рабочая программа «Формирование субъектной позиции в процессе трудовой деятельности у детей дошкольного возраста».
рабочая программа (старшая группа)

Булычова Надежда Геннадьевна

Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по формированию позиции субъекта в процессе трудовой деятельности у детей пятого года жизни.

Программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой, издательство «Детство-Пресс», 2011г. , Основной общеобразовательной программы ДОУ (образовательная область «Труд», «Социализация», «Познание»).

Срок реализации программы 1 год. Содержание программы предусматривает разные виды совместной и самостоятельной деятельности, активное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогами.

Программа направлена на реализацию цели первичной социализации ребенка, развитие самостоятельности, желания брать на себя повседневные трудовые обязанности, проявлять при этом активность и инициативу, умение контролировать качество результатов своего труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_bulychovoy_vosstanovlen.docx54.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №16 «Белочка»

Согласовано на заседании                                     Утверждаю_____________

педагогического совета                                         Фахрутдинова С.А.                                                      

От ______ № ___протокола                                   заведующая МАДОУ РР№16                        

                                                                                  «Белочка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Формирование субъектной позиции

 в процессе трудовой деятельности

 у детей дошкольного возраста».

(средняя группа, возраст детей 4-5 лет).

Разработала: Булычова Надежда Геннадьевна,

                                                        воспитатель первой

                                                                          квалификационной категории.

г. Бердск  2016 год.

  1. Пояснительная записка.

Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по формированию позиции субъекта в процессе трудовой деятельности у детей пятого года жизни.

Программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой, издательство «Детство-Пресс», 2011г. , Основной общеобразовательной программы ДОУ (образовательная область «Труд», «Социализация», «Познание»).

Срок реализации программы 1 год. Содержание программы предусматривает разные виды совместной и самостоятельной деятельности, активное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогами.

Программа направлена на реализацию цели первичной социализации ребенка, развитие самостоятельности, желания брать на себя повседневные трудовые обязанности, проявлять при этом активность и инициативу, умение контролировать качество результатов своего труда.

Актуальность рабочей программы:

Педагогические наблюдения за детьми показали, что в группе есть дети, которые не уверены в себе, у них не выражено стремление к самостоятельности в самообслуживании; такие дети зависимы от помощи взрослого. Познавательный интерес детей к труду неустойчив, они крайне редко отражают труд взрослых в сюжетно-ролевой игре. В поведении детей отмечаются случаи небрежного отношения к результатам чужого труда, они неохотно помогают взрослым. Для формирования стойкого познавательного интереса к труду, желания участвовать в коллективных видах деятельности, развития самостоятельности необходима система работы, которая нашла воплощение в данной рабочей программе.

Цель программы: Формирование положительного отношения к труду в процессе совместной деятельности у детей пятого года жизни.

Задачи:

  1. Обогащать представление о труде взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда;
  2. Развивать инициативу и самостоятельность при выполнении повседневных трудовых дел в детском саду и семье;
  3. Воспитывать ценностное отношение к предметному миру как результату труда.

Предполагаемые результаты реализации программы.

К концу учебного года:

  • У детей ярко выражен познавательный интерес к труду взрослых, к технике. Дети интересуются, как работают близкие ему люди, чем они заняты на работе, охотно отражают полученные представления в сюжетно-ролевых играх;
  • Дети различают профессии по существенным признакам;
  • Дети самостоятельны в самообслуживании, сами ставят цель, видят необходимость выполнения определенных действий и достижения результата;
  • Дети способны использовать обследовательные  действия для выделения качеств и свойств предметов и материалов;
  • Дети стремятся к выполнению трудовых обязанностей, охотно включаются в совместный труд со взрослыми и сверстниками;
  • В играх дети отражают социальные представления о жизни и отношениях взрослых людей;
  • Поведение детей свидетельствует о бережном отношении к предметному миру как результату труда взрослых.

Используемая литература.

  1. Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлов, примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2011г.
  2. Л.В.Куцакова «Нравственно-трудовое воспитание ребёнка-дошкольника», Москва, гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г.
  3. Н.А.Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», издательство ООО «Элизе Трейдинг», Москва, 2002г.
  4. Р.С.Буре «Дошкольник и труд», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2011г.
  5. С.А.Козлова, Т.А.Куликова «Дошкольная педагогика», Москва, 2002г.
  6. М.В. Крулехт, А.А. Крулехт «Образовательная область «Труд», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2011г.
  7. Т.А. Данилина, И.М. Степина «Социальное партнерство педагогов, детей и родителей», пособие для практических работников ДОУ, Арсис ПРЕСС, Москва, 2004г.

 Взаимодействие участников образовательных отношений в процессе реализации программы.

  1. Диагностическая деятельность.

Методика диагностики разработана кафедрой теории и методики дошкольного воспитания НИПКиПРО  (г.Новосибирск, руководитель творческой группы Агавелян М.Г.)

Образовательная область «Труд»

средний возраст

Показатели освоения программы или показатели компетентности в социальном мире

Уровни компетентности в социальном мире

Используемые методы диагностики

низкий

средний

высокий

Представление о труде взрослых

Знает название некоторых профессий, связывает их с конкретным человеком.

Может рассказать о трудовых процессах некоторых людей с помощью взрослого

Различает виды труда людей на основе существенных признаков, но затрудняется в обосновании своих суждений.

Различает профессии по существенным признакам, верно обосновывает свои суждения.

Ярко выражает познавательный интерес к труду взрослых. Образ взрослого складывается из деловых и личностных характеристик.

Беседа, дидактическая игра «Узнай и назови»

Показатели освоения программы или показатели овладения позицией субъекта деятельности

Уровни овладения субъекта деятельности

Используемые методы диагностики

низкий

средний

высокий

Проявление инициативы и самостоятельности при выполнении повседневных трудовых дел.

Не уверен в себе, стремление к самостоятельности не выражено.

Зависит от помощи взрослого

Самостоятелен в самообслуживании.

Стремиться к выполнению трудовых обязанностей, охотно включается в совместный труд со взрослыми и сверстниками.

Самостоятелен.

Сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий и достижения результата.

Стремиться подражать умелому человеку.

Охотно включается в совместный труд.

Педагогическое наблюдение.

Отношение к предметному миру как результату труда.

Отмечаются случаи небрежного отношения к результатам чужого труда.

Неохотно помогает людям.

Бережно относится к результатам труда.

Поведение свидетельствует о бережном отношении к предметному миру как результату труда взрослых.

С уважением относится к труду взрослых.

Педагогическое наблюдение.

Протокол обследования детей средней группы №8 «Весёлые ребята»

всего обследовано:   детей                               время проведения: сентябрь 2013

май 2014

Показатели

компетентности в социальном мире

уровни

уровни

уровни

уровни

уровни

уровни

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

Представление о труде взрослых

Показатели

освоения ребёнком позиции субъекта

уровни

уровни

уровни

уровни

уровни

уровни

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

Проявление инициативы и самостоятельности при выполнении повседневных трудовых дел

Отношение к предметному миру как результату труда

Примечание:

условные обозначения                 сентябрь 2013г.-

                                                        май 2014 г. -

Примечание:

В ходе реализации рабочей программы труд по самообслуживанию в процессе режимных моментов в повседневной жизни организуется ежедневно; при этом решаются следующие задачи:

-  воспитание самостоятельности;

-  развитие способности быстро включаться в процесс;

- совершенствование навыков самоконтроля;

- оказание взаимопомощи сверстникам;

- воспитание бережного отношения к вещам, предметам и оборудованию;

- поддержка проявления добросовестности, ответственности, активности и    

  инициативности;

- сопереживание трудовым успехам и неудачам сверстников.

Предполагаемые результаты реализации программы:

-у детей ярко выражен познавательный интерес к труду взрослых, технике;

-дети интересуются, кем работают близкие им люди, чем они заняты на работе, охотно отражают полученные представления в сюжетно-ролевых играх;

- дети различают профессии по существенным признакам;

-дети самостоятельны в самообслуживании, сами ставят цель, видят необходимость  выполнения определенных действий и достижения результата;

-большинство детей стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно включаются в совместный труд со взрослыми или сверстниками;

-в играх дети отражают социальные представления о жизни и отношения взрослых и детей;

-поведение большинства детей свидетельствует о бережном отношении к предметному миру  как к результату труда взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (для детей от 3 до 7 лет) студии «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»

Данная программа является типовой, адаптированная/модифицированная (в основе ее лежит программа М.Д. Маханевой) реализуется в студии по театральной деятельности «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»  руководи...

Программа по ранней профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

Программа по ранней профориентации  и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.    Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профори...

Рабочая программа познавательно-речевой направленности по основам безопасности детей дошкольного возраста «Зелёный огонёк» на 2016-2017 год (для детей старшего дошкольного возраста)

Проблема обеспечения безопасности человека на улице и дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля. Скорость движения и плотность транспортных потоков стремительно возрастают и будут в...

Рабочая программа "Развитие представлений о временах года у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"

Курс дисциплины по выбору для студентов педагогических вузов, учебный план на 72 часа....

Рабочая программа дополнительного образования по опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста «Я умею!»

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирова...

Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»

Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»...

консультация для педагогов "Методы и приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности детей дошкольного возраста" (старший дошкольный возраст)

Эффективные методы и приемы мотивации и стимулирование трудовой деятельности детей дошкольного возоаста (старший дошкольный возраст)....