Сценарий тематического педсовета «Обогащение социального опыта дошкольников через культурологический подход в образовании» Подготовила Михнёва И.Н. старший воспитатель МБДОУ "ДСОВ №47" г.Братска
методическая разработка на тему

Михнёва Ирина Николаевна

Педсовет посвящен созданию условий по обогащению социального опыта дошкольников средствами культурных практик, освоение нового содержания в проектировании образовательной среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no2.docx37.81 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий тематического педсовета

«Обогащение социального опыта дошкольников через культурологический подход в образовании»

Ход педсовета:

Старший воспитатель приветствует коллег и озвучивает цель встречи и повестку дня

  1. Вступительная часть

Текст обращения старшего воспитателя:

Уважаемые коллеги, сегодня на заседании педагогического совета мы обсудим работу по созданию условий  обогащения социального опыта дошкольников средствами культурных практик, которая проводится в нашем дошкольном учреждении.

На повестке дня следующие вопросы:

  1.  Заслушать итоги тематической проверки «Создание условий для освоения детьми культурных практик в образовательной среде»
  2. Деловая игра «Педагогический экспресс»;

3. Презентации проектов:

- «В гости Мишка к нам спешит, всех сейчас он рамашит!»- ранний возраст (Нурбакова А.Е.)

-«В гостях у сказки» (Голобородько Т.Н.)

-«Поскорее на лужок, выходи играть, дружок!»- 1-я мл. группа (Белян Л.П.)

-«Все работы хороши, каждый труд в почете!»- подг. группа (Болохина И.П.).

4.Принять и утвердить проект решения педагогического совета (педагоги)

Дополнений нет. Предлагаю принять повестку дня заседания педагогического совета в предложенном варианте.

Педагоги голосуют и единогласно принимают предложение.

 

  1. Основная часть

Текст обращения старшего воспитателя:

Почему вопросу создания условий для освоения детьми культурных практик мы уделяем пристальное внимание?

Формирование социального опыта является основным компонентом социальной ситуации развития дошкольника, в основе которой обогащение индивидуальных ресурсов личностного развития ребенка средствами культуры.

Перед началом нашего диалога,  я предлагаю обратиться к ФГОС,  в котором  четко обозначены требования к условиям и содержанию образования,  направленных на  активное  освоение  детьми  социокультурного  опыта, необходимого  для  успешной  самореализации  в  условиях  современной  культуры.

В требованиях к структуре ООП, определяемыми   ФГОС ДО указано, что в содержательном разделе ООП ДО должны быть представлены:

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик….

Кроме того, в ФГОС основные  принципы дошкольного образования указывают на то, что:

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

В связи с этим особого внимания заслуживают культурные практики дошкольника, которые он активно осваивает в образовательном пространстве детского сада.

Вашему вниманию на экране представлены цитаты.

Прокомментируйте их   с позиции своего педагогического опыта.

«Ребенок должен попасть в культуру, творить и развиваться в ней!»

 Л.С. Выготский
«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми»
 

Оскар Уайльд

«Детская жизнь должна быть игрой. Как ребёнок играет, так и будет работать. Для детей игра является трудом, и труд - игрой»

А.С.Макаренко

Педагоги высказывают свое мнение

Текст обращения старшего воспитателя:

Только в процессе овладения универсальных культурных умений у дошкольников происходит обогащение социального опыта, через  усвоение ценностей, традиций общества, формирования общей культуры личности, в том числе социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, предпосылок учебной деятельности.

Эти культурные умения определяют культурологический подход в образовании, предполагающий отношение педагога, не только на усвоение детьми знаний, но и на способы этого усвоения.

Путь к этой цели не прост.

 Совсем недавно высшим пилотажем считалось проведения занятия с высоким уровнем усвоения детьми знаний, умений и навыков. И как были растеряны  педагоги, с введением государственного образовательного стандарта, который полностью изменил подходы к развитию личности ребенка, когда  нужно не оценивать его, а ценить.

Именно здесь обозначилась проблема, каким компетенциями должен владеть педагог в создании условий для освоения детьми культурных практик?

Какими компетенциями обладают наши педагоги, мы выяснили в ходе тематической проверки «Создание условий для освоения детьми культурных практик».

Итоги тематической проверки

Текст обращения старшего воспитателя:

Как показала проверка, педагогам необходимо продолжать создавать условия в предметно – пространственной развивающей среде для обогащения социального опыта,  в соответствии с их интересами и склонностями.

Не все педагоги  достаточно понимают, зачем дошкольникам нужна культурная практика, в чем отличие культурных практик от  занятий, многие используют  традиционный знаниевый  подход в методах, средствах обучения, формах взаимодействия.

Как можно справиться с трудностями, которые испытывают педагоги? Внимание на экран.

Затруднения

Как решить?

Не получается мотивировать детей к совместной деятельности

Не все дети проявляют интерес к деятельности

Дети плохо взаимодействуют друг с другом

Дети не испытываю положительных эмоций

Представление результатов, обмен мнениями. Ответы записываются на мальберте и обсуждаются.

Текст обращения старшего воспитателя:

Для того, чтобы понять, в чём же особенности культурных практик, какую роль они играют в позитивной социализации ребенка и какова роль педагога в формировании его культурных умений, предлагаю совершить путешествие  на педагогическом экспрессе по направлению «Особенности использования образовательных культурных практик в детском саду»

Деловая игра «Педагогический экспресс»

Текст обращения старшего воспитателя:

У меня в руках  билеты на экспресс,  которые дают право участия в путешествии, кроме того, они содержат вопросы о том, что вы знаете о культурных практиках. Тот, кто ответит на вопрос, может занять место в вагоне согласно цвета билета. (делятся на 2 компании)

Вопросы:

  1. Культурная практика – это….

Варианты ответов: источник опытности, умения, знания

  1. В чем особенности практики дошкольника?

Варианты ответов: Ребенок решает задачи (проблемы), Ребенок осваивает новый социокультурный опыт, Ребенок выполняет задания педагога

  1. Что делает практику культурной?
     Варианты ответов: культурные умения, культура поведения
  2. В чем заключаются культурные умения?

Варианты ответов: принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок, алгоритм определенных действий

  1. Где на ваш взгляд формируются культурные умения?

Варианты ответов: собственные пробы, поиск, выбор действий и поступков, конструирование, творчество, презентация.

  1. Зачем дошкольнику нужна культурная практика?

Варианты ответов: самоопределение, самореализация, саморазвитие, для дальнейшего обучения

  1. При каких условиях возможно приобретение культурных практик?

Варианты ответов: если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка, если взрослый осуществляет прямое руководство обучая ребенка.

  1. Почему ФГОС ДО ориентирует на проектирование культурных практик?

Варианты ответов: культурные практики наполняют деятельность определенным смыслом, культурные практики являются предпосылкой развития социальных качеств

  1. Какие принципы, на ваш взгляд, положены в основу культурных практик?

Варианты ответов: психологической комфортность, деятельность, целостность, вариативность, творчество, единство образовательных задач

  1. Назовите признаки культурных практик.

Варианты ответов: есть проблема, культурно – смысловые контексты, реализуется творческий потенциал,

  1. Откуда берутся проблемы для решения в культурных практиках?

Варианты ответов: вопросы детей, детские догадки, детские разговоры, обсуждения во время сбора группы в круг, происшествия, события, чтобы обучиться.
Текст обращения старшего воспитателя:

Итак, все педагоги заняли свои места в вагонах экспресса. Отправляемся в путь!

Согласны ли вы с тем, что обогащение социального опыта дошкольников происходит в рамках образовательной среды?

Сегодня каждое учреждение занять поиском возможностей выполнить одну из основных задач дошкольного образования по созданию условий для «возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности» в процессе освоения культурного опыта.

Наш экспресс прибыл на станцию «Теоретическая»

Предлагаю  уточнить определение  «культурные практики» и выделить ключевые понятия  при помощи решения кроссворда

Процесс приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде, решив кроссворд.

  1. (Процесс)- последовательная смена состояний в развитии какого-либо явления.
  2.  (Среда)- общество, в котором мы живем; условия жизни, которые окружают нас
  3. (Умения)- освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков.

1

 Культурные практики  охватывают разные сферы активности дошкольников в образовательном процессе детского сада.

Задание для пассажиров 1 вагона: назовите виды культурных практик по направленности

 (Варианты ответов: познавательно – исследовательские, продуктивные, игровые, социально – ориентированные, учебные)

Чем они похожи между собой?

 Задание для пассажиров 2 вагона: Где в образовательном пространстве можно использовать культурные практики?

(Варианты ответов: совместная игра воспитателя и детей; ситуация общения и накопления социально положительного опыта; творческая мастерская; музыкальная и литературная гостиная (детская студия); сенсорный и интеллектуальный тренинг; коллективная и индивидуальная трудовая деятельность; все режимные моменты)

Текст обращения старшего воспитателя:

Исключительная особенность культурных практик - создание образовательной среды  на основе системы принципов деятельностного обучения (психологический комфорт, деятельность, минимакс, целостность,

 вариативность, творчество, непрерывность)

Что предполагают эти принципы?

Что можно считать культурной практикой?

(разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта)

Вашему вниманию на карточках представлены таблицы, в левом столбце обозначена  культурная практика, заполните правый столбец формами работы соответствующих практик.

Задание для пассажиров 1 вагона:

Культурная практика

Виды и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста

Творческая мастерская

Досуги

Задание для пассажиров 2 вагона:

Культурная практика

Виды и формы работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста

Совместная игра воспитателя с детьми

Проектная деятельность

Обмен мнениями

Наш экспресс прибыл на станцию «Моделирующая».

На этой станции наш экспресс простоит 7 мин. За это время вам предстоит

 составить модель образовательной среды, используя  принципы и формы культурных практик. Каждой команде предлагается конверт с заданием.

Составление модели образовательной среды

Задание для пассажиров 1 вагона: Тема недели «Зимушка - зима», старшая группа, направленность – продуктивная;

Задание для пассажиров 2 вагона: Тема недели «День города», средняя группа, направленность - познавательно - исследовательская

Текст обращения старшего воспитателя:

Внимание, экспресс отправляется!

Отличительной особенностью культурных практик являются смысловые контексты, наполняющие деятельность определенным смыслом. Предложите варианты смысловых контекстов

Задание для пассажиров 1 вагона: для продуктивной практической деятельности (изготовление подарков,  создание макетов, изготовление сувениров и т.д.)

Задание для пассажиров 2 вагона: для познавательно – исследовательской деятельности (экспериментирование, постановка опытов, проведение и фиксирование результатов наблюдений, коллекционирование).

Текст обращения старшего воспитателя:

Мы прибыли на станцию «Исследовательская».

На этой станции вашему вниманию будет представлен показ исследовательской деятельности в группе раннего возраста. Перед просмотром пассажирам предлагается задание:

Задание для пассажиров 1 вагона: В чем заключалась постановка проблемы? Какие способы мотивации были использованы?

Задание для пассажиров 2 вагона: Как осуществлялось взаимодействие педагога с детьми? Как поощрялась поисковая активность? Оцените конец занятия.

Показ исследовательской деятельности в группе раннего возраста «Поможем маме утке достать бусы»

Текст обращения старшего воспитателя:

Внимание, экспресс отправляется!

Таким образом, исследовательская деятельность помогает осваивать дошкольникам различные культурные умения.

Неслучайно гласит китайская пословица «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Предлагаю убедиться в этом через демонстрацию опыта.

Демонстрация педагогом опыта «Как происходит извержение вулкана»

Текст обращения старшего воспитателя:

Особой  формой  культурной практики организуемой взрослым в процессе познавательной,  творческой деятельности является проектная деятельность, которая открывает широкие возможности для получения позитивного социального опыта дошкольниками в реализации собственных замыслов.

Мы прибыли на  станцию «Проектная».

Во время стоянки вашему вниманию будут представлены проекты. Презентация проектов:

- «В гости Мишка к нам спешит, всех сейчас он рассмешит!»- ранний возраст (Нурбакова А.Е.)

-«В гостях у сказки» (Голобородько Т.Н.)

-«Поскорее на лужок, выходи играть, дружок!»- 1-я мл. группа (Белян Л.П.)

-«Все работы хороши, каждый труд в почете!»- подг. группа (Болохина И.П.).

  1. Заключительная часть

Текст обращения старшего воспитателя:

Уважаемы коллеги, наше путешествие подходит к концу. Надеюсь, что в ходе интересного маршрута вы проанализировали свою работу в этом направлении и получили для себя полезную информацию, которая пригодится вам в практике.

По итогам тематической проверки выношу проект решения педагогического совета на голосование.

Проект решения педагогического совета:

  1. Продолжать создавать условия в предметно – пространственной развивающей среде обеспечивающей дошкольникам познавательную активность,  соответствующей их интересам и склонностям.

Срок в течение года

  1. Педагогам подготовительной группы пополнить центр игры необходимыми атрибутами, игровыми полям.

Срок в течение года

  1. Внести коррективы в календарное планирование   по культурным практикам, охватывающие разные сферы активности

срок постоянно

  1. Старшему воспитателю Михнёвой И.Н. провести для педагогов консультацию – «Проектирование образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»;

срок до 01.03.2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Обогащение социального опыта детей через игровую деятельность"

Продолжая работать по проектной деятельности с детьми старшей группы дети 5 лет, была выбрана тема по игровой деятельности. И это не случайный выбор. Так как любой опыт ребенок познает в игре. Социали...

Обогащение социального опыта детей через сюжетно-ролевую игру.

В данной методической разработке представлен опыт работы по обогащению социальгого опыта детей через сюжетно-ролевую игру....

Программа саморазвития педагога на 2015-2016 год в межаттестационный период тема: Расширение и обогащение социального опыта дошкольников средствами «Социального туризма»

Пояснительная записка Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с у...

Организация работы по внедрению проектного метода обучения, обогащению социального опыта ребёнка через реализацию игровых проектов.

Речь - как ведущее средство общения сопровождает ребёнка и все виды деятельности. От качества речи  умение пользоваться ею в игре,  в образовательной деятельности  зависит успешная деят...

«Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы»

Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы...

Сценарий тематической встречи в музыкально - литературной гостиной «О тебе, мой славный город» Подготовили: Михнёва И.Н. – старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №47» г.Братска

Цель: воспитание любви к родному городу. Задачи: • Расширять представления об истории родного города Братска; • Формировать патриотические чувства средствами песенного жанра и поэзии; • Развива...

«Формирование семейных ценностей у дошкольников для обогащения социального опыта ребенка через реализацию образовательных проектов» март

laquo;Формирование семейных ценностей у дошкольников для обогащения социального опята ребенка через реализацию образовательных проектов» март...