Организация работы по внедрению проектного метода обучения, обогащению социального опыта ребёнка через реализацию игровых проектов.
статья (старшая группа) на тему

Шелест Наталия Анатольевна

Речь - как ведущее средство общения сопровождает ребёнка и все виды деятельности. От качества речи  умение пользоваться ею в игре,  в образовательной деятельности  зависит успешная деятельность детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы по внедрению проектного метода обучения, обогащению социального опыта   ребёнка через реализацию игровых    проектов.

             С самого рождения ребёнок-первооткрыватель, исследователь того мира, который его окружает. Для него всё впервые ,-первые : снег и дождь, страх и радость. Поэтому неслучайно, что детей называют почемучками.

            Речь - как ведущее средство общения сопровождает ребёнка и все виды детской деятельности. От качества речи, умение пользоваться ею в игре, в образовательной деятельности зависит успешная деятельность детей, приятия сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребёнком окружающего мира. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность, тем выше гарантии обучения в школе. Самостоятельно ребёнок ещё не может найти ответы на интересующие его вопросы. И вот здесь, роль взрослого, роль педагога -неоценима.

             Проведя наблюдения и мониторинговые исследования детей старшего дошкольного возраста мы выявили ряд проблем:

-Нарушение речи детей

-Отсутствие инициативности в беседе и в поиске ответов на вопросы, дети ждут готовых знаний от педагога

-Во время образовательной деятельности активны несколько человек, большая часть группы стесняется высказывать своё мнение

-Боязнь детей публичного выступления перед сверстниками и родителями на праздниках

-Возникающие трудности при построении монологической речи не позволяют использовать знания и впечатления, полученные вне стен детского сада, наблюдения за окружающим миром, информацию из мультфильмов, сказок, театральных представлений.

Перед нами встали задачи, которые необходимо решить:

-Обогащать познавательную сферу детей информацией через организованную образовательную деятельность, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь

-Способствовать активизации речи детей в различных видах деятельности

-Обогащать социальный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми

-Развить позицию самостоятельности, активности ,инициативности в поисках ответов на вопросы, сбора информации и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности, направить энергию и любопытство наших детей в нужное русло.

            Такую возможность нам дал метод проектной деятельности. Изучив методическую литературу, познакомившись с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта и с опытом работы педагогических коллективов других регионов, мы убедились в эффективности его использования в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Он позволяет нам , как педагогам, расширить образовательное пространство группы, придать ему новые формы.

            Суть метода проектов- стимулировать интерес детей и определённым проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Для нас метод проектов- один из способов организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанников и их родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

           Как показывает практика, особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель ( замысел). Поэтому наш первый шаг в работе над проектом- выбор темы (постановка проблемы).

           Второй шаг- это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинаем совместную работу с детьми.

           Первый этап разработки проекта- Мы выносим проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигаем гипотезу, которую предлагаем детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

            Второй этап работы над проектом, разработка совместного плана действий по достижению цели ( а гипотеза- это и есть цель проекта). Для нас ,как для педагогов важно , проявить гибкость в планировании, суметь подчинить свой план интересам и мнениям детей, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем- как подготовительный этап к будущему.

            После составления совместного плана действий начинаем третий этап работы над проектом- его практическая часть. Наша задача на данном этапе -создать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой..

             Заключительным, четвёртым этапом работы над проектом является презентация проекта. Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал воспитанников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Защита проектов осуществляется в различных формах: в процессе игровой интегрированной деятельности и театрализованных представлений, путём создания книг, поделок и макетов с их последующим. Мы создаём все условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой, невербальными средствами общения ( жесты, мимика и т. д.)

              Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.

В настоящее время проекты классифицируются:

-по составу участников

-по целевой установке

-по тематике

-по срокам реализации

               В своей группе мы используем следующие виды проектов:

-Информационно -практико-ориентированные проекты, в которых дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление интерьера группы, отдельные уголки, стенды, витражи, коллажи и др.)

            Так в рамках городской акции «Внимание дети!» был реализован проект «Я -водитель, я -пешеход, я- пассажир», основная цель которого, закрепление знаний у детей правил дорожного движения, развитие познавательно-речевой сферы, отработка практических навыков поведения на улице и на дорогах города, а также в общественном транспорте. Итог проекта: Мероприятие на тему: « Путешествие с Незнайкой в город дорожных знаков»

           На мероприятие был приглашён инспектор ДПС.

            Также в группе был оформлен уголок « Улицы родного города» и стенд « Основы безопасности».

Летом был реализован проект : « Путешествие в мир цветов» с целью накопления знаний о растениях и формирования основ экологической культуры всех участников проекта, детей, педагогов, родителей. Была оформлена фотовыставка « Цветы на клумбе».

              Большой интерес у детей вызывают исследовательские проекты, в которых дети проводят различные опыты, после чего результаты оформляют в виде альбомов с картинками и зарисовками.

            Творческие проекты, после воплощения которых, проводится оформление результата в виде праздника.

           Проект Здравствуй осень» был реализован совместно с родителями и направлен на развитие познавательно-речевого интереса и формирования межличностного общения детей. В рамках проекта были проведены такие мероприятия: утренник « Осенняя ярмарка», конкурс на лучший натюрморт среди воспитанников, совместная с родителями выставка поделок « Очумелые ручки» и участие в городском конкурсе « Цветущий город»

             Большой интерес у детей вызвал проект « Идёт зима аукает», в рамках которого, также решались задачи развития речи дошкольников через конкурс чтецов « Любимые стихи» новогоднего представления, « Новогоднее

путешествие по странам», выставка детского творчества « Символы Нового года»

            Так как игра- это ведущая и главная деятельность дошкольника, в которой ребёнок показывает свой опыт и связывает его с речью, то мы в своей группе отдаём предпочтение игровым проектам, с элементами творческих игр, когда ребёнок входит в образ персонажей игры, сказки, литературного произведения, по своему решает поставленные проблемы и задачи.

             Все проекты, которые мы реализуем в группе способствуют развитию речи через игровую деятельность. Они- активизируют и расширяют словарный запас детей.

-развивают разговорную и связную речь

-развивают коммуникативные и познавательные интересы

-создают специальную среду побуждающую ребёнка к активному образовательному процессу.

Во всех проектах осуществляется интеграция всех образовательных областей:

-социально-коммуникативное развитие

-познавательное развитие

-речевое развитие

-художественно-эстетическое развитие

-физическое развитие

В любой проект мы включаем разные виды игр:

-дидактические, нзстольно-печатные, словесные игры с предметами

-сюжетно-ролевые игры

-игры драматизации, игры-инсценировки

-режиссёрские игры

-подвижные игры

-хороводные игры

                           воспитатель ВКК МКДОУ БГО ЦРР - детский сад №11 Шелест Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы: "Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс ДОУ"

Выступление из опыта работы: "Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс  ДОУ"...

Организация работы по использованию проектного метода обучения, развития и воспитания дошкольников

Справка по итогам тематической  проверки по организации работы с использованием проектного метода обучения, развития и воспитания дошкольников в средней группе...

«Формирование семейных ценностей у дошкольников для обогащения социального опыта ребенка через реализацию образовательных проектов» март

laquo;Формирование семейных ценностей у дошкольников для обогащения социального опята ребенка через реализацию образовательных проектов» март...

«Обогащение социального опыта детей, через организацию сюжетно-ролевых игр»

Обогащение социального опыта детей,через организцию сюжетно -ролевых игр....

Обобщение опытом. "Обогащение социального опыта ребёнка посредством театрализации"

Данный материал рассказывает о том,как театрализация формирует у детей опыт социальных навыков....

"Обогащение социального опыта ребёнка через формирование у детей причастности к культурному богатству своей страны."

Обогащение социального опыта ребёнка через формирование у детей причастности к культурному богатству своей страны....

Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое ...