Методическая разработка: «Социализация детей с ЗПР посредством трудового воспитания в детском саду».
методическая разработка (старшая группа) на тему

 Аннотация представленных материалов.

Одним из приоритетных направлений современной системы образования является создание условий успешной социализации ребенка с ЗПР через трудовую деятельность. Освоение детьми социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений и есть основная задача социализации. Социализация – очень сложный и жизненно важный процесс. Одним из важнейших аспектов социализации личности ребенка с ЗПР является вовлечение его в процесс трудового обучения, именно успешное освоение трудового обучения определяет положительный уровень решения проблемы социализации.

Трудовое воспитание детей с ОВЗ в детском саду в соответствии с реализуемой АООП для детей с ЗПР направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и овладения детьми с ЗПР конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

Одной из важнейших проблем социализации детей с ЗПР является низкая мотивация детей к труду, сниженная познавательная активность, гораздо более узкий круг их интересов, чем у дошкольников с нормой развития, а также их  особенность эмоционально – волевой сферы.

Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста с ЗПР через трудовую деятельность, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи и общества.

Необходимо отметить разнообразие видов детского труда в ДОУ: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач. Это позволяет поддерживать у детей с ЗПР интерес к трудовой деятельности и осуществляет их всестороннее развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudovoe_vospitanie_detey_s_ovz_v_det.sadu_.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из приоритетных направлений современной системы образования является создание условий успешной социализации ребенка с ЗПР через трудовое воспитание.

Трудовое воспитание – это воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, а также таких черт характера, обеспечивающих успех в труде, как трудолюбие, старательность, добросовестность.

При организации труда детей с ЗПР необходимо руководствоваться специальными программами трудового обучения, с учетом характера и степени нарушений основных функций организма ребенка, т.к. выполняемый ребенком труд должен быть посильным и ни в коем случае принудительного характера. Работа по трудовому воспитанию с детьми с ЗПР преследует следующую цель - формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.

           А также задачи:

      - развитие трудовых навыков детей с ЗПР;

   - включение детей с ЗПР в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд);

     - воспитание положительного отношения к труду.

Включение детей с ЗПР в труд необходимо осуществлять с учётом физиологии детей, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей. Включаясь в труд, дети с ЗПР вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда.         На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества.

      Формами трудового воспитания являются:

    - индивидуальная форма (выполнение посильных трудовых поручений);

    - коллективная (общественно полезный и производительный труд в свободное время через наблюдения, игры, занятия, необходимые воспитанникам для дальнейшей правильной адаптации в социуме);

    - групповая (утренники, проекты, развлечения, досуги на тему труда)

Совершенно очевидно, что с процессом трудового воспитания у детей с ЗПР связано множество проблем, и одна из проблем – это низкая мотивация детей к труду. Успех социализации ребенка с ЗПР через трудовое воспитание, во многом зависит от профессионализма воспитателей, учителей-дефектологов, их тесным взаимодействием с родителями.

             Трудовое воспитание и обучение играет главную роль во всей системе коррекционной работы с детьми ЗПР. Основная задача – выработка и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств, которые дадут возможность детям с ЗПР после окончания обучения взаимодействовать в коллективе, по возможности социально адаптироваться в обществе.

Определенное значение имеет также сниженная активность детей с ЗПР, гораздо более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально – волевой сферы. Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребёнка с ЗПР. Процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам детей с ЗПР должен осуществляться с учётом личностно-ориентированных моделей воспитания и быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.

Ребенок совместно со взрослым достигает успеха в овладении культурно-гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих силах и возможностях. Данный результат создаёт мотивационную основу для коррекции имеющихся отклонений у ребёнка и обеспечивает последующую его социализацию.

На первом этапе формирование трудовых навыков у детей с ЗПР следует осуществлять рабату с подгруппами детей (2-3 ребёнка) и индивидуально. При формировании навыков самообслуживания используются естественные бытовые ситуации, в процессе которых педагоги решают общеразвивающие и коррекционные задачи (педагогические ситуации), различные игры и игровые упражнения:

·     поддерживать и поощрять стремление ребёнка с ЗПР к самостоятельности как проявлению относительной независимости от взрослого;

·      формировать в процессе самообслуживания элементарные орудийные действия;

·      учить обращаться с предметами домашнего обихода, предметами гигиены и т.п.;

·     выполнять орудийные действия с предметами бытового назначения; накапливать опыт самостоятельных действий в бытовых процессах, способствующих развитию самоуважения, чувства собственного достоинства;

·      закладывать основы будущей культуры труда, бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами гигиены, одежды, обувью и т.п.;

·     воспитывать навыки опрятности, культуры еды (культурно-гигиенические навыки); вызывать положительное отношение к чистому, опрятному ребёнку;

·     развивать общую и мелкую моторику, координацию движения обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процессе умывания, раздевания и одевания, приёма пищи;

·     воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания; учить помогать друг другу в процессе самообслуживания (причёсывание, раздевание, одевание и т.п.)

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание.

Различают четыре основных вида детского труда:

- самообслуживание

- хозяйственно – бытовой труд

- труд в природе

-ручной труд.

Самообслуживание – освоение отдельных действий, затем – процессов самообслуживания, связанных с одеванием, умывание, уходом за своим внешним видом, поведением за столом во время приема пищи.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников с ЗПР направлен на формирование и поддержание навыков чистоты и порядка в помещении и на участке. Хозяйственно-бытовой труд заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию. В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

Вывод: Разнообразие видов детского труда в ДОУ: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд, позволяет поддерживать у детей интерес к трудовой деятельности и осуществляет их всестороннее развитие. Социализация детей с ЗПР через трудовую деятельность является необходимым условием формирования важных качеств личности ребенка.