Консультация для педагогов ДОУ "Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"
консультация по аппликации, лепке

Семочкина Н. И.

Творчество - активная, целенаправленная деятельность, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.

По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также известно, что художественно - творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskoy_aktivnosti.docx105.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3»

Консультация для педагогов

Тема:

«Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»

D:\Детский сад\1-я младшая группа 19-20\Малыши\ма-енький-ху-ожник-рисует-36029632.jpg

Подготовила: воспитатель-

Сёмочкина Н. И.

Ардатов, 2020- 2021 учебный год

“Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.

В. И. Сухомлинский

Творчество - активная, целенаправленная деятельность, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.

По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также известно, что художественно - творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Творческая деятельность возникает не сразу, а медленно и постепенно, развиваясь из более простых форм. На каждой возрастной ступени она имеет своё выражение, каждому периоду детства свойственна своя её форма.

Воспитание творческих способностей детей  будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Успешное управление творческой деятельностью ребенка невозможно без учета индивидуальных способностей и интересов каждого ребенка, предоставление возможности самостоятельного экспериментирования, инициативной деятельности

Дошкольный возраст – уникальный период с точки зрения развития творческих способностей ребенка. Дети в этом возрасте обладают повышенной познавательной активностью и любознательностью, открытостью ко всему новому, эмоциональной отзывчивостью, сопереживанием, развитием искусства и жизни.

В дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью для ребенка просто необходимы и наша задача как преподавателей помочь детям увидеть прекрасное, научиться понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Искусство обладает удивительной способностью всесторонне воздействовать на человека – на его ум, сердце, чувства и мысли. «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев….Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - писал В. А. Сухомлинский. Поэтому в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью очень важны.

Важно, чтобы дошкольника в детском саду и в семье окружали предметы декоративно-прикладного искусства, произведения изобразительного искусства. 
Собственная изобразительная деятельность ребенка становится синтетической, так как ребенок одновременно использует разные способы цветной, пластической выразительности при создании собственных композиций сюжетного или декоративного характера. 
Можно сказать, что процесс детского изобразительного творчества приобретает характер дизайнерской деятельности. Ребенок ограничен в средствах передачи художественного образа. Поэтому необходима взаимосвязь видов изобразительной деятельности, при которой у ребенка есть право выбора наиболее выразительного средства при создании конкретного образа. Поэтому важно предоставить детям возможность проявлять свои способности, реализовывать творческие замыслы. 
Итак, основой художественно-творческого развития ребенка средствами изобразительной деятельности являются:

  • личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;
  • развитие способностей к изобразительной деятельности (эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, развитие мелкой моторики);
  • создание художественного образа – личностное отношение ребенка, эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно – силуэтных);
  • взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;
  • создание художественного образа, атмосфера эмоционального сопереживания, сотворчества, т.е. акцентирование внимания на отдельных видах искусства: музыка, изобразительное искусство, изобразительная деятельность, художественное слово;
  • изобразительное искусство, художественная литература;
  • музыка, художественная литература, театрализованная деятельность, изобразительная деятельность.

Совместная деятельность взрослого и ребенка принимает характер сотворчества, которое на каждом возрастном этапе несет свою функцию (более активная роль сотворчества на ранних этапах и постепенное изменение его содержания на более старших возрастных этапах, когда педагог принимает роль советчика, партнера). На всех возрастных этапах личностная позиция ребенка остается главной, ведущей, и педагог должен принимать ее во внимание. Уже в школьном возрасте можно говорить о воспитании у детей зачатков художественной культуры, так как именно в этот период детства формируется эстетическое восприятие художественного образа в картине, скульптуре, графике; происходит развитие способностей к изобразительной деятельности.

 Система занятий с детьми дошкольниками по изобразительной деятельности направлена на обучение детей изображению окружающих предметов и явлений, использование для этого усвоенных изобразительных навыков и умений, применение доступных средств выразительности при создании изображения и развития детского художественного творчества. 
Изобразительная деятельность в детском саду строится на единстве и взаимосвязи трех видов: рисования, лепки, аппликации, конструирования- способствующих более эффективному овладению детьми всеми этими видами деятельности, а также более теплому эстетическому развитию детей. 
Эффективность обучения, а, следовательно, и развития детского творчества и всестороннего воспитания детей в детском саду зависит от целого ряда условий. Главное из них: построение процесса обучения в соответствии с программой, методами обучения, направленными на овладение детьми всеми компонентами деятельности и отвечающим совместным требованиям, возрастными особенностями отдельной возрастной группы.

В работе по изобразительной деятельности используют такие формы организации и проведения занятий:

- беседы;

- путешествия по сказкам;

- наблюдения;

- целевые прогулки;

- экскурсии

- фотовыставки

- выставки рисунков;

- конкурсы;

- развлечения.

Методы: игровой, наглядный, словесный, практический.


Исходя из того, что каждый ребенок должен усваивать определенный объем знаний, навыков и умений в организованном порядке на занятиях и в самостоятельной свободной деятельности под руководством педагога, работа по ознакомлению детей с художественной деятельностью в детском саду ведется по схеме: на специально организованных занятиях с группой детей решаются задачи освоения технических и изобразительных навыков, осуществляется закрепление результатов знакомства с миром изобразительного искусства. 
Сокращение числа занятий по рисованию компенсируется за счет организации обучения детей в процессе игры в группе с воспитателем, с одаренными детьми на кружке в изостудии и с отстающими в индивидуальных занятиях. Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:
1. Изложение учебного материала (в форме игры, беседы, экскурсии). Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.
2. Самостоятельная практическая работа детей, которая является основой в учебном процессе. Ее цель- творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.
3. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы других людей.
При ознакомлении работы с детьми на занятиях по изобразительной деятельности важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Развитие творческой активности и систематизации знаний у детей решает следующие задачи:

1. Учит детей использовать в изобразительной деятельности разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одной композиции разные материалы с целью получения выразительного образа.

2. Развивает эстетические чувства, формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание творить. Учит видеть и понимать красоту многоцветного мира.

3. Развивает воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.

4. Совершенствует и активизирует те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.

5. Воспитывают умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе и индивидуально.

Развитие познавательных, или интеллектуальных способностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей и воспитателей.
Результатами работы в данном направлении должны стать:
- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Обучение на занятиях по изобразительной деятельности строятся как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.
Педагогический процесс включает также индивидуальные занятия с отстающими детьми и занятия с одаренными детьми. С одаренными детьми может проводиться кружковая работа. На кружковых занятиях одаренные дети получают дополнительные, более глубокие сведения изобразительной программы, а самое главное – приобретают возможность неограниченного творчества. На занятиях между всеми видами изобразительной деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией, а также декоративно-прикладной работой – устанавливаются тесные связи. Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

       Вывод:
Таким образом, необходимыми условиями развития художественного творчества у детей является творческий подход к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода

Приоритетной задачей дошкольного образования в современной концепции дошкольного воспитания обозначено как максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного вза...

Консультация для педагогов по теме: «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»

Духовностью называют то, что отличает человека разумного - совокупность нематериальных ценностей: моральных, нравственных, гуманистических, эстетических. Это общечеловеческие ценности, которые ни...

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода

Приоритетной задачей дошкольного образования в современной концепции дошкольного воспитания обозначено как максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного вза...

Консультация для воспитателей «Использование игровых приемов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»

Игра в дошкольном возрасте один из любимых видов деятельности детей. Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре позволяет педагогам использовать игровые приемы на занятиях по и...

Консультация для педагогов "Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"

quot;Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"...