Консультация для педагогов «Экспериментирование в старшем возрасте»
консультация на тему

Экспериментирование - это деятельность, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях. Главная особенность детского экспериментирования  заключается в том, что дети во время работы не могут работать не разговаривая. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_pid.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Экспериментирование в старшем возрасте»

Экспериментирование - это деятельность, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях. Главная особенность детского экспериментирования  заключается в том, что дети во время работы не могут работать не разговаривая. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и по представлению. В работе с детьми необходимо уделять большое внимание познавательно - исследовательской деятельности, так как она носит творческий характер, вызывает интерес, стимулирует познавательную активность.

В возрасте 5-6 лет у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить. При проведении эксперимента работа чаще всего осуществляется по этапам. Дети повторяют алгоритм проведения эксперимента, учатся самостоятельно экспериментировать, фиксируют полученные результаты в индивидуальных дневниках наблюдений. Мотивом выступает познавательный интерес. Ребёнок выполняет эту деятельность не потому, что ему важен процесс или результат, а потому что это очень интересно.


Толчком к началу эксперимента может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то просьба. Для поддержания интереса к исследовательской деятельности в уголке экспериментирования  "живут" персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми. Дети старшего дошкольного возраста задают много вопросов.
Всё это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности.

Организуя любую работу с детьми, надо стараться, чтобы они были не только слушателями  и наблюдателями, но и полноправными участниками всех мероприятий, необходимо научить их обобщать собственные наблюдения, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она окажется неверной. Не надо стараться уберечь дошкольников от ошибок, от заведомо неверных действий. Пусть сами поймут, что сделали неверно, и поищут другой путь.

 
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность способствует развитию познавательной потребности, творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, способствует творческому развитию личности. А детское экспериментирование является замечательным средством интеллектуального развития
дошкольников.

Что же касается интересов и тем для исследования, то старшие дошкольники предпочитают эксперименты, в которых просматриваются причинно-следственные связи.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

– Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

– Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.

– Развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

–Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагание, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

– В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству и т.п. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так,  а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

       В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так,  а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Консультация для педагогов:

«Экспериментальная деятельность старших дошкольников»

Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления.

При выборе темы должны соблюдаться следующие правила:

  1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
  2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
  3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Структура проведения опытов:

  1. Постановка проблемы;
  2. Поиск путей решения проблемы;
  3. Проверка гипотез, предположений;
  4. Обсуждение увиденных полученных результатов;
  5. Формулировка выводов;

       Такой алгоритм работы позволяет  активизировать мыслительную           деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

После пяти лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление – превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование.

Предлагая детям поставить опыт, нужно сообщить  им цель или задачу, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Даётся время на обдумывание, и затем привлекаем  детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

        Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Выводы можно делать в словесной форме,  а иногда избирать другие способы, например, фиксирование результатов  в рисунках и схемах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Экспериментирование в образовательной области Художественное творчество""

Консультация для педагогов по теме "Экспериментирование в образовательной области Художественное творчество" .Нетрадиционные виды рисования в разных возрастных группах,использование  нетрадиционн...

Консультация для педагогов "Экспериментирование в детском саду"

Экспериментальная деятельность в детском саду, как правило, связана с экологией, а как же творческое экспериментирование? Добавьте его к своей системе работы по экспериментальной и исследовательской д...

Консультация для педагогов "Экспериментирование как средство познания окружающего мира"

Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Приводится гипотеза о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ТЕМА «Младший дошкольный возраст- простое процессуальное экспериментирование

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ТЕМА «Младший дошкольный возраст- простое процессуальное экспериментирование...

Консультация для педагогов "Экспериментирование как одно из средств развития познавательной активности дошкольников с нарушением слуха."

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать...

Консультация для педагогов "Экспериментирование, наблюдения и опыты во 2 младшей группе"

Консультация для педагогов "Экспериментирование во 2 младщей группе"...

Мастер-класс для педагогов "Экспериментирование в дошкольном возрасте"

Мастер-класс для педагогов "Экспериментирование в дошкольном возрасте"...