Доклад на педсовете "Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников посредством трудового воспитания"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Ершова Ольга Владимировна

Формирование у детей трудовых умений и навыков в разных видах труда: самообслуживании, хозяйственно-бытовом и ручном труде, труде в природе. Воспитание уважения к трудящемуся человеку, приучение к труду, воспитание стремления трудиться на общую пользу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn1.docx82.63 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы ГБОУ «Центр инклюзивного образования «Южный»

Доклад

Тема: «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников посредством трудового воспитания»

 

Подготовила воспитатель

подготовительной группы

Ершова О.В.

Москва 2015 г.

     С дошкольного возраста каждый ребенок должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной его стороны.

     Но, как бы ни был заинтересован ребенок целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, желания трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать. В формировании трудовых навыков важен единый подход, а также единство требований со стороны, как педагогического коллектива, так и семьи.

     «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к трудящемуся человеку, приучения к труду, воспитания стремления трудиться на общую пользу. Постепенно у дошкольников возникает определенное отношение к труду, в нем они проявляют свой характер: готовность к трудовой деятельности, стремление быть полезным близким, окружающим, добросовестность при выполнении повседневных обязанностей и поручений взрослых. Все это составляет основу положительного отношения к труду.

     Экономическая ситуация в стране за последние десятилетия привела к тому, что происходит индивидуализация жизненного стиля в обществе.

Общественные формы воспитания замещаются семейным воспитанием. Поэтому, трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладеет трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.

     Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.

    В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему. Некоторые родители, понимая, что ребенок дошкольного возраста должен посильно трудиться, не представляют, каковы его возможности, как сформировать у него навыки, как сделать выполнение им трудовых обязанностей систематическими, как с возрастом должны измениться эти обязанности, руководство и контроль со стороны взрослых.

     Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся «Программой воспитания и обучения в детском саду», знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении.  С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста.

Виды труда дошкольника

     Трудовые умения и навыки, которыми овладевает ребенок дошкольного возраста, различны. Их характер и объем обусловлены спецификой того или иного вида труда, его конкретного содержания.

     Дети старшего дошкольного возраста имеют определенный опыт участия в труде, владеют рядом трудовых навыков, в первую очередь навыками самообслуживания. Для них этот труд уже не требует усилий, становиться привычным, за ними закрепляется ряд более сложных обязанностей по самообслуживанию. Продолжается контроль за тем, чтобы каждая вещь была положена на определенное место, чтобы дети после игры убирали игрушки. Достигается это путем предъявления постоянных требований. Они помогают приучать ребят к порядку и самостоятельности.

     В детском саду детей продолжают приучать бережно относиться к вещам: чистить одежду, обувь, чинить игрушки, книги. Это воспитывает в детях аккуратность. Взрослые постоянно подчеркивают, что беречь одежду и обувь следует не только потому, что надо быть всегда опрятным, но и из чувства благодарности к родителям, купившим эти вещи. С этого начинается воспитание в детях уважение к предметам труда человека. Труд по самообслуживанию позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание все делать самим, инициативность, деловитость. Овладение навыками самообслуживания оказывается очень значимым для сближения ребят, для осознания значимости своего труда для окружающих, повышает чувство ответственности, вырабатывает необходимую для обучения в школе, в жизни привычку к трудовому усилию. Чтобы полнее использовать возможности детей в самообслуживании в целях нравственного их развития, воспитателю надо прибегать к методу косвенного влияния на детей. Так, вместо того чтобы сказать: «Помоги Коле сложить конструктор», воспитатель говорит: «Спроси у Коли, может быть, ему помочь убрать конструктор?».

     В работе с детьми шестого года жизни уделяют большое внимание дальнейшему расширению процессов хозяйственно-бытового труда: во время обеда дети раздают третье блюдо, после еды помогают няне убирать со стола посуду; по окончании занятия убирают материалы и пособия на место, моют кисточки, стаканы, стирают тряпки, используемые при наклеивании и рисовании, вытирают столы после работы; принимают участие в еженедельной уборке групповой комнаты (протирают мебель, моют игрушки, подметают пол и пр.); убирают постель. Дети должны это делать аккуратно, старательно. Повышается требование к правильному пользованию предметами домашнего обихода, оборудованием труда: мыть и сушить его после использования, хранить в порядке и в определенном месте, соблюдая правило: «Каждой вещи – свое место». Дети должны замечать беспорядок в группе и устранять его. На шестом году жизни дети осваивают последовательность трудовых операций. Это помогает им овладеть навыками элементарного планирования и организации бытового труда. А также у детей шести лет формируется умение дежурить.

     В результате, одновременно с поддержанием у детей интереса и уважения к бытовому труду взрослых, воспитатель решает задачу формирования обобщенных представлений о том, что каждый должен трудиться для других.

     Детский сад имеет возможности для раннего приобщения детей к труду в природе. В процессе совместной деятельности со взрослыми, во время выполнения обязанностей дежурных в уголке природы или работая на огороде, в цветнике, дошкольники приобретают разнообразные трудовые навыки, осваивают приемы ухода за растениями и животными. Дети, работая систематически, прочно усваивают необходимые навыки, у них появляется сноровка. Однако, постепенно у детей интерес к труду слабеет. Происходит это потому, что они недостаточно понимают значение работ, например, для выращивания растений. Чтобы вызвать интерес к работе, следует приучать их к более самостоятельному уходу за растениями. А желание выполнять однообразную и сложную работу по поливке, рыхлению и прополке растений надо поддерживать, углубляя понимание ее необходимости. Ожидание предстоящих работ и появление первых результатов (первая редиска, крупные перья лука, бутоны у цветов, созревание ягод) вызывают все больший интерес у воспитанников, побуждают их тщательнее ухаживать за растениями. После того как дети узнают все трудовые процессы и научатся самостоятельно выполнять задания, целесообразно приучать их самих определять, в каком уходе нуждается растение. Для этого воспитатель перед началом работ вместе с детьми (по звеньям) определяет, что нужно делать.

Воспитатель. Как можно проверить, сухая земля или влажная?

Дети. Потрогать надо, посмотреть.

Воспитатель. Правильно (берет вместе с детьми горсть земли, сжимает ее в руке). Влажная земля сожмется в ком, сухая будет рассыпаться. Земля у нас как раз влажная. Что же надо делать? Есть сорняки на грядке?

Дети (смотрят, трогают растение). Есть немного.

Воспитатель. Вот сегодня вы будете полоть, а то опять вырастут наши сорняки и наши овощи погибнут. После дождя земля влажная и сорняки легко выдергиваются.

Дети. Они заглушают наши овощи.

     По мере того, как дети овладеют навыками ухода за растениями, нужно стараться совершенствовать и детские взаимоотношения. Дежурных каждого звена необходимо приучать договариваться о помощи друг другу. Сообща они выполняют задания, например, выпалывают сорняки, после этого рассказывают о том, что сделано и что надо сделать на следующий день. При этом проявляется большая самостоятельность, ответственность, ведь они работают вместе и вместе должны отвечать перед коллективом.

     Ручным трудом могут заниматься дети старшего дошкольного возраста.

Он предполагает наличие у ребят к пяти годам достаточно высокого уровня умений, связанных с использованием инструментов (ножниц) и материалов (бумага, картон, клей). Ребята к этому возрасту должны овладеть некоторыми способами обработки бумаги: резания ее в разных направлениях, сгибания, складывания, склеивания. В процессе занятий по аппликации и конструированию они приобретают навыки конструктивной деятельности: анализируют образец, рисунок, выделяют части, соотношение, величину, расположение и пр. В процессе работы с древесиной, бумагой, тканью, природными материалами совершенствуются приобретенные навыки, формируются новые.

     Воспитатель формирует у старших дошкольников технические навыки ручного труда. Так, обрабатывая древесину, ребята учатся пилить, резать, сколачивать, склеивать, красить изделия, т.е. пользоваться молотком, пилой, (в распилочной коробке), клещами, наждачной бумагой, краской и кистью. Усложнение технических навыков идет в двух направлениях. Сначала дети изготавливают поделки из готовых деталей, причем конструкции поделок усложняются (скамейка, стол, диван, санки, самолет, тележка, машина, пароход и прю). Затем они сами делают все детали будущей поделки. В работе с тканью дети приобретают навыки кроя по готовой выкройке, овладевают швами «иголка вперед» (по рисунку, продернутой нитке, без предварительной наметки), «через край» (сшивание двух кусков ткани), учатся пришивать пуговицы.

     Много поделок для сюжетно-ролевых игр можно сделать из бумаги путем сгибания, надрезания и склеивания (палатка, саночки, вертушка, пароход и др.), из коробок путем склеивания бумаги (мебель, мостик, несложные машины).

     Из природного материала (шишки, желуди, маковые головки), соединяя части столярным клеем, палочками, иногда пластилином, ребята делают забавные игрушки (птичка, ежик, куколка), атрибуты для игр-драматизаций по сказкам, художественным произведениям, подарки на день рождения товарищам, сотрудникам детского сада, родителям, малышам. Работа с такими материалами, как мягкая проволока, солома, нитки, позволяет овладеть навыками плетения (цветы, корзиночки, посуда), а с семенами, ягодами, листьями – навыками нанизывания (гирлянды, бусы). По мере овладения техническими навыками дети приобретают стремление к трудовым усилиям, желание выполнять практически нужные трудовые поручения. Постепенно их начинают привлекать к ремонту игрушек, дидактических пособий и т.д.  

     Таким образом, на протяжении дошкольного возраста «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает постепенное формирование у детей трудовых умений и навыков в разных видах труда: самообслуживании, хозяйственно-бытовом и ручном труде, труде в природе. Все эти трудовые умения и навыки, приобретенные в детском саду, являются той основой, на которой строится трудовое обучение в начальных классах школы.

     Трудовые навыки формируются на основе прямого обучения, которое осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и поэтому на каждой ступени дошкольного детства имеет свою специфику. При этом соблюдается главный принцип формирования любого трудового умения – от начального ознакомления с ним до образования прочного, устойчивого навыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством художественного творчества»

В данном материале обозначены цели и задачи выбранной темы по самообразованию и составлен перспективный план на учебный год...

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников ( выступление на педсовете)

Свой материал я посвятила актуальной на сегодняшний день теме -"Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников" .В дошкольном возрасте у ребёнка следует вырабатывать такие навыки и привычки , к...

Отчет по самообразованию " Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством художественного творчества"

Отчет по самообразованию«Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством художественного творчества»...

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством формирования представлений о родном крае в рамках реализации инвариативной части ООП.

Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую ду...

Проект «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством ознакомления с «малой Родиной».

Характеристика проекта:По доминирующей в проекте деятельности – познавательныйПо характеру содержания: ребенок, социальное окружение, исторические и культурные ценности села.По характеру контакт...

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников в процессе знакомства с художественными произведениями

Проблема нравственного воспитания дошкольников остается одной из ведущих и одновременно сложных в современной теории и практике образования. Неблагополучие духовно-нравственной сферы общества XXI века...