Трансляция опыта работы инновационной площадки для обеспечения образовательной деятельности УМК ОП ДО «Тропинки» и парциальных программ Объединенной издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА-ГРАФ» «Обновление содержания, форм и методов дошкольного образования
материал по теме

Опыт работы инновационной площадки регионального уровня по реализации УМК "Тропинки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл translyatsiya_opyta_raboty_innovatsionnoy_ploshchadki.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

 по социально-личностному развитию детей №9 «Золотой улей»

Трансляция опыта работы

инновационной площадки для обеспечения образовательной деятельности УМК ОП ДО «Тропинки» и парциальных программ

Объединенной издательской группы

«ДРОФА-ВЕНТАНА-ГРАФ»

«Обновление содержания, форм и методов дошкольного образования в контексте требований ФГОС»

Выполнил:

Ю.И.Дзюба,

старший воспитатель

I квалификационная категория

Моршанск, 2017

        На современном этапе в соответствии с ФГОС дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих, познавательных  и многих других способностей детей, а также выравнивания стартовых возможностей выпускников дошкольной образовательной организации при переходе на новую ступень образования.

                Тамбовским областным институтом повышения квалификации работников образования,  объединенной издательской группой «Дрофа-Вентана-Граф» выбрано четыре дошкольных образовательных организации области, в том числе и наша дошкольная образовательная организация, на базе которых открыта региональная инновационная площадка по реализации основной образовательной программы «Тропинки».

        1 августа 2016 года заключено соглашение о сотрудничестве между Тамбовским областным Институтом повышения квалификации работников образования, издательством «Вентана-граф» и МБДОУ №9 «Золотой улей», основными целями заключения Соглашения определи:

  • создание на базе МБДОУ инновационной площадки для обеспечения информационно-методической помощи педагогам, использующим в практике образовательной деятельности УМК образовательную программу дошкольного образования «Тропинки» и парциальных программ Объединенной издательской группы «Дрофа-Вентана-Граф»
  • обмен информацией в области образовательных технологий; участие в различных проектах и других видах информационно-образовательной деятельности, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации; оказание взаимной помощи в целях содействия друг другу в реализации целей настоящего Соглашения.

Срок действия соглашения составляет 4 года  с момента его подписания, может быть пролонгирован по согласию всех сторон на определенный или неопределенный срок.

В сентябре 2016 года нам присвоен статус региональной инновационной площадки по реализации основной образовательной программы «Тропинки» под редакцией Кудрявцева В.Т. Была создана рабочая группа, внесены изменения в образовательную программу ДОО, разработана рабочая программа по реализации программы «Тропинки» с детьми возраста от 3 до 4 лет.

Сотрудничаем с издательством «Дрофа-Вентана-Граф» в лице методиста по дошкольному образованию, Песчанской Натальи Владимировны, принимаем участие в работе семинаров в городе Тамбове, на которые приглашаются авторы программы,  принимаем участие в вебинарах, которые регулярно проводятся издательством.

        Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей от трех до семи лет, обеспечивает развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и является документом, с учетом которого дошкольная образовательная организация может самостоятельно разработать свою основную образовательную программу.

        При этом ее методологическим стержнем выступают сложившиеся в отечественной науке культурно-исторический и деятельностный подходы к развитию человека с учетом результатов новейших разработок (исследовательских, проектных), осуществленных в их русле.

        Цель программы: (на слайде)

  • в создании условий для общего психического развития детей 3-7 лет средствами развития творческих способностей, в частности условий формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению;
  • первоначальном формировании на этой базе более широкой и отдаленной перспективы личностного роста ребенка в образовательных и внеобразовательных сферах его жизни (настоящей и будущей), своеобразной областью пересечения которых призвано стать развивающее пространство образовательной организации.

Поставленной целью диктуются следующие задачи Программы: (на слайде)

  • развивать творческое воображение дошкольников, основанной на нем системы созидательных способностей ребенка (постигающего мышления, предпосылок рефлексии и др.), креативности как ведущего свойства его личности;
  • развивать у детей способности и стремление к инициативному и самостоятельному действию, приобретающему все более произвольный характер, специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций;
  • создавать условия, обеспечивающие триединство отношения ребенка к миру, его взаимоотношений с другими людьми и самоотношения;
  • расширять «зоны ближайшего развития» путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослым и друг с другом;
  • формировать у детей творческое, осмысленное, ценностное отношение к собственному физическому и духовному здоровью путем построения оздоровительной работы как развивающе-образовательной;
  • развивать у ребенка начала будущего умения учиться.

Основная образовательная программа «Тропинки» предусматривает скоординированную поддержку развития воображения и других творческих способностей ребенка с помощью всего многообразия видов детской деятельности, как то игра, изобразительное творчество, конструирование, восприятие сказок, учение, общение и многое другое. Эту поддержку необходимо осуществлять в рамках всех направлений образовательной работы с дошкольниками – от физкультурно-оздоровительного до художественно-эстетического. Такой подход является залогом обеспечения полноценного психического развития ребенка.

Ключевая идея Программы может быть кратко сформулирована следующим образом. Мир исторически развивающейся человеческой культуры и очеловеченной природы должен открываться ребенку как особая – необыденная – реальность, которая полна открытых проблем, загадок и тайн (Мир как «знакомый незнакомец»). Ребенку предстоит узнать в большом Мире «знакомого незнакомца», увидеть в его зеркале самого себя и свой внутренний мир – еще более загадочный, чем внешний, открыть богатый и непредсказуемый творческий потенциал других людей.

В структуру Программы входят более детализированные программно-методические разработки по конкретным направлениям образовательного процесса, каждое из которых содержит подразделы, которые называются «тропинками»:

  1. Социально-коммуникативное развитие: «Тропинка в мир людей», «Тропинка в мир труда»;
  2. Познавательное развитие: «Тропинка в мир свойств и качеств предметов», «Тропинка в окружающий мир», «Тропинка в мир математики»;
  3. Речевое развитие: «Тропинка в мир правильной речи», «Тропинка к грамоте»;
  4. Художественно-эстетическое развитие: «Тропинка в мир художественной литературы», «Тропинка в мир музыки», «Тропинка в мир изобразительного искусства»;
  5. Физическое развитие: «Тропинка в мир движения», «Тропинка к здоровью».

К числу программно-методических разработок относятся программные материалы, непосредственно обеспечивающие работу по подразделам-«тропинкам», соответствующие методические рекомендации, сценарии и конспекты занятий, рабочие тетради для детей и др. В программно-методический комплект входит также пакет средств психологической и педагогической диагностики развития ребенка. По отношению к ним программа «Тропинки» выступает своеобразной «программой программ», позволяя педагогу представить себе систему развивающей педагогической работы в целом.

        Почему подразделы Программы называются «тропинками»? Потому что именно по ним ребенок входит в мир человеческой культуры, через который пролегает его основной жизненный путь. Постепенно продвигаясь по этим «тропинкам», ребенок (конечно, не без помощи взрослого) находит в культуре источники собственного личностного роста.

У наших «тропинок» есть три особенности

Во-первых, «тропинки» не представляют собой чего-то уже готового и проторённого. Ребенку вместе со взрослым приходится достраивать их.

Во-вторых, по «тропинкам» ребенок приходит к творческому осмыслению не только мира культуры, освоенной человечеством действительности. «Тропинки» приводят ребенка к открытию заново своего внутреннего, субъективного мира.

В-третьих, «тропинки» пересекаются и тесно переплетаются друг с другом. Например, на занятиях по формированию предпосылок математического мышления, развитию изобразительной и музыкальной деятельности, речи и речевого общения активно культивируются двигательно-творческие возможности детей. В своей общей форме эти возможности служат предметом развивающей педагогической работы на физкультурных занятиях.

Работу по реализации УМК «Тропинки» мы начали с возрастной группы от 3 до 4 лет общеразвивающей направленности по двум образовательным областям «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

По результатам диагностики, проводимой на начало и конец 2016-2017 учебного года мы получили следующие результаты:

Выявление уровней речевого развития

Показатель: адекватно использует вербальные и невербальные средства

общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами

взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами,

распределяет действия при сотрудничестве).

(Н.г.)Высокий уровень – 12%, средний уровень – 60%, низкий уровень – 28%

(к.г.) Высокий уровень – 25%, средний уровень – 75%, низкий уровень – 10%

Показатель: все компоненты устной речи (лексическая сторона,

грамматический строй и произносительная сторона речи; диалогическая и

монологическая формы связной речи) развиты и используются в различных

формах и видах детской деятельности

(н.г.)высокий уровень – 10%, средний уровень - 53%, низкий уровень - 37%

(к.г.)Высокий уровень – 30%, средний уровень – 65%, низкий уровень – 15%

Показатель: проявляет читательский интерес и потребность в чтении книг

(н.г.)Высокий уровень - 25%, средний уровень - 65%, низкий уровень - 10%

(к.г.)Высокий уровень – 40%, средний уровень – 60%, низкий уровень – 0%

Выявление уровней художественно-эстетического развития

Показатель: эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные произведения

(н.г.)Высокий уровень – 35%, средний уровень – 45%, низкий уровень – 10%

(к.г.) Высокий уровень – 60%, средний уровень – 40%, низкий уровень – 0%

        Показатель: испытывает эстетические переживания, передаёт своё представление о мире на языке искусства

(н.г.)Высокий уровень – 20%, средний уровень – 65%, низкий уровень – 15%

(к.г.) Высокий уровень – 30%, средний уровень – 65%, низкий уровень – 5%

Показатель: сопереживает персонажам сказок, рассказов, стихотворений

(н.г.)Высокий уровень – 35%, средний уровень – 65%, низкий уровень – 0%

(к.г.) Высокий уровень – 55%, средний уровень – 45%, низкий уровень – 0%

        Показатель: проявляет умения и навыки в творческой деятельности, интересуется искусством

(н.г.)Высокий уровень – 23%, средний уровень – 55%, низкий уровень – 22%

(к.г.) Высокий уровень – 40%, средний уровень – 50%, низкий уровень –10%

В марте 2017 года был проведен научно-практический семинар «Развитие речевых способностей и эстетического мировидения в соответствии с требованиями ФГОС ДО на основе программы «Тропинки» под редакцией В.Т.Кудрявцева, цель которого трансляция опыта работы региональной инновационной площадки по внедрению в практику образовательной деятельности УМК образовательной программы дошкольного образования «Тропинки» и парциальных программ Объединенной издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА-ГРАФ»

  Мы разработали методические рекомендации по реализации образовательной области «Познавательное развитие», которые сейчас готовятся к печати Тамбовским областным институтом повышения квалификации работников образования.

В 2017-2018 году реализацию программы начали еще две возрастные группы по всем образовательным областям.

Педагоги ДОО повышают  педагогическое мастерство, участвуя в различных конкурсах. В сентябре 2017 года два педагога ДОО приняли участие во Всероссийском конкурсе «Творческая мастерская педагога: лэпбук своими руками», организованной объединенной издательской группой «Дрофа-Вентана-Граф», в котором приняли участие более 100 педагогов из 25 регионов России и ближнего зарубежья. В номинации «Семьей дорожить – счастливыми быть» Бочкова Ирина Михайловна заняла I место, в номинации «Родного края образ ясный» Чиркина Маргарита Валериевна заняла II место. Заведующий Алиева О.Н. и старший воспитатель Дзюба Ю.И. награждены специальным призом Всероссийского конкурса «За профессиональное методическое сопровождение конкурсных материалов», представленных коллективами детских садов.

За сотрудничество в 2016-2017 учебный году коллективу МБДОУ №9 «Золотой улей», старшему воспитателю Дзюба Ю.И. были вручены благодарности за конструктивное и плодотворное сотрудничество, распространение творческого опыта, высокую профессиональную компетентность, обеспечивающие эффективную реализацию ФГОС ДО в образовательной практике от объединенной издательской группы «Дрофа-Вентана-Граф».

В сентябре 2017 года нам присвоен статус экспериментальной площадки федерального уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация опыта работы инновационной площадки на совещании для заведующих

Представлена презентация опыта работы МДОУ в статусе инновационной площадки....

Из опыта работы инновационной площадки МБДОУ д-с № 45 Радуга

Из опыта работы инновационной площадки МБДОУ д-с № 45 Радуга...

Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений докольников"

Тема недели "Детский сад"Упражнение Аквагимнастика - "Детский сад"Детский садик, Детский садик!(По поверхности воды из лодошек изображаем крышу)Малыши туда спешат!(Ходьба пальчикам...

Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников"

Тематическая  неделя "Детский сад"Упражнение "Аквагимнастика" -  "Детский сад"Листики под ножками весело шуршат (медленное поглаживание поверхности воды).С...

Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников"

Тема недели "Осень"Упражнение Аквагимнастика - "Дождь"Дождь пошел, как из ведра,Будет лить он до утра.И.п пальцы разведенны в стороны;(легкое постукивание пальцами по поверхности в...

Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников"

Тематическая неделя "Осень"Упражнение "Аквагимнастика" - "Ходит - бродит осень"Ходит – бродит осень, по лесным тропинкам.  Ходит – бродит осень (ходьба п...