«Повышение профессиональных компетенций педагогов в построении вариативного образовательного процесса» Михнёва И.Н.- старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №47» г. Братск
методическая разработка на тему

Михнёва Ирина Николаевна
Сегодня каждое ДОУ занято поиском возможностей создания условий для «позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности». Именно здесь обозначилась проблема, - каким должен быть образовательный процесс для того, чтобы получить нужный результат – развитую, активную творческую личность, свободно определяющую и реализующую собственные цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx57.55 КБ

Предварительный просмотр:

 «Повышение профессиональных компетенций педагогов в построении вариативного образовательного процесса»

Михнёва И.Н.- старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №47» г. Братск

Сегодня каждое ДОУ занято поиском возможностей создания условий для  «позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности».

Именно здесь обозначилась проблема, -  каким должен быть образовательный процесс для того, чтобы получить нужный результат – развитую, активную творческую личность, свободно определяющую и реализующую собственные цели.

Только создание новой модели образовательного процесса, предусматривающей изменение содержания, форм и подходов к  образовательной деятельности, смогут обеспечить качественный уровень образования, воспитание и развитие ребенка – дошкольника в условиях ФГОС ДО.

Какими профессиональными компетенциями должен владеть педагог в проектировании вариативного образовательного процесса?

Согласно логике действующих концепций, определяемых ФГОС ДО,  проектирование образовательного процесса предполагает:

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования),

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, что в свою очередь накладывает на   педагога  большую ответственность в определении индивидуальной траектории развития,  с учётом интересов, особенностей и склонностей дошкольника.

Наблюдения из практики показывают, что большинство педагогов ДОУ, достаточно ясно осознает современные общественные тенденции и нуждаются в соответствующих образовательных программах и технологиях, обеспечивающих вариативный образовательный процесс, но привычка придерживаться традиционных форм и методов, использование прежнего стиля взаимодействия с детьми в рамках учебно – дисциплинарной модели, распространяющейся не только на непосредственно образовательную деятельность с детьми, но и на всю повседневную жизнь ребенка, приводит к тому, что педагоги по прежнему находятся в позиции оценивающего, делая невозможной педагогику сотрудничества и как правило, не накапливают необходимый профессионализм и компетентность, которые позволили бы им  в  реализации  различных образовательных моделей взаимодействия детско - взрослых сообществ на основе свободного выбора деятельности, доверительного общения, разностороннего интереса, фантазии и сотворчества.

Объективные и субъективные потребности педагогов в освоении нового содержания, выбора форм и методов, изменении форм взаимодействия между участниками образовательных отношений актуализировали развитие профессиональных компетенций у педагогов в  проектировании  образовательного процесса заданными ФГОС ДО, которые,  предполагают формирование умений  составляющих основу педагогического проектирования:

  • проектировать содержание дошкольного образования в рамках основной образовательной программы;
  • применять педагогические технологии взаимодействия с воспитанниками, родителями;
  • создавать  предметно-пространственную развивающую  среду;
  • проводить педагогическую диагностику развития детей с учетом современных требований;
  • осуществлять  внедрение современных подходов, моделей, технологий дошкольного образования и оценивать их результативность.

От того, насколько педагог  владеет этими компетенциями, будет грамотно выстроен образовательный процесс, от которого зависит  качественный уровень образования, воспитание и развитие ребенка – дошкольника в условиях выбора образования.

        Наиболее оптимальным способом, обеспечивающим непрерывное профессиональное развитие педагога, выступает методическое сопровождение, через оказание своевременной поддержки в  выборе содержания, средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования с учетом  профессиональных потребностей педагогов.

С этой целью в ДОУ была разработана модель  методического сопровождения педагогов,  дающая возможность  проектировать профессиональное развитие педагогов.  

Модель методического сопровождения, отражает цели, задачи, структуру деятельности педагога в профессиональном развитии.

Согласно логике построения модели, системного подхода к данному процессу, мы выделили следующие компоненты модели: целевой компонент, содержательный, процессуально – технологический, аналитико – оценочный.

Целевые установки,  направлены на содержание системы непрерывного образования для каждого педагога по проектированию образовательного процесса, ключевыми из которых стали:

  1. Создание системы непрерывного профессионального образования в проектировании вариативного образовательного процесса  через активные и интерактивные формы работы;
  2.  Индивидуализация форм и методов работы в зависимости от профессионального мастерства педагогов;
  3. Создание условий разработки педагогами  индивидуальных   образовательных маршрутов профессионального развития по проектированию образовательного процесса.

Особое внимание уделяется инновационным процессам, направленным на: индивидуализацию форм работы в зависимости от уровня профессионального мастерства, создание системы непрерывного образования, разработку индивидуальных программ творческого развития, использование нетрадиционных методов работы с педагогами.

Содержательный компонент, предполагает отбор содержания методической работы, с учетом педагогического анализа, методологических подходов, оценивания с позиции новых образовательных ориентиров и в соответствии с профессиональными запросами.

Особое значение уделяется формированию педагогической позиции педагога.

Для того, чтобы правильно осуществлять образовательный  процесс, педагог должен хорошо ориентироваться в содержании  образования.

К сожалению, имея богатый практический опыт, педагоги используют его и не видят ни содержания, ни ребёнка с его возможностями и потребностями, используют однообразные формы работы, не обращаясь к целому спектру педагогических приёмов. Поэтому, возникла необходимость пересмотра содержания образования с учетом методологических подходов,  педагогического анализа, в соответствии с запросами и интересами педагогов.

Творческой группой «Развитие» была разработана модель образовательного процесса, с учетом контингента воспитанников их индивидуальными и возрастными особенностями, в основе которого  

требования ФГОС к условиям реализации ООП:

- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

- организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

- поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

- оценка индивидуального развития детей;

- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Для создания оптимальной модели образовательного процесса, обеспечивающей создание условий с учетом запросов и потребностей участников образовательных отношений,   были определены основные средства, в качестве которых были выделены:

  • реструктуризация содержания образовательной деятельности;
  • создание индивидуальных маршрутов;
  • рациональная организация предметно - пространственной среды;
  • изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;
  • эффективное взаимодействие детского сада с семьей, с социумом.

Процессуально – технологический компонент, представляет собой механизмы, формы и условия организации методической работы.

Для того, что бы обеспечить формирование нового мышления и  непрерывное профессиональное развитие каждого педагога, в  учреждении   были созданы информационно – методические условия, позволяющие педагогам пополнить теоретические знания, осуществлять образовательный процесс в русле современных требований.

Суть специфики этих механизмов в том, что особое внимание уделяется формам взаимодействия педагогов, друг с другом, в творческой группе, с коллективом. Таким образом, происходит перенос инновационного опыта отдельного педагога в группы, практику  всего коллектива, осуществляется  трансляция опыта в рамках муниципальных сетевых сообществ, профессиональных сообществ, в целом, системы дошкольного образования.

Удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагогов и обеспечение условий для включения в творческий поиск осуществляется на основе дифференцированного подхода, в основе которого модульный подход, составляющими которого являются мотивационно - ценностный, когнитивно - деятельностный и личностный компонтенты.

В результате такого подхода охвачены все педагоги различными формами методической работы, которую,  мы рассматриваем с позиции нескольких ступеней:

1 ступень:

 педагоги, которые по разным причинам не имели навыки проектирования, также, педагоги, не имеющие желание профессионально расти, по разным причинам, одна из которых была непонимание идеологии ФГОС, неготовность к освоению нового содержания.

 С педагогами этой ступени организуются  консультации, направленные на формирование профессиональных компетенций, выставки методической литературы, практические семинары, посвященные освоению нового содержания, посещение мастер - классов опытных педагогов.

2 ступень:

 Школа становления молодого педагога.

Методическая поддержка с педагогами второй категории, цель которой оказание помощи в восполнении дефицита компетенций, осуществляется через те  формы, в ходе которых педагоги пополняют свой теоретический и практический опыт: тренинги,  семинары, мастер – классы с использованием интерактивных методов обучения.

Не секрет, что для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога помогает  гибкая и мобильная система наставничества, которую осуществляют опытные педагоги. Участие в Школе современного педагога, Школе молодого педагога, предоставляет возможность молодым педагогам восполнить дефициты компетенций, связанные с организацией образовательного процесса, освоением педагогических технологий, проектированием предметно  пространственной развивающей среды.

3 ступень:

С педагогами 1-й кв. категории, которые составляют  3 ступень, предполагается работа с целью доведения их практических знаний и умений до уровня мастера.

Категория этих педагогов активно привлекается к работе практических и теоретических семинаров, реализации проектов, проведению мастер – классов, в ходе которых демонстрируется мастерство. Педагоги активно участвуют  в разработке перспективных и комплексно – тематических планов.

4 ступень:

 Школа высшего педагогического мастерства объединяет педагогов 4 ступени – это новаторы, наставники, мастера. Цель работы педагогов этой ступени: повышение их знаний и практических умений в области. С педагогами этой категории используются такие формы работы, в процессе которых они демонстрируют свою профессиональную компетентность: это пополнение «Банка инновационных идей»  авторскими разработками.  

В результате такого подхода были охвачены все педагоги различными формами методической работы через создание групп, которые помогли в моделировании новой образовательной среды:

- временные творческие группы: «Развитие», «Сибирячёк», «Вариант», «Успешный ребенок», деятельность которых основана на совпадении творческих целей и мотивов совместной деятельности, стремлением к внедрению инновационных проектов, а также личной заинтересованности в активном использовании результатов творчества.

Самые актуальные педагогические аспекты в моделировании образовательной среды объединили педагогов в небольшие группы по интересам. В результате практической деятельности таких групп были созданы условия в предметно – пространственной развивающей среде, обеспечивающие эмоциональное благополучие и поддержку детской инициативы, внедрение в практику новых педагогических технологий (проектная, социоигровая), создание картотек и сборников конспектов по разным направлениям детского развития, разработка авторских пособий.

Наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов является постоянно - действующий семинар, на котором уделяется большое внимание теоретической подготовке. Семинары позволили: изучить нормативно – правовые документы, осуществлять моделирование  образовательного процесса; определить результаты освоения ООПДО; освоить современные технологии.

Аналитико – оценочный компонент отражает результаты методического сопровождения, через  систему мониторинга,  включающего:

– диагностику профессиональных затруднений педагогов, по результатам которой   определяются запросы, потребности и дефициты компетенций педагогов, осуществляется  поиск новых, оптимальных методов и приёмов в русле современной образовательной ситуации и намечается перспектива дальнейшего профессионального развития;  

–   мониторинг детского развития, позволяющий осуществить оценку динамики достижений детей, оценку образовательной деятельности, условий развивающей среды;

– мониторинг удовлетворенности качеством образовательными услуг;

– в начале года проводится самодиагностика, направленная на овладение каждым педагогом навыков самоанализа, самооценки и самоконтроля, позволяющей проводить работу с педагогическими кадрами в режиме активного саморегулирования и самокоррекции.

– спроектировать собственный вектор образовательной траектории развития помогает индивидуальная карта профессионального и личностного развития, в которой фиксируются этапы работы, деятельность педагога, рефлексия  деятельности, осуществляемая в процессе творческих отчетов, мастер- классов, практикумов - семинаров, творческих презентации.

Методическое сопровождение  позволило каждому педагогу выйти на новый профессиональный уровень. Осваивая новое содержание образования,  изменились запросы педагогов. Те дефициты компетенций, которые восполнили педагоги, как правило, снимаются, или корректируются в зависимости от образовательной ситуации. Таким образом, педагоги учатся проектировать образовательный процесс в условиях выбора содержания образования.

Модульный подход позволяет не только осуществлять дифференцированный подход к  педагогам с разным уровнем профессионализма, но и удовлетворять актуальные профессиональные потребности в проектировании образовательного процесса, обеспечивать условия для включения в творческий поиск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Современные образовательные технологии ,как средство повышения профессиональной компетенции педагогов в МБДОУ."

Кейс-технологии в дошкольном образовании.В современном российском образовании начался процесс не на словах, а на деле к субъект-субъектному взаимодействию педагога и воспитанников в образователь...

Консультация для воспитателей Тема: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из харак...

ПРОГРАММА «Повышение профессиональной компетенции педагогов» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Концепция модернизации Российского образования, направленная на  повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и мето...

Сценарий тематического педсовета «Обогащение социального опыта дошкольников через культурологический подход в образовании» Подготовила Михнёва И.Н. старший воспитатель МБДОУ "ДСОВ №47" г.Братска

Педсовет посвящен созданию условий по обогащению социального опыта дошкольников средствами культурных практик, освоение нового содержания в проектировании образовательной среды...

Сценарий тематической встречи в музыкально - литературной гостиной «О тебе, мой славный город» Подготовили: Михнёва И.Н. – старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №47» г.Братска

Цель: воспитание любви к родному городу. Задачи: • Расширять представления об истории родного города Братска; • Формировать патриотические чувства средствами песенного жанра и поэзии; • Развива...

Практикум – семинар «Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Михнёва И.Н.- старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №47»

В настоящее время, одной из инновационных форм работы с детьми является технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), целью которой является формирование у детей творческого мышления.ТРИЗ ...

Консультация для воспитателей "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса"

Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Не развивающийся педагог никогда не воспита...