«Формирование экологической культуры посредствам трудового воспитание детей дошкольного возраста»
проект (старшая группа)

ДОЛГУШЕВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА

1.На первом этапе своей работы стоит следующее.

Цель:

Формирование начал экологической культуры детей средством трудовых навыков детей.

Задачи:

1. Становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии;

2.Формировать у детей практические  трудовые навыки и умения в разнообразной деятельности в природе;

3. Развитие ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия детей с природой;

4.Осознание ребенком себя как части природы;

5. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

6.Составление и разработка перспективного плана

7.Конспекты  ООД, подготовка развивающих игр, экологических  развивающих игр, экспериментов, исследовательских проектов по теме.

8.пополнить педагогическую копилку новой информацией;

9. изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений;

10.создание экологически-развивающей среды в ДОУ;

11,экологическое просвещение, педагогов, родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

городской округ города Ханты-Мансийск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 «Незнайка»

(МБДОУ «Детский сад №17 «Незнайка»)

Долгушевой Натальи Ивановны

Тема: «Формирование  экологической культуры посредствам трудового воспитание детей  дошкольного возраста»

г.Ханты-Мансийск

2018-2021учебный год

Актуальность темы

Богата и щедра природа в отношении человека, но ее богатство к сожалению воспринимается нами как данность, как что то естественное и непоколебимое. Зачастую люди даже не задумываются над тем,  что нас ждет в будущем при условии экологической катастрофы. В связи с этим мы безжалостно насилуем природные ресурсы, которые обеспечивают нам комфортное существование на этой планете. Интенсивная хозяйственная деятельность человека постоянно вносит в него свои изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды.

К сожалению мы не задумываемся на сколько важно для нашего будущего опомнится и четко понять для себя, что без изменения отношения к природе, всех нас ждет глобальная экологическая катастрофа. Уже давно пришло время для конкретных действий, которые помогут нам возродить тот первоначальные потенциал природных ресурсов, который мы на протяжении сотен лет губили и растрачивали в пустую. Сейчас необходимо, чтобы каждый из нас осознал значимость этого жизненно - важного дела, нужно уже с детства прививать человеку любовь к природе.

Самым доступным примером бережного отношения к окружающему миру для детского мышления, безусловно является бережное отношения  за живой природой. Главным очагом стимулом является трудолюбие, труд в природе. Только, через трудовые навыки ребенок начинает понимать цену красоты окружающего его мира. Если ребенок посадил своими руками семечко, он не когда не сорвет цветок, не сломает ветку дерева, не растопчет насекомое.

Дошкольники с неподдельным интересом учатся воспринимать все, что их окружает, но в связи со своим неразвитым еще восприятием, видят к сожалению не все, зачастую не замечая главного. Поможем сформироваться эмоционально отзывчивой личности, для которой будет естественным сочувствовать, помогать, созидать. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Природа многому нас учит! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием - это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Период становления основ будущей личности - дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда. Когда дети будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту. Достаточно просто вместе с детьми наблюдать, анализировать, стараться внести свой вклад  путем выращивания различных растений и овощных культур в  природе, и рано или поздно эти незамысловатые приемы принесу свои плоды. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Цели профессионального развития

1.На первом этапе своей работы стоит следующее.

Цель:

Формирование начал экологической культуры детей средством трудовых навыков детей.

Задачи:

1. Становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии;

2.Формировать у детей практические  трудовые навыки и умения в разнообразной деятельности в природе;

3. Развитие ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия детей с природой;

4.Осознание ребенком себя как части природы;

5. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

6.Составление и разработка перспективного плана

7.Конспекты  ООД, подготовка развивающих игр, экологических  развивающих игр, экспериментов, исследовательских проектов по теме.

8.пополнить педагогическую копилку новой информацией;

9. изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений;

10.создание экологически-развивающей среды в ДОУ;

11,экологическое просвещение, педагогов, родителей.

Ожидаемый результат:

- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс;

- воспитание защитников экологии;

- трудовая  активность воспитанников.

Изучение литературы

1 этап: Информационно-аналитический

Изучение психолого–педагогической, методической литературы по теме самообразования

п/п

Содержание

деятельности

Сроки

Форма представления

результатов

Где и кем заслушивается

1

С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду». 2002г.

Сентябрь- октябрь

Составление перспективного плана работы

Ст. воспитатель, воспитатель

2

Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры: Л.С.Журавлёва «Солнечная тропинка» (Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим). 2006г.

Ю.А.Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г.

А.И.Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников».2007г.

Т.А.Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе». 2006г.»

Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».

О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду»

В.Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления детей в детском саду»

В течение года

При проведении ООД и других форм работы с детьми. Материал для педсоветов, родительских собраний, при организации игровых досугов, праздничных утренников.

Подбор методического оснащения.

Обмен опытом работы с воспитателями, применять их опыт в своей работе с детьми.

Изучение уровня экологических знаний детей.

Ст. воспитатель, воспитатель

3

Проект «Экология наших сердец» и перспективный план работы с детьми дошкольного возраста.

Январь-май

Составление конспектов занятий, развлечений.

Изучить пособие С.Н. Николаевой «Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении», на основе данного пособия разработать проект по экологическому воспитанию «Экология наших сердец» с детьми дошкольного возраста.

Ст. воспитатель, воспитатель

4

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Март-апрель

Выставка игр, дидактических материалов, пособий для практической деятельности.

Ст. воспитатель, воспитатель

5

Разработать карты мониторинга.

 

Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.

В течение года

Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников.

Ст. воспитатель, воспитатель

6

"Щедрые дары природы".

Июнь, июль, август

Организовать вместе с родителями выставку поделок из природных материалов, овощей и фруктов.

Ст. воспитатель, воспитатель

II. ЭТАП — внедрение в практику с ноября 2018года-апрель 2019года

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

1

Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию в ДОУ, средством трудовых навыков детей ООД.

Сентябрь-ноябрь

Календарно – тематическое планирование

Ст. воспитатель, воспитатель

2

Составить конспекты ООД по экологическому воспитанию детей, с внесением развития трудовых приемов и навыков работы с детьми

Сентябрь-май

Наглядный материал

27.11.18.открытое занятия для методистов

3

Подготовка материала к информационным стендам для родителей. Организация и работа кружка «Талантливые ручки».

Изготовление экологических игр

январь

День открытых дверей

Просмотр деятельности педагога

Мастер-класс педагогов

4

Родительское собрание «Экологическое воспитание детей в семье». 

Консультация для родителей на тему: «Экологическая культура детей.

февраль

Подготовка иллюстраций, анкет, 

памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

Родители в группе

5

Накопление практического материала по теме «Развитие трудового опыта дошкольников», внедрить в практику работы передового педагогического опыта по выбранной теме.

март

Подбор методического оснащения.

Пополнение методической копилки.

Составление перспективного плана работы.

воспитатель

6

Семинар-практикум для воспитателей: «Педагогические условия формирования у дошкольников экологического сознания».

май

Просмотр деятельности педагога

Для педагогов ДОУ на метод.часе

III. ЭТАП — представление опыта работы по теме

1

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

В течения года

Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию

сайты

2

Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования.

Подготовка воспитанников в творческих конкурсах по экологии

В течения года

Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

сайты

3

Подготовка материалов для публикации на интернет сайтах

сентябрь

Конспект ООД «Перспективное планирование по экологическому воспитанию»

сайты

4

Презентация опыта работы по теме самообразования

май

Творческий отчёт для педагогов на МО

МБДОУ дет сад №17 «Незнайка»

Итоговое выступления на педагогическом совете

5

Обобщение наработанного опыта.

май

Оформление отчета

Информационные листы в виде таблицы с результатами

Педагоги ДОУ

Работа с семьей

п/п

Содержание

деятельности

Сроки

Форма

представления

результатов

Где и кем

заслушивается

1

Наглядная агитация

В течение года

1. Оформление родительских уголков по теме "Учите с нами»: стихи о временах года, о живой природе, о природных явлениях и т.д. Памятки для родителей по работе с опытами и экспериментами в домашних условиях.

2. Оформление папок-передвижек на темы: «Береги природу», «Братья наши меньшие», « О чем говорят деревья», «Мы садоводы», «Мы трудимся»

Для родителей и педагогов

2

Анкетирование

В течение года

«Все, что хочется сказать детсаду!», «Что необходимо знать об опытах и экспериментах ребенку»

родители

3

Выставка

В течения года

Семейных творческих поделок и рисунков «Красная книга Ханты-Мансийска»

Фотовыставки: «Мой личный вклад в сохранение природы», «Растения нашей группы», «Что растет на участке ДОУ», «Любимые места семейного отдыха», «В деревне у бабушки», «Солнце, воздух и вода -наши лучшие друзья»

Групповые и ДОУ

4

Групповые родительские собрания

Раз в квартал

По плану работы с родителями.

родители

5

День открытых дверей

ноябрь

Апрель

«Заходите к нам на огонек»

Для педагогов и родителей

6

Акции

Апрель

Субботник «Поможем земле легко дышать»,

Трудовая деятельность «Посади свое дерево»

«Дома для пернатых друзей»

Родители и педагоги

7

Круглый стол

Май

«Художественные произведения, средство экологической культуры родителей»

родители

Муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 городской округ города Ханты-Мансийск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 «Незнайка»

(МБДОУ «Детский сад №17 «Незнайка»)

Перспективный план образовательной деятельности

2018-2021учебный год

Тема: «Формирование  экологической культуры посредством трудового воспитание детей  дошкольного возраста»

г.Ханты-Мансийск

2018-2021учебный год

Задачи:

1.Обучающая

Экологическоевоспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Научить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей.

2.Развивающая

Дети поощряются обретать точные знания о роли растений и животных на земле. Сформировать  представления  детей  научить  взаимодействовать с природой.

Сформировать экологическую  культуру развивать познавательную активность к получению знаний об окружающем мире.

3.Воспитательная

Экологическое воспитание  дошкольников требует в группе необходимые образовательные  материалы.

Множество растений и цветов в группе укрепит формирование в детях чувства бережливости к растениям. Малыши будут заботиться о них. В живом уголке всегда бывает большое разнообразие растений.

Воспитывать у дошкольников экологическое, бережное отношение к растениям, животным.

Формировать у ребенка правильное отношения к природным явлениям и объектам. Путем изучения особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Воспитывать у детей наблюдательность, внимательность, мышления.Познавательная активность детей играет в этом немаловажную роль. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

1. Развивать эстетические чувства (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

2. Воспитывать желание участвовать  в посильной для детей деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Сетка проведенных занятий по экологии

с ноября 2018 года по май 2019 год

месяц

Тема  недели

цели

ноябрь

«Как живут комнатные растения зимой: Герань душистая и бальзамин»

Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям9зимой мало света, растения прекращают свой рост отдыхают. Учить сравнивать листья растения по следующим признакам: окраске, форме величине, характеру поверхности, количеству листьев.

«Петрушка идет трудится»

Воспитывать любовь и уважения к маме.

Учить детей группировать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым.

декабрь

«Зачем деду Морозу и Снегурочке шубы?»

Выявить некоторые особенности одежды(защита от холода и тепла)

«Прогулка в зимний лес»

Обобщить знания о том, как проводят зиму звери, чем питаются. Закрепить знания с использованием моделей. Развивать доказательную речь. Воспитывать интерес к повадкам зверей.

январь

«В мире пластмассы»

Познакомить детей с понятием этикет. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений. Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Помочь выявить свойства пластмассы. Воспитывать бережное отношение к вещам.

«Где быстрее?»

Обобщать и уточнять знание детей о зиме и зимних забавах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед-вода, вода-лед)

февраль

«Твердое и жидкое»

Формировать представление о безопасном поведении зимой. Познакомить детей с сезонным явлением гололедом. Обратить внимание на то, что дорожки стали скользкие, они покрыты тонкой корочкой льда. Формирование представлений о твердых веществах и жидких. Развитие умения наблюдать, сравнивать различные вещества. Формирование действий превращения.

«Кораблик»

Обогащать игровой опыт каждого ребенка посредством участия в изготовление простых игрушек в технике оригами. Учиться видеть преобразования объекта, проявлять стремление преобразовывать окружающую действительность.

март

«Посадка луковичных цветов в уголке природы»

Воспитывать любовь к маме, желание порадовать ее. Формировать практические навыки посадки растений. Учить дружескому отношению детей друг к другу.

«Окрашивание воды»

Выявить свойства воды.

апрель

«Птицы»

Обобщать представление у детей о птицах. Учить детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц в лесу весной.

«Незнайка и

мороженное»

Вызвать интерес к истории, которая приключилась с Незнайкой. Закрепление знаний детей о тепловых явлениях

май

«Как  спрятаться бабочкам»

Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

«Моя семья»

Подвести детей к пониманию слова-традиция, формировать элементарные представления об образе своей семьи

Перспектива:

1. Приобретение методической литературы.

2. Советы, рекомендации для родителей.

3. Оформление материала в виде книги «Экологическая азбука».

4. Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями.

5. Диагностика уровня экологических знаний и навыков воспитанников, на начало и конец.

6.Обобщение опыта работы по самообразованию

7.По итогом моей работы, я предоставлю открытое ООД с детьми и для педагогов ДОУ.

Литература:

  1. С.Н.Николаева «Экологическое воспитание дошкольников».
  2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение,1973.
  3. Виноградова Т.А., Маркова Т.А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб.: Детство – Пресс, 2001.
  4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб.:Детство – Пресс, 2003.
  5. Программа воспитания и обучения в детском садуПод ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е - М.: Мозаика-Синтез, 2006, 208 с.
  6. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
  7. Дрязгунова В.И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
  8. ГризикТ.И.«Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9
  9. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  10. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. М,Просвещение, 1988.
  11. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
  12. Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
  13. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002.
  14. Программа «От рождения до школы» пол редакцией Н.Е Вераксы
  15. Журналы «Ребёнок в детском саду»:
  16. .Журналы «Дошкольное воспитание
  17. Федотова А.М.»Познаём окружающий мир, играя» - М.: ТЦ Сфера, 2015.
  18. СоломенниковаО.А.»Занятия по формированию экологических представлений» 2011г
  19. Аксёнова З. «Войти в природу другом» М.: ТЦ Сфера, 2011
  20. .Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной / Н. А. Рыжова // Обруч, 1998. - № 2
  21. Рыжова Н. А. Игры с водой и песком. / Н. А. Прохорова // Обруч, 1997. - №2.23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общей культуры посредством экологического воспитания детей дошкольного возраста

Экологическое образование человека начинается с детства. Стихийно оно осуществляется в семье, а направленно и постоянно – в дошкольных учреждениях. Чем раньше познакомится маленький человек с удивител...

Методическая разработка: «Социализация детей с ЗПР посредством трудового воспитания в детском саду».

Аннотация представленных материалов.Одним из приоритетных направлений современной системы образования является создание условий успешной социализации ребенка с ЗПР через трудовую деятельность. О...

Доклад на педсовете "Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников посредством трудового воспитания"

Формирование у детей трудовых умений и навыков в разных видах труда: самообслуживании, хозяйственно-бытовом и ручном труде, труде в природе. Воспитание уважения к трудящемуся человеку, приучение к тру...

Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ посредством трудового воспитания.

В коррекционно-воспитательной работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста особое внимание уделяется воспитанию у них культурно-гигиенических навыков и самообслуживания, приобщению к различным видам тру...

Формирование общей культуры посредством экологического воспитания детей дошкольного возраста

Экологическое образование человека начинается с детства. Стихийно оно осуществляется в семье, а направленно и постоянно – в дошкольных учреждениях. Чем раньше познакомится маленький человек с уд...

Трудовое воспитание детейдошкольного возраста

Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...