Проект на тему: "Общие и элементарные представления о временах года у детей дошкольного возраста
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Аксенова Светлана Александровна

Проект составила воспитатель : Аксенова Светлана Александровна

Тип проекта: познавательно-творческий

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: воспитатель, дети, родители

Сроки проекта: сентябрь - май.

Возраст : 3-5 лет

Учреждение представивший проект:

ГБОУ СОШ №2051 «Педагогический комплекс» корп.2 «Почемучка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tip_proekta.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема :

У дошкольников нет элементарных представлений о временах года. Не имеют представления о труде взрослых в разное время года, о правильных способах взаимодействия с объектами природы.

Актуальность:

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

На основе знаний о происходящих изменениях в природе в разные времена года, у детей формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом правильно формируется отношения к растениям и животным.

Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи работы детского сада.

Таким образом, актуальность проекта обусловлена:

- недостаточной разработанностью данной проблемы на современном этапе.

- важностью проблемы ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе.

Цель:

формировать знания и умения видеть и понимать красоту природы в разное время года

Задачи:

  • Формирование у детей интереса и желания  изучать сезонные изменения, взаимосвязь в  явлениях живой и неживой природы, используя различные виды деятельности.
  • Формирование представлений о труде людей в различные времена года (посев семян, посадка растений, уборка урожая, полив, уборка улиц и т.д.)
  • Обобщение всех полученных знаний и их использование в практической деятельности (игры, детские праздники, рисование, аппликация и т.д.)
  • Воспитание любви к родной природе, эмоционально значимого отношения к каждому времени года.

Воспитание потребности внимательно и бережно относится к природе, развивая наблюдательность и интерес  к окружающему, прививать чувство единения с природой, ответственности за свои поступки. 

Предмет исследования: сезонные изменения в природе.

Категория участников: Дети дошкольного возраста, воспитатель, родители.

Возраст : 3-5 лет

Учреждение представивший проект:

ГБОУ СОШ №2051 «Педагогический комплекс» корп.2 «Почемучка»

Тип проекта: Долгосрочный, познавательно- творческий.

Гипотеза:

В процессе формирования у детей представлений о временах года, развиваем память, наблюдательность, получение  знаний, умений и навыков в экологическом воспитание.

Предполагаемый результат:

  • Формирование  у детей целостного образа окружающего мира в рамках проекта «Времена года»
  • Привлечение родителей к совместной  с детьми исследовательской, проектной, продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности ребёнка.
  • Создание продуктов детской творческой деятельности
  • Создание дидактических игр и пособий на тему «Времена года», рекомендаций по их использованию для родителей и специалистов детского сада.

Этапы реализации проекта:

Создание холла по сезонным изменениям.

Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по данной теме.

Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

Обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта.

Проведение занятий, экскурсий по территории сада.

Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

Заключительный этап :

Продолжать  проведения занятий, наблюдений для  формирования представления  о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. Научить  наблюдать за сезонными изменениями.  Осень – детей познакомить с тем, как некоторые животные готовятся к зиме. На улице становится холодно, листья желтеют, часто идут дожди.

Зима - научить наблюдать за особенностями зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильный ветер).

Весна - наблюдать за весенними изменениями в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, появляются первоцветы).

Лето - детям узнавать о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений. Природа расцветает.

Родителям принимать участие в  конкурсах.

Список литературы:

1000 загадок. Пословиц. Поговорок, скороговорок. Для начальной школы / Сост. В.Г. Дмитриева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2010.

В.В. Гербова Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

Художественная литература.

Ф. И. Тютчев «Весна»; А. К. Толстой «Вот уж снег последний тает… »;

И. С. Никитин «Полюбуйся: весна наступает… »

К. Д. Ушинский «Четыре желания»

К. Д. Ушинский «Ласточка»

И. Соколов-Микитов «Весна в лесу»; Н. Сладков «Птицы весну принесли»; Н. Сладков «Соловей и лягушка»; С. Я. Маршак

«Двенадцать месяцев»; Э. Шим

«Камень, ручей, сосулька и солнце» Русская народная сказка

«Снегурочка»

 Стихи.

А. Прокофьев «Голуби»

Р. Сеф. «Лицом к весне»

В. Берестов «Песенка весенних минут»

Г. Ладонщиков «Весна»

Н.С. Голицына Конспекты комплексно-тематических занятий. Старшая группа. Интегрированный подход. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.

Д.Н. Колдина Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗИК-ДИДАКТИКА», 2007.

Л.П. Молодова Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1996.

Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа / авт.-сост. Т.Г. Кобзева, Г.С. Александрова, И.А. Холодова. – Волгоград: Учитель, 2011.

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Начальная школа / Сост. И.В. Клюхина. – М.: ВАКО, 2010.

Сборник: Стихи, загадки, шарады, ребусы и кроссворды для дошколят и младших школьников

Стихи о временах года и игры: Дидактические материалы по развитию речи детей 3-6 лет / авторы-сост. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.П. Савинова – М.: Сфера, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме « Формирование представлений и элементарных знаний об экологии у детей дошкольного возраста»

laquo; Важно к концу дошкольного возраста заложить у ребёнка основы экологической культуры - подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценными нормами и прави...

Проект "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста"

Формировать представления о времени у детей дошкольного возраста во всей его объемности (сутки, неделя, месяц, год, часы)....

Рабочая программа "Развитие представлений о временах года у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"

Курс дисциплины по выбору для студентов педагогических вузов, учебный план на 72 часа....

Методическая разработка. Технологическая карта долгосрочного проекта Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста. с детьми подготовительного возраста

Эта методическая разработка поможет воспитателям ДОУ спланировать работу по ознакомлению с временными понятиями на учебный год...