Педагогическая деятельность по реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО, профстандартом "Педагог"
методическая разработка на тему

Волосевич Елена Викторовна

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО, ПРОФСТАДАРТОМ «ПЕДАГОГ»

Семинар для педагогов ДОУ

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности при выполнении трудовой функции в педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования, в контексте профстандарта «Педагог» (воспитатель).

Сплочение педагогического коллектива, раскрытие творческого потенциала педагогов, обретение уверенности в себе и своих возможностях при взаимодействии в микрогруппах молодых и опытных педагогов.

План семинара:

  1. Уровни планирования образовательной деятельности при реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
  2. Изучение профессиональных компетенций педагога в условиях введения профессионального стандарта «Педагог» (воспитатель) п. 3.2.1 Приказа Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н
  3. Трудности педагогической практики при планировании образовательной деятельности в контексте обновления системы планирования в ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

1 часть Организационный момент:

Игровое упражнение «Улыбка»

- Уважаемые коллеги сегодня на семинаре нам понадобится много положительной энергии, поэтому предлагаю сначала немножко расслабиться: встать и встряхнуть руки, сбросить напряжение. Встаем в круг и «передаем улыбку» своему соседу справа, получаем ее в ответ от соседа слева (возможен вариант передачи в другом направлении). А теперь предлагаю скрестно взяться за руки за спинами соседей.

Игровое упражнение «Сигнал»

Ведущий отправляет несколько условных сигналов-рукопожатий по типу «глухого телефона». Мы сплоченная команда, поэтому сигналы переданы быстро и точно.

Игра «Найди свою группу»

Оборудование: наборы картинок с разными оборотными сторонами (разный цвет и форма), лицевая - с изображением разных животных. Количество картинок соответствует числу участников семинара. Для каждой рабочей группы (микрогруппы) на столах расположены карточки, соответствующие по цвету и форме их картинкам.

Ведущий предлагает создать рабочие группы при помощи игры «Найди свою группу» (технология Е.Рылеевой), дает инструкцию:

- На подносе разложены картинки (лицевой стороной книзу), возьмите по одной любого понравившегося вам цвета и формы, подойдите к столу с таким же обозначением. Когда вся группа соберется, внимательно рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено, что их объединяет.

Происходит деление на микрогруппы по три участника. Оценку ответам каждой команды дают коллеги при помощи своего согласия (аплодисменты) или несогласия (топанье). Свое несогласие педагоги аргументируют.

- Как вы считаете, коллеги, помогает ли данная игра незаметно для себя преодолеть состояние растерянности и вызывает потребность преодолевать трудности, связанные с решением нестандартных задач (варианты ответов педагогов)?

- Коллеги, как вы думаете, данный вариант игры «Найди свою группу» можно ли использовать с детьми для закрепления программного материала, на какой тематической неделе и как (варианты ответов педагогов)?

2 часть Вступительное слово:

В соответствии с ФЗ–273 «Об образовании в РФ», дошкольное образование является первым уровнем образования, совокупность обязательных требований к которому определяется в Стандарте дошкольного образования. Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. В современных условиях в педагогическую практику введено много определений, предлагаю разобраться с их взаимосвязями и зависимостями в рабочих группах.

Задание 1: (выполняется в микрогруппах)

Оборудование: Карточки с заданиями на каждую группу, планшеты с маркерами

Карточка 1: В таблице представлены определения понятий. На планшетах за 5 минут необходимо построить схему уровней планирования образовательной деятельности в ДОУ, используя аббревиатуру предложенных понятий, при помощи маркера стрелочками обозначить связи и зависимости между ними.  Каждая группа выбирает педагога, который будет представлять, и обосновывать вариант решения задания своей команды.

Полное наименование документа

Аббревиатура

Образовательная программа дошкольного образования

ОП ДО

Основная образовательная программа дошкольного образования

ООП ДО

Примерная основная  образовательная программа дошкольного образования

ПООП ДО

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования

АОП ДО

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

ФГОС ДО

Календарное планирование образовательной деятельности

КП

Годовое тематическое планирование образовательной деятельности

ГТП

После отведенного времени каждой рабочей группе предлагается представить свои рассуждения. После представленных вариантов ведется дискуссия, вырабатывается единая позиция в соответствии с нормативными документами.

Задание 2: (выполняется индивидуально)

Оборудование: Карточки с заданиями на каждого педагога

Карточка 2:                                                                 ФИО педагога _____________________

Ознакомиться с профессиональными компетенциями педагога в рамках трудовой функции: Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования, представленными в профстандарте «Педагог». В предложенной таблице отметить знаком «+» те, о которых имеются представления, знаком «+/-» те, о которых имеются частичные представления, знаком «-» те, о которых нет представлений. На выполнение задания отводится 7 минут.  

Извлечения из Приказа Минтруда РФ от 18 октября 2013 г. N 544н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА "ПЕДАГОГ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) (ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)" (в ред. Приказа Минтруда РФ от 05.08.2016 N 422н)

3.2.1. Трудовая функция

Наименование

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

   

Трудовые действия

Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации

Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами

Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями

Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития

Формирование психологической готовности к школьному обучению

Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья

Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства

Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов

Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

Необходимые умения

Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства

Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации

Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения

Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения

Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Необходимые знания

Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания

Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте

Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте

Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста

Современные тенденции развития дошкольного образования

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

После выполнения задания предлагается ответить на вопрос, есть ли принципиальные отличия в требованиях ФГОС ДО и профстандарте «Педагог» (воспитатель).  Педагоги озвучивают свои варианты ответов, приходят к выводу о преемственности двух стандартов.

3 часть Трудности педагогической практики при планировании образовательной деятельности в контексте обновления системы планирования в ДОУ (мини-консультация по результатам оперативного контроля и вопросам педагогов).

4 часть  Рефлексия «Телеграмма»

После завершения мероприятия каждому участнику предлагается заполнить бланк телеграммы по инструкции (карточка 3).

Карточка 3:                                             ТЕЛЕГРАММА

Чтобы узнать Ваше мнение о прошедшем мероприятии и учесть его в дальнейшей работе, просим Вас написать короткую телеграмму из 11 слов:

Что Вы думаете о прошедшем семинаре? Что было для Вас важным? Чему Вы научились? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше?

Используемые ресурсы:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г.  № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный  № 30384).
  2. Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (в ред. Приказа Минтруда РФ от 05.08.2016 N 422н)
  3. Методические рекомендации по работе с примерной основной образовательной программой дошкольного образования и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, [Электронный ресурс].─ Режим доступа:   http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Metod_rec_POOP-FGOS-DO.pdf
  4. Рылеева Е. Десять игр для социализации дошкольников. – М., Скрипторий, 2015
  5. http://azps.ru/training/77.html 
  6. http://www.vashpsixolog.ru/work-with-teaching-staff-school-psychologist/57-training-with-teachers/797-training-for-teachers-technology-teacher-interaction

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Планирование образовательных областей первая младшая группа. Ноябрь тема "В мире животных"...

Диаграмма по реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования и образовательной программы ДО1

Диаграмма по реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования и образовательной программы ДОУЦель: Выявления уровня динамики  освоения развития воспитаннико...

Патриотическое воспитание детей при реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО

Выступление для коллег по патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС ....

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Содержание работы с детьми по теме «До свидания, лето. Здравствуй детский сад», «Осень»...

Рабочая программа по реализации образовательной программы в соответствии ФГОС ДО.

Рабочая программа по реализации образовательной программы  в соответствии ФГОС ДО....

Применение информационных компьютерных технологий, направленных на обеспечение реализации Основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО

применение компьютерных технологий при реализации Основной образовательной программы в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС...