Семинар - практикум для молодых специалистов, воспитателей младших групп. Тема: «Использование техники квиллинг, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
материал по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Мухина Светлана Игоревна

 

Квиллинг развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар - практикум для молодых специалистов, воспитателей

младших групп.

Тема:  «Использование техники квиллинг, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

ГБОУ СОШ №519

                                                                                             Воспитатель: Мухина С.И.

Ноябрь,2013

План.

1. Теоретическая часть.

- Влияние художественно-творческой деятельности на детей дошкольного возраста.

- Знакомство с историей квиллинга.

- Материалы и принадлежности для работы

2. Практическая часть.

- Демонстрация иллюстрации итоговой работы.

- Объяснение этапов работы.

- Совместная работа с педагогами.

3. Заключительная часть.

- Итоги, выводы, предложения.

Теоретическая часть

Наш практикум я хотела бы начать с китайской пословицы.

“Скажи мне - я забуду,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать это,

И это станет моим навсегда».

Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же такое мелкая моторика?

Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Мелкая моторика развивается, естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. С возрастом у детей происходит совершенствование движений пальцев рук. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца остальным. С этого момента ребёнку доступны тонкие движения пальцев. Когда движения пальцев достаточно точны, начинает развиваться словесная речь. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования психической деятельности.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. При помощи мелкой моторики развиваются такие высшие свойства сознания, как:

- внимание;

- мышление;

- координация;

- воображение;

- наблюдательность;

- зрительная и двигательная память;

- речь.

Ребенку дошкольнику предстоит научиться правильно распределять мышечную нагрузку на руки, что подразумевает под собой быстрое чередование силового напряжения и расслабления.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учитывая важность этой проблемы, целесообразно вести работу в этом направлении. Для этого в работе  я использую – пальчиковые игры, игры с мелким конструктором, рисование по трафаретам, штриховки разной сложности, лепку, различные виды аппликации, графические диктанты, оригами и конечно, квиллинг.

Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling — от слова quill (птичье перо) - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Считается, что искусство возникло в средневековой Европе (по другим сведениям на Ближнем Востоке и в Древнем Египте, где монахини создавали медальоны, обрамление для икон и обложки для книг, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры (особенно часто использовалось в бедных церквях) .

В XV-XVI веке квиллинг считался искусством, в XIX веке — дамским развлечением (и чуть ли не единственным рукоделием, достойным благородных дам). Корейская школа квиллинга (называют бумагокручением) несколько отличается от европейской. Современные европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Восточные же мастера создают сложные произведения, больше похожие на шедевры ювелирного искусства.

Квиллинг развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Квиллинг способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат, совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Дети совершают путешествие в удивительный мир природы (растений, животных, сказочных цветов) .

Это простой вид рукоделия, не требующий больших затрат, доступный каждому. Познакомившись на нашем семинаре – практикуме  с простейшими элементами квиллинга, вы сможете увлечь этим своих детей, и я уверяю Вас, это занятие им очень понравится. Доказательством тому служит наша выставка. (Обращаю внимание на выставку работ в технике квиллинг).

Материалы и принадлежности для работы:

• Двухсторонняя цветная бумага

• Приспособление для закручивания бумажных лент. Это может быть шило, спица, зубочистка.

• Клей ПВА

• Ножницы

• Пинцет

• Линейка с круглыми отверстиями различного диаметра (офицерская) .

• Доска или коврик, на котором можно резать,

• Любая подходящая бумага с красивой фактурой - для основы.

• Канцелярский нож.

Основная техника выполнения квиллинга - сворачиваем и защипываем.

Всего существует 20 базовых элементов, но принцип остаётся тем же: сворачиваем и защипываем.

Практическая часть.

Основные формы: (показать изготовление элементов)

• тугая спираль - скрутить ленту и приклеить кончик, не снимая спирали с иглы, чтобы лента не раскрутилась;

• свободная спираль – скрутить ленту, снять спираль с иглы и, прежде чем приклеить конец, дать ей раскрутиться;

• капля – сделать свободную спираль и сжать её с одной стороны, чтобы она приобрела форму капли;

• изогнутая капля – сделать каплю и загнуть её уголок;

• глаз - сделать свободную спираль и сжать противоположные стороны, придать ей форму глаза:

• лист - сделать свободную спираль и сжать её в виде глаза и загнуть уголки в разные стороны;

• ромб - сделать глаз и сжать оба уголка, чтобы придать заготовке форму ромба;

треугольник – сделать свободную спираль и сжать её в трёх местах, чтобы получился треугольник.

А сейчас мы с вами попробуем сделать цветок, используя формы квиллинга, с которыми Вы познакомились. (Проводится совместная работа с педагогами).

Чтобы приступить к практической работе мне бы хотелось дать несколько полезных советов, которые пригодятся вам, и в последующей вашей работе в технике квиллинг:

Чтобы получить спирали одинакового размера (например, для лепестков одного цветка, нужен шаблон с отверстиями разного диаметра. Можно использовать "офицерскую" линейку или сделать из толстого картона.

Спиральки из тонкой бумаги нельзя долго держать в руках, иначе они не будут разворачиваться.

Клея для закрепления спиралей нужно немного, его стоит наносить кончиком зубочистки или с помощью специальной тонкой насадки на бутылочку.

Чтобы сделать объемную фигуру, нужно скрутить спираль из очень длинной бумажной полоски, а потом придать ему объемную форму – купол, конус и т. д. А потом все тем же клеем закрепить на нем ручки-ножки и прочие элементы. Можно собрать объемную фигуру из плоских элементов, склеивая их друг с другом.

Не пытайтесь сделать что-то "по-быстрому", квиллинг этого не любит.

Техника скручивания

• Возьмите полоску двумя пальцами.

• Оттяните с нажимом конец полоски двумя пальцами другой руки, проводя по нему ногтем так, чтобы конец немного изогнулся. Это нужно, чтобы кончик легче наматывался на шило или зубочистку.

• Плотно накрутите несколько витков бумаги на шило.

• Когда диаметр валика станет 3—4 мм, его уже можно снять с шила и дальше крутить вручную.

• Скручивайте плотный диск двумя руками, всё время перехватывай его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.

• Свернуть всю полоску бумаги.

• Когда бумага вся свернута, расслабьте пальцы и позвольте бумажной спирали немного распуститься.

• Конец полоски приклеить полоской ПВА.

• Если сжать заготовку двумя пальцами, то получим заготовку «капля».

• Если сжать заготовку двумя пальцами с двух сторон, то получается форма «лист».

С помощью этих приёмов Вы сможете создать необыкновенные композиции: от простого цветка, до самых изысканных проектов.

Давайте творить красоту!

Вот сейчас, мы и приступим к изготовлению цветочной композиции.

Заключительная часть.

Изготовленные Вами цветы в технике квиллинга необходимо разместить на листе А-4. Добавить в композицию различные формы элементов квиллинга, с которыми познакомились, и придумать свои фантазийные элементы. Назвать композицию и прорекламировать. Объяснить, где и для чего вы могли бы её применить.

Удачи Вам, вдохновения, полета фантазии.

Список литературы.

1. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно // Дошкольное воспитание, 2006. - №11

2. Квиллинг программа для дошкольников. Амфора,2010.

3. Максимова Е., Рахматуллина О., Травкина О., Черных А. Готовим пальчики к письму. Развивающая программа по подготовке к школе. Москва, Обруч, 2011.

4. Новикова И.В. Бумажные поделки в детском саду. Квиллинг.Удивительные вещи – своими руками. Москва,2012.

5. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1.

В помощь воспитателю!

(памятка по созданию узоров в технике квиллинг)

Техника скручивания.

• Возьмите полоску двумя пальцами.

• Оттяните с нажимом конец полоски двумя пальцами другой руки, проводя по нему ногтем так, чтобы конец немного изогнулся. Это нужно, чтобы кончик легче наматывался на шило или зубочистку.

• Плотно накрутите несколько витков бумаги на шило.

• Когда диаметр валика станет 3—4 мм, его уже можно снять с шила и дальше крутить вручную.

• Скручивайте плотный диск двумя руками, всё время перехватывай его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.

• Свернуть всю полоску бумаги.

• Когда бумага вся свернута, расслабьте пальцы и позвольте бумажной спирали немного распуститься.

• Конец полоски приклеить полоской ПВА.

• Если сжать заготовку двумя пальцами, то получим заготовку «капля».

• Если сжать заготовку двумя пальцами с двух сторон, то получается форма «лист».

С помощью этих приёмов Вы сможете создать необыкновенные композиции: от простого цветка, до самых изысканных проектов.




Предварительный просмотр:

Семинар - практикум для молодых специалистов, воспитателей

младших групп.

Тема:  «Использование техники квиллинг, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

ГБОУ СОШ №519

                                                                                             Воспитатель: Мухина С.И.

Ноябрь,2013

План.

1. Теоретическая часть.

- Влияние художественно-творческой деятельности на детей дошкольного возраста.

- Знакомство с историей квиллинга.

- Материалы и принадлежности для работы

2. Практическая часть.

- Демонстрация иллюстрации итоговой работы.

- Объяснение этапов работы.

- Совместная работа с педагогами.

3. Заключительная часть.

- Итоги, выводы, предложения.

Теоретическая часть

Наш практикум я хотела бы начать с китайской пословицы.

“Скажи мне - я забуду,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать это,

И это станет моим навсегда».

Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же такое мелкая моторика?

Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Мелкая моторика развивается, естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. С возрастом у детей происходит совершенствование движений пальцев рук. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца остальным. С этого момента ребёнку доступны тонкие движения пальцев. Когда движения пальцев достаточно точны, начинает развиваться словесная речь. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования психической деятельности.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. При помощи мелкой моторики развиваются такие высшие свойства сознания, как:

- внимание;

- мышление;

- координация;

- воображение;

- наблюдательность;

- зрительная и двигательная память;

- речь.

Ребенку дошкольнику предстоит научиться правильно распределять мышечную нагрузку на руки, что подразумевает под собой быстрое чередование силового напряжения и расслабления.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учитывая важность этой проблемы, целесообразно вести работу в этом направлении. Для этого в работе  я использую – пальчиковые игры, игры с мелким конструктором, рисование по трафаретам, штриховки разной сложности, лепку, различные виды аппликации, графические диктанты, оригами и конечно, квиллинг.

Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling — от слова quill (птичье перо) - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Считается, что искусство возникло в средневековой Европе (по другим сведениям на Ближнем Востоке и в Древнем Египте, где монахини создавали медальоны, обрамление для икон и обложки для книг, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры (особенно часто использовалось в бедных церквях) .

В XV-XVI веке квиллинг считался искусством, в XIX веке — дамским развлечением (и чуть ли не единственным рукоделием, достойным благородных дам). Корейская школа квиллинга (называют бумагокручением) несколько отличается от европейской. Современные европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Восточные же мастера создают сложные произведения, больше похожие на шедевры ювелирного искусства.

Квиллинг развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Квиллинг способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат, совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Дети совершают путешествие в удивительный мир природы (растений, животных, сказочных цветов) .

Это простой вид рукоделия, не требующий больших затрат, доступный каждому. Познакомившись на нашем семинаре – практикуме  с простейшими элементами квиллинга, вы сможете увлечь этим своих детей, и я уверяю Вас, это занятие им очень понравится. Доказательством тому служит наша выставка. (Обращаю внимание на выставку работ в технике квиллинг).

Материалы и принадлежности для работы:

• Двухсторонняя цветная бумага

• Приспособление для закручивания бумажных лент. Это может быть шило, спица, зубочистка.

• Клей ПВА

• Ножницы

• Пинцет

• Линейка с круглыми отверстиями различного диаметра (офицерская) .

• Доска или коврик, на котором можно резать,

• Любая подходящая бумага с красивой фактурой - для основы.

• Канцелярский нож.

Основная техника выполнения квиллинга - сворачиваем и защипываем.

Всего существует 20 базовых элементов, но принцип остаётся тем же: сворачиваем и защипываем.

Практическая часть.

Основные формы: (показать изготовление элементов)

• тугая спираль - скрутить ленту и приклеить кончик, не снимая спирали с иглы, чтобы лента не раскрутилась;

• свободная спираль – скрутить ленту, снять спираль с иглы и, прежде чем приклеить конец, дать ей раскрутиться;

• капля – сделать свободную спираль и сжать её с одной стороны, чтобы она приобрела форму капли;

• изогнутая капля – сделать каплю и загнуть её уголок;

• глаз - сделать свободную спираль и сжать противоположные стороны, придать ей форму глаза:

• лист - сделать свободную спираль и сжать её в виде глаза и загнуть уголки в разные стороны;

• ромб - сделать глаз и сжать оба уголка, чтобы придать заготовке форму ромба;

треугольник – сделать свободную спираль и сжать её в трёх местах, чтобы получился треугольник.

А сейчас мы с вами попробуем сделать цветок, используя формы квиллинга, с которыми Вы познакомились. (Проводится совместная работа с педагогами).

Чтобы приступить к практической работе мне бы хотелось дать несколько полезных советов, которые пригодятся вам, и в последующей вашей работе в технике квиллинг:

Чтобы получить спирали одинакового размера (например, для лепестков одного цветка, нужен шаблон с отверстиями разного диаметра. Можно использовать "офицерскую" линейку или сделать из толстого картона.

Спиральки из тонкой бумаги нельзя долго держать в руках, иначе они не будут разворачиваться.

Клея для закрепления спиралей нужно немного, его стоит наносить кончиком зубочистки или с помощью специальной тонкой насадки на бутылочку.

Чтобы сделать объемную фигуру, нужно скрутить спираль из очень длинной бумажной полоски, а потом придать ему объемную форму – купол, конус и т. д. А потом все тем же клеем закрепить на нем ручки-ножки и прочие элементы. Можно собрать объемную фигуру из плоских элементов, склеивая их друг с другом.

Не пытайтесь сделать что-то "по-быстрому", квиллинг этого не любит.

Техника скручивания

• Возьмите полоску двумя пальцами.

• Оттяните с нажимом конец полоски двумя пальцами другой руки, проводя по нему ногтем так, чтобы конец немного изогнулся. Это нужно, чтобы кончик легче наматывался на шило или зубочистку.

• Плотно накрутите несколько витков бумаги на шило.

• Когда диаметр валика станет 3—4 мм, его уже можно снять с шила и дальше крутить вручную.

• Скручивайте плотный диск двумя руками, всё время перехватывай его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.

• Свернуть всю полоску бумаги.

• Когда бумага вся свернута, расслабьте пальцы и позвольте бумажной спирали немного распуститься.

• Конец полоски приклеить полоской ПВА.

• Если сжать заготовку двумя пальцами, то получим заготовку «капля».

• Если сжать заготовку двумя пальцами с двух сторон, то получается форма «лист».

С помощью этих приёмов Вы сможете создать необыкновенные композиции: от простого цветка, до самых изысканных проектов.

Давайте творить красоту!

Вот сейчас, мы и приступим к изготовлению цветочной композиции.

Заключительная часть.

Изготовленные Вами цветы в технике квиллинга необходимо разместить на листе А-4. Добавить в композицию различные формы элементов квиллинга, с которыми познакомились, и придумать свои фантазийные элементы. Назвать композицию и прорекламировать. Объяснить, где и для чего вы могли бы её применить.

Удачи Вам, вдохновения, полета фантазии.

Список литературы.

1. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно // Дошкольное воспитание, 2006. - №11

2. Квиллинг программа для дошкольников. Амфора,2010.

3. Максимова Е., Рахматуллина О., Травкина О., Черных А. Готовим пальчики к письму. Развивающая программа по подготовке к школе. Москва, Обруч, 2011.

4. Новикова И.В. Бумажные поделки в детском саду. Квиллинг.Удивительные вещи – своими руками. Москва,2012.

5. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1.

В помощь воспитателю!

(памятка по созданию узоров в технике квиллинг)

Техника скручивания.

• Возьмите полоску двумя пальцами.

• Оттяните с нажимом конец полоски двумя пальцами другой руки, проводя по нему ногтем так, чтобы конец немного изогнулся. Это нужно, чтобы кончик легче наматывался на шило или зубочистку.

• Плотно накрутите несколько витков бумаги на шило.

• Когда диаметр валика станет 3—4 мм, его уже можно снять с шила и дальше крутить вручную.

• Скручивайте плотный диск двумя руками, всё время перехватывай его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.

• Свернуть всю полоску бумаги.

• Когда бумага вся свернута, расслабьте пальцы и позвольте бумажной спирали немного распуститься.

• Конец полоски приклеить полоской ПВА.

• Если сжать заготовку двумя пальцами, то получим заготовку «капля».

• Если сжать заготовку двумя пальцами с двух сторон, то получается форма «лист».

С помощью этих приёмов Вы сможете создать необыкновенные композиции: от простого цветка, до самых изысканных проектов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квиллинг - нетрадиционный метод развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Знакомить детей с квиллингом лучше со старшего дошкольного возраста. Чтобы знакомство и освоение техники квиллинг проходило интересно и эффективно необходимо соблюдать два принципа: поэтапность и сист...

Проект самообразования по теме нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.

Актуальность  заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа с использованием нетрадиционных техник рисования будет способствовать развитию мелкой моторики у детей раннего возра...

«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Аппликация весьма актуальна при работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприяти...

Техника «квиллинг» как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста

В статье написано  как с помощью техники "Квиллинг" можно развивать мелкую моторику руки....

Семинар - практикум для педагогов на тему : "Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребёнка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деят...