Формирование общей культуры посредством экологического воспитания детей дошкольного возраста
статья по теме

Пугач Ольга Ивановна

Экологическое образование человека начинается с детства. Стихийно оно осуществляется в семье, а направленно и постоянно – в дошкольных учреждениях. Чем раньше познакомится маленький человек с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нём чувство прекрасного, тем больше будет посеяно в его душе доброты, тем сильнее будет желание оберегать растущее и живое. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл экологическое воспитание246.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №111 присмотра и оздоровления Московского района

Формирование общей культуры посредством экологического воспитания детей дошкольного возраста

Подготовила воспитатель:

Пугач Ольга Ивановна

Санкт-Петербург

2016

            С введением ФГОС ДО для каждого дошкольного учреждения предоставляются широкие возможности для создания индивидуальных образовательных программ и внедрения инновационных технологий.

Экологическое образование человека начинается с детства. Стихийно оно осуществляется в семье, а направленно и постоянно – в дошкольных учреждениях. Чем раньше познакомится маленький человек с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нём чувство прекрасного, тем больше будет посеяно в его душе доброты, тем сильнее будет желание оберегать растущее и живое.

Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений в большей степени зависит от организации образовательного процесса. Этой проблемой заинтересовались и мы, педагоги детского сада, и работаем над ней уже на протяжении трёх лет.

Наши воспитатели строят процесс при максимальном учёте возрастных и индивидуальных особенностей.  Удачное сочетание методов и форм организации позволило сформировать у детей систему представлений о природе, правильное отношение к растениям и животным, ко всем явлениям природы.

В работе с дошкольниками педагоги нашего детского сада используют игры разного характера. В последние годы резко возросло внимание к проблеме дидактической игры. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных форм работы с детьми. Это игры для обогащения экологических представлений: о многообразии и разнообразии природных объектов, о взаимосвязях в природе, о человеке как части природы, о культуре поведения в природе.

Так предметно-развивающую среду мы пополнили макетом фермы, дидактическим панно «Времена года», тематическими папками «Мир насекомых»,» С какого дерева листочек?». Были самостоятельно изготовлены дидактические игры» Что за чудо, эта грядка»,» Кто чем питается»,» Зоопарк» и многие другие.

Игры по экологии, которые мы используем в своей практике, направлены на уточнение, закрепление, расширении знаний о предметах и явлениях природы, животного и растительного мира.

Игры настольно-печатного характера помогают систематизировать полученные знания о растениях, явлениях неживой природы, животных. Игры словесного содержания помогают закреплять свойства и признаки предметов окружающего мира. Подвижные игры помогают закрепить знания о животных, подражать их повадкам и образу жизни. Творческие игры учат детей отражать полученные впечатления.

Также нами практикуются игры-сказки экологической направленности. В.А.Сухомлинский писал: “...Сказка неотделима от красоты…благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.

          Если в сказку внести некоторые знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей их средой, то сказка послужит источником формирования элементарных экологических понятий.

          Изучению природы может также помочь введение сказочного персонажа, который объясняет правила игры, следит за их соблюдением, поощряет ребят. Например, наблюдая за комнатными растениями можно пригласить в гости фею, которая будет задавать вопросы и задания. Также используются игрушки -аналоги, которые изображают различные объекты природы. Игрушка способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке возможности правильно действовать с живым объектом.

Например, дети старшей группы рассматривают картину, на которой медведица купает медвежонка в реке, схватив его зубами за шиворот. Перед воспитателем стоит программная задача: формировать у дошкольников реалистические представления о жизни бурого медведя в лесу. Мы предлагаем внести  на занятие мягкую игрушку — симпатичного мишку и  рассказать игрушечному медвежонку все, что дети  знают про бурых медведей, про их жизнь в лесу в разное время года, показать ему картину, объяснить, что такое лес, что и зачем делает медведица с медвежонком.

         И.А. Комаровой было сделано предположение, что куклы — персонажи некоторых сказок на основе их литературной биографии могут быть с успехом использованы на природоведческих занятиях. Для этой цели были выбраны Чиполино, Незнайка, Карлсон. Выбор этих персонажей неслучаен.

         Чиполино, герой одноименной сказки Дж. Родари, очень симпатичен детям. Он нравится им за свою смелость, находчивость, дружелюбие. Чиполино много знает об овощах, и дети всегда рады встрече с ним: они уверены, что Чиполино расскажет что-то интересное. Карлсон — в некотором смысле антипод Чиполино. Он знаком детям по книге Астроид Линдгрен и по мультфильму как хвастунишка, баловник и весельчак. Незнайка, герой книги Н. Носова, носит свое имя неслучайно. Он много хвастается о своих способностях, на самом же деле ему часто недоступно решение самых простых вопросов.

C:\Users\Елизавета\Desktop\мама\документы\o5QLM3yczsE.jpg      При наблюдении за тем или иным объектом актуально использовать мнемотаблицы. Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют готовые модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М. , Воробьевой В. К. , Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. В своей  работе мы используем мнемотаблицы по различным темам.

Таким образом, использование методов моделирования и мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников является средством развития познавательной активности, способствует формированию у детей целостной картины мира.

Также часто мы используем различные варианты игры в путешествие: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и др. Во всех случаях это сюжетно-дидактическая игра, включенная в занятия, наблюдения, труд. В каждом конкретном случае сюжет игры предполагает следующее: дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в качестве экскурсантов, туристов посетителей и т. д. В рамках ролевого поведения дети рассматривают, слушают пояснения. Воспитатель, взяв на себя роль экскурсовода, руководителя туристической группы опытного путешественника и т.д. рассказывает и показывает дошкольникам все то новое, C:\Users\Елизавета\Desktop\v205.jpgради чего они отправились в путь.

Большой простор для реализации данного направления даёт загородная дача в посёлке Вырица Ленинградской области, Гатчинского района, куда наше дошкольное учреждение выезжает более 20 лет.

          Огромное поле деятельности предоставляется детям и взрослым при работе в цветнике и на огороде. Вместе с детьми и родителями разбиваются цветники и раскапывается огород. В огороде высаживаются такие растения, как огурцы, помидоры, редис, клубника. В нашем цветнике мы можем наблюдать астры, календулу, садовую ромашку. Это даёт возможность ребёнку, педагогам и родителям проследить развитие того или иного растения, начиная с маленького семечка до плода, ведь жители города лишены этой возможности. Дети стараются ухаживать за этими растениями, проявляя любовь и заботу. Наши воспитатели ходят с ребятами на целевые экскурсии по экологическим тропам. Дети с раннего возраста имеют возможность любоваться красотами родного края.

Перечисленные формы и методы работы в наибольшей степени содействуют формированию у детей экологических знаний и представлений, имеют практическое применение, а также воспитывают любовь к родному краю, учат быть заботливыми и бережно относиться к природе.

Традиционную НОД педагоги «растворяют» в обычной детской деятельности. Это происходит не только на занятиях, экскурсиях, но и во время обычных ситуаций в повседневной жизни, в процессе самостоятельной познавательной деятельности детей. Кроме этого, экологические представления развиваются на занятиях по изобразительному искусству, развитию речи, музыке, ознакомлению с художественной литературой и других. Это содействует художественному восприятию природы, развитию творчества детей, умению отражать своё отношение к природе художественными средствами. Например, при ознакомлении с художественной литературой, дети знакомятся с произведениями известных поэтов и писателей, с их восприятием красоты природы, как своеобразным эталоном. Эти произведения помогают открыть ребёнку «окно в природу», увидеть её, более внимательно всмотреться в её краски, формы, запахи и звуки, лучше понять её неповторимую красоту. Анализ картин известных художников, рисунки самих детей содействуют развитию чувства прекрасного в природе, любви к ней, умению отражать свои впечатления.

Таким образом, познание окружающего мира детьми зависит от нас, взрослых. Именно от того, как мы научим беречь природу, будет зависеть сохранение её для будущих поколений.

Список литературы

Аксёнова З.В. Войди в природу другом, Экологическое воспитание дошкольников, Москва 2012 г.

Алябьева Е.А. Детям о самом важном. Природа, Москва 2015 г.

Бобылева Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников/Л.Бобылева, О.Дупленко // Дошкольное воспитание. — 2005. — N 7. — с. 36–42. 3.                

 Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. — М.: Просвещение, 2004. — 114 с. 4.                  

Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. — М., 2005.

Лопатина О., Скпепцова М.  Сказки о цветах и деревьях, Сфера 1998 г.

Нефотнова С.Н., Голитова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих и тематических экскурсий для детей 4-7 лет, Спб, 2010 г.

Шорыгина Т.Я., Беседы о природных явлениях и объектах, Москва 2015 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Формирование общей культуры посредством экологического воспитания детей дошкольного возраста

Экологическое образование человека начинается с детства. Стихийно оно осуществляется в семье, а направленно и постоянно – в дошкольных учреждениях. Чем раньше познакомится маленький человек с уд...

«Формирование экологической культуры посредствам трудового воспитание детей дошкольного возраста»

1.На первом этапе своей работы стоит следующее.Цель:Формирование начал экологической культуры детей средством трудовых навыков детей.Задачи:1. Становление осознанно-правильного отношения к природе во ...

«Формирование основ экологической культуры в процессе воспитания детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологической культуры, становления обуславливающих её экологического мировоззрения и сознания, нравственно-этических норм поведения. В этом...

Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания старший дошкольный возраст

Перспективный план работы по  формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания....

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации экологических акций в ДОУ

В данной статье рассмотрены особенности экологического воспитания дошкольников. Проанализированы методы работы с детьми, особое внимание автор уделил наблюдению, а также рассказал о реализации экологи...

Презентация на тему: " Формирование экологической культуры и экологического сознания детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования экологического сознания детей....