Статья. Участие во Всероссийской научно-практической конференции "Социализация ребенка в условиях современной дошкольной образовательной организации" апрель 2016
статья по теме

Аблюзина Гузель Ирековна

Статья для участия во Всероссийской научно-практической конференции "Социализация ребенкав условиях современной дошкольной образовательной организации"

"Проект развитие  общения и взаимодействия ребенка старшего возраста со взрослыми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_baymakskoy_konferentsii.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Статья.

Хазиева Гульшат Асхатовна

Заведующий МАДОУ детский сад №6 г. Туймазы.

Аблюзина Гузель Ирековна

Воспитатель  первой квалификационной категории МАДОУ №6 г.Туймазы.

Республики Башкортостан.

Проект развитие общения и взаимодействия ребенка старшего возраста со взрослыми.

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Данный процесс достаточно сложный, требует большого труда.

Понятие социально-личностное развитие дошкольника, включает в себя следующие составляющие – это в первую очередь - формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, во- вторых, выработка им социальных мотивов и потребностей, в -третьих, становление его самопознания.

Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы помочь ребенку, который стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, педагоги должны способствовать его дальнейшему развитию и росту. Ребенок в своей деятельности должен проявлять самостоятельность, отзывчивость к окружающим, общительность, гуманность.

Общение играет значительную роль в психическом развитии ребенка. В процессе общения он получает информацию о предметах, явлениях окружающего мира, знакомится с их свойствами и функциями. В общении приобретается интерес ребенка к познанию. Общение с другими людьми позволяет ему узнать многое о социальном окружении, нормах поведения в обществе, его собственные достоинства и недостатки, взгляды других людей на окружающий его мир. Общаясь со взрослыми, ребенок учится регулировать свое поведение, вносить изменения в деятельность, корректировать поведение других людей. Общение развивает, формирует эмоциональную сферу дошкольника. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает в условиях общения ребенка с другими людьми.

Вызывает тревогу тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Об уменьшении продолжительности совместной деятельности и общения взрослого с ребенком говорит и то, что во многих семьях не имеют представление о «культурном досуге» или уделяют ему незначительное время (совместном посещении театров, музеев, выставок, прогулок на природу). Неудовлетворенность потребностью в общении ребенка с родителями, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей: неуверенностью при новых начинаниях, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевого и познавательного развития.  Совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.

Анализ всех недостатков позволяет сделать вывод, что на данном этапе дошкольного образования должна присутствовать система работы по развитию общения и взаимодействия ребенка старшего возраста со взрослыми.

По Выготскому Л. С., источник психического развития находится в отношениях ребенка со взрослым. Общение со взрослыми выступает как фактор, способствующий развитию. Отношение взрослого к ребенку облегчает понимание социальных норм, подкрепляет соответствующее поведение и помогает ребенку подчиниться социальным влияниям.

Одна из наиболее важных и оригинальных для психологии идей Л.С. Выготского заключается в том, что источник психического развития находиться не внутри ребенка, а в его отношениях со взрослым. Общение со взрослыми выступает как внешний фактор, способствующий развитию, но не как его источник и начало.

Отечественный психолог М.И. Лисина рассматривает общение ребенка со взрослым как своеобразную деятельность, предметом которой является другой человек. Подобно всякой другой деятельности, общение направлено на удовлетворение особой потребности.

Ведущая роль педагога (взрослого), организующего процесс воспитания и обучения ребенка, достаточно полно определена в исследованиях А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, Л.А. Венгера и др. С.Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Аналогичные выводы содержат работы В.С. Мерлина, Я. Стреляу, А.Б. Николаевой, А.В. Петровского, Р. Бернса и др.

Перед началом работы над проектом мы провели диагностику. Проведение диагностики, анализ и выводы.

Диагностика уровня сотрудничества детей и взрослых.

С целью диагностики уровня сотрудничества детей и взрослых в общеобразовательном процессе в ДОО города Туймазы было проведено диагностирование, в котором участвовали 16 детей старшего дошкольного возраста, их родители и два воспитателя старшей группы; были использованы следующие методики:

1. Анализ документации воспитателей старшей группы детского сада и посещение занятий воспитателей.

2. Было проведено анкетирование среди родителей с целью установления уровня сотрудничества ДОУ с родителями детей старшего дошкольного возраста.

3. Наблюдение за деятельностью детей во время организованной деятельности и в режимных моментах.

Анализ документов, наблюдение за деятельностью воспитателей и детей в режимных моментах привел к следующим выводам:

Профессиональная деятельность воспитателей ДОУ старшей группы направлена на сохранение психического здоровья и социального благополучия детей. Основой является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение.

Педагогические средства служат одним из важнейших источников знаний, работа с которыми развивает познавательные способности детей, их мышление, речь и т.д.

База исследования выступила МАДОУ №6 города Туймазы. Под руководством завудующего Хазиевой Г. А. и заместитель заведующего по учебно воспитательной работе Валеевой З.З.

Субъектами являются: специалисты ДОУ: (педагог – психолог на этапе диагностики, медицинский работник и т.д.), дети старшей группы и родители.

Деятельность детей организуется в ООД и в самостоятельной деятельности и предусматривает тесный контакт и заинтересованность всех участников образовательного процесса.

Деятельность педагога:

- внесение изменений в планирование образовательного процесса;

Произошли следующие изменения в образовательном процессе:

В содержании:

«Я в мире человек»;

«Мои друзья»;

- беседа о дружбе, чтение стихотворений о друзьях. Слушание песни «Улыбка», «Если добрый ты»; рассказы о своих друзьях; рассказы писателей Республики Башкортостан и Туймазинского района Рашит Нигмати, Баязит Бикбай, Тимер Арслан, Акрам Даутов, Мустай Карим, Виктор Кочетков, Тимер Арслан, Ахмет Шакири и Муса Сиражи, писатели Эдуард Солодовников и Камиль Зиганшин, ученые-писатели Суфиян Сафуанов и Наиль Кутдусов, известный драматург Асхат Мирзагитов, критик и литературовед Гази Кашшаф. Один из них – первопроходец «Дороги жизни» во время Великой Отечественной войны – уроженец Туймазинского района Евгений Петрович Чуров.

- развитие игровой деятельности: «Какие добрые слова нужно сказать?», «Почему обиделась Гульназ? », д/и «Назови друзей», «Я и друзья»;

- организация развивающих практических и игровых ситуаций совместной деятельности, обеспечивающих накопление личного опыта культуры взаимоотношений в паре или небольшой подгруппе: «В дружном деле всем хорошо», «Как без ссор решить спор»;

- родительское собрание на тему: «Воспитываем добротой»;

- тематическое итоговое мероприятие: «День вежливости»;

- использование интерактивных средств: интерактивная доска, компьютер.

В средствах обучения и воспитания:

- использование художественной литературы на тему: «Настоящие друзья», «Что я могу сделать хорошего», «Как бы ты поступил».

- использование дидактического материала на тему: «Узнай настроение по выражению лица», «Мы радуем своих близких»; «Что хорошо, а что плохо».

- использование интерактивных средств (презентаций) на тему: «Мы за столом», «Мы идём смотреть спектакль».

- игра «Я учусь общению».

Цель: дать представление о различных средствах и способах коммуникации с окружающим внешним миром; о важности и значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения.

- игра «Я и взрослый мир»;

- наблюдения за детьми и их взаимоотношениями во время прогулок, во время совместных игр, за столом.

Цель: вести наблюдение отдельных действий ребёнка к сверстнику в различных ситуациях.

- создание атрибутов для сюжетно – ролевых игр.

Организационные изменения:

- улучшение предметно – развивающей среды (создание речевого и театрального уголка, разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, физминуток, дидактические игры, пособия способствующие развитию детей: материалы для рассказывания, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.);

- использование наиболее эффективных форм работы (игры – занятия, индивидуальные занятия, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр, мнемотехника и т.д.);

- внедрение опыта воспитания семьи, активное включение родителей в педагогическую деятельность;

- профилактика нарушений в детско – родительских отношениях.

Работа с родителями:

Родительские собрания, семинары, открытые занятия, совместные занятия с детьми, конкурсы, викторины, выставки и т. д.

Наглядная информация:

Консультации, рекомендации, стенгазеты, буклеты, картотека игр и др.

Индивидуальная работа:

Индивидуальные беседы, обсуждение конкретных проблем, случаев, анкетирование, обновление инвентаря.

После проведения работы наблюдается положительная тенденция как в детско-родительских отношениях, так и в эмоционально-непосредственных межличностных отношениях ребенка с педагогами и сверстниками.

Таким образом, педагогический проект позволил установить более теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми, способствовал закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях. А так же оказали существенное влияние на характер общения дошкольников со сверстниками. Проведенная работа в комплексе с родителями и детьми позволила добиться положительных результатов. 

Литература.

  1. Калиниченко, С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Лексико-грамматические занятия. Тема "Мебель": Учебно-методическое пособие / С.А. Калиниченко. - М.: Владос, 2015
  2. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016
  3. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостног...

Статья для Х Всероссийской научно-практической научной конференции:"Особенности развития детей в двуязычной семье"

Детское двуязычие в настоящее время охватывает почти половину детей в нашей стране. Это позволяет прийти к выводу о необходимости активизации обучения русскому языку как неродному, а основному, начина...

Участие во всероссийской научно-практической конференции.

7-8 декабря я была участником всероссийской  конференции " Реализация ФГОС ДО: эффективные педагогические практики и инновации" г.Сыктывкар...

Публикация в сборнике статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (10 апреля 2018 г.)

Публикация в сборнике статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (10 апреля 2018 г.) "Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития" по тем...

Статья в материалах Всероссийской научно-практической конференции "Реализация ФГОС ДО: проблемы, возможности, опыт и перспектива"

Статья в материалах Всероссийской научно-практической конференции  "Реализация ФГОС ДО: проблемы, возможности, опыт и перспектива"  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ...

Участие во Всероссийской научно-практической конференции «Моя Россия»

Воспитатели подготовительной группы «Гномики» Ефимочкина Л. В., Рыбакова Е. Н. приняли участие в Всероссийской научно-практической конференции «Моя Россия&ra...

Публикация в сборнике статей по материалам Всероссийской научно - практической коференции.

Статья "Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста".[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"2...