Главные вкладки

    Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода
    статья на тему

    Готфрид Татьяна Михайловна

    Приоритетной задачей дошкольного образования в современной концепции дошкольного воспитания обозначено как максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного взаимодействия педагога с ребенком.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода

    Приоритетной задачей дошкольного образования в современной концепции дошкольного воспитания обозначено как максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного взаимодействия педагога с ребенком.

    В становлении личности ребенка дошкольного возраста особая роль отводится искусству, художественным видам деятельности, а среди них рисованию. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности детей-дошкольников находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность.         Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия. В процессе рисования развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму.

    Сегодня уже не нужно убеждать никого, что дети разные. В каждой группе детского сада есть непоседы и очень спокойные дети, одним нужно подробно объяснять, что и как, другие любят дойти до всего сами. Один тянет руку, даже когда не знает, а другой знает, но молчит. У одних быстрый темп реагирования, другие медленно включаются в работу, и переключить их на новый вид деятельности очень трудно. Дети по-разному воспринимают информацию, по-разному и анализируют, у них разная работоспособность, разное внимание, память, моторика рук. 

    Сущность дифференцированного подхода заключается в организации образовательного процесса с учетом возрастных и личностных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в пересмотре содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников.

    В своем выступлении я остановлюсь на том, как различные способы дифференциации образовательной работы применяются в процессе обучения детей изобразительной деятельности.

    1. Во-первых, дифференцированный подход к обучению детей на основе их индивидуально-психологических особенностей.

    По уровню достижений. В изобразительной деятельности уровень достижений рассматривается в комплексе: сформированность технических, композиционных умений и навыков, общий уровень умственного развития ребёнка, его способности.

            Так, в зависимости от тематики занятия, сложности задания, использую работу в подгруппах из детей одинакового уровня сформированности технических умений и навыков.

    Учитывая уровень достижений детей, стараюсь дифференцировать содержание работы с ними. Подбор заданий, отличающихся при общей познавательной цели и общем содержании, разной степенью трудности, способствует поддержанию устойчивого интереса у детей разного уровня сформированности знаний, умений и навыков на протяжении всего образовательного мероприятия. Например, на занятии «Подводный мир», все дети выполняют изображение в технике пластилинография, при этом  1 подгруппа детей – самостоятельно выбирает способ изображения морских обитателей; 2 подгруппа – выполняет более простое задание -  изображение по карточкам с последовательным выполнением задания в цвете; 3 подгруппа – выполняет самое простое задание - изображение на силуэте из картона.

    В процессе работы поощряю совместное обсуждение хода и результатов деятельности, обращение за советом друг к другу. В этом случае в значительной степени возрастает возможность оказания индивидуальной помощи каждому нуждающемуся в ней ребёнку, как со стороны педагога, так и со стороны сверстников.

    По области  интересов. В ряде случаев подгруппу детей целесообразно формировать  на основании пожелания самих детей. В этом случае совместно работают дети со сходными интересами, стилем работы и связанные дружескими отношениями. Например, на непосредственно образовательной деятельности  в средней группе «Чьи детки?» дети по желанию рисовали либо цыплёнка, либо утёнка, а также выбирали разные способы выполнения изображения – с помощью пятна или с помощью геометрических фигур. В подготовительной группе дети на сюжетном рисовании на тему «Колобок» изображали лису и колобка в разных композиционно-пространственных ситуациях. Дети самостоятельно выбирали ситуацию и составляли композицию рисунка. Первая ситуация –  на переднем плане лесная полянка, на которой встретились лиса и колобок. Вторая ситуация – на тропинке на переднем плане колобок, издалека идёт лиса. Третья ситуация – на переднем плане лиса идёт навстречу колобку, который катится издалека. 

    По половым признакам.  Интересными получаются результаты работы, если  основу дифференцированных заданий по изобразительной деятельности кладется гендерный подход.  В младшей группе на образовательном мероприятии «Разноцветные клубочки для кошки с котятами» мальчики рисовали клубочки синего, зелёного, голубого цвета для мальчиков котят, а девочки рисовали клубочки красного, желтого и оранжевого цвета для девочек котят. В старшей группе девочки украшали платье для Настасьи Петровны, а мальчики рубахи для Мишутки и Михайло Ивановича. На образовательной деятельности в старшей группе «Сюрприз для друзей» девочки объединились в подгруппу и рисовали бабочек, а мальчики – кораблики. Объединение мальчиков и девочек в две подгруппы позволяет учитывать особенности половой принадлежности, использовать различные средства и методы для развития интереса к деятельности. Объединяла мальчиков и девочек в разные группы по разному сюжету, разному материалу. (Например: девочки рисовали цветы», украшали сарафаны и кокошники русским красавицам, а мальчики – украшали одежду и доспехи русских богатырей). 

    2. Дифференцированный подход к обучению детей на основе организационной формы обучения.

             Он включает в себя фронтальные, подгрупповые, парные и индивидуальные формы работы с детьми.

    Фронтальные формы работы позволяют успешно реализовывать программу обучения, ориентированную на общие возможности детей дошкольного возраста. Её усвоение необходимо в целях развития  всех детей для создания базы, на основе которой может осуществляться становление каждого ребёнка. Эта форма организации детей является  основной по сообщению детям новых знаний.

    Организация детей по подгруппам предполагает дифференцирование заданий с учётом индивидуальных возможностей, уровня развития детей. Основным организационным условием для её осуществления становится создание как относительно стабильных, так и подвижных подгрупп, позволяющих организовать обучение детей на нескольких уровнях одного и того же учебного материала. При работе с подгруппами детей разного уровня развития использую различные методы и приёмы, дидактические средства обучения с целью формирования навыков взаимообучения.

     Например, на занятии «Город древний, новый, вечный» для создания интереса использую такой приём: дети отправляются в города прошлого, настоящего и будущего с помощью камня, который обладает секретом, он умеет говорить, он указывает дороги. А дети, отправляясь по дороге, оказываются по желанию в своих мастерских, где каждая подгруппа выполняет своё задание. 1 подгруппа выполняет работу на тему «Город настоящего», вторая – «Город прошлого», третья – «Город будущего».

    Работа детей в парах позволяет организовать сообучение, взаимопомощь и взаимопроверку на непосредственно-образовательной деятельности. Пары детей составляю по-разному. Объединение пары детей сходного, приблизительно равного уровня развития технических умений и навыков обеспечивает наличие у детей интереса к учебной задаче, поставленной перед ними, к процессу её решения, проявление партнёрских отношений, установление позиции «на равных» при совместном выполнении задания.

     При объединении в пары детей разных по уровню развития,  ставлю целью организацию помощи более слабому ребёнку.
    В процессе взаимного обучения учитываю желание более сильного ребёнка обучать, при необходимости нацеливаю его на оказание помощи товарищу.

    Работу детей разного уровня развития организую так, чтобы каждый ребёнок выполнил посильную для него часть задания. Например, сильный ребёнок может начать выполнение задания, взяв на себя более сложную его часть (составить композицию рисунка), а заканчивает работу более слабый на примере работы товарища, усвоив общий принцип выполнения задания.

     (Например: в подготовительных к школе группах проводила занятия в парах «Стайка воробьёв», «Снегири на ветке рябины», «Подводное царство»  и др.). Дети договариваются о том, какую часть работы будут выполнять. Например, один ребёнок рисует снегиря, сидящего на ветке рябины, а другой – снегиря, подлетающего к рябине. Или, рисуя в старшей группе на тему «Пошла Маня на базар» дети договариваются, какими узорами будут украшать варежки, сапожки. Сильный ребёнок начинает работу, а слабый повторяет за ним.

    В процессе работы поощряю совместное обсуждение хода и результатов деятельности, обращение за советом друг к другу. В этом случае в значительной степени возрастает возможность оказания индивидуальной помощи каждому нуждающемуся в ней ребёнку, как со стороны педагога, так и со стороны сверстников.

    3. «Дифференцированный подход к обучению детей на основе  содержания работы» Учитывая уровень достижений детей, определяю содержание работы с ними. Подбор заданий, отличающихся при общей познавательной цели и общем содержании, разной степенью трудности, способствует поддержанию устойчивого интереса у детей разного уровня сформированности знаний, умений и навыков на протяжении всего образовательного мероприятия. На слайде вы видите материал к занятию «Снегири на ветке рябины» для детей старшего возраста. Для детей с высоким уровнем развития изобразительных умений и навыков предлагаю выполнить изображение по карточке с контурным изображением, а дети с более низким уровнем – выполняют упрощённое изображение по карточкам в цвете. (показываю дидактические материалы участникам конференции).

    4.  Дифференцированный подход к обучению детей на основе разнообразных форм оказания педагогической поддержки детям.

    На образовательных мероприятиях использую  разнообразные формы оказания помощи ребенку, в которой он нуждается в данный момент на занятии.

    • Для детей, неуверенных в себе, это - совместное с педагогом выполнение задания.

    • С детьми, имеющими недостаточно сформированные технические умения и навыки – использование частичного образца выполнения.

    • Детям неорганизованным, постоянно ждущим дальнейших указаний, предлагаю алгоритмическое предписание, схему поэтапного выполнения задания (показываю образцы карточек с алгоритмом). 

    •        Тем, кто по каким-либо причинам недостаточно усвоил материал предыдущих заданий, помогут сопутствующие указания, инструкции, затрудняющимся – вспомогательные упражнения или вопросы.

    В заключение следует отметить, что различные виды дифференцированного подхода к детям могут быть использованы на всех этапах и во всех формах и видах образовательного процесса по изобразительной деятельности. Определение содержания, организационных форм обучения, методов и приёмов работы с детьми, организация дифференцированного обучения зависит от полноты знания педагогом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, что обеспечивается качественной психолого-педагогической диагностикой.

    Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В процессе обучения и воспитания мы должны учитывать индивидуальность и неповторимость каждого ребёнка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода

    Приоритетной задачей дошкольного образования в современной концепции дошкольного воспитания обозначено как максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного вза...

    «Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» В рисовании непредметных образов в контексте системного подхода

    Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что её вполне реально можно отнести к "проблемам века". Этой проблемой уже несколько десятков лет занимаются как западные, так и российские п...

    Доклад на тему: «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности»

    В своей статье  я постаралась раскрыть проблему развития художественных способностей детей в научно-методической работе....

    Консультация для воспитателей «Использование игровых приемов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»

    Игра в дошкольном возрасте один из любимых видов деятельности детей. Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре позволяет педагогам использовать игровые приемы на занятиях по и...