Отчет по самообразованию " Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством художественного творчества"
материал (подготовительная группа) на тему

Арбузова Любовь Викторовна

Отчет по самообразованию

«Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством художественного творчества»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл отчет по самообразованию25.64 КБ

Предварительный просмотр:

НРМ ДОБУ Центр Развития Ребенка  детский сад «Теремок»

Отчет по самообразованию

«Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством художественного творчества»

Воспитатель: Арбузова Л.В.

Актуальность проблем, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения

 Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

По этому нашей задачей, как педагогов, стало:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , городу, стране;

-формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам;

-формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

           Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту, а особое место мы уделили художественному творчеству. Так как  воспроизводя, какие -нибудь предметы или явления –  в рисунках  , в лепке ли или аппликации, фантазируя в сказках или изобретая книги, проигрывая ситуации, дети все больше узнают и закрепляют знания о нашей Родине , о людях живущих на нашей планете, о родной семье или родном городе.

Понятие патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводятся. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведёт к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям-к матери, отцу, бабушке, дедушке –это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Для этого с детьми были проведены  циклы  занятий: «Наша семья» , «Мои папа»  «Славим женщину –мать» и т. д, а все это было так же подкреплено в изобразительной деятельности, совместно с детьми рисовали , лепили , делали аппликации.

          Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Были проведены беседы «Герои и  патриоты нашей Родины», «Ничто не забыто», «Слава воинам России» и т.д. совместно с папами мы провели спортивный праздник ко Дню Защитников Отечества, был изготовлен альбом  «Российская армия» , дети сочиняли стихи про солдат и пап , все записали в журнал «Стихи для пап», для пап были приготовлены подарки детьми группы, а так же была фотовыставка «Мой папа « и изготовлена газета «Мой папа – солдат». Такая работа позволила детям закрепить знания о российских воинах, родах войск, воспитала уважение к воинам защитникам нашей родины.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно дети познакомились с детским садом, своей улицей, поселком, а затем и страной, ее столицей и символами. Формирование патриотических чувств  стало проходить эффективнее, когда мы устанавили тесную связь с семьями воспитанников. Мы старались  подключить семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением. Всё это создало благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Наша задача была— отобрать из массы впечатлении, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных(дома, детского сада, края); труд людей; традиции; общественные события и т.п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Мы старались  продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня не повториммы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволил формировать у дошкольников представления о том, чем славен родной край , что родной поселок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Работая по данной теме я использовала в своей работе дидактический материал «Достопримечательности  поселка»,  «Нефтеюганский  район»  книгу « Ханты –Мансийский Автономны округ» Мною были подобраны произведения Писателей ХМАО об Округе.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, а особенно близких людей, конкретные факты из жизни членов семьи(дедушек, прадедушек, бабушек и прабабушек.- участников В.О.В. их фронтовые и трудовые подвиги) Мы старались подобрать такой дидактический материал о войне , что бы детям были доступны такие понятия как «долг перед Родиной»,  «любовь к Отечеству»,  « ненависть к врагу» , «трудовой подвиг». Для этого родители принесли нам фотографии своих родственников , которые сражались на фронте, мною были оформленны альбомы «Ни кто не забыт, ни что не забыто» ,где подобраны циклы занятий о войне, беседы о городах героях, произведения для чтения, фотографии, стихи и картины. Мы старались подвести детей к пониманию , что российский народ победил, потому что люди  очень любили свою  Отчизну. Родина чтит своих героев , отдавших свою жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названии городов , улиц площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Оформила альбом  «Памятники  В.О.В.»

Основной формой работы являлись тематические недели, такие как «Россия»  « Моя родина – Югра», «Удивительный космос» и т.д.

Дети  закрепили знания о Солнечной системе, о знаменитых людях покоривших космическое пространство. Были проведены циклы занятий и бесед «Путешествие к звездам», «Первооткрыватели космоса», изготовили совместно шлемы для игры «Космонавты», изготовили мини «Космический мир», рисовали рисунки  про космос, Ракетодром .

Так как у детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость, поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме  объединяя занятие  в комплексные с использованием  творчества у детей развивается  внимание и длительность интереса . Такие заняти позволяют повышать познавательную активность, и эмоциональную атмосферу занятия

              Результатом процесса самообразования  являются  пополнение  и конкретизация  своих знаний, осуществление  глубокого и детального анализа работы с детьми..

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

К концу подготовительной группы дети узнали , что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и так далее. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов.

Мной были изучены книги:

Н.Ф.Виноградова «Наша Родина» Москва 1984г.  В ней представлены произведения разных жанров, направленных на патриотическое воспитание.

А.Д.Жариков «Растите детей патриотами» Москва 1980г.

Е.И.Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников» Москва 1995г.

Л.И.Беляева «Формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни у детей дошкольного возраста на материале Советской Армии» Москва 1977г.

Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».  Автор в своей книге представила систему работы по данной теме, охвачены все разделы (семья, детский сад, город и т.д.). использовать в работе данную книгу легко, так как материал распределен понедельно, материал постепенно усложняется, новый материал строится на закреплении пройденного.

Е.К.Ривина «Государственная символика России»  В пособии представлены конспекты познавательных бесед, сценарии досуговых   мероприятий, в которых раскрываются нравственное значение. История и функции государственных символов России. Фрагменты данных конспектов можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Данная книга хороша для повышения уровня знаний педагогов.

Р.И.Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» (Патриотическое воспитание) Москва 2007г. Данная книга удобна в работе с детьми тем, что все конспекты систематизированы в соответствии с базовыми программами детских садов. Автор предлагает нам дополнительный материал, который можно использовать для составления собственных занятий.

Л.В.Логинова «Что может герб нам рассказать» Москва 2006г. Автор предлагает нам нетрадиционные формы работы с детьми, родителями. Цветные вклейки, игровой материал позволяет существенно расширить знания детей о родной стране. Данную книгу рекомендуется использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Л.А.Кодрикинский «С чего начинается Родина?» Москва 2005г. (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ). Сборник имеет практическую направленность и удобен в использовании, т.к. содержит планирование, конспекты занятий и развлечений по теме «Мой дом – моя семья», «Русская народная культура», «Столица нашей Родины Москва», «Земля – наш общий дом», «Защитники Отечества». Хорошо то, что материал составлен педагогами, которые так же ищут способ как лучше воспитать патриотические чувства у детей.

10.Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» (гражданско-патриотическое воспитание дошкольников) Москва 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством художественного творчества»

В данном материале обозначены цели и задачи выбранной темы по самообразованию и составлен перспективный план на учебный год...

Отчет по самообразованию «Развитие коммуникативно-творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности» 2020 год

Цель: Развитие коммуникативно-творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности. Задачи: Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности....

Тема самообразования "Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством художественного творчества»

Дошкольное детство самое актуальное время чтобы сформировать у детей патриотические чувства, которые помогут сформировать у детей в будущем такие качества как сочувствие, любовь к Родине, желание помо...

План по самообразованию по теме: «Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством художественного творчества»

Пояснительная записка             В настоящее время возникла серьёзная проблема патриотического воспитания у подрастающего поколения. Необхо...

«Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников, через художественно-эстетическую деятельность"

Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому...

творческий отчет по теме самообразования "Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству"

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения н...