Семинар-практикум для старших воспитателей
методическая разработка на тему

«Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchayushchiy_seminar_09_12_2017.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6

муниципального образования Каневской район

 Семинар-практикум для старших воспитателей

«Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Старший воспитатель Бочанская Наталья Васильевна

ст.Новоминская

01.12.2016

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области использования различных методов работы с песком в условиях детского сада.

           Песочная терапия для детей - это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Игра с песком — это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.

Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново.

Оборудование.

-Песочный стол, различные ёмкости с обычным речным песком.

-Разнообразный игровой, природный и бросовый материал.

-Игрушки-посредники: песочная фея, песочные человечки, девочка Песчинка, песочные мальчишки.

-Круги-пиктограммы по количеству участников.

-Песочные часы, мольберт, загадки.

-Индивидуальные подносы с песком, палочки для рисования, кисточки, клей, салфетки, простые карандаши, картинки или раскраски, чистые листы бумаги.

Вводная часть.

Старший воспитатель приветствует участников семинара и задает вопросы:

Знакомы ли вы с песочной терапией?

Ваши ожидания от семинара?

Предлагает всем встать в круг. Участники стоят в кругу, друг за другом, на расстоянии чуть меньше вытянутой руки.

Упражнение «Рисунок на спине»

Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами.

Старший воспитатель: Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка). Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги). Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный дождь (показывают, как падают капли дождя). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи). Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).

Теоретическая часть

Песочная терапия: история метода и современные тенденции.

Использование песка для отображения внутренних видений имеет длинную историю. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки на песке. Историческими и культурными параллелями песочной терапии являются рисунки на песке племен Навахо. В практике индейцев эти изображения используются в церемониях излечения, для предсказаний, изгнания нечистой силы и других целей.

Тибетские монахи издревле и по сей день практикуют создание из разноцветного песка в течение нескольких недель магических кругов – мандалы – для достижения совершенства и духовной гармонии.

В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Песок имеет очищающие энергетику свойства.

Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. Впервые в качестве “средства лечения” песок открыл швейцарский психоаналитик К. Г. Юнг. Он утверждал, что “часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум”. А фигурки и замки из песка, созданные спонтанно, – это как раз те символы, с помощью которых с нами говорит наше бессознательное, показывая разуму возможности самоисцеления.

В 1920-х годах детский врач Маргарет Ловенфельд в институте детской психологии в Англии стала использовать “Технику Мира”. “Техника Мира” – это спонтанное расположение миниатюр во влажном или сухом песке для создания картины или некого Мира.

В 1950-х годах Дора Калфф встретилась с М. Ловенфельд. Будучи юнгианским аналитиком, Д. Калфф дала “Технике Мира” юнгианскую теоретико-методологическую базу и назвала это “Песочной терапией”. Д. Кальфф полностью посвятила себя этому методу и развивала его в течение всей своей жизни.

В России «песочная терапия» получила широкое распространение в 90-х годах 20 века, и связано это было с развитием арт-терапии. Наиболее известные отечественные специалисты - ученые, адаптируемые данный подход являются Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. (доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии, Грабенко Т. М. (кандидат педагогических наук, проректор по научной работе Института сказкотерапии).

         На сегодняшний день существует несколько направлений Sandplay. Так как возможности метода расширяются, – появляются многочисленные модификации и формы. В научном мире, в частности, на международной конференции в Сан-Франциско (1995, принята следующая классификация: Sandplay с большой буквы – это классическая форма юнгианской песочной терапии со свойственной ей теоретической базой и методологией; sandplay с маленькой буквы – это различные модификации метода (песочная терапия в контексте арт- терапии, сказки на песке, дидактические программы на песке и др.).

Песочная терапия для дошкольников

Песочная терапия для детей - это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Игра с песком — это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.

Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново.

Цели песочной терапией

• Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность

• Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений

• Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению

• Дифференциация, автоматизация звуков.

• Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства

• Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии

• Снижение психофизического напряжения

• Актуализация эмоций

Задачи песочной терапии

Образовательные:

• Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета

• Обучать умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера

• Обучать специальным движениям и их выполнение детьми

• Учить выстраивать композиции на песке по образцу

• Закреплять представления об окружающем мире

Развивающие:

• Развивать психические процессы (внимание, память)

• Развивать логическое мышление

• Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику

• Развивать умение действовать по инструкции

• Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности

Воспитательные:

• Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми

• Воспитывать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности

• Воспитывать слуховое внимание и память

• Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому

• Совершенствовать навыки позитивной коммуникации

• «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке

Дети, нуждающиеся в игре с песком:

• Различные формы нарушения поведения;

• Сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, педагогами) и сверстниками;

• Психосоматические заболевания;

• Речевые нарушения

• Повышенная тревожность, страхи;

• Сложности, связанные с изменениями в семейной ситуации (развод, появление младшего ребенка)

• Неврозы.

Методы и приемы песочной терапии, используемых в работе:

• Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения;

• Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря»«проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации);

• Словесные методы - беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки);

• Наглядные методы (презентации, показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование)

Формы проведения занятий

• Индивидуальная

• Групповая

• В парах

Виды игр на песке

• Обучающие игры помогают в овладении навыками чтения, письма, счёта, развивают фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, развивает тактильно-кинестетической чувствительность

• Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира. Географические игры, фантастические игры, игры для ознакомления с окружающим.

• Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка.

• Психотерапевтические игры помогают снять нервное напряжение.

Оборудование «песочной терапии»

Классическая форма песочницы представляет собой деревянный ящик размером 50*70*8 (50*70 – размер поля, 8 – глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия (охват всего мира одним взглядом, не перемещая глаз). Внутренняя часть ящика выкрашена в голубой цвет, что символизирует небо и воду. Данный размер песочницы предполагает индивидуальную работу или работу с группой 3-4 человека.

Внутренняя поверхность (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта – небо

Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта.

Передает по кругу баночки с песком: «1-я баночка – сухой песок 2-я баночка – сухой песок (отличается от 1-ой баночки цветом и структурой)3-я баночка – влажный песок. Вам нужно посмотреть и пощупать этот песок и сказать, какие ощущения, ассоциации он у вас вызывает?

Песок разный по структуре, по цвету, по наличию или отсутствию воды песок вызывает совершенно разные эмоции, ощущения, чувства. Желательно иметь разный песок, из которого  можно выбирать тот, который лучше отражает его эмоциональное состояние. В зависимости от того, какой песок используется, мокрый или сухой; чувства которые возникают при контакте с ним различны. Сухой песок – нежный, легкий, переменчивый, сыпучий, он напоминает о вечности, бесконечности бытия. Смешанный с водой, песок становится более темным и начинает приобретать качества земли и ему можно придать форму. Мокрый песок позволяет “двигаться вглубь или взбираться вверх”. В песочной терапии песок “заземляет” старую, негативную, “проблемную” энергию, тем самым давая человеку возможность открыть в себе источник новой жизни.»

           Набор игрового материала (лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в песочнице; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля).

Коллекция миниатюрных объектов

• животные, обитающие во всех природных зонах

• птицы дикие и домашние, а также доисторические ящеры.

• насекомые - бабочки, жуки, пауки, мухи и кузнечики.

• обитатели морей и океанов.

• фигурки, изображающие людей разных профессий.

• дома: жилища разных народов.

• фигурки, изображающие всевозможный транспорт

• деревья и растения (можно использовать настоящие растения).

Практическая часть семинара

Предлагает всем желающим принять участие в играх, которые можно использовать в работе с детьми. Они служат своеобразной стимуляцией интереса педагогов к организации игровой деятельности с песком на группах.

Игра «Придумай сказку»

Цель: развитие активной речевой деятельности, творческого воображения и навыков позитивной коммуникации.

Оборудование: круги-пиктограммы по количеству участников, песочные часы, песочный стол, любой подручный материал, который есть в наличии, включая фигурки людей и сказочных персонажей.

Ход игры: Предлагает педагогам взять с подноса круг. Затем перевернуть его и посмотреть. У кого пиктограмма с улыбкой, тот становится участником игры. У кого другие эмоции, тот зритель. Приглашает педагогов подойти к песочнице (6-7 человек) и создать импровизированную сцену на песке: полянку, домик, озеро, лес, квартиру, детский сад и т. д. Для создания сюжета можно использовать любой материал и игрушки. Время для работы 3-4 минуты (для контроля хорошо подойдут песочные часы). Затем нужно придумать и обыграть этот сюжет всем вместе по ролям.

Вопросы для обсуждения:

-Ваши чувства, ощущения при выполнении данного задания?

-В работе с детьми какого возраста можно использовать эту игру? Почему?

Песочный телеграф

Цель:, обучать переводу тактильных ощущений в знаки.

Материал: песочница с песком.

Ход игры.

Педагоги выстраиваются в колонну в затылок друг другу.

Ведущий игры, «рисует» пальцем на спине последнего участника геометрическую фигуру — прямую линию, угол, окружность, прямоугольник, треугольник и др. Тот, кто получил «сообщение», должен передать его следующему игроку точно таким же способом — нарисовать фигуру пальцем на спине соседа. Последний получатель сообщения воспроизводит форму палочкой на песке. После этого он становится в конец колонны, и игра повторяется.

Мастер-класс: Рисование песком.

Цель: научить создавать песочные картины.

Оборудование: раскраски, чистые листы бумаги, клей ПВА, простые карандаши, кисточки, салфетки, песок любой, в том числе и цветной (какой есть в наличие).

Ход работы:

Сейчас, я предлагаю вам создать рисунок из песка. Для выполнения этой работы есть 2 варианта:

1-на чистом листе нарисовать свою картину,

2-использовать готовые картинки, а потом их дорисовать.

Затем предлагает подойти к столу и выбрать для себя материал. После выбора все садятся за столы, педагог объясняет правила выполнения работы.

Нарисуйте свою картинку карандашом, или возьмите готовый образец. Затем поэтапно обведите контур рисунка клеем. После этого посыпаем песком все места, где есть клей. И в конце работы стряхните аккуратно остатки песка. Всё, Ваша картина готова! Их можно рисовать с детьми от 4-х до 7-ми лет. Такие занятия, не только развивают творческое воображение, мелкую моторику, но самое главное доставляют удовольствие и сближают взрослого и ребёнка в плане положительного эмоционального общения друг с другом.

Заключительная часть (рефлексия и обратная связь)

Участники семинара рассматривают работы коллег, делятся своими впечатлениями. Для этого отвечают на вопросы:

-Что вам дал семинар-практикум?

-Произошли ли у вас какие-либо изменения?

Педагог  благодарит всех за конструктивное и позитивное общение, предлагает выразить своё отношение к занятию, используя круги-пиктограммы. Педагоги фиксируют этот момент пиктограммой или рисунком в песочнице (по желанию).

Список литературы

  1. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Т.М. Грабенко « Чудеса на песке» практикум по песочной терапии. Из-во « Речь» 2005 год.
  2. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Т.М. Грабенко « Игры в сказкотерапии» СПб 2008.
  3. М.В. Кисилева «Арт-терапия в работе с детьми»СПб 2006.
  4. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Практикум по сказкотерапии СПб 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА "О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МАСТЕРСТВЕ ВОСПИТАТЕЛЯ "

Тема: «Поделимся опытом» (сценарий )   Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать ...

Семинар-практикум для родителей и воспитателей - Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза,...

Семинар - практикум для молодых специалистов, воспитателей младших групп. Тема: «Использование техники квиллинг, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

Квиллинг развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера....

Семинар-практикум для педагогов: " Общение воспитателя с родителями воспитанников"

Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным.У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, ...

план семинара-практикума о педагогическом мастерстве воспитателя

ПЛАН СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМАО ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МАСТЕРСТВЕ ВОСПИТАТЕЛЯТема: «Поделимся опытом» (сценарий)    Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, раз...

Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А

Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А...

Конспект Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А

Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А...