбережения и др.) необходимо прорабатывать направление по активизации субъективной включенности в образовательный процесс именно родителей, как «значимых» для ребёнка взрослых.

Постановка проблемы.

Сегодня направление «работа с родителями»  расширяет свой спектр задач. Детский сад не только информирует родителей о жизни ребёнка в детском саду, но и стремится вывести взрослых членов семьи на новый уровень  позиции «осознанного родительства» как  активных участников образовательного процесса своего ребёнка в сотрудничестве с ДОУ. Родитель  встаёт на позиции не только заказчика образовательных услуг, но и активного субъекта: инициирует  и осуществляет практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание … и добивается необходимых результатов (А.В. Брушлинский). 

Не смотря на то, что практика дошкольного образования в России имеет большой арсенал разнообразных форм работы с родителями, педагоги-практики продолжают сталкиваться со многими трудностями. В реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определённая дисгармония,  определяющая ряд проблем:

1. «Я работаю, у меня нет времени и специальных знаний заниматься воспитанием», - это мнение можно услышать и сегодня. Долгие годы государство выдвигало на первый план производственные и общественные задачи, таким образом, оттеснив родителей не только от воспитания своих детей, но и от ответственности за них, переложив целиком воспитание детей на общество.

2. Неразрешимые пока противоречия между семейными и производственными обязанностями женщины снижают статус матери, а отцовство, как важнейший институт социализации, фактически погублен.

3. Родители и педагоги часто  чувствуют себя не единомышленниками, а, скорее, оппонентами, не всегда понимающими друг друга. Например, воспитатели пытаются подвести родителей к пониманию важности   познавательной  деятельности ребёнка в детском саду, а родительский интерес сводится к элементарным потребностям «Что поел? Как поспал?».

4. Родители отторгают информацию педагогов, потому что придерживаются принципа  «Я всё знаю сам, меня учить не надо», не воспринимают советов, не считая многие вопросы проблемными; либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание на проблеме, постоянно находятся в  состоянии повышенной тревожности.

5. Подорвано доверие к воспитателю: родители не удовлетворены, как образовывают и  воспитывают детей в детском саду, придерживаясь позиции «стороннего или критического наблюдателя».

6. Если каким-либо образом родители и участвуют в мероприятиях ДОУ, то эта инициатива проистекает зачастую только от сотрудников детского сада. Родителей приходится уговаривать, убеждать.

Таким образом, на сегодняшний день поиск  путей решения выше указанных проблем  до сих пор является актуальной задачей дошкольного образования.

Актуальность

        Анализ  как традиционных, так и новых практик, современной научно-практической и методической литературы, наш собственный опыт  в направлении работы с родителями показал, что наиболее действенными являются активные формы вовлечения родителей в образовательный процесс, которые предполагают не пассивно-зрительское, а непосредственно деятельностное участие их в образовательных событиях.

        Актуальной особенностью нашего проекта является осуществление всех форм работы с родителями на основе  деятельностного подхода. Представленные формы работы раскрепощают взрослых, сплачивают ДОУ и семью, позволяют проявлять и поддерживать инициативу друг друга. При этом будут разумно сочетаться субъект-объектные и субъект-субъектные отношения. Те отношения, которые формируют «педагогику сотрудничества», или то, что называют «диалоговым обучением».

Таким образом, считаем, что в свете реализации ФГОС ДО проект является новым, актуальным и действенным. Новизна  нашего проекта будет выражаться в создании обучающих тренингов для родителей, совместных праздников и других мероприятий с применением АМО (активных методов обучения) в области развития экологических знаний, двигательной активности детей с участием и помощью родителей, психологической поддержки детей их родителями при совместном совладании с трудными ситуациями.

В отличие от многих разработок данный проект будет являться долгосрочным, захватывать временной диапазон длительностью в пять лет и сопровождать детей и их семьи от первой младшей группы до подготовительной.

Проект может быть использован другими педагогами для построения единого образовательного пространства,  позволит решить многие проблемы взаимодействия ДОУ и семьи, повысить качество образовательного процесса. Оставляет возможность педагогам творчески подойти к материалу и использовать другие временные рамки.

Гипотеза.

Субъектная позиция родителей в триаде «педагог-родитель-ребёнок» будет сформирована  при наличии следующих условий:

- высокая мотивация педагогов;

- планомерная и целенаправленная работа по вовлечению семьи в «жизнь» ДОУ и сближение с интересами семьи;

- формирование традиций группы в совместной досуговой деятельности;

- побуждение и поощрение родительской активности и поддержка их инициативы.

Объект проекта

Процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса в триаде «педагог-родитель-ребёнок».

Предмет проекта

Деятельностная активность родителей в образовательном пространстве ДОУ и их субъектная позиция.

Постановка цели, задач проекта.

Цель

Формирование субъектной позиции родителей в триаде «педагог – родители – ребёнок».

Задачи

  • Способствовать формированию осознанной родительской позиции к воспитанию ребёнка в ДОУ через активные методы деятельностного подхода.
  • Расширять круг совместных интересов ДОУ и семьи в физическом воспитании, экологической культуры, художественно-творческой деятельности.
  • Формировать традиции группы в совместной досуговой деятельности.
  • Поощрять родительскую активность и поддерживать  их инициативу.
  • Способствовать созданию единого развивающего пространства для детей в ДОУ и в семье.

Этапы реализации проекта.

Проект реализовывался в три этапа: 1 этап – подготовительный  (август 2010 г.), 2 этап – реализация  (сентябрь 2010г – май 2015г.), 3 этап – подведение итогов (август 2015 г.) (см. Приложение №1).

Ресурсная обеспеченность проекта.

  • Материально- технические: помещения группы и ДОУ, площадки социальных партнёров, мультимедийные средства, ТСО, пространственная  предметно-развивающая среда, соответствующая задачам проекта.
  • Кадровые: воспитатели, специалисты ДОУ (руководитель физического воспитания, педагог-психолог).
  • Информационные: источники информации (методические пособия и справочная литература, интернет-ресурсы).
  • Нормативно-правовые: Лицензия на право ведения образовательной деятльности; Закон РФ от 10.07.1992г. №32661 «Об образовании»; Типовое положение «Об общеобразовательном учреждении», утв. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 №666; Типовое положение «Об общеобразовательном учреждении», утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196; Типовое положение «Об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 №1204; Устав МБДОУ.

         Родительский договор.

  • Финансовые: предусматривается только на стадии реализации, ограничивается оплатой труда разработчиков-участников проекта согласно «Положению о распределении дополнительного фонда оплаты труда по факту проведения мероприятий».
  • Психолого-педагогическое сопровождение: педагог-психолог осуществляет обоснование выбора методов и форм работы с детьми и родителями с учётом индивидуальных и возрастных особенностей; сопровождает процесс реализации проекта; является координатором «Родительского клуба».
  • Управление реализацией проекта: общее координирование осуществляется руководителем проекта и участниками-разработчиками, психолого-педагогическое сопровождение осуществляется педагогом-психологом учреждения.

Ожидаемые результаты:

Для педагога:

  • Повысится педагогическая компетентность.
  • Сплотится детско-родительский коллектив.
  • Сформируется доверительное отношение родителей к педагогам.
  • Родители станут проявлять инициативу и поддерживать начинания педагогов, сформируются традиции группы.
  • Расширится круг совместных интересов ДОУ и семьи в физическом воспитании, экологической культуре, художественно-творческой деятельности.

Для родителей:

  • У взрослых членов семьи сформируется субъектная позиция активного участника жизни группы и ДОУ.
  • Родители станут проявлять инициативу и поддерживать начинания педагогов, сформируются традиции группы.
  • Повысится родительская компетентность в вопросах воспитания.
  • Сформируется установка на активный и здоровый образ жизни.
  • Повысится экологическая культура семьи.
  • Повысится процент удовлетворённости родителей качеством оказываемых воспитательно-образовательных услуг.

Для детей:

  • Сплотится детский коллектив группы, будут достигнуты целевые ориентиры ФГОС ДО («ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе…; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми…»).
  • Дети станут проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др., а также привлекать своих родителей к жизни группы.
  • Расширится и станет единой развивающая среда в группе и дома.
  • Дети станут посещать с удовольствием спортивные секции, сформируется стойкое желание заниматься физической культурой и спортом у всех детей вне зависимости от их группы здоровья. У детей сформируется активная жизненная позиция и установка на здоровый образ жизни.

Конечный продукт проекта.

  • Методические разработки мероприятий, досугов, развлечений, праздников с непосредственным участием родительского коллектива, разработки занятий «Родительского клуба».
  • Оснащение групповой комнаты спортивно-гимнастическим уголком, пополнение физкультурного уголка оборудованием.
  • Информационные листы по итогам проведённых мероприятий, памятки-рекомендации для родителей.

Критерии оценки эффективности реализации проекта.

У педагогов:

  • Анкетирование педагогов на выявление профессиональной компетенции.
  • Повышение  педагогической компетентности.

У родителей:

  • Процент посещения родителями открытых мероприятий.
  • Участие семей в детско-родительских проектах.
  • Наличие инициативы со стороны родителей в организации совместных мероприятий.
  • Факты создания единой среды в ДОУ и дома.
  • Анкетирование  родителей степенью удовлетворённости качеством оказываемых воспитательно-образовательных услуг

У детей:

  • Процент детей, посещающих секции и кружки дополнительного образования.
  • Динамика физического развития и стабилизация индекса физической готовности к школе.
  • Уменьшение или полное отсутствие аутсайдеров в группе.

Диагностический инструментарий:

  • Диагностика развития профессиональной педагогической компетентности (автор Л.Г.Смышляева – д.п.н., преподаватель кафедры социологии ТГПУ);
  • Диагностика межличностных отношений детей «Выбор в действии» (автор Я.Л. Коломенский);
  • Диагностика физического развития «Физкультурный паспорт»  (автор к.п.н. А.Н.Тяпин, МГФСО  Московский Комитет образования ВНИИФК);
  • Анкета для родителей на выявление степени удовлетворённости качеством оказываемых воспитательно-образовательных услуг (содержательная основа процедуры самооценки учреждением качества дошкольного образования (согласно требованиям ФГОС)).

Прогноз возможных негативных последствий и способы коррекции, компенсации негативных последствий.

У педагогов:

- отсутствие средств, материально-технических условий в ДОУ (работа по созданию среды образовательного пространства);

- низкий уровень профессиональной компетентности в вопросах субъектности родительской позиции к ДОУ (самообразование, курсы  ПК);

- ослабление интереса педагогов к теме проекта (поиск новых нетрадиционных форм работы, внедрение в работу активных методов обучения (АМО), профилактика профессионального выгорания);

У родителей:

- неоднородный родительский коллектив (преподнесение информации родителям с учётом их возраста, опыта, культурных ценностей и менталитета);

- нежелание родителей участвовать в жизни группы (использование различных форм информации о жизни группы, агитация родителей детьми);

- отсутствие доверия у  родителей к педагогам (установление авторитета педагогов за счёт открытости образовательного процесса и обязательное проведение на первых этапах проекта мероприятий, сплачивающих коллектив);

У детей:

- большой процент часто болеющих детей в группе  (введение физкультурно-оздоровительной работы: закаливание, гигиена, валеологическое просвещение и т.п.);

- сезонная заболеваемость (учёт эпидимиологических периодов при планировании мероприятий и образовательных событий);

- погодные условия (гибкий график планирования);

- отказ детей участвовать в коллективных мероприятиях (учёт возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка).

Список использованной литературы.

Для педагогов:

  • Доронова, Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. Вып. № 1. С. 12 – 13.
  • Мокина, Е. Материалы и оборудование своими руками // Здоровье дошкольника. 2001. Вып. № 3. С. 20 – 24.
  • ТГПУ Бернацкая, Н. А., Максименко Т. А., Капитонова Л.В., Панова Л.Н. Программа и методические рекомендации по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении «Сибирячок»
  • Полтавцева, Н. В., Стожарова, М. Ю., Кранова, Р. С., Гаврилова, И. А. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни.- М.: ТЦ Сфера, 2012.-128 с.
  • Рунова, М. А., Бутилова А. В., Ознакомление с природой через движение: Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5 - 7 лет.-М: Мозаика-Синтез, 2006.-112 с.
  • Нисканен, Л. Г., Первое знакомство с природой. Практические советы педагога. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 64 с.
  • Сотрудничество детского сада и семьи по созданию условий для развития общих и специальных способностей детей дошкольного возраста. Сборник методических материалов / Под общей ред. Г. Б. Черевач: изд. 2-е; ИРОС РАО.-Томск: Издательство ТГПУ, 2013.-С. 208.
  • Арсеневская, О. Н., Корчевская, Г. Г., Тематические праздники и развлечения : комплексно-тематическое планирование, сценарии по праграмме "От рождения до школы". старшая группа-Волгоград : Учитель, 2013.-214 с.
  • Пантелеева, Н. Г., Народные праздники в детском саду: Методическое пособие.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-72 с.
  • Соломенникова, О. А., Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.-2-е изд., испр. и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-104 с.

Для родителей:

  • Доман, Г. Как сделать ребенка физически совершенным / Г. Доман, Д. Доман, Б. Хаги. – Москва : Аквариум, 2000. – 333 с.
  • Гуреев Н. В. Активный отдых. Физкультурная библиотечка родителей / Н. В. Гуреев. – Москва : Советский спорт. – 1991. – 61 с.
  • Ефименко, Н. Н. Групповой боди-тренинг взрослых и малышей / Н. Н. Ефименко, В. В. Беседа. – Винница : Эдельвейс и К, 2008. – 44 с.
  • Реутский, С. В. Физическое развитие ребёнка. Физкультурные комплексы, растущие вместе с детьми. – Москва : Сфера, 2009. – 160 с.
  • Шорыгина, Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 64 с.
  • Цамуталина, Е. Е., 100 поделок из ненужных материалов/Художник Л. В. Кириличева.-Ярославль: "Академия развития", "Академия, К", 1999. - 192 с., ил. - (Серия: "Умелые руки").
  • Новикова, И. В., Конструирование из природных материалов в детском саду / И. В.. Новикова; худож. Е. А. Афоничева. - Ярославль: Академия развития, 2009. - 96 с.
  • Лиуконен, А. Н., 100 ответов на вопросы почемучки: Советы родителям любознательных детей.-СПб.: Издательский дом "Литера", 2013.-64 с.

Для детей:

  • Подборки газеты «Спорт Томской области» (о спорте и здоровом образе жизни»
  • Подборки журнала «Гимнастика» (журнал Федерации спортивной гимнастики России) №2 2012 Россия, вперёд!
  • Тилбергс, Р. «Раскрась сам! Спорт» / Р. Тиблергс. – Рига : ЛИЕСМА, 1984. – 17с.
  • Комзалова, Т. А. Весёлая переменка / Т. А. Комзалова. – Смоленск : Русич, 2010. – 48 с.
  • Григорьев, А. Физкульт – Ура! Ура! Ура! / А. Григорьев. – Асино : Асиновское полиграфическое объединение. – 1999г.
  • Гусева, Т. А., Иванова Т. О. Мы-спортсмены! Настольно печатные игры для младших дошкольников (3-5 лет).-СПб.: ООО "Издательство "Детство-Пресс", 2011.-8 с.
  • Гальперштейн, Л. Я., Моя первая энциклопедия: Науч.-поп. издание для детей-М.:Зао "РОСМЭН-ПРЕСС", 2009.-256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие субъектности детей через формирование субъектной позиции родителей в учреждении дополнительного образования.

В данной статье раскрывается опыт работы по взаимодействию учреждения дополнительного образования с семьёй в рамках организации психологического клуба. Целью работы клуба является формирование субъект...

Формирование субъектной позиции у детей дошкольного возраста в процессе математического развития

Как я использую в образовательной деятельности современные технологии....

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА В ИССЛЕДОВАНИЯХ

Аннотация. Статья посвящена проблеме особенности формирования субъектной позиции у детей старшего возраста в экспериментировании, раскрываются подходы организации образовательной деятельности педагога...

рабочая программа «Формирование субъектной позиции в процессе трудовой деятельности у детей дошкольного возраста».

Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по формированию позиции субъекта в процессе трудовой деятельности у детей пятого года жизни.Программа составлена на основе примерной ...

Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе

АКТУАЛЬНОСТЬ:Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как...

рецензия на проект "Формирование субъектной позиции родителей в триаде "педагог-ребенок-родитель"

Рецензия на проект кандидата психологических наук, руководителя городского методического объединения педагогов-психологов образователных учреждений ЗАТО Северск Садиевой М.С....