Планирование образовательной деятельности в разновозрастной группе малокомплектного детского сада
учебно-методический материал на тему

Шеленок Ольга Анатольевна

В настоящее время, по-прежнему актуальна тема планирования в разновозрастной группе дошкольной образовательной организации. Планирование в разновозрастной группе имеет свои особенности. Воспитатель, работающий в такой группе, часто сталкивается с трудностью разработки комплексно-тематического плана, перспективного плана, расписания образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование образовательной деятельности в разновозрастной группе малокомплектного детского сада.

Шеленок Ольга Анатольевна, старший воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 225» г. Саратова

В настоящее время, по-прежнему актуальна тема планирования в разновозрастной группе дошкольной образовательной организации. Планирование в разновозрастной группе имеет свои особенности. Воспитатель, работающий в такой группе, часто сталкивается с трудностью разработки комплексно-тематического плана, перспективного плана, расписания образовательной деятельности. В нашем регионе, например, существуют малокомплектные сельские детские сады, имеющую одну группу, в которой воспитываются дети разного возраста от 2 до 7 лет.

Необходимо помнить, что согласно п.1 ч.6 Ст. 28  Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, т. е. каждый воспитанник должен освоить основную образовательную программу в соответствии со своей возрастной ступенью (группой).

Предлагаю несколько советов коллегам, работающим в малокомплектных детских садах, где нет должности старшего воспитателя и трудно получить своевременную методическую помощь.

Во-первых, в основной образовательной программе в организационном разделе, должен быть представлен единый комплексно-тематический план для всех воспитанников разных возрастных подгрупп данной группы, т.е. тема недели предполагается одна для всех.

Во-вторых, календарно-тематические планы (или перспективные планы организованной образовательной деятельности) должны содержать реальное количество занятий по каждому виду образовательной деятельности, которое может провести воспитатель за одну смену, не нарушая СанПиН и режим дня детей. Если воспитатель составляет перспективные планы для каждой возрастной подгруппы отдельно, то в них могут быть одинаковые темы занятий в определенный временной период, т.к. некоторые виды занятий оптимально провести фронтально по одной теме, а программные задачи показать с усложнением для разных возрастных подгрупп.

В-третьих, планируя организованную образовательную деятельность или иное мероприятие по одной теме, воспитатель должен дифференцировать образовательные задачи по возрастным подгруппам. Можно произвести запись в перспективно-календарном плане по предлагаемой форме (Таблица 1). Конечно, из всей методической литературы учебно-методического комплекта ООП воспитателю нужно будет выбирать темы, наиболее приемлемые для всей группы, продумывать дифференцированные задания  для разных возрастных подгрупп.

Таблица 1

Месяц

Неделя

Дата

Вид ООД

Тема

Программные задачи или содержание

Методическая литература

Для всех

Для возрастной подгруппы

3-4 года

Для возрастной подгруппы

4-5 лет

Для возрастной подгруппы

5-6 лет

Для возрастной подгруппы

6-7 лет

В-четвертых, составляя расписание организованной образовательной деятельности, воспитатель должен проанализировать свои возможности для проведения максимального количества занятий с разными возрастными подгруппами в отведенный отрезок времени в режиме дня. Если в детском саду отсутствуют должности инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, то все виды занятий должен будет провести воспитатель, рассчитывая только на помощь младшего воспитателя (или помощника воспитателя).

Учитывая методику работы в разновозрастной группе, можно проводить занятия, дифференцируя сложность и количество заданий разным подгруппам детей в одной теме или в одном виде занятия. И, конечно, по СанПиН длительность занятия сокращается для младших по возрасту детей (они отпускаются поиграть в спокойные игры или одеваются на прогулку с младшим воспитателем).

Предлагаю вниманию коллег, разработанное мною расписание организованной образовательной деятельности по комплексной образовательной программе «От рождения до школы» для малокомплектного детского сад, имеющую одну группу, в которой воспитываются дети разного возраста от 2 до 7 лет (Таблица 2).

Таблица 2

СОГЛАСОВАНО

Старшая медсестра

МДОУ «Детский сад №__

 

Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета протокол

от 30.08.2017 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО

Приказом заведующего МДОУ

«Детский сад №___»  

 Приказ  от «___»____2017 г. №__

Расписание

организованной образовательной деятельности

в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении

 «Детский сад №»

на 2017-2018 учебный год

Дни недели

Подгруппа раннего возраста

(от 1,5 до 3 л.)

Младшая подгруппа

(от 3 до 4 лет)

Средняя подгруппа

(от 4 до 5 лет)

Старшая подгруппа

(от 5 до 6 лет)

Подготовительная подгруппа

 (от 6 до 7 лет)

Понедельник

1. 9.00 – 9.10

Коммуникативная деятельность

(Развитие речи/Чтение художественной литературы)

 

1. 9.15 – 9.30

Двигательная деятельность (Физкультура)

1. 9.15 – 9.35

Двигательная деятельность (Физкультура)

1. 9.40 – 10.00 Коммуникативная деятельность

(Развитие речи/Чтение художественной литературы)

1. 9.40 – 10.10 Коммуникативная деятельность

(Развитие речи/Чтение художественной литературы)

2. 10.15 – 10.30 Коммуникативная деятельность

(Развитие речи/Чтение художественной литературы)

2. 10.15 10.35

Коммуникативная деятельность

(Развитие речи/Чтение художественной литературы)

2. 11.15 – 11.40 

Двигательная деятельность (Физкультура на воздухе)

2. 11.15 – 11.45 Двигательная деятельность (Физкультура на воздухе)

2. 15.40 15.55 Двигательная деятельность (Физкультура)

Проектная деятельность или Прикладное творчество или кружки, если есть лицензия

 (в  совместной деятельности)

Вторник

1. 9.00 – 9.10 Изобразительная деятельность

(Лепка -1,2,3 н./ Конструирование -4н.)

 

1. 9.15 – 9.35

Познавательная деятельность (Формирование  элементарных математических представлений)

1. 9.15 – 9.45 Познавательная деятельность

(Формирование

 элементарных математических представлений)

1. 9.50 – 10.05

Познавательная деятельность

(Формирование

 элементарных математических представлений)

1. 9.50 10.10

Познавательная деятельность (Формирование

 элементарных математических представлений)

1. 10.20 – 10.35

Двигательная деятельность (Физкультура)

2. 10.20 – 10.40

Двигательная деятельность (Физкультура)

2. 10.20 – 10.45 

Двигательная деятельность (Физкультура)

2. 10.20 – 10.50 Двигательная деятельность (Физкультура)

3. 11.00 –11.30 Изобразительная деятельность

 (Лепка -1,3 н./

Аппликация -2,4н.)

3. 15.30 – 15.55 Изобразительная деятельность

 (Лепка -1,3 н./

Аппликация -2,4 н.)

2. 16.00 –16.10

Двигательная деятельность (Физкультура)

Среда

1. 9.00 – 9.10 Познавательная деятельность (первичные представления об объектах  

 окружающего мира, сенсорное развитие, ФЭМП- 1,2, 3 неделя/

Ознакомление с миром природы - 4 неделя)

1. 9.15 – 9.30 Познавательная деятельность

(Первичные представления об объектах окружающего мира,   сенсорное развитие) – 1неделя. Приобщение к социокультурным ценностям  – 3 неделя.  

 Ознакомление с миром природы – 2,4 неделя)

1. 9.15 – 9.35

Познавательная деятельность  

(Первичные представления об объектах окружающего мира,   сенсорное развитие) – 1неделя. Приобщение к социокультурным ценностям  – 3 неделя.  

 Ознакомление с миром природы – 2,4 неделя)

1. 9.15 – 9.40 Познавательно-исследовательская деятельность

(Первичные представления об объектах окружающего мира,   сенсорное развитие) – 1неделя. Приобщение к социокультурным ценностям  – 3 неделя.  

 Ознакомление с миром природы – 2,4 неделя)

1. 9.15 – 9.45 Познавательно-исследовательская деятельность

(Первичные представления об объектах окружающего мира,   сенсорное развитие) – 1неделя. Приобщение к социокультурным ценностям  – 3 неделя.  

 Ознакомление с миром природы – 2,4 неделя)

2. 9.55 – 10.05 Музыкальная деятельность (Музыка)

2. 9.55 – 10.10

Музыкальная деятельность (Музыка)

2. 9.55 – 10.15  

Музыкальная деятельность (Музыка)

2. 9.55 – 10.15 

Музыкальная деятельность (Музыка)

3. 9.55 – 10.25

Музыкальная деятельность (Музыка)

3. 9.55 – 10.25 Изобразительная деятельность (Рисование)

3. 15.30 – 15.50 Изобразительная деятельность (Рисование)

16.00 – 16.15

Развлечение (фронтальное)

1 н. –  тематическое

2 н. – конструктивно-модельное

3 н. - музыкальное

4 н. – физкультурное/ОЗОЖ

Четверг

1. 9.00 – 9.10

Коммуникативная деятельность (Развитие речи/Чтение художественной литературы)

 

1. 9.15 – 9.30

Изобразительная деятельность

(Лепка – 1,3 н.  

/Аппликация -2 н.,4 н.)

1. 9.15 – 9.35

Изобразительная деятельность

(Лепка -1,3 н./

Аппликация -2,4 н.)

1. 9.40 – 10.00 Коммуникативная деятельность

(Развитие речи/Чтение художественной литературы)

1. 9.40 – 10.10 Коммуникативная деятельность

(Развитие речи/Чтение художественной литературы)

2. 10.20 – 10.35

Двигательная деятельность (Физкультура)

2. 10.20 – 10.40

Двигательная деятельность (Физкультура)

2. 10.20 – 10.45 

Двигательная деятельность (Физкультура)

2. 10.20 – 10.50 Двигательная деятельность (Физкультура)

3. 15.30 – 16.00 Познавательная деятельность

(Формирование

 элементарных математических представлений)

Проектная деятельность или кружки, если есть лицензия

(в  совместной деятельности)

Пятница

1. 9.00 – 9.10 Изобразительная деятельность (Рисование)

1. 9.15 – 9.30 

Изобразительная деятельность (Рисование)

1. 9.15 – 9.35

Изобразительная деятельность (Рисование)

2. 9.40 – 9.50

Музыкальная деятельность (Музыка)

2. 9.40 – 9.55

Музыкальная деятельность (Музыка)

2. 9.40 – 10.00  

Музыкальная деятельность (Музыка)

1. 9.40 – 10.05 

Музыкальная деятельность (Музыка)

1. 9.40 – 10.10 Музыкальная деятельность (Музыка)

2. 10.20 – 10.40 Изобразительная деятельность (Рисование)

2. 10.20 –10.50 Изобразительная деятельность (Рисование)

Проектная деятельность или Прикладное творчество или кружки, если есть лицензия

(в  совместной деятельности)

Итого

9 х10 мин = 90 мин в неделю

10 х15 мин = 150 мин в неделю

10 х20 мин = 200 мин в неделю

12 (6х20мин+6х25мин) =120+150=270 мин в нед.

13 х30 мин = 420 мин в неделю

Примечание

Для детей  младшей подгруппы фронтальные занятия сокращены на 15 минут — 15 мин.

Для детей  средней подгруппы фронтальные занятия сокращены на 10 минут — 20 мин.

Для детей  старшей подгруппы фронтальные занятия сокращены на 5 минут — 25 мин.

Конструктор НОД для детей раннего и дошкольного возраста

Непрерывная образовательная деятельность

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

От 6 лет

Максимальная продолжительность непрерывной ООД в мин.

8-10

15

20

25

30

Максимальный объем ООД в день, мин.

I половина дня

10

30

40

45

90

II половина дня

10

Не допускается

После дневного сна

25

30

Максимальное количество ООД в неделю

10

10

15

20

Минимальные перерывы между ООД мин.

10

10

Проведение физкультминуток

Проводятся в середине ООД статического характера, между ООД

Дополнительные условия

Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8 - 10 минут).

Требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей ООД организуют в 1 половину дня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ МАЛОКОМПЛЕКТНОГО ДЕТСКОГО САДА

Организация жизни и деятельности детейв разновозрастной группе малокомплектного детского сада...

Планирование образовательной деятельности в разновозрастной группе по теме "Краски осени"

Планирование для разновозрастной группы с учетом ФГОС, по теме "Краски осени"....

Планирование образовательной деятельности в разновозрастной группе по теме "Краски осени"

Планирование для разновозрастной группы с учетом ФГОС, по теме "Краски осени"....

Планирование образовательной деятельности в разновозрастной группе по теме "Краски осени"

Планирование для разновозрастной группы с учетом ФГОС, по теме "Краски осени"....

Планирование образовательной деятельности в разновозрастной группе по теме "Краски осени"

Планирование для разновозрастной группы с учетом ФГОС, по теме "Краски осени"....

«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ МАЛОКОМПЛЕКТНОГО ДЕТСКОГО САДА»

Система дошкольного образования в России претерпевает существенные изменения. Среди этих изменений отмечаются как позитивные тенденции, так и сложные проблемы, требующие решения....