Рабочая программа "Развитие представлений о временах года у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"
рабочая программа по рисованию

Тараканова Аксана Александровна

Курс дисциплины по выбору для студентов педагогических вузов, учебный план на 72 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

__________________________________________________________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Развитие представлений о временах года у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

 Направление подготовки

44.03.01 Педагогическое образование

Направленность

Дошкольное образование

Уровень бакалавриата

Сургут 2019


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Место дисциплины в структуре учебного плана

Актуальность курса «Развитие представлений о временах года у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности» определяется значимостью предложенного материала для будущих педагогов ДОО. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет одними из ведущих принципов дошкольного образования (п. 1.4) принцип поддержки инициативы детей и формирование познавательных интересов, познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Стандарт направлен на решение одной из задач (п. 1.6) «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка». Целенаправленная организация психолого-педагогического сопровождения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в ДОО способствует целостному развитию ребенка, его успешной социализации, раскрытию индивидуализации. Главная цель педагогов ДОО – найти эффективный способ педагогического воздействия, позволяющий поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности. Одним из средств развития субъектной позиции ребенка в деятельности становятся «занятия по интересам» – организация изобразительной деятельности, предполагающая объединение взрослых и детей, увлеченных общими интересами, строящаяся по законам сотрудничества и сотворчества.

Данный курс основывается на некоторых научных подходах, лежащих в основе ФГОС ДО – культурно-историческом, определяющим развитие ребенка как процесс формирования личности, его общей духовной культуры, а также на личностном подходе, базирующемся на положении о том, что в основе развития лежит эволюция поведения и интересов ребенка, что и обеспечивает развитие представлений о временах года в процессе изобразительной деятельности.

Данный курс обеспечивает вариативный компонент действующих ФГОС ВО и ориентирован на углубление профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования.

   1. Цель дисциплины:  повышение уровня профессиональной компетентности будущих педагогов ДОО в области развития представлений о временах года у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

2. Задачи дисциплины:

- познакомить студентов с особенностями развития представлений о временах года у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации;

- сформировать у студентов навыки планирования изобразительной деятельности в дошкольной образовательной организации;

- сформировать навыки взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Планируемые результаты обучения

Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции:

- способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7).

             В результате изучения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компонентами компетенций:

знать:

- особенности развития представлений о временах года у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации;

- методику проведения различных видов изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.

уметь:

- организовывать различные виды изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.

владеть:

- навыками организации психолого-педагогического сопровождения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста;

- навыками взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Общая трудоёмкость дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа): 36 часов – аудиторная работа (18 лекционных, 6 семинарских и 12 практических занятий), 36 часов – самостоятельная работа студента.

Формы организации учебного процесса

Основными формами организации учебного процесса по данному курсу являются лекционные, семинарские и практические занятия, на которых происходит формирование профессиональных умений бакалавров. В свою очередь, тематика семинаров предполагает различные формы их организации: «классические», проблемные, круглые столы, квазипрофессиональную деятельность и др.

Большая роль в рамках курса отводится самостоятельной работе. В большинстве своем, самостоятельная работа тесно связана или параллельна аудиторной, т.е. подготовка к практическому занятию, подготовка сообщения с последующим выступлением на семинаре или защита проекта и т.п. Основные формы самостоятельной работы – это анализ литературы, основной и дополнительной, составление сравнительных таблиц, выполнение творческих работ, решение методических задач и т.д.

Формы и виды контроля

Формы контроля: доклады и сообщения, выступления на семинарских занятиях, коллоквиум, контрольная работа и т.д.  Промежуточная аттестация – зачет, который выставляется по результатам освоения курса и результатов выполнения творческого задания.

Образовательные и информационно-коммуникационные технологии

В процессе обучения используются следующие образовательные технологии: технология развития критического мышления (при сравнении различных подходов, теорий, выделении причинно-следственных связей), технология модульного обучения (построение курса в модульной системе), технология интерактивного обучения (при проведении занятий в интерактивной форме), технология проблемного обучения (при работе на семинарских и практических занятиях), а также информационные технологии (формирование электронного портфолио).

Описание материально-технической базы

Материально-техническое обеспечение представлено ресурсами методического кабинета факультета. В качестве методического обеспечения выступают материалы образовательного портала СурГПУ. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО (44.03.01 Педагогическое образование), с учётом методических рекомендаций и примерной ОП ВО.

Учебно-тематический план

Название раздела /тема

Трудоемкость

аудиторных часов

Контроль СРС

Самостоятельная работа студента

Всего

из них

Лекций

Семинарских

Практических

Раздел

1

Теоретические основы развития представлений о временах года у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

36

18

12

6

18

1.1

Проблема развития представлений о времени у детей в психолого-педагогических исследованиях

10

4

2

2

6

1.2

Особенности развития представлений о временах года у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

14

8

6

2

6

1.3

Изобразительная деятельность как средство развития представлений о временах года у детей дошкольного возраста

12

6

4

2

6

Раздел

2

Методические и организационные основы изобразительной деятельности

36

18

6

6

6

18

2.1

Методическое сопровождение процесса развития представлений о временах года у дошкольников посредством рисования

12

6

2

2

2

6

2.2

Методическое сопровождение процесса развития представлений о временах года у дошкольников посредством лепки

12

6

2

2

2

6

2.3

Методическое сопровождение процесса развития представлений о временах года у дошкольников посредством аппликации

12

6

2

2

2

6

Всего

72

36

18

6

6

36

Автор: А.А. Тараканова, магистрант СурГПУ

Рецензент: Е.А. Шанц, к.п.н., доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования СурГПУ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы развития представлений о временах года у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Тема 1.1. Проблема развития представлений о времени у детей в психолого-педагогических исследованиях

Характеристика понятия «представление о времени». Значение развития представлений о временах года в формировании личности дошкольника. Психолого-педагогические исследования в области развития представлений о времени у дошкольников 

Тема 1.2. Особенности развития представлений о временах года у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Отражение проблемы развития представлений о временах года у детей дошкольного возраста в нормативно-правовых документах ФГОС ДО и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Анализ примерных основных образовательных программ дошкольного образования по данной проблеме. Особенности развития представлений о временах года у детей и возникающие трудности в освоении дошкольниками временных представлений

Тема 1.3. Изобразительная деятельность как средство развития представлений о временах года у детей дошкольного возраста

Характеристика понятий «деятельность» и «изобразительная деятельность». Виды изобразительной деятельности. Значение и взаимосвязь развития изобразительной деятельности и представлений о временах года в формировании личности дошкольника. Организация мини-дебатов на тему: «Изобразительная деятельность является главным средством развития представлений о временах года: за и против!» Оценка эффективности процесса изобразительной деятельности в рамках развития представлений о временах года у детей дошкольного возраста. Формы взаимодействия педагогов. Подготовка творческой работы для педагогов или для родителей (по выбору) на тему «Возможности творческой мастерской в развитии представлений о временах года у старших дошкольников»

РАЗДЕЛ 2. Методические и организационные основы изобразительной деятельности

Тема 2.1. Методическое сопровождение процесса развития представлений о временах года у дошкольников посредством рисования

Определение цели, задач и содержания процесса рисования как средство развития представлений о временах года. Виды рисования: предметное, сюжетное, традиционное и нетрадиционное. Современные технологии рисования. Определение методических приемов проведения рисования в каждой возрастной группе. Составление методической разработки: подготовка презентации и проведение ознакомительного мастер-класса по каждому виду нетрадиционного рисования. Составление и проведение мастер-класса для родителей «Зима в рисунках детей»

Тема 2.2. Методическое сопровождение процесса развития представлений о временах года у дошкольников посредством лепки

Определение цели, задач и содержания процесса лепки как средство развития представлений о временах года. Виды лепки: предметная, сюжетная и нетрадиционная. Современные технологии лепки. Определение методических приемов проведения лепки в каждой возрастной группе. Составление методической разработки: план-конспект НОД «Птицы прилетели, стали гнезда вить» (лепка). Составление буклета для родителей «Необычайное путешествие по временам года»  

          Тема 2.3. Методическое сопровождение процесса развития представлений о временах года у дошкольников посредством аппликации

 Определение цели, задач и содержания процесса аппликации как средство развития представлений о временах года. Виды аппликации: предметная, сюжетная, нетрадиционная. Современные технологии аппликации. Определение методических приемов проведения аппликации в каждой возрастной группе. Составление методической разработки: подготовка и проведение НОД по аппликации из природного материала в каждой возрастной группе. Составление мастер-класса для родителей «Времена года в процессе изобразительной деятельности»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Абашина, В.В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений [Текст]/ В.В. Абашина. – 2-е изд., испр. и доп. - Сургут: РИО СурГПИ, 2005. – 137 с.

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском саду [Текст]/ Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2014 – 96 с.

3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст]/       Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 280 с.

4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст]/ Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.

5. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.

6. Комарова, Т.С., Зацепина, М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада [Текст]/ Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 160 с.

7. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст]/ В.Б. Косминская. – М.: «Просвещение», 2013. – 18 с.

8. Лебеденко, Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников [Текст]/         Е.Н. Лебеденко. – СПб: Детство-Пресс - 2003. – 80 с.

9. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст]/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,             М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

10. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Д. Рихтерман – М.: Просвещение - 1991. – 47 с.

11. Титова, Н.И. Гуманистические основы воспитания детей в наследии А.В. Запорожца [Текст]/ Н.И. Титова.  – М.: Академия, 2012. – 256 с.

12. Чумичева, Р.М. Продуктивная деятельность в детском саду [Текст]/ Р.М. Чумичева.  – М.: Детство-Пресс, 2012. – 224 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

13. Галанов, А.С., Корнилова, С.Н., Куликова, С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству [Текст]/  А.С. Галанов,    С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова. –  М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 80 с.

14. Давыдова, Г.В. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники [Текст]/ Г.В. Давыдова.  – М.: Скрипторий, 2014. – 128 с.

15. Дубровская, Н.В. Приглашение к творчеству [Текст]/ Н.В. Дубровская.  – СПб.: «Детство Пресс», 2014. – 128 с.

16. Ильин, Е.В. Психология творчества, креативность и одаренности [Текст]/ Е.В. Ильин. //Учеб. пособие – СПб.: Питер, 2009. – 312 с.

17. Колль. Наука через искусство [Текст] / Колль, Энн Мери, Дж. Поттер.  – М.: ООО «Попурри», 2015. – 144 с.

18. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации [Текст]/  И.А. Лыкова.  – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с.

19. Петухова, Л.В. Педагогическая технология развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности [Текст]/ Л.В. Петухова. //Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2012. №2. с. 23.

20. Поддьяков, Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников [Текст]/                 Н.Н. Поддьяков. — М.: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 2014. — 59 с.

21. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников [Текст]/  О.С. Ушакова. //  Игры. Упражнения. Конспекты занятий. – М.: Сфера, 2014. – 176 с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

22. Взаимосвязь слова и изображения как средство художественного развития детей 5 - 7 лет. Научная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс]. –   Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/vzaimosvyaz-slova-i-izobrazheniya-kak-sredstvo-khudozhestvennogo-razvitiya-detei-5-7-let#ixzz5beJeN4g3

23. Интеграция искусств как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе изображения природы. Научная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.dissercat.com/content/integratsiya-iskusstv-kak-sredstvo-esteticheskogo-razvitiya-detei-starshego-doshkolnogo-vozr#ixzz5beKizYk5

24. Развитие творчества старших дошкольников в совместной деятельности.  Научная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс]. – http://www.dissercat.com/content/razvitie-tvorchestva-starshikh-doshkolnikov-v-sovmestnoi-deyatelnosti

25. Теория и практика развития изобразительной деятельности детей. Научная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс]. –   Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/teoriya-i-praktika-razvitiya-izobrazitelnoi-deyatelnosti-detei

26. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf

27. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

28. Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства. Научная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-predstavlenii-o-vremeni-i-prostranstve-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-#ixzz5beDItQuG

ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ СИСТЕМЫ

Доступность электронных ресурсов для обучающихся

 

Ресурс

Описание ресурса

diss.rsl.ru

База данных «Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки»

содержит полные тексты авторефератов диссертаций и диссертационных работ по всем отраслям знаний.

elibrary.ru

ЭБС «Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU»

содержит базы данных полнотекстовых российских журналов различной тематики (более 31000 наименований).

biblioclub.ru

ЭБС «Университетская библиотека онлайн»

специализируется на учебных материалах для вузов, обеспечивает доступ к наиболее востребованным материалам – первоисточникам, учебной и научной литературе ведущих издательств.

iprbookshop.ru

ЭБС «IPRbooks»

 

учебные, научные издания и периодика, представленные более 300 федеральными, региональными и вузовскими издательствами, научно-исследовательскими институтами и ведущими авторскими коллективами

Правовые информационные системы

«Консультант Плюс»

«Гарант»

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Система СурГПУ

Функции системы

els.surgpu.ru Образовательный портал СурГПУ

разработка модулей непосредственно на портале или загрузка учебных модулей;

загрузка и разработка тестов и контрольно-измерительных материалов, опросов, контрольных заданий;

автоматический или автоматизированный контроль хода обучения, учёт учебных достижений;

формирование портфолио обучающихся

Система проверки документов на предмет плагиата

организация процесса проверки студенческих работ и диссертаций на наличие заимствований.

ПЛАНЫ АУДИТОРНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Развитие представлений о временах года у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Направление подготовки

44.03.01 Педагогическое образование

Направленность

Дошкольное образование

Уровень бакалавриата

РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы развития представлений о временах года

у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Тема 1.1. Проблема развития представлений о времени у детей

в психолого-педагогических исследованиях

Вопросы для обсуждения

1. Характеристика понятия «представление о времени».

2. Значение развития представлений о временах года в формировании личности дошкольника.

3. Психолого-педагогические исследования в области развития представлений о времени у дошкольников.

Задания для студентов

1. Составьте синквейн понятия «представление о времени».

2. Подготовьте реферативное сообщение на тему: «Значение развития представлений о временах года в формировании личности дошкольника».

3. Заполните таблицу

Проблема развития представлений о времени у детей

в психолого-педагогических исследованиях

Исторический период

ФИО философа, педагога, психолога

Теоретические основы проблемы развития представлений о времени

Основная литература:

1. Абашина, В.В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений [Текст] / В.В. Абашина. – 2-е изд., испр. и доп. - Сургут: РИО СурГПИ, 2005. – 137 с.

2. Лебеденко, Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников [Текст]/         Е.Н. Лебеденко. – СПб: Детство-Пресс - 2003. – 80 с.

3. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Д. Рихтерман – М.: Просвещение - 1991. – 47 с.

5. Титова, Н.И. Гуманистические основы воспитания детей в наследии А.В. Запорожца [Текст]/ Н.И. Титова.  – М.: Академия, 2012. – 256 с.

Дополнительная литература:

6. Ильин, Е.В. Психология творчества, креативность и одаренности [Текст]/ Е.В. Ильин. //Учеб. пособие – СПб.: Питер, 2009. – 312 с.

7. Колль. Наука через искусство [Текст] / Колль, Энн Мери, Дж. Поттер.  – М.: ООО «Попурри», 2005. – 144 с.

8. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников [Текст]/  О.С. Ушакова. //  Игры. Упражнения. Конспекты занятий. – М.: Сфера, 2014. – 176 с.

Интернет-ресурсы:

9.Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства. Научная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс]. –   Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-predstavlenii-o-vremeni-i-prostranstve-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-#ixzz5beDItQuG 

Тема 1.2. Особенности развития представлений о временах года у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Вопросы для обсуждения

1. Проблемы развития представлений о временах года у детей дошкольного возраста в нормативно-правовых документах ФГОС ДО и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Анализ примерных основных образовательных программ дошкольного образования по данной проблеме.

3. Особенности развития представлений о временах года у детей и возникающие трудности в освоении дошкольниками временных представлений.

Задания для студентов

1. Составьте кластер на тему: «Проблемы развития представлений о временах года в ФГОС ДО».

2. Сделайте сравнительный анализ трех примерных основных образовательных программ дошкольного образования по данной проблеме.

3. Заполните таблицу:

Особенности развития представлений о временах года у дошкольников

Возрастная                   группа

Особенности развития представлений

о временах года

II мл. гр.

Ср.гр.

Ст. гр.

Подг. гр.

4. Подготовьтесь к проведению мини-дебатов на тему: «Изобразительная деятельность является главным средством развития представлений о временах года: за и против!».

Основная литература:

1. Абашина, В.В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений [Текст] / В.В. Абашина. – 2-е изд., испр. и доп. - Сургут: РИО СурГПИ, 2005. – 137 с.

2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст]/       Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 280 с.
3. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.

4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст]/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,             М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

Дополнительная литература:

5. Колль. Наука через искусство [Текст] / Колль, Энн Мери, Дж. Поттер.  – М.: ООО «Попурри», 2015. – 144 с.

6. Поддьяков, Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников [Текст]/                    Н.Н. Поддьяков. — М.: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 2014. — 59 с.

Интернет-ресурсы:

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

Тема 1.3. Изобразительная деятельность как средство развития представлений

о временах года у детей дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения

1. Характеристика понятий «деятельность» и «изобразительная деятельность». Виды изобразительной деятельности.

2. Значение и взаимосвязь развития изобразительной деятельности и представлений о временах года в формировании личности дошкольника. Оценка эффективности процесса изобразительной деятельности в рамках развития представлений о временах года у детей дошкольного возраста.

3. Формы взаимодействия педагогов.

Задания для студентов

1. Составьте кластер на тему: «Виды изобразительной деятельности»

2. Организация мини-дебатов на тему: «Изобразительная деятельность является главным средством развития представлений о временах года: за и против!»

3. Подготовьте творческую работу для педагогов или для родителей (по выбору) на тему «Возможности творческой мастерской в развитии представлений о временах года у старших дошкольников»

Основная литература:

1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском саду [Текст]/  Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2014 – 96 с.

2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст]/ Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.

3. Комарова, Т.С., Зацепина, М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада [Текст]/ Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 160 с.

Дополнительная литература:

4. Галанов, А.С., Корнилова, С.Н., Куликова, С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству [Текст]/  А.С. Галанов,    С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова. –  М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 80 с.

5. Петухова, Л.В. Педагогическая технология развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности [Текст]/ Л.В. Петухова. //Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2012. №2. с. 23.

6. Поддьяков, Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников [Текст]/                          Н.Н. Поддьяков. — М.: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 2014. — 59 с.

Интернет-ресурсы:

7. Взаимосвязь слова и изображения как средство художественного развития детей 5 - 7 лет.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс]. –   Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/vzaimosvyaz-slova-i-izobrazheniya-kak-sredstvo-khudozhestvennogo-razvitiya-detei-5-7-let#ixzz5beJeN4g3

8. Теория и практика развития изобразительной деятельности детей. Научная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс]. –   Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/teoriya-i-praktika-razvitiya-izobrazitelnoi-deyatelnosti-detei

РАЗДЕЛ 2. Методические и организационные основы изобразительной деятельности

Тема 2.1. Методическое сопровождение процесса развития представлений

о временах года у дошкольников посредством рисования

Вопросы для обсуждения

1. Цели, задач и содержания процесса рисования как средство развития представлений о временах года.

2. Виды рисования: предметное, сюжетное, декоративное; традиционное и нетрадиционное. Современные технологии рисования.

3. Определение методических приемов проведения рисования в каждой возрастной группе.

Задания для студентов

1. Подберите тематику рисования по каждому времени года во II мл. гр., ср. гр., ст. гр.,  

подг. гр. (по 3 занятия)

2. Подготовьте презентацию и проведите ознакомительный мастер-класс по одному виду нетрадиционного рисования (работа по подгруппам (3-4 студента); выбранный вид нетрадиционного рисования согласно жеребьевке)

3. Разработайте и проведите мастер-класс для родителей на тему «Зима в рисунках детей».

Основная литература:

1. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст]/ В.Б. Косминская. – М.: «Просвещение», 2013. – 18 с.

2. Чумичева, Р.М. Продуктивная деятельность в детском саду [Текст]/ Р.М. Чумичева.  – М.: Детство-Пресс, 2012. – 224 с.

Дополнительная литература:

3. Давыдова, Г.В. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники [Текст]/ Г.В. Давыдова.  – М.: Скрипторий, 2014. – 128 с.

4. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации [Текст]/ И.А. Лыкова.  – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с.

5. Петухова, Л.В. Педагогическая технология развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности [Текст]/ Л.В. Петухова. //Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2012. - №2. - с. 23.

Интернет-ресурсы:

6. Интеграция искусств как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе изображения природы. Научная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.dissercat.com/content/integratsiya-iskusstv-kak-sredstvo-esteticheskogo-razvitiya-detei-starshego-doshkolnogo-vozr#ixzz5beKizYk5

Тема 2.2. Методическое сопровождение процесса развития представлений

о временах года у дошкольников посредством лепки

Вопросы для обсуждения

1. Цели, задач и содержания процесса лепки как средство развития представлений о временах года.

2. Виды лепки: предметная, сюжетная, декоративная и нетрадиционная. Современные технологии лепки.

3. Определение методических приемов проведения лепки в каждой возрастной группе.

Задания для студентов

1. Подберите тематику лепки по каждому времени года во II мл. гр., ср. гр., ст. гр.,  

подг. гр. (по 3 занятия)

2. Составьте план-конспект НОД «Птицы прилетели, стали гнезда вить» (лепка).

3. Разработайте буклет для родителей «Необычайное путешествие по временам года».  

Основная литература:

1. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст]/ В.Б. Косминская. – М.: «Просвещение», 2013. – 18 с.

2. Чумичева, Р.М. Продуктивная деятельность в детском саду [Текст]/ Р.М. Чумичева.  – М.: Детство-Пресс, 2012. – 224 с.

Дополнительная литература:

3. Галанов, А.С., Корнилова, С.Н., Куликова, С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству [Текст]/  А.С. Галанов,    С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова. –  М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 80 с.

4. Дубровская, Н.В. Приглашение к творчеству [Текст]/ Н.В. Дубровская.  – СПб.: «Детство Пресс», 2014. – 128 с.

5. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации [Текст]/ И.А. Лыкова.  – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с.

Интернет-ресурсы:

6. Развитие творчества старших дошкольников в совместной деятельности.  Научная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс]. – http://www.dissercat.com/content/razvitie-tvorchestva-starshikh-doshkolnikov-v-sovmestnoi-deyatelnosti

Тема 2.3. Методическое сопровождение процесса развития представлений

о временах года у дошкольников посредством аппликации

Вопросы для обсуждения

1. Цели, задач и содержания процесса аппликации как средство развития представлений о временах года.

2. Виды аппликации: предметная, сюжетная, декоративная, нетрадиционная. Современные технологии аппликации.

3. Определение методических приемов проведения аппликации в каждой возрастной группе.

Задания для студентов

1. Подберите тематику аппликации по каждому времени года во II мл. гр., ср. гр., ст. гр.,  

подг. гр. (по 3 занятия)

2. Подготовьте и проведите НОД по аппликации из природного материала в каждой возрастной группе (работа по подгруппам (3-4 студента); выбранная возрастная группа согласно жеребьевке)

3. Разработайте мастер-класс для родителей «Времена года в процессе изобразительной деятельности»

Основная литература:

1. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст]/ В.Б. Косминская. – М.: «Просвещение», 2013. – 18 с.

2. Чумичева, Р.М. Продуктивная деятельность в детском саду [Текст]/ Р.М. Чумичева.  – М.: Детство-Пресс, 2012. – 224 с.

Дополнительная литература:

3. Галанов, А.С., Корнилова, С.Н., Куликова, С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству [Текст]/  А.С. Галанов,    С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова. –  М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 80 с.

4. Дубровская, Н.В. Приглашение к творчеству [Текст]/ Н.В. Дубровская.  – СПб.: «Детство Пресс», 2014. – 128 с.

5. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации [Текст]/ И.А. Лыкова.  – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с.

Интернет-ресурсы:

6. Развитие творчества старших дошкольников в совместной деятельности.  Научная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс]. – http://www.dissercat.com/content/razvitie-tvorchestva-starshikh-doshkolnikov-v-sovmestnoi-deyatelnosti

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Развитие представлений о временах года у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Направление подготовки

44.03.01 Педагогическое образование

Направленность

Дошкольное образование

Уровень бакалавриата

В результате изучения дисциплины бакалавры должны продемонстрировать умение осуществлять взаимодействие с участниками образовательного процесса и социальными партнерами; руководить детским коллективом, используя устную и письменную коммуникацию; осуществлять профессиональное и личностное самообразование; проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру; организовывать командную работу для решения задач развития образовательной организации.

Общее содержание курса осваивается в ходе самостоятельной работы, на аудиторных занятиях и контроля СРС в виде мини-зачетов, коллоквиумов, представления собственных проектов, учебных конференций, выполнения специальных заданий – составления таблиц, схем, презентаций докладов и рефератов.

Оценивание по результатам освоения содержания дисциплины осуществляется по накопительной системе. Зачет выставляется как сумма накопленных баллов за все выполненные задания по разделам.

Общее количество баллов, которое может получить студент при освоении содержания всей дисциплины, равняется 100 (100%).  Рейтинговые показатели оценивания качества работы студента включают как работу студента в аудитории, так и его самостоятельную  работу.

Формы контроля учебной деятельности студента в рамках развития компетенций

Коды компетенций

Название компетенции

Форма текущего контроля качества компетенции

ПК-7

способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности

Участие в групповой работе на семинарских занятиях, выступление с сообщениями, участие в дискуссиях, представление таблиц, схем, анализ источников

Критерии оценивания основных учебных результатов

при выставлении накопительного рейтинга

Формы контроля

Критерии оценки

Оценка (10 – балльная шкала, приравнивается к 100 %)

Устный ответ на семинарском занятии

Полнота, логичность, доказательность, самостоятельность суждений, владение терминами и понятиями

9-10 баллов -  в ответе отражены основные пункты по данному вопросу. Материал излагается профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов.

7 – 8 баллов  - при ответе студент испытывает затруднения в аргументации представленных положений. Материал излагается профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов.  

5 – 6 баллов – в ответе отражены лишь некоторые пункты, раскрывающие содержание вопроса. Материал излагается профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов.  

менее 5 баллов – представлены лишь отдельные компоненты содержания вопроса

0 баллов – ответ отсутствует

Требования к содержанию – даты, исторические факты, причинно – следственные связи, исторические личности.

Презентация проекта, доклада

Наличие всех структурных компонентов презентации проекта, соответствие содержания компонентов поставленному заданию

9-10 баллов -  в презентации имеются все структурные компоненты проекта. Материал излагается профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов.

7 – 8 баллов  - при ответе студент испытывает затруднения в аргументации представленных положений. Материал излагается профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов.  

5 – 6 баллов – в презентации представлены лишь отдельные компоненты проекта. Материал излагается профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов.  

менее 5 баллов – представлены лишь отдельные компоненты проекта

0 баллов – проект  отсутствует

Схема

Соответствие содержания схемы представленному заданию.

10 баллов – наличие схемы в соответствии с требованиями

7 баллов – наличие схемы с отдельными несоответствиями

5 баллов – наличие схемы с многочисленными несоответствиями

0 баллов – отсутствие схемы

Таблица

Соответствие содержания таблицы представленному заданию (не менее 4 признаков).

10 баллов – наличие таблицы в соответствии с требованиями

7 баллов – наличие таблицы с отдельными несоответствиями

5 баллов – наличие таблицы с многочисленными несоответствиями

0 баллов – отсутствие таблицы

Промежуточная аттестация: зачет

Форма сдачи зачета: изготовление лэпбука «Времена года в процессе изобразительной деятельности»

Критерии оценивания методической разработки

Формы контроля

Критерии оценки

Оценка (10 – балльная шкала, приравнивается к 100 %)

Методическая разработка ЛЭПБУК

- оригинальность оформления  (форма и элементы);

- содержательность (соответствие ФГОС ДО и возрасту детей);

- методическая и образовательная ценность материалов;

- дидактическая грамотность;

- оптимальность и технологичность (возможность использования другими детьми).

- авторская позиция.

9-10 баллов - содержание материала ориентировано на дошкольников и носит развивающий характер. Содержание методической разработки соответствует теме и цели. Содержательный материал представлен полно, логично, структурировано, несет методическую и образовательную ценность. Лэпбук возможен в использовании многократно как индивидуально с ребенком, так и в подгруппе детей. Методическая разработка имеет авторскую позицию.

7 – 8 баллов - содержание материала ориентировано на дошкольников и носит развивающий характер. Содержание методической разработки соответствует теме и цели. Содержательный материал представлен полно, логично, структурировано. Лэпбук возможен в использовании индивидуально с ребенком. Методическая разработка выполнена в соавторстве.

5 – 6 баллов – содержание материала ориентировано на дошкольников и носит развивающий характер. Содержание методической разработки не соответствует теме и цели. Содержательный материал представлен недостаточно полно, логично, нарушена структура. Лэпбук невозможен в использовании многократно. Методическая разработка не имеет авторскую позицию.

менее 5 баллов – методическая разработка не доработана

0 баллов – методическая разработка отсутствует

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И УКАЗАНИЯ

Развитие представлений о временах года у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Направление подготовки

44.03.01 Педагогическое образование

Направленность

Дошкольное образование

Уровень бакалавриата


Методические рекомендации преподавателю

Дисциплина  «Развитие представлений о временах года у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»  относится к вариативной части цикла дисциплин  и осваивается студентами в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки  Педагогическое образование направленность: Дошкольное образование (квалификация (степень) «бакалавр»).

Для освоения дисциплины студенты используют знания и умения, способы деятельности, освоенные в ходе изучения дисциплин «Дошкольная педагогика», «Детская психология», «Методика обучения и воспитания в области ДО». Освоение данного курса является основой для формирования специальных компетенций, которые бакалавры приобретают на семинарских и практических   занятиях по предмету.

При подготовке к семинарским занятиям студенты изучают не только материал учебников, но и  практические материалы, нормативно-правовые документы, авторские научные статьи ученых и педагогов-практиков, позволяющие оценить их непосредственный вклад в развитие дошкольного образования; материалы международных научно-практических конференций, раскрывающие современное положение дошкольного образования; публикации в журналах «Детский сад: теория и практика», «Дошкольное образование», «Управление ДОУ», «Дошкольная педагогика» и др.

На семинарских занятиях широкое распространение получили задания, предполагающие постановку вопросов, требующих высказывания собственной позиции магистрантов, что обеспечивает более глубокое понимание изучаемого материала, а также развитие критического мышления.

Назначением практических занятий является активное обучение бакалавров умениям и навыками связывать теоретические знания с практической деятельностью. Практические занятия позволяют упражнять студентов в умении  анализировать нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность ДОО, составлять аннотации на статьи, методические пособия и книги, составлять кластеры и др.

Методические указания студенту

Дисциплина «Развитие представлений о временах года у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности» изучается студентами по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (Направленность  Дошкольное образование). Учебная программа разработана в соответствии с ФГОС ВО на основе профессиональных компетенций.

При преподавании данной дисциплины используется как традиционная учебная деятельность студента, так и квазипрофессиональная: технология проблемного обучения, метод проектов и др.

В ходе изучения  дисциплины студенты должны руководствоваться основными методическими рекомендациями, касающимися семинарских, практических занятий и самостоятельной работы.

В процессе обучения данному курсу основными формами его организации являются лекционные и практические занятия.

Практическое занятие - одна из ведущих форм работы студентов в вузе, проводимая по учебным группам. Подготовка студентов к семинару включает ознакомление их с планом, распределение заданий между ними и оказание необходимой индивидуальной помощи. При подготовке к каждому семинарскому занятию студентам нужно изучить рекомендованную литературу.  

При многовариантности семинаров общей для них является тщательная самостоятельная подготовка студентов по планам, заранее выданным преподавателем.

Семинарские занятия рекомендуется организовывать как в традиционной технологии семинара в высшей школе – вопрос - ответ – общее обсуждение проблемного вопроса, так и в нетрадиционной технологии – работа в группах и представление проекта, таблицы, схемы и т.д.

Формирование знаний  и развитие умений происходит через включение студентов в разнообразные формы учебной деятельности: обсуждение вопросов на семинарах, составление тестовых заданий для самопроверки, анализ нормативных документов  и т.д..

Контроль представлен следующими типами заданий:

  • простые вопросы на воспроизведение материала
  • вопросы  и задания на выделение признаков понятий
  • задания на составление таблиц, кластеров,  схем (сопоставление и сравнение)
  • работа с нормативно-законодательными документами.

Практические занятия позволяют упражняться в умении работать с традиционной и вариативными программами и учебниками по  дошкольному воспитанию; разрабатывать и анализировать систему качества образования в ДОО, рецензировать статьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода

Приоритетной задачей дошкольного образования в современной концепции дошкольного воспитания обозначено как максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного вза...

Статья по рисованию на тему :«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник и материалов»

Каждая деятельность требует особого рода движений. В  изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом  изображения. В статье представлен опыт работы по ра...

Консультация для педагогов по теме: «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»

Духовностью называют то, что отличает человека разумного - совокупность нематериальных ценностей: моральных, нравственных, гуманистических, эстетических. Это общечеловеческие ценности, которые ни...

Проект на тему: "Общие и элементарные представления о временах года у детей дошкольного возраста

Проект составила воспитатель : Аксенова Светлана АлександровнаТип проекта: познавательно-творческийПродолжительность проекта: долгосрочныйУчастники проекта: воспитатель, дети, родителиСроки проекта: с...

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода

Приоритетной задачей дошкольного образования в современной концепции дошкольного воспитания обозначено как максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного вза...